Борьба Православных Христиан с ересью




 

 

При возникновении или возобновлении ересей, обязанностью каждого без исключения Православного Христианина является борьба с ними. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий в своей книге «Просветитель» учит, «что всем любящим Христа следует обнаружить всяческое старание, усилия и благоразумную хитрость в распознавании еретиков, разыскивать их и выведывать о них, узнав же — не утаивать; тот же, кто пытается скрыть еретика — сообщник еретиков».

 

Православные Христиане имеют право, основанное на Евангелии и Священных Канонах, отделяться, то есть, прерывать поминовение и церковно-литургическое общение со своим епископом «ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви», причем в этом случае каждому Православному Христианину позволено ограждать «себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного разсмотрения», как уложено святыми Отцами в 15-м Правиле святого Поместного Константинопольского Двукратного Собора.

 

Кроме того, необходимо отделяться от епископа, который обвиняется в том, что он нераскаянно заблуждается «в вопросах благочестия и праведности», что видно из 31-го Апостольского Правила, а именно, когда он действует «против долга и правды», как объясняет канонист Зонарь. Святитель Иоанн Златоуст учит, что если епископ или клирик, начальствующий в Церкви, лукав «по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба». Все эти указания святых Отцов в равной степени адресованы священнослужителям, монашествующим и мирянам, которые все вместе составляют единый народ Божий – Православную Церковь Христову.

 

Те Православные, которые отделяются таким образом от еретиков, придерживаясь Священных Канонов, «не только не подлежат положенной Правилами епитимии [определенной для безосновательно и самовольно отделившихся от своего епископа или предстоятеля – А.С.], но и достойны чести, подобающей Православным. Ибо они осудили не епископов, а лже-епископов и лже-учителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились сохранить Церковь от расколов и разделений», как поясняют святые Отцы в том же 15-м Правиле Двукратного Собора. Это значит, что «таковые отделились не от епископа, но от лжеепископа и лжеучителя, и не раскол произвели в Церкви, а скорее освободили Церковь от раскола [причиняемого лже-епископами – А.С.] насколько это от них зависело», снова разъясняет Зонар.

Тот, кто проповедует ересь и кто привносит нововведение в Церковь, тот пытается разделить ее и нарушить ее целостность и единство. А тот, кто противодействует еретической проповеди и отделяется от нее – стремится спасти целостность и единство Церкви. Цель такового отделения – борьба против ереси, защита Православной веры и сохранение единства Православной Церкви, то есть самого Православия.

 

При этом, возможные наказания, наложенные проповедниками ереси на Православных, противодействующих ей – недействительны и безосновательны, по учению Церкви, «с того времени, как они начали проповедывать свое нечестивое учение» (то есть ересь), как писал в своем послании к Константинопольскому клиру и народу святой Келестин, папа Римский, и утвердил III Вселенский Собор. В 3-м же Правиле того же Вселенского Собора уложено: «Если же которые из принадлежащих к клиру, во всяком городе или селе, подвергнуты запрещению священнодействия от Нестория и его сообщников за Православное мудрование, таковым мы присудили воспринять свою степень. Вообще единомудрствующим (или имеющим сделаться единомудрствующими теперь или после этого в какое бы то ни было время) с Православным и Вселенским Собором членам клира повелеваем отнюдь, никоим образом не подчиняться отступившим, или отступающим епископам». Преподобный Иосиф Волоцкий так же учит, «что если еретик, даже будучи епископом, не благословит или проклянет кого-либо из Православных, то Божий суд не последует суду еретика».

 

Противодействие Православных Христиан ереси есть борьба против ереси, согласно деяниям и учению святых угодников Божиих. Так, каждый Вселенский Собор был плодом священной борьбы Православных Христиан, противодействующих ереси. I Вселенский Собор состоялся как результат праведной борьбы за веру, главным образом, святых Александра Александрийского и Афанасия Великого; II Вселенский Собор – святых Василия Великого и Григория Богослова. III Вселенский Собор состоялся благодаря усилиям, в первую очередь, святого Кирилла, архиепископа Александрийского. IV Вселенский Собор был созван, главным образом, тщанием святого Льва Великого, папы Римского, а V Вселенский Собор – святого Императора Юстиниана. VI Вселенский Собор состоялся благодаря борьбе, прежде всего, преподобного Максима Исповедника и святого Софрония Иерусалимского. VII Вселенский Собор был результатом усилий, в частности, преподобного Иоанна Дамаскина и других святых. Многие святые потрудились ради созыва прочих святых Поместных Соборов для осуждения ересей и еретиков.

 

Зачастую же основой единственно возможной борьбы Православных Христиан с ересями становилось отделение от евхаристического общения с упорствующими еретиками прежде их Соборного осуждения. Именно так поступили преподобные Феодор Студит и Иосиф Волоцкий, а также святой Марк, митрополит Эфесский и многие другие святые. В подобных случаях так же нужно поступать каждому Православному, ибо борьба с ересями является наряду с нравственным совершенствованием необходимой задачей каждого Православного Христианина – и священнослужителя, и мирянина.

 

Итак, Православный Христианин с того времени как он узнал о ереси должен:

 

а) покаяться в грехе ереси если в разуме или в неразумии каким-нибудь образом принимал участие в ней;

б) обличить известных ему еретиков на основе Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви в присутствии Христиан, которых еретики пытаются ввести в заблуждение, дабы исправить первых, и предостеречь вторых;

в) в случае упорствования еретиков в ереси, согласно предписанию Апостола Павла – «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11) и 15-у Правилу Святого Константинопольского Поместного Собора, глаголемого Двукратного, прервать евхаристическое общение с ними, в том числе с предстоятелем «ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви». Причем, согласно этому Правилу, каждому Православному Христианину дается право ограждать «себя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного разсмотрения»

г) сообщить о ереси и еретиках священнослужителю более высокого чина (своему настоятелю, епископу, предстоятелю);

д) наложить на еретиков определенные Священными Канонами прещения (обязанность священнослужителей более высокого чина);

е) всемерно добиваться Православного Собора для осуждения ереси и анафематствования еретиков;

ж) в случае уклонения всей Поместной Церкви в ересь или раскол найти канонически законного Православного епископа (или временно Православного священника) из какой-нибудь Православной юрисдикции для спасения под его омофором.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: