Очень важно, чтобы участники видели, что модератор и другие члены его команды уважают их и испытывают искренний интерес к их мыслям. Если люди вам не доверяют, они не поделятся своими мыслями и вы не получите ту информацию, которая вам нужна. Вот несколько советов для создания атмосферы доверия:
· Демонстрируйте неподдельный интерес к каждому человеку и к обсуждению в целом.
· Представьтесь в доброжелательной, открытой и расслабленной манере, то есть профессионально.
· Оденьтесь в соответствии с социально-экономическим уровнем группы и во всяком случае не так, чтобы одежда показывала большую разницу между вами и участниками.
·
· Никогда не разговаривайте с участниками недоброжелательно терпеливо, поскольку это окончательно отпугнет застенчивых людей.
· По возможности не прерывайте участников. Если же возникнет такая необходимость (например, кто-то все время уклоняется от темы) делайте это вежливо. Например, поднимите руку показывая, что вы хотите что-то сказать, перед тем, как вы его прервете.
· Будьте внимательны, не воспринимайте мнение одного человека как мнение всей группы. Постарайтесь получить ответ от всех участников.
· Говорите с участниками на понятном им языке. Вы можете отпугнуть или утратить с ними контакт, если будете использовать слишком сложный для них язык.
Д. Как должны вести себя наблюдатели
Наблюдатели должны молчать, демонстрируя внеязыковыми спас уважение и интерес к участникам. Когда члены исследовательской команды приветствуют участников и делают все, чтобы создать им оптимальные условия для плодотворной дискуссии, это очень помогает модератору в работе.
Если наблюдатели хотят переговорить друг с другом, они должны либо выйти из комнаты, либо написать записку Очень важно, чтобы наблюдатели не отвлекали участников. Если наблюдателю нужно что-то сообщить модератору он должен записать это и передать модератору во время перерыва перед окончанием дискуссии. Тогда они могут обменяться мнениями по поводу дополнительной информации, которую необходимо получить в оставшееся время.
|
Основной задачей наблюдателей является ведение записи всей дискуссии и фиксация слово в слово любых комментариев, которые, по их мнению, наиболее важны. Наблюдатели должны также обращать особое манне на ту информацию, которой обмениваются участники. Если либо из сказанного на группе вызывает у наблюдателей вопросы, те должны их записать.
Если сообщение является важным и в то же время вполне понятным, они могут попросить модератора получить разъяснение. Если модератор забыл задать какой-то вопрос, запланированный в сценарии, наблюдатель должен это записать и напомнить об этом модератору до окончания дискуссии.
Е. Карточки с именами
Во многих культурах вежливым обращением считается обращение по имени или по имени и фамилии. В Соединенных Штатах, например, принято обращаться к людям по именам. Но дипломированные специалисты предпочитают, чтобы к ним обращались, указывая звание и фамилию.
Так или иначе, людям нравится, чтобы к ним обращались по имени. Поэтому предпочтительнее иметь карточки с именами, которые участники могут приколоть на свою одежду или поставить перед собой на стол.. Если карточки с именами непривычны для участников дискуссии, модератор может записать их имена в том порядке, в каком они сидят за столом, чтобы впоследствии обращаться к ним по имени.
|
Ж. Вознаграждение участников исследования
В некоторых случаях люди могут участвовать в фокус-группе бесплатно. В других ситуациях, возможно, следует предложить им какое-то вознаграждение за потраченное время и за активное участие. Доверьтесь своему опыту выбирая форму вознаграждения. Когда вы определитесь с формой вознаграждения, сообщите об этом участникам, приглашая их на дискуссию.
VI. ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ ОДИН НА ОДИН
А. Последовательность
Независимо от типа индивидуального интервью (качественное или количественное, короткое или длинное) порядок его проведения будет таким же, что и при фокус-групповой дискуссии.
1. Вступление
2. Фоновые вопросы
3. Основные вопросы
4. Дополнительные вопросы, относящиеся к делу, но менее важные
5. Окончание интервью
Принципы, которые лежат в основе проведения индивидуального интервью, идентичны тем, которые используются при проведении фокус- группы:
Вопросы следуют в логическом порядке.
Интервью должно быть построено так, чтобы дать опрашиваемому возможность привыкнуть к окружающей обстановке, почувствовать себя комфортно при общении с интервьюером до того, как будут заданы основные вопросы.
Сначала респонденту следует задать более простые вопросы, а уже затем основные, которые, как правило, более сложны для ответа. Интервью завершается вежливо и логично.
Б. Работа интервьюера
Обязанности интервьюера состоят в следующем:
|
· Создать атмосферу доверия.
· Убедиться, что респондент понял вопрос.
· Убедиться, что полученный ответ соответствует поставленному вопросу
· Внимательно записывать ответы респондентов. Обычно ответы фиксируются прямо в анкете. Но иногда интервью записываются на аудио- или на видеопленку
Вот некоторые советы для создания атмосферы доверия:
- Демонстрируйте настоящий, искренний интерес к респонденту и его ответам.
- Представьте себя в дружественной, открытой и расслабленной? (профессионально).
- Оденьтесь в соответствии с социально-экономическим уровнем респондента и во всяком случае не так, чтобы одежда подчеркивала разницу между вами.
- Никогда не разговаривайте с респондентом недоброжелательно или нетерпеливо.
- Не прерывайте респондента. Если же возникнет такая необходимость делайте это вежливо. Например, поднимите руку показывая, что вы хотите что-то сказать, перед тем, как вы прервете человека.
Основные рекомендации для проведения интервью один на один
- Зачитывайте каждый вопрос точно так, как он записан, и следуйте инструкциям по ведению записи ответов.
- Записывайте ответ респондент на каждый вопрос дословно.
- Если респондент не понял вопрос, повторите его в точности так, записан. Если респондент по-прежнему не понял вопрос, отметьте это в том месте, где должен фиксироваться ответ. Переходите к следующему вопросу. Когда интервью закончено, обсудите вопрос, вызвавшие внимание, с коллегами.
- Если ответ неточный или не имеет отношения к вопросу повторите вопрос. Если это не помогает, используйте наводящие, или разъясни вопросы. Вы можете сказать, например, следующее: «Пожалуйста повторите это другими словами», «Пожалуйста, проясните это», «Что вы можете сказать?» или «Пожалуйста, немного конкретнее». Каждый раз когда вы используете наводящие вопросы, делайте пометку напротив вызвавшего непонимание вопроса (Н), перед тем как вы запишите полученный ответ.
В. Как должны вести себя наблюдатели?
Обычно при проведении интервью один на один наблюдатели отсутствуют. Иногда возникает необходимость присутствия коллеги-наблюдателя, в частности при первых интервью или когда возникают проблема непониманием респондентом некоторых вопросов. В таких случаях наблюдатель должен сохранять молчание и ни в коем случае не прерывать интервьюера.
VII. АНАЛИЗ: НАПИСАНИЕ ОТЧЕТА
А. Структура отчета
Как уже говорилось выше в разделе III, вы должны всегда составлять письменный отчет о результатах вашей деятельности. Он не должен быть длинным и сложным, но в нем должны быть следующие разделы:
1. Вступление и цели
Начните ваш отчет с этого раздела, переписав его из предложения на исследование, чтобы читатель знал, для чего вы проводили исследование, что вы пытались выяснить и какие действия вы предполагаете предпринять, исходя из результатов исследования.
2. Метод
Объясните, было ли исследование качественным или количественным, какие инструменты (интервью один на один, фокус-группы и какие методы вы использовали (интервью по телефону, лицом к лицу и т.д.), каковы были ваши целевые группы и сколько человек вы опросили в каждой группе. Хорошо указать сроки проведения исследования, месяц и год, количество затраченных дней, чтобы вы могли продублировать подобное исследование в будущем, если возникнет необходимость.
3. Основные результаты
Структурируйте основные результаты, опираясь на ваши информационные задачи, как они были указаны в предложении. Этот раздел, коротко рассказывающий о том, что вы выяснили, может занять две страницы. Обычно он пишется после того, как закончен раздел «Подробные результаты». Это поможет вам решить, какие результаты следует выделить как наиболее важные, а также определить, каковы должны быть выводы и рекомендации. Этот раздел ориентирует вас на дальнейшие шаги.
4. Выводы и рекомендации
Опишите, в чем заключается смысл собранной информации для планирования следующих шагов и почему они должны быть сделаны. После того, как вы написали разделы «Подробные результаты» и «Основные результаты», приступайте к разделу «Выводы и рекомендации».
Раздел «Основные результаты» обожает то, что вы считаете самым важным из итогов исследования. Раздел «Выводы» объясняет, что, по вашему мнению, эти результаты означают для вашего проекта. В разделе «Рекомендации» описываются ваши дальнейшие действия в работе над проектом, исходя из результатов исследования и выводов.
ПРИМЕР
Вот как могут выглядеть выводы и рекомендации в нашем примере о программах по внешкольной занятости детей:
Результаты опроса показали, что в целом родители хорошо воспринимают идею о разработке программы, участвуя в которой их дети будут в безопасности. Если это необходимо, с ними будут заниматься воспитатели, их играми будут управлять и они смогут получить опыт общения с другими детьми. Родителей также волнует качество работы взрослых, которые будут заниматься их детьми. Можно ли будет им доверять?
Поскольку это опасение отталкивает многих родителей от участия в подобных программах, мы рекомендуем выработать строгие критерии для отбора сотрудников и четкие правила поведения для штата. Мы также советуем, чтобы для большего спокойствия родителей в будущей программе предполагалось постоянное присутствие с детьми по меньшей мере двух взрослых одновременно.
Иногда социологи рекомендуют подкреплять результаты опроса сведениями, почерпнутыми из других источников. В данном случае этого делать не нужно, поскольку можно в какой-то степени сбить читателя с толку Если вы все же считаете, что такая информация будет полезной, поместите ее в специальный раздел, который может быть озаглавлен «Другие известные факты».
5. Подробные результаты
В этом разделе подробно описывается, какая информация вами получена по каждой информационной задаче. Самый простой способ структурирования этого раздела - освещать вопрос за вопросом. Хотя разделы «Основные результаты», «Выводы и рекомендации» в отчете всегда помещаются в начале, первым составляется раздел «Подробные результаты». Этот раздел - основа для написания всех остальных разделов. Таким образом, раздел «Подробные результаты» является ядром вашего отчета и дальнейшего плана действий.
6. Таблицы с данными
Этот раздел сопровождает обычно количественные исследования, поскольку результаты качественных исследований НИКОГДА не отражаются в цифрах или статистических данных. Лучший способ представить таблицы в отчете - поместить их в отдельный раздел. В аналитическом отчете приводятся сноски на таблицы, чтобы читатель мог найти статистические данные, подтверждающие ваши выводы.
В больших по объему исследованиях читателю будет проще понять ход рассуждений, если вы будете иллюстрировать их небольшими таблицами, включенными в текст. Таким образом читатель сможет знакомиться с материалом, не перескакивая постоянно в раздел таблиц с данными и обратно. Каждая часть раздела «Подробные результаты» должна отсылать читателя к соответствующей таблице.
7. Приложение
Этот раздел обычно включает критерии отбора респондентов, анкету или анкеты, которые вами использовались, любые материалы, которые демонстрировались респондентам, таблицу или короткий текст, где подробно излагаются демографические характеристики выборки.
В отчете по фокус-группам «Приложение» включает в себя критерии отбора респондентов, сценарий дискуссии и демографические данные участников. Оно может также включать списки цитат - высказываний участников, касающихся ключевых вопросов исследования. Такие списки могут быть очень ценными, но если они включены в текст отчета, то могут отвлекать внимание от результатов.
В комплексных количественных исследованиях этот раздел может включать описание факторов или ячеек, использованных при составлении таблиц данных. Ячейка - это подгруппа общей выборки. В выборке из 200 человек, где 100 человек - мужчины и 100 - женщины, мужчины будут одной ячейкой, а женщины - другой. Если вы разрабатываете достаточно сложный проект, то лучше пригласить консультанта-исследователя, который знает, как это делать.