Никогда не следует представлять результаты статистически (в процентах), если в вашем исследовании участвует менее 100 человек. В этом случае мнение одного или двух человек может существенно изменить процентное соотношение и дать ложное представление о степени важности этих различий.
Результаты не могут быть представлены и как количество людей, выразивших согласие или несогласие по конкретному вопросу Это обусловлено малой выборкой, данные по которой не могут быть спроецированы на большую целевую аудиторию. В данном случае цифры бессмысленны. Результаты качественного исследования представляются описательно.
ПРИМЕР
Большинство родителей не слишком удовлетворены тем, как был организован внешкольный досуг их детей до последнего времени. Те родители, которые прибегают к помощи родственников, уверены в безопасности своего ребенка. Некоторым нравится, что родственники присматривают за их детьми бесплатно.
Несмотря на эти преимущества, которые все родители считают очень важными, у такого способа организации внешкольного досуга есть особенности, вызывающие у родителей чувство неудовлетворенности. Прежде всего, большинство отмечает тот факт, что родственники прекрасно справляются лишь с ролью няни, не занимаясь обучением и развитием ребенка.
Во-вторых, лишь немногие родители предпочитают, чтобы их ребенок проводил внешкольное время в одиночестве, вне детского окружения. В-третьих, родители считают, что время, проведенное их ребенком под руководством воспитателя-профессионала, будет для ребенка более интересным и полезным.
Обратите внимание в этом примере на разницу между словами «большинство'», «все», «немногие» и «некоторые». Это те различия, которые допустимо проводить на основании качественного исследования. Иногда при обсуждении на фокус-группе один человек высказывает точку зрения, с которой все остальные могут быть не согласны; тем не менее, вы учитываете и эту точку зрения, считая ее важной. Мнение одного человека прекрасно может быть отражено в отчете следующим образом: Один респондент заметил, что …. (один респондент категорически возразил).
|
В. Отчет по фокус-групповому исследованию
Анализ
Легче всего объяснить, как составляется отчет по фокус-группам, на конкретном примере. Представьте себе, что вы провели в своем городе четыре фокус-группы, в которых приняли участие работающие родители, имеющие детей тех возрастных групп, которые подходят для вашей программы внешкольного досуга; две фокус-группы работающих матерей в возрасте 25 - 39 лет и две - работающих отцов того же возраста. У вас могут быть либо магнитофонные записи дискуссии, либо стенографический отчет наблюдателя, в котором он детально отразил весь ход дискуссии.
Первое, что нужно сделать - это сгруппировать на бумаге ответы и мнения участников всех групп по каждому из обсуждавшихся вопросов. Для различения групп в данной ситуации можно использовать ручки или карандаши разных цветов либо разный шрифт При анализе высказываний каждой группы по данному вопросу вы можете встретить цитаты, четко и конкретно выражающие важную для вас точку зрения. Эти цитаты вы включаете в отчет Организованная таким образом информация по первому вопросу может выглядеть следующим образом:
|
ПРИМЕР
Вопрос 1: Какими программами внешкольного досуга вы пробовали пользоваться?
Группа 1 (отцы). Несколько человек пробовали только «АБВ Школьные дни». Другие пользовались этой программой и прибегали при этом к помощи родственников или соседей. Некоторые использовали только помощь родственника на дому. Один участник, использовавший программу «После школы», описывал ее как «максимально удобную, поскольку она была организована в той же школе, где занимался ребенок, и не требовала перевозки ребенка в другое место».
Группа 2 (матери). Большинство прибегали к помощи родственника на дому, некоторые пользовались услугами бабушек и дедушек. Несколько человек знакомы с программой «АБВ Школьные дни», некоторые другие - с программой «После школы». Никто не упомянул, даже при наводящих вопросах, об использовании услуг соседей.
Группа 3 (матери, вторая группа). Все матери в этой группе прибегали к помощи родственников на дому. Кто-то из родственников приходил к ребенку домой, кто-то забирал его из школы и привозил к себе. Несколько человек использовали программу «АБВ Школьные дни». Лишь немногие пробовали пользоваться услугами соседей.
Группа 4 (отцы, вторая группа). Несколько человек из группы не могли точно сказать, как назывались программы, которыми они пользовались, сославшись на то, что этими вопросами обычно занимались их жены. Другие заявили, что ребенок находился под наблюдением их родственника. Немногие знали, что их ребенок пользовался программой «АБВ Школьные дни». Один отец заявил: «Хотя моя жена решает все эти вопросы, она согласовывает их сначала со мной. Но я доверяю ее мнению в вопросах, связанных с детьми». Аналогичным образом вы описываете каждый обсуждаемый вопрос, всегда помечая, какая примерно доля группы выразила то или иное мнение (все, большинство, многие, несколько, немного, один или два, имевшие особый опыт или особую позицию) и дословно записываете при этом важные по вашему мнению цитаты.
|
2. Форма представления анализа
Для написания раздела «Подробные результаты» обобщите информацию, полученную по каждому вопросу во всех четырех группах, отмечая существенные, с вашей точки зрения, различия. В следующем примере показано, как можно представить информацию в разделе «Подробные результаты».
ПРИМЕР:
Опробованные программы внешкольного досуга
Во всех четырех групповых дискуссиях выяснилось, что многие женщины и мужчины знакомы с двумя возможностями организации внешкольного досуга для своих детей: присмотр родственника и программа «АБВ Школьные дни». Из этих двух возможностей женщины чаще пользуются услугами родственника, тогда как мужчины с большей охотой прибегают к программе «АБВ Школьные дни». Лишь немногие мужчины и женщины прибегали к услугам соседа и только один мужчина упомянул о программе «После школы».
Важно отметить, что несколько мужчин в одной из групп подчеркнули приоритет жен в принятии решений, связанных с уходом за детьми. Один из них сказал следующее: «Хотя моя жена решает все эти вопросы, она согласовывает их сначала со мной. Но я доверяю ее мнению в вопросах, связанных с детьми».
Комментарии о преимуществах и недостатках тех или иных опробованных программ включаются в соответствующий раздел.
Хотя комментарий по поводу того, кто принимает решение, был сделан только одним мужчиной, его стоит отметить, потому что это может быта общей тенденцией и для других семей. Так ли это, можно выяснить, проведя количественное исследование с большей выборкой. Но если это так, то при подготовке информационных материалов по программе их следует адресовать матерям, но таким образом, чтобы включить в процесс принятия решения и отцов.