Во время благопотребно, испытав в истине Свою Церковь, Христос Господь непременно благословляет собраться Православному Церковному Собору, который в строгом соответствии со Священным Писанием, Священными Канонами и учением святых Отцов, обличает лукавое мудрование еретиков, пытающихся разрушить Церковь изнутри, и предает их анафеме, утверждая Христово Православие. Ведь одним из свойств Святой Христовой Церкви является то, что любая ересь и отступление от Православия вместе с их носителями еретиками-отступниками рано или поздно бывают осуждаемы на Православных Соборах, то есть истина Христова обязательно торжествует в Церкви уже здесь, на земле. Ибо непреложно обетование Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Святитель Василий Великий в 1-ом Правиле своего Первого Канонического послания к Амфилохию, Епископу Иконийскому, передавая учение древних Отцов Церкви сообщает, что «еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся» (Священные Каноны Православной Церкви). Поэтому всякая ересь есть нечестивое искажение вероучения Православной Церкви. Любая ересь полностью отделяет человека от Церкви. Это положение так засвидетельствовано VII Вселенским Собором: «Иоанн, боголюбезнейший местоблюститель Апостольского престола на востоке, сказал: "ересь отделяет от Церкви всякого человека". – Святой Собор сказал: "это очевидно"» (Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 353). Поэтому все клирики, отступающие от Церкви в какую-либо ересь, абсолютно безблагодатны и все совершенные ими обряды недействительны и не могут признаваться Православными Таинствами. Так учит святитель Василий Великий в том же своем 1-ом Правиле: «...Отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов и, через возложение рук их, имели дарование Духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим Благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Вот почему приходящих от них к Церкви, как крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищать истинным Церковным Крещением» (Священные Каноны Православной Церкви. 1-е Правило Первого Канонического послания Василия Великого).
|
Ввиду смертельной опасности всякой ереси для духовной жизни Православных Христиан, Первоверховный Апостол Павел учит: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11). При этом Православным Христианам не даны ограничения в этой заповеди, касающиеся начальствующих в Церкви. Напротив, Апостол Павел свидетельствует об отверженности не только священнослужителей, но даже самих Ангелов, которые бы дерзнули на искажение Церковного вероучения: «Но если бы мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 6-8). Поэтому, святитель Иоанн Златоуст учит, что если епископ или клирик, начальствующий в Церкви, лукав «по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже Ангел, сшедший с неба» (Творения Святителя Иоанна Златоуста. Толкование на Послание к Евреям. Слово 34). Когда Святого Максима Исповедника еретики насильно сослали в г. Визию, а затем лукаво уговаривали возвратиться с условием соединения с впавшей в ересь монофелитства Константинопольской церковью, святой отвечал: «Когда же я увижу Константинопольскую церковь такою, какою она была прежде, тогда и я обращусь к ней, как был и раньше ее сыном, и вступлю в общение с нею без всякого увещания человеческого. Пока же в ней будут еретические соблазны и еретики архиереи, никакое слово, или дело, не убедит меня, чтобы я когда-либо вступил в общение с ними». Относительно же евхаристического общения с предстоятелем-еретиком авва Максим свидетельствовал: «Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Ибо я знаю из писаний святого апостола Павла, что Дух Святой предает анафеме даже Ангелов, если бы они стали благовествовать иначе, внося что-либо новое (Гал. 1, 8)» (См. Житие Максима Исповедника). Преподобный же Иосиф Волоцкий так же поучает каждого Православного: «Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели» (Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. Издание Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря, 2006. С. 184).
|
Таким образом, Православные Христиане имеют обязанностью, основанной на Евангелии, Священных Канонах и учении святых Отцов, отделяться, то есть прерывать поминовение и церковно-литургическое общение со своим епископом «ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви», причем в этом случае каждому Православному Христианину предписано ограждать «себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного разсмотрения», как уложено святыми Отцами в 15-ом Правиле святого Поместного Константинопольского Двукратного Собора. Те Православные, которые отделяются таким образом от еретиков, придерживаясь Священных Канонов, «не только не подлежат положенной Правилами епитимии [определенной для безосновательно и самовольно отделившихся от своего епископа или предстоятеля – А.С.], но и достойны чести, подобающей Православным. Ибо они осудили не епископов, а лже-епископов и лже-учителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились сохранить Церковь от расколов и разделений», как поясняют святые Отцы в том же 15-ом Правиле Двукратного Собора. Это значит, что «таковые отделились не от епископа, но от лже-епископа и лжеучителя, и не раскол произвели в Церкви, а скорее освободили Церковь от раскола [причиняемого лже-епископами – А.С.] насколько это от них зависело», разъясняет величайший канонист Православной Церкви Иоанн Зонара (Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. 15-е Правило Двукратного Собора. Москва, 1880. С. 853).
|
Основываясь на этом, святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, так учит о Таинстве Евхаристии: «И се есть Жертва, Которую Церковь Христианская от язык избранная приносит во всем мире Господу Богу, и до скончания века приносити имать: Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в память смерти Его. И сие пророчество по истине ко уверению, понеже сильно и непобедимо есть».
Православный Собор есть выстраданный и вымоленный у Бога венец борьбы за истину Его. Таковой Собор и есть Торжество Православия. Чтобы он скорее достигался, необходимы: твердость в исповедании Православия, противодействие ереси по примеру святых, сотрудничество всех Православных Христиан, противоборствующих ереси, а также принятие в сердце «любви истины» (2 Фес. 2, 10), как говорит Апостол Павел. Ибо Господь наш Иисус Христос учит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33), и «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).