Поскольку в процессе ценообразования приходится учитывать множество взаимозависимых переменных, большое значение приобретает правильная организация и субординация этого процесса.
Рис. 1.4. – Основные этапы разработки ценовой политики
Весь процесс ценообразования делится на этапы (рис. 1.4.), которые в свою очередь делятся на подпроцессы, в реализации которых принимают участие различные подразделения предприятия. Таблица 1.2. содержит некоторые рекомендации относительно того, какие службы могут быть вовлечены в процесс ценообразования.
Таблица 1.2.
Содержание процесса | Форма процесса | Ответственное подразделение |
Ценовой анализ | · Анализ клиентов · Анализ конкурентов · Анализ издержек · Стратегический анализ | · Маркетинг · Продукт-менеджмент · Исследование рынка · Контроллинг · Сбыт · Высший менеджмент · Производство · НИОКР |
Расчет цен | · Составление прайс-листов · Дифференциация цен и согласование прайс-листов | · Контроллинг · Маркетинг · Сбыт |
Установление цен и организация работы с ценами | · Принятие ценовых решений · Организационные аспекты реализации ценовой политики | · Высшее руководство |
Введение цен (реализация решений) | · Ценовая реклама · Переговоры о ценах · Установление лестницы реальных цен | · Сбыт · Реклама (или рекламное агентство) |
Ценовой контроллинг | · Анализ реальных цен и оценок клиентов · Информационное обеспечение (создание информационных систем) | · Контроллинг · Маркетинг |
Задание 1.6.
Назовите основные ориентиры (цели) ценовой политики предприятия, которые необходимо определить на 1-ом этапе процесса ценообразования:
Виды цен
|
В зависимости от различных критериев можно провести классификацию существующих видов цен (рис. 1.5.).
Рис. 1.5. – Виды цен
Задание 1.7.
Изучив информацию о ценах на сайте www.gks.ru, а также в указанной литературе, заполните таблицу 1.3:
Виды цен | Определение (что из себя представляет данная цена) |
Цены оптовые на продукцию промышленности | |
Цены на строительную продукцию | |
Тарифы грузового и пассажирского транспорта | |
Тарифы на услуги | |
Цены внешнеторговые | |
Цены экспортные | |
Цены импортные | |
Цены свободные | |
Цены монопольные | |
Цены демпинговые | |
Цены фиксированные | |
Цены предельные |
Структура цены
Структура цены зависит от каналов движения товара и особенностей налогообложения деятельности, связанной с его производством и реализацией. При формировании цены в нее включаются:
· Себестоимость продукции
· Доход производителя
· Доход оптовика
· Доход розничного продавца
· Косвенные налоги
В настоящее время в России существуют два вида косвенных налогов, выделяемых в составе цены товара: акциз и налог на добавленную стоимость (НДС).
Акциз – это косвенный налог, которым облагаются отдельные товары и услуги. Глава 22 Часть 2 Налогового Кодекса РФ. |
Список подакцизных товаров и ставки акцизов изменяются с течением времени.
Задание 1.7.
Изучите список подакцизных товаров, налогоплательщиков, объект налогообложения и ставки акцизов. www.consultant.ru. Отразите результаты в таблице Excel.
Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, которым облагаются все товары и услуги. Глава 21 Часть 2 Налогового Кодекса РФ. |
|
Ставки НДС адвалорные, т.е. выражаются в процентах к цене продукции без учета НДС. Основная ставка, по которой происходит обложение налогом, составляет 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). Часть товаров облагается по льготной ставке в 10% (п. 2 ст. 164 НК РФ), некоторые товары вовсе не облагаются налогом (п. 1 ст. 164 НК РФ). НДС должна облагаться только добавленная стоимость, а не весь оборот. Поэтому производится возмещение плательщикам НДС налога, уплаченного по ценностям, приобретенным для производства товара.
Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной, и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника и продажная цена оптового посредника.
Сельскохозяйственная продукция не облагается не только акцизами, но и НДС. Поэтому структура закупочной цены будет еще проще: она состоит только из себестоимости и прибыли.
Если в цену продукции уже входит НДС, то его можно вычислить, используя расчетную ставку. Ставке НДС 18% соответствует расчетная ставка 15,25%, а ставке 10% - 9,09%.
Пример 1.1.
Цена товара 120 рублей, в том числе НДС 18%.
Цена без НДС =120- 120/118*18=101,69 руб. или
Цена без НДС = 120-120*15,25%=101,69 руб.
Задание 1.8.
Изучите налогоплательщиков, объект налогообложения и ставки НДС. www.consultant.ru. Отразите результаты в таблице Excel.
Оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка – доход оптовика. Она состоит из двух элементов: издержек обращения и прибыли оптовика. Надбавка начисляется к отпускной цене без НДС, а затем добавляется НДС как производителя, так и посредника. При этом налогооблагаемой базой посредника является сумма надбавки, а ставкой – ставка производителя. Надбавка может быть выражена не только в % к цене, но и в рублях.
|
Торговая надбавка – доход розничного продавца. Она состоит из трех элементов: издержек обращения, прибыли торговой организации и НДС. Надбавка начисляется к продажной цене оптовика с учетом НДС.