На рис. 7 показана часть коробки отбора мощности автомобиля, которая устанавливается в тех случаях, когда автомобиль имеет дополнительные агрегаты, получающие привод от двигателя.
Блок зубчатых колес 2 смонтирован на оси 1 на игольчатом подшипнике. Неподвижность оси 1 в корпусе D1 обеспечивается штифтом 4.
На конце вала 8 установлено по D2 с точным центрированием зубчатое колесо 7, имеющее шпоночное соединение, оно закреплено шайбой с винтом.
Отбор мощности производится с вала 8, смонтированного на двух конических роликовых подшипниках 6. Подшипники качения 6 испытывают умеренные толчки и вибрации, имеют перегрузки до 300%.
Управление коробкой осуществляется водителем из кабины посредством рычага, который перемещает шток 9 в пределах, ограниченных фиксаторами 11. Зазор между штоком 9 и корпусом 16 по D3 оговорен заданием.
Исходные данные к рисунку 7
| № варианта | Гладкие цилиндрические соединения | Подшипники качения | Шпоноч-ное соедине-ние | ||||||||||
| D 1 | D 2 | D 3 | S max | S min | Отв. ITD1 σ тех | № поз | Условное обозначение | Радиальная нагрузка кН | d | b | |||
| мм | мкм | мм | |||||||||||
| 7207А | |||||||||||||
| 6-7308А | |||||||||||||
| 4,5 | 7209А | ||||||||||||
| 6-7207А | |||||||||||||
| 6-7509А | |||||||||||||
Резьбовое соединение
| № варианта | № поз. | Обозначение резьбы | Длина свинчива-ния | d2 изм | DР п | Da/2пр | Da/2лев |
| мм | мкм | мин | |||||
| М32х1 | N | 31,3 | +2 | -8 | |||
| М32х2 | N | 31,6 | -4 | +6 | |||
| М8 | N | 7,12 | -5 | +5 | |||
| М10 | N | 8,9 | -2 | +6 | |||
| М42х1 | S | 41,2 | -8 | +10 |

А.8. Часть коробки перемены передач автомобиля
На рис. 8 изображена часть коробки перемены передач автомобиля, которая имеет несколько пар зубчатых колес, вводимых в зацепление в разных сочетаниях для изменения крутящего момента и скорости.
С помощью вилки 4 производится переключение 1, 2, 3, 4 передач. Вилка 4 закреплена неподвижно болтами 6 на штоке переключения передач 3, который рычагом свободно перемещается вдоль оси в отверстиях D3 корпуса коробки передач. Предельные значения зазора даны в задании.
Промежуточный вал 13 с блоком шестерен свободно вращается в подшипниках.
Крышка 1 подшипника 2 крепится к корпусу болтами 15 с нормальной длиной свинчиванияи по размеру D2 сопрягается с основным корпусом, обеспечивается точное центрирование.
Подшипники качения испытывают толчки и вибрации и при работе имеют перегрузки до 300%, режим работы тяжелый.
Шпоночное соединение используется при установке зубчатого колеса 9 на вал 13; по D1 обеспечивается хорошее центрирование.
Исходные данные к рисунку 8
| № варианта | Гладкие цилиндрические соединения | Подшипники качения | Шпоночное соединение | ||||||||
| D 1 | D 2 | D 3 | S max | S min | Отв. ITD2 σ тех | № поз | Условное обозначение | Радиальная нагрузка, кН | d | b | |
| мм | мкм | мм | |||||||||
| 3,5 | 10,0 | ||||||||||
| 4,0 | 6-80206 | 9,0 | |||||||||
| 5,0 | 13,0 | ||||||||||
| 4,5 | 5-80208 | 12,0 | |||||||||
| 5,0 | 14,0 |
Резьбовое соединение
| № варианта | № поз. | Обозначение резьбы | Длина свинчива-ния | d2 изм | DР п | Da/2пр | Da/2лев |
| мм | мкм | мин | |||||
| М10 | L | 8,86 | +8 | +2 | |||
| М12 | L | 10,76 | +3 | +5 | |||
| М22´1 | S | 21,3 | -8 | +2 | |||
| М27´1,5 | S | 25,76 | -10 | +10 | |||
| M6x0,75 | S | 5,45 | -8 | +12 |
