А. Логическая последовательность вопросов




Все анкеты составляются в определенной логической последовательности. Они начинаются с краткого введения, где говорится о том, кто вы и с какой целью задаете вопросы. После введения следуют вопросы, позволяющие удостовериться, что человек, которого вы опрашиваете, обладает требуемыми характеристиками. Такие вопросы называются «отборочными».

После этого сообщается о длительности и типе интервью. Первый раздел заканчивается подтверждением того, что человек готов принять участие в исследовании. Следующий раздел включает содержательные вопросы, которые необходимо задать всем участникам. В заключении приводится дополнительная информация, которая может понадобиться для классификации участников. Порядок может быть следующим:

Вступление

- Ваше имя и название вашей организации.

- Объяснение, почему вы обращаетесь к человеку

- Пояснения по поводу оборудования, которое будет использовано, или по поводу присутствующих наблюдателей.

Вопросы, позволяющие убедиться, что человек подходит для участия в опросе

- Пол

- Возраст

- Стиль жизни

- Профессия

- Занимаемая должность

- Другие критерии, которые вы захотите учесть

Вопрос к потенциальному участнику о его желании принять участие в исследовании

Постарайтесь в одном или двух предложениях дать краткие сведения об опросе (когда, где, с кем и как будет проходить интервью, какова его длительность); спросите о желании человека принять в нем участие.

4. Содержательные вопросы

Это самые важные вопросы, поскольку от ответов на них зависят результаты вашего исследования.

5. Заключительные демографические, психографические или сонно-экономические вопросы, необходимые для дальнейшей классификации ответов

Окончание интервью и выражение благодарности участникам

Б. Одна или две анкеты?

Если вы планируете провести интервью-перехват - короткое интервью, которое не займет много времени у квалифицированного интервьюера, - все эти вопросы могут быть совмещены в одной анкете. Но если планируется интервью с предварительной договоренностью, вам надо составить две анкеты.

Первая будет «отборочной» и в нее войдут пункты 1-3. Вторая будет включать в себя содержательные вопросы. В ней должно быть новое вступление, напоминающее участнику о причинах данного исследования и о предполагаемой длительности интервью, а также пункты 4-6. Она также может включать повторение отборочных вопросов, чтобы еще раз убедиться в правильности выбора респондента.

Например, если интервью будет длиться 10 минут, если человек дает согласие на него и вы хотели бы начать интервью немедленно, изложите это в третьем пункте, а затем задайте основные вопросы. Если интервью или фокус-группа состоятся через неделю-две, вам необходимо объявить дату время, место проведения, определить длительность беседы и рассказать, что она будет проходить в форме фокус-группы.

Затем вы спрашиваете человека, примет ли он участие в исследовании. В ходе фокус-группы вы можете повторить вопросы, перечисленные в пунктах 1-3, чтобы еще раз убедиться, что участники подходят для исследования и готовы в нем участвовать. Во время дискуссии вы будете задавать вопросы из пунктов 4- 6, используя сценарий дискуссии, подготовленный заранее.

Если вы отбирали людей для интервью по именам или должностям, и это единственные характеристики, которые вас интересуют (в нашем примере это могут быть мэр, журналисты, освещающие вопросы школьных и детских программ, руководители успешных программ внешкольного досуга), вы можете начинать интервью уже не повторяя отборочные вопросы или, если интервью будет длительным, сразу назначить для него время

В. Отборочные вопросы

Если вы решили провести исследование, вы должны быть уверены в том, что люди, которых вы опрашиваете, соответствуют требуемым характеристикам. Для этого вы составляете отборочные вопросы. Каждый вопрос служит для того, чтобы выяснить, обладает ли человек, которого вы планируете включить в исследование, той или иной характеристикой.

Например, если вы хотите опросить отцов в возрасте от 25 до 39 лет, которые работают и имеют детей в возрасте от б до 8 лет, вы должны задать вопрос по каждой из этих характеристик. Если человек обладает только двумя характеристиками из трех, которые вам нужны, следует закончить интервью и сделать в отборочной анкете соответствующую отметку

«Окончание интервью » - это термин, означающий его прекращение. Вы заканчиваете интервью, если человек сразу отказывается отвечать на ваши вопросы, если сначала человек отвечает на вопросы, а потом отказывается отвечать, что иногда бывает, или если он не обладает всеми нужными вам характеристиками.

