Содержание ценовой политики
Критерии успеха предпринимательской деятельности и соответствующие им концепции маркетинга претерпели с момента их зарождения на рубеже XIX-XX вв. и до наших дней значительные изменения (рис. 1.1).
Рис. 1.1 – Смена бизнес-приоритетов
Эра массового производства
Первоначально, в эпоху массового производства, побеждал тот производитель (предприниматель), который добивался экономии издержек и поэтому мог продать свои товары по самым низким ценам. Основной маркетинговой концепцией было совершенствование производства.
Эра качества
Второй этап развития маркетинговых концепций наступил с 30-х годов и ознаменовался насыщением спроса на основные потребительские товары[1]. Насыщение рынка означало ограничение спроса и повышение требований к качеству продукции. Теперь приходилось убеждать потенциального покупателя в качественных преимуществах продаваемой продукции, что выдвинуло на первый план маркетинговую концепцию интенсификации коммерческих усилий.
Эра потребителя
50-60-е годы стали периодом новых качественных усовершенствований производства и развития новых условий потребления на основе бурного роста атомной промышленности, телевидения, космических исследований, электроники, производства искусственных материалов и т.д. Усилилось внимание общества к экологии. Вследствие всех изменений в производстве и общественном сознании повысилась общая культура потребления. Началась резкая дифференциация спроса вследствие индивидуализации желаний потребителей, что нашло отражение в новом повышении требований к качеству и уровню обслуживания потребителей (сервисных услуг). В результате сформировалась наиболее рафинированная концепция маркетинга: превращать потребности покупателя в доходы фирмы на базе их наилучшего удовлетворения.
|
Ценовая политика охватывает все вытекающие из целей компании мероприятия по поиску, выбору и реализации соотношений между ценой и качеством товара и решению связанных с этим проблем потребителей |
Задание 1.1.
Ответьте на вопрос: «Как Вы считаете, означает ли вышесказанное, что цена как инструмент маркетинговой политики действительно отошла на второй план? Обоснуйте свое мнение».
1) Ваше мнение: |
2) Вывод: |
Предприниматель должен постоянно ставить и решать ряд практических вопросов ценовой политики:
В каких случаях необходимо активно использовать ценовую политику;
Когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурента;
Какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта, особенно если отсутствуют прямые субституты[2], которые могли бы послужить ориентиром для установления уровня цены на новый продукт;
На какие товары из предлагаемого фирмой ассортимента следует изменить цены;
На каких рынках надо проводить активную ценовую политику;
Как распределить по времени отдельные ценовые изменения;
Какими ценовыми изменениями можно усилить эффективность других мероприятий сбытовой политики;
Как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние и внешние ограничения предпринимательской деятельности[3];
1.2. Стратегическое планирование и ценовая политика предприятия
|
Инструментарий стратегического планирования должен быть использован для разработки ценовой политики. Прежде всего, это касается оценки рыночных возможностей, которые должны быть исследованы по следующим основным направлениям (см. рис. 1.2.)
Рис. 1.2. – Направления исследования
Задание 1.2.
Необходимо повторить модели принятия стратегических решений[4]:
· Матрица «Продукт – Рынок» (Матрица Ансоффа)
· Матрица конкуренции (Матрица Портера)
· Матрица «Доля рынка – Рост рынка» (Портфельный анализ)
Стратегический анализ конкуренции
Применение названных в предыдущем разделе принципов стратегического анализа позволяет оценить важнейший параметр разработки ценовой политики – степень конкуренции на рынке.
Большинство современных рынков характеризуются как конкурентные. Отсюда вытекает настоятельная необходимость изучать конкуренцию, ее уровень и интенсивность, силы и рыночные факторы, оказывающие наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы.
Задание 1.3.
Необходимо повторить основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли. Заполните таблицу 1.1., используя данные конкретного предприятия, сотрудником которого являетесь Вы или Ваши близкие[5]:
Таблица 1.1.
№ п/п | Параметр конкуренции | Вариант конкуренции (из Вашего примера) |
1 | Ситуация в отрасли | |
1.1 | Число и мощность фирм конкурирующих на рынке | |
1.2 | Изменение платежеспособного спроса (сейчас и прогноз на будущее) | |
1.3 | Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке | |
1.4 | Издержки переключения клиента с одного производителя на другого | |
1.5 | Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли | |
1.6 | Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) | |
1.7 | Барьеры проникновения на рынок | |
1.8 | Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения) | |
1.9 | Стратегии конкурирующих фирм (поведение) | |
1.10 | Привлекательность рынка данного продукта | |
2 | Влияние потенциальных конкурентов | