Метод удельной цены
Основан на выделении главного (базового) для производителя и потребителя параметра выпускаемой продукции. Например, в автомобильной промышленности это может быть мощность двигателя. Сначала определяется удельная цена базового параметра (УЦБП) как базовая цена товара (ЦБТ), приходящаяся на единицу его базового параметра:
(8)
БП – характеристика базового параметра (например, мощность базового двигателя)
Новая цена усовершенствованной модели или нового аналогичного изделия (ЦНТ) будет рассчитана по формуле:
(9)
НП – характеристика нового параметра (например, мощность нового двигателя)
Плюсы: Простота расчета. Минусы: Недооценка прочих параметров изделия. Не учитывается влияние рыночной конъюнктуры.
Пример 10.7.
Определить цену 1 тонны узлов трубопровода, диаметром 450 мм. Основной параметр – диаметр трубопровода, мм.
Таблица 10.9.
Цена | Диаметр, мм | Удельная цена |
330 | 250 | 1,32 |
315 | 260 | 1,21 |
311 | 300 | 1,03 |
319 | 350 | 0,91 |
320 | 400 | 0,8 |
Средняя удельная цена=1,054 (пренебрегаем тенденцией к снижению). Цена = 450*1,054 = 474,3 т.р.
Цена с учетом темпов снижения
1,32-1,21 =0,11 (8%)
1,21-1,03 =0,18 (15%)
1,03-0,91=0,12 (12%)
0,91-0,8=0,11 (12%)
Средний темп снижения – 12%
0,8 *0,88=0,704
450*0,704=316,8 т.р.
Метод баллов
Этот метод основан на экспертной оценке. С учетом экспертных оценок каждому параметру присваиваются определенное число баллов учетом значимости каждого параметра. Обычно это 100 баллов (коэффициент весомости = 1) Суммирование баллов дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия.
Алгоритм расчета цены:
· выбираются параметры, по которым оценивают изделие
· составляется ранжированный ряд, определяются коэффициенты весомости (их сумма = 1)
|
· оцениваются баллы
· эти баллы корректируются с учетом коэффициентов весомости
· находится средняя цена одного балла с учетом аналога
(10)
где Бi – сумма балов, аi– коэффициент весомости каждого параметра
В зависимости от того, сколько баллов выставили эксперты, определяется цена.
Пример 10.8.
Определить проекты цен на однородные товары А,Б,С если известно, что цена аналогичного товара 330 тысяч рублей.
Этапы:
· Распределение экспертами 100 баллов между 3 товарами.
· Определение суммы баллов с условием коэффициентов весомости.
· Определяем среднюю оценку баллов по товару.
· Определяем среднюю рыночную цену 1 балла.
· Определяем цены товаров А, Б, С.
Таблица 10.10.
А | Б | С | |||||
Параметр | коэф.весомости | баллы | коррект.-ка | баллы | коррект.-ка | баллы | коррект.-ка |
Прочность | 0,25 | ||||||
Надежность | 0,3 | 9,9 | 9,9 | 9,9 | |||
Легкость в эксплуатац. | 0,3 | 7,5 | 7,5 | ||||
Качество | 0,15 | 6,75 | 5,25 | ||||
Среднее, округл. |
Находим средний балл. (42+33+25)/3=33,3
Рср.= 330/33,3 = 9,91 т.р. – средняя цена 1 балла.
Ра = 42*9,91 = 416,2 тыс.рублей
Рб = 33*9,91 = 327,03 тыс. рублей
Рс = 25*9,91 = 247,75 тыс. рублей
В задаче, касающейся примера использования метода баллов, в табл. 10.10. приведены сводные (обобщенные) данные экспертной оценки некоторого множества экспертов. Составление методик и подобного рода таблиц на практике является частью работы маркетологов, которые опрашивают n-ое количество экспертов и выводят усреднено это мнение в общей таблице, подобно той, которая и представлена в примере 10.8.
|
Поэтому суммарно 100-балльной оценки (как и 5-балльной) по параметрам качества продукции получено быть не может, поскольку здесь не имеется в виду мнение всего лишь одного эксперта. Что касается баллов по параметрам, то экспертная шкала задана до 50 баллов по каждому параметру, а коэффициент весомости введен маркетологом исходя из собственного опыта работы, и суммарно он равен единице.
Плюсы: Метод учитывает влияние группы параметров на формирование цены, что позволяет осуществить многофакторный анализ. Минусы: Субъективность при формировании балльной оценки определения важности отдельных параметров.
Агрегатный метод
Сущность метода состоит в определении и суммировании цен отдельных конструктивных частей изделия, входящих в параметрический ряд, с последующим добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку, прочих расходов и нормативного уровня прибыли.
Регрессионный метод
Метод регрессионного анализ основан на построении уравнений регрессии (линейное, степенное, параболическое и другие), описывающих зависимость изменения цены от улучшения ряда параметров качества изделия:
(11)
х – соответствующий параметр качества товара (изделия);
n – количество выбранных параметров
Пример 10.9.
Предположим, регрессионное уравнение зависимости цены центробежного насоса «А» от технико-экономических параметров имеет следующий вид:
Цена (А)=390,65+204,68*Х(А)
Где Х(А) – подача воды центробежным насосом в м3/час.
Какова будет расчетная Цена (В) для насоса «В, у которого Х(В)=360 м3/час?
|
Цена (В)=390,65+204,68*360=74 075,45 руб.
Рыночные методы
Суть данной группы методов заключается в использовании подходов к ценообразованию, учитывающих потребности покупателей или/и уровень цен конкурентов, т.е. установление цен выше или ниже используемых ими на аналогичные товары, работы, услуги.
Метод текущих цен
Базируется на сборе и анализе информации о ценах конкурентов. Он предполагает осуществление сравнения цен по коммерческим параметрам и калькулирование среднерыночной цены товара.
По результатам анализа и расчета цена устанавливается в диапазоне цен на аналогичную продукцию.