«Учет выбывших из интервью » - это исследовательский термин для подсчета количества людей, которых вы в определенный момент прекратили опрашивать. Учет выбывших из интервью помогает вам понять, сколько надо потратить сил, чтобы найти нужных для исследования людей, - это может повлиять на сроки и стоимость исследования. Подобный учет покажет вам, так ли многочисленна ваша целевая аудитория, как вы думали. Если вам покажется слишком сложным точно фиксировать количество людей, выбывших из интервью, этого можно не делать, но такой подсчет - хорошая исследовательская практика.

ПРИМЕР

Лучший способ составить отборочные вопросы - это написать перечень предполагаемых ответов и сопроводить каждый вопрос отметкой об окончании интервью и шкалой учета выбывших из интервью. Ниже приводится пример отборочных вопросов для отцов.

1. Пример отборочных вопросов

1. Укажите ваш пол:

муж. ()

жен.. () Окончание интервью. Отметьте в шкале

 

ШКАЛА УЧЕТА ВЫБЫВШИХ ИЗ ИНТЕРВЬЮ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1112 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

2. Укажите ваш возраст. Вам... (зачитать список):

 

менее 18 () Окончание интервью. Отметьте в шкале

18-24 () Окончание интервью. Отметьте в шкале

25-39 ()

40-54 () Окончание интервью. Отметьте в шкале

больше 55 () Окончание интервью. Отметьте в шкале

ШКАЛА УЧЕТА ВЫБЫВШИХ ИЗ ИНТЕРВЬЮ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

3. Вы работаете?

Да ()

Нет () Окончание интервью. Отметьте в шкале

ШКАЛА УЧЕТА ВЫБЫВШИХ ИЗ ИНТЕРВЬЮ 12 3 4 5 6 78 9 10 1112 13 14 15 16 17 18 1920 2122 23 24 25 26 27

4. Сколько детей, если они есть, следующих возрастных групп живет вместе с вами? (Прочитайте список и отметьте ответ.

От 1 года до 2 лет ()

3 - 5 лет ()

6 - 8 лет () Пригласить на интервью

7лет и старше ()

ЕСЛИ НЕТ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 6-8 ЛЕТ, ПРЕКРАТИТЕ ИНТЕРВЬЮ И СДЕЛАЙТЕ ОТМЕТКУ В ШКАЛЕ УЧЕТА

ШКАЛА УЧЕТА ВЫБЫВШИХ ИЗ ИНТЕРВЬЮ

12 3 4 5 б 78 9 10 И 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Ответы на этот последний вопрос вы, возможно, захотите распределить согласно возрасту детей (шестилетние, семилетние, восьмилетние), чтобы убедиться, что вы пригласили отцов, имеющих детей разных возрастов. Достичь желаемого соотношения людей, которых вы собираетесь опросить, называется «соблюсти квоту». Инструктируя своих интервьюеров для набора отцов в фокус-группу вы можете сказать, что вам нужно 3- 4 отца для каждой из трех возрастных групп детей. Следующий, четвертый, вопрос может быть таким:

ПРИМЕР

. Сколько детей, если они есть, следующих возрастных групп живет вместе с вами? (Прочитайте список и отметьте ответ)

От 1 года до 2лет

3 - 5 лет

6 - 8 лет () Задайте вопрос 46

7 лет и старше ()

ЕСЛИ НЕТ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 6 - 8 ЛЕТ, ПРЕКРАТИТЕ ИНТЕРВЬЮ И СДЕЛАЙТЕ ОТМЕТКУ В ШКАЛЕ УЧЕТА

 

ШКАЛА УЧЕТА ВЫБЫВШИХ ИЗ ИНТЕРВЬЮ

12 3 4 5 6 78 9 10 1112 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

46. Вы сказали, что у вас есть ре6енок / (кол-во см. в вопросе 4а) дети в возрасте 6-8 лет.

(ЕСЛИ ТОЛЬКО ОДИН, СПРОСИТЕ)

Сколько лет вашему ребенку? (записать ниже)

(ЕСЛИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОДИН, СПРОСИТЕ)

Сколько лет каждому из них? (записать ниже)

Кол - во детей в возрасте 6 лет

Кол - во детей в возрасте 7 лет

Кол-во детей в возрасте 8 лет

ПРОВЕРЬТЕ КВОТЫИ ПРЕКРАТИТЕ ИНТЕРВЬЮ ИЛИ ПРИГЛАСИТЕ НА ИНТЕРВЬЮ

 

ШКАЛА УЧЕТА ПРЕВЫШЕНИЯ КВОТЫ

1 2 3 4 5 6 78 9 10 77 12 13 14 15 1 6 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Какую бы квоту вы ни установили, есть опасность, что вы найдете больше людей с нужными характеристиками, чем вам нужно. В этом случае даже если человек подходит вам по всем характеристикам, вам придется прекратить интервью. Это называется прекращением интервью, обусловленным превышением квоты. Вы можете задавать более подробные вопросы: «Работает ли отец полный день или полдня»,» Живет ли он с матерью детей», Работает ли она», вам может понадобиться отец, имеющий только одного ребенка той возрастной группы, которая вас интересует. какие бы уточнения вам ни понадобились, обязательно задайте соответствующий вопрос, чтобы отобрать людей, обладающих нужной Вам характеристикой.

Обратитесь к здравому смыслу чтобы составить объективные вопросы, пометьте возможные окончания интервью, чтобы интервьюер действительно набрал нужных людей.

2. Вопросы о роде деятельности и должности

 

Иногда приходится проводить достаточно конфиденциальные исследования, и тогда вам нужно исключить из числа участников людей из определенных компаний или занимающих определенные должности. Например, во многих странах люди, работающие в фирмах, занимающихся маркетинговыми исследованиями, или в рекламных компаниях, не должны включаться в исследование.

В предыдущем примере необходимо исключить из числа участников фокус-групп отцов, работающих в одной из внешкольных программ, потому что такой человек будет рассматриваться другими участниками как эксперт, в результате чего они будут стесняться высказывать собственное мнение в его присутствии.

Или, если вы решили проводить телефонные интервью с руководителями успешных внешкольных программ в других городах, вы можете это сделать, позвонив им прямо в офис.

В этом случае вам нужно пригласить к телефону нужного вам человека, указав его должность и выяснить его имя. Затем вы пригласите его к телефону и зададите отборочные вопросы, а уже потом пригласите принять участие в опросе.

Здравый смысл подскажет вам, какого типа люди могут нарушить ход групповой дискуссии, кого лучше вообще не приглашать, когда вы, например, изучаете мнение влиятельных людей.

Г. Открытые вопросы для качественных интервью

Существует два типа вопросов: открытые и закрытые. Если вы находитесь на ранней стадии исследования, вам лучше использовать открытые вопросы. Термин «открытые вопросы» означает, что задавая вопрос, вы не даете человеку каких-либо определенных вариантов ответа.

Вопрос 3, приведенный выше, является открытым. Даже если возможны только два варианта ответа (Вы работаете? - Да или нет), интервьюер не должен зачитывать перечень ответов, и человек вправе отвечать сам. Другим примером открытого вопроса может быть следующий вопрос: «Как вы организовали (если вы это сделали) свободное время вашего ребенка 6-8 лет?». Другими словами, вы не подготавливаете заранее альтернативные ответы и не зачитываете их, когда задаете вопрос. Открытый вопрос - это тот вопрос, который либо не имеет заранее составленного списка ответов, потому что выбор абсолютно ясен (например, да или нет), либо список ответ есть, но он не зачитывается. Опрашиваемый волен отвечать на такой вопрос своими словами.

Альтернативой открытому типу вопроса является «закрытый вопрос», когда интервьюер сначала задает сам вопрос, а потом предлагает возможные ответы, зачитывая их списком, как указано в инструкции.

Помните о том, что основанием для проведения зондирующего, или качественного, исследования является и выявление спектра возможных с встав вашей целевой аудитории. Чрезвычайно важно ставить вопросы объективно. Совершенно недопустимо задавать направляющие или неточные вопросы. Например, лучше всего спросить человека о его возрасте следующим образом: «Сколько вам лет?», а не «Попадаете ли вы в возрастную категорию от 25 до 39 лет?».

Вот еще один пример. Если вы хотите узнать, удовлетворен ли респондент тем, как проводит свое время после школы его ребенок, не надо спрашивать: «Вы удовлетворены тем, как ваш ребенок проводит время после школы?». Такой подход может вызвать защитную реакцию, и ваш собеседник может решить, что будет плохо выглядеть в ваших глазах, если скажет «нет». Или, наоборот, человеку может показаться, что вы ждете от него утвердительного ответа, поскольку так задан вопрос. Предпочтительнее сформулировать вопрос следующим образом: «Насколько вы удовлетворены, если вообще удовлетворены, тем, как обычно организован внешкольный досуг вашего ребенка?».

ПРИМЕР

1. Образец открытых качественных вопросов

Вот еще несколько примеров открытых вопросов, которые можно задать к проблеме внешкольных программ для детей:

1.1 Какие способы организации внешкольного досуга вашего ребенка вы рассматривали?

 

ДЛЯ ВСЕГО НАЗВАННОГО:

Почему вы рассматривали именно этот способ?

Что вам в нем нравится?

Что вас в нем смущает?

Откуда вы о нем узнали?

 

1.2 Какой из перечисленных способов вы уже опробовали?

 

ДЛЯ ВСЕГО НАЗВАННОГО:

Почему вы попробовали именно этот способ? Что заставило вас его попробовать? Вы все еще пользуетесь этим способом?

 

ДЛЯ ТЕХ СПОСОБОВ, КОТОРЫМИ ЕЩЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ:

Почему вы все еще используете этот способ?

Что (если есть таковое) вам в нем нравится?

Что (если есть таковое) вам в нем не нравится?

Насколько вы удовлетворены этим способом?

Почему вы так говорите?

Как может быть усовершенствован этот способ?

ДЛЯ ТЕХ СПОСОБОВ, КОТОРЫЕ ОПРОБОВАНЫ, НО БОЛЬШЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

Почему вы решили отказаться от этого способа? Что (если есть таковое) вам в нем нравилось?

Что (если есть таковое) вам в нем не нравилось? Насколько вы были удовлетворены этим способом? Почему вы так говорите?

Как мог бы быть усовершенствован этот способ?

Вопросы, которые сопровождаются инструкцией («для каждого из названных...»), называются «уточняющими». Уточнение - это поиск более подробных объяснений того, почему тот или иной человек принял то или иное решение. Уточняющие вопросы обычно следуют за утверждением о том, что человек что-то сделал или собирается сделать.

Уточняющие вопросы могут включать одно или несколько вопросительных слов: почему, где, когда, как, как часто, с кем, с каким результатом, по какой цене, с какой степенью удовлетворенности, что бы вы изменили, чтобы получить лучший результат, что вам еще нужно знать и почему?

Д. Закрытые вопросы для количественных интервью

Закрытые вопросы преобладают в анкетах для количественных исследований. Закрытый вопрос включает перечень ожидаемых ответов и строку «другое», которая дает возможность интервьюеру записать незапланированный ответ. Обычно перечень ответов разрабатывается на базе вторичного исследования и качественного, или зондирующего, исследования.

Когда вы составляете анкету для количественного исследования, обратитесь к доступным вам вторичным данным или к результатам качественного исследования. Тогда у вас будет ясное представление, какими могут быть ответы, и вы можете задать каждый вопрос (или, по крайней мере, большинство вопросов), исходя из предполагаемых ответов. Вы не исследуете круг возможностей, вы пытаетесь выяснить процентное соотношение людей с разными мнениями и разным поведением. Другими словами, вы стараетесь выяснить, сколько людей «попадет» в тот или иной ответ из списка, разработанного на основе качественного исследования.

1. Образец закрытых количественных вопросов

ПРИМЕР

Этот пример полностью основан на гипотетических ответах, извлеченных из приведенных выше качественных вопросов.

1.1 Какие способы организации внешкольного досуга вашего ребенке есть) вы рассматривали? (ЗАЧИТАЙТЕ ОТВЕТЫИ ОТМЕТЬТЕ ВЫБРАННЫЙ ОТВЕТ)

Да Нет

а. Присмотр на дому у родственника или друга () ()

б. Индивидуальный присмотр за ребенком гувернером () ()

в. Детская группа на дому у родственника или друга () ()

г. Детская группа в некоммерческом детском центре () ()

д. Детская группа в государственном детском центре () ()

Другое (что именно) _____________________________________

 

2. Рейтинговые шкалы

Рейтинговые шкалы очень удобны для определения процентного соотношения между опрашиваемыми. Например, они могут быть использованы для выяснения процента опрашиваемых, которые удовлетворены записи внешкольного досуга своих детей.

Они также могут быть использованы для выделения групп людей в зависимости от частоты, с которой они прибегают к тому или иному способу организации досуга ребенка. Рейтинговые шкалы можно использовать для определения степени удовлетворенности теми внешкольными программами, которые уже не завались родителями.

ПРИМЕР

2.1 (ДЛЯ КАЖДОГО ВАРИАНТА СПРОСИТЕ) Приходилось ли вам когда использовать этот способ...................... для организации внешкольного досуга вашего ребенка?

Да Нет

а. Присмотр на дому у родственника или друга () ()

б. Индивидуальный присмотр за ребенком гувернером () ()

в. Детская группа на дому у родственника или друга () ()

г. Детская группа в некоммерческом детском центре () ()

д. Детская группа в государственном детском центре () ()

 

2.2 (ДЛЯ КАЖДОГО СПОСОБА СПРОСИТЕ) Мне хотелось бы знать, нас ко вы удовлетворены теми способами, к которым вы прибегали? Когда я зачитывать, выберите один из четырех предложенных ответов (совершенно удовлетворен, скорее удовлетворен, скорее не удовлетворен, совершенно не удовлетворен). (ОТМЕТЬТЕ ОТВЕТ В ПРИВЕДЕННОЙ НИЖЕ ТАБЛИЦЕ)

совершенно скорее скорее совершенно

не удовлетворен

 

 

а. Присмотр на дому у

родственника или друга () () () ()

б. Индивидуальный присмотр

за ребенком гувернером () () () ()

в. Детская группа на дому

у родственника или друга() () () ()

г. Детская группа в

некоммерческом детском центре () () () ()

д. Детская группа в

государственном детском центре () () () ()

3.Четырех- или пятичленные рейтинговые шкалы

Исследователи любят обсуждать вопрос о том, сколько членов должно быть в шкале. Вопрос 2.2 является примером использования четырехчленной шкалы, потому что он предлагает четыре возможных ответа, называемых «членами». Следует помнить о том, что, чем проще шкала, тем проще для опрашиваемого отвечать на вопрос.

Я тем больше вы можете быть уверены, что ответ действительно отражает мнение опрашиваемого и что он не запутался в этой шкале. Поэтому мы предлагаем использовать четырех- или пятичленную шкалу Основная разница между ними заключается в том, что четырехчленная шкала вынуждает опрашиваемого выбрать между одобрением или неодобрением, тогда как пятичленная позволяет ему выбрать нейтральную позицию - и не удовлетворенность, и не неудовлетворенность. В приведенном примере пятым, средним, членом будет ответ «ни да, ни нет».

Задача заключается в том, чтобы шкала была сбалансированной, то есть чтобы во всех ее членах использовалась одна и та же терминология - так опрашиваемый будет знать, что вопрос задается объективно. Другое требование: по возможности, использовать одну терминологию во всех шкалах анкеты. Это поможет опрашиваемому привыкнуть к типу вопроса и шкале, сведет к минимуму возможность непонимания.

4. Терминология для рейтинговых шкал

Очень важно внимательно продумать слова, которые вы используете для каждого члена шкалы. Вернемся к приведенному примеру Что произойдете если вы используете фразы «полностью удовлетворен» и «полностью не удовлетворен» вместо «в высшей степени удовлетворен» и «в высшей степени не удовлетворен»?

Слово «полностью» обозначает абсолютный уровень удовлетворенности или неудовлетворенности. Большинство людей обычно не бывают чем-либо абсолютно удовлетворены или абсолютно не удовлетворены. Поэтому использование этих слов может склонить опрашиваемых к выбору альтернативных ответов «в некоторой степени». Вы получите неточный результат по выявлению степени удовлетворенности у опрашиваемых.

Если вы будете использовать пятичленную шкалу с тремя позитивными и двумя негативными ответами, вы, тем самым, будете склонять участника в сторону выбора им позитивного ответа. Пример такой шкалы: «в высшей степени удовлетворен», «очень удовлетворен», «в некоторой степени удовлетворен», «в некоторой степени не удовлетворен» и «в высшей степени не удовлетворен». Эта шкала дает людям три позитивных и только два негативных ответа. Они поймут, что шкала косвенным образом требует от них позитивного ответа. Поэтому убедитесь, что ваша шкал лансирована. Если вы считаете, что в шкале должно быть три лазит] ответа, уравновесьте их тремя отрицательными ответами.

5. Кодирование количественных анкет

Когда таблицы данных результатов анкетирования созданы на компьютере, можно провести автоматическую сортировку ответов в скобках. Если вы проводите анализ открытых вопросов, то программа кодирован задается на основе 10 процентов анкет. Существует много различны компьютерных программ, которые можно использовать для создания таблиц по результатам количественного исследования. Если вы проводите исследование более 100 человек, наймите профессиональную исследовательскую фирму для кодирования вашей анкеты и создания таблиц на компьютере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: