Нормативно-параметрические методы




Метод удельной цены

Основан на выделении главного (базового) для производителя и потребителя параметра выпускаемой продукции. Например, в автомобильной промышленности это может быть мощность двигателя. Сначала определяется удельная цена базового параметра (УЦБП) как базовая цена товара (ЦБТ), приходящаяся на единицу его базового параметра:

(8)

БП – характеристика базового параметра (например, мощность базового двигателя)

Новая цена усовершенствованной модели или нового аналогичного изделия (ЦНТ) будет рассчитана по формуле:

(9)

НП – характеристика нового параметра (например, мощность нового двигателя)

Плюсы: Простота расчета. Минусы: Недооценка прочих параметров изделия. Не учитывается влияние рыночной конъюнктуры.

Пример 10.7.

Определить цену 1 тонны узлов трубопровода, диаметром 450 мм. Основной параметр – диаметр трубопровода, мм.

Таблица 10.9.

Цена Диаметр, мм Удельная цена
330 250 1,32
315 260 1,21
311 300 1,03
319 350 0,91
320 400 0,8

Средняя удельная цена=1,054 (пренебрегаем тенденцией к снижению). Цена = 450*1,054 = 474,3 т.р.

Цена с учетом темпов снижения

1,32-1,21 =0,11 (8%)

1,21-1,03 =0,18 (15%)

1,03-0,91=0,12 (12%)

0,91-0,8=0,11 (12%)

Средний темп снижения – 12%

0,8 *0,88=0,704

450*0,704=316,8 т.р.

Метод баллов

Этот метод основан на экспертной оценке. С учетом экспертных оценок каждому параметру присваиваются определенное число баллов учетом значимости каждого параметра. Обычно это 100 баллов (коэффициент весомости = 1) Суммирование баллов дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия.

Алгоритм расчета цены:

· выбираются параметры, по которым оценивают изделие

· составляется ранжированный ряд, определяются коэффициенты весомости (их сумма = 1)

· оцениваются баллы

· эти баллы корректируются с учетом коэффициентов весомости

· находится средняя цена одного балла с учетом аналога

(10)

где Бi – сумма балов, аi– коэффициент весомости каждого параметра

В зависимости от того, сколько баллов выставили эксперты, определяется цена.

Пример 10.8.

Определить проекты цен на однородные товары А,Б,С если известно, что цена аналогичного товара 330 тысяч рублей.

Этапы:

· Распределение экспертами 100 баллов между 3 товарами.

· Определение суммы баллов с условием коэффициентов весомости.

· Определяем среднюю оценку баллов по товару.

· Определяем среднюю рыночную цену 1 балла.

· Определяем цены товаров А, Б, С.

Таблица 10.10.

    А Б С
Параметр коэф.весомости баллы коррект.-ка баллы коррект.-ка баллы коррект.-ка
Прочность 0,25            
Надежность 0,3   9,9   9,9   9,9
Легкость в эксплуатац. 0,3       7,5   7,5
Качество 0,15   6,75   5,25    
Среднее, округл.              

Находим средний балл. (42+33+25)/3=33,3

Рср.= 330/33,3 = 9,91 т.р. – средняя цена 1 балла.

Ра = 42*9,91 = 416,2 тыс.рублей

Рб = 33*9,91 = 327,03 тыс. рублей

Рс = 25*9,91 = 247,75 тыс. рублей

В задаче, касающейся примера использования метода баллов, в табл. 10.10. приведены сводные (обобщенные) данные экспертной оценки некоторого множества экспертов. Составление методик и подобного рода таблиц на практике является частью работы маркетологов, которые опрашивают n-ое количество экспертов и выводят усреднено это мнение в общей таблице, подобно той, которая и представлена в примере 10.8.

Поэтому суммарно 100-балльной оценки (как и 5-балльной) по параметрам качества продукции получено быть не может, поскольку здесь не имеется в виду мнение всего лишь одного эксперта. Что касается баллов по параметрам, то экспертная шкала задана до 50 баллов по каждому параметру, а коэффициент весомости введен маркетологом исходя из собственного опыта работы, и суммарно он равен единице.

Плюсы: Метод учитывает влияние группы параметров на формирование цены, что позволяет осуществить многофакторный анализ. Минусы: Субъективность при формировании балльной оценки определения важности отдельных параметров.

Агрегатный метод

Сущность метода состоит в определении и суммировании цен отдельных конструктивных частей изделия, входящих в параметрический ряд, с последующим добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку, прочих расходов и нормативного уровня прибыли.

Регрессионный метод

Метод регрессионного анализ основан на построении уравнений регрессии (линейное, степенное, параболическое и другие), описывающих зависимость изменения цены от улучшения ряда параметров качества изделия:

(11)

х – соответствующий параметр качества товара (изделия);

n – количество выбранных параметров

Пример 10.9.

Предположим, регрессионное уравнение зависимости цены центробежного насоса «А» от технико-экономических параметров имеет следующий вид:

Цена (А)=390,65+204,68*Х(А)

Где Х(А) – подача воды центробежным насосом в м3/час.

Какова будет расчетная Цена (В) для насоса «В, у которого Х(В)=360 м3/час?

Цена (В)=390,65+204,68*360=74 075,45 руб.

Рыночные методы

Суть данной группы методов заключается в использовании подходов к ценообразованию, учитывающих потребности покупателей или/и уровень цен конкурентов, т.е. установление цен выше или ниже используемых ими на аналогичные товары, работы, услуги.

Метод текущих цен

Базируется на сборе и анализе информации о ценах конкурентов. Он предполагает осуществление сравнения цен по коммерческим параметрам и калькулирование среднерыночной цены товара.

По результатам анализа и расчета цена устанавливается в диапазоне цен на аналогичную продукцию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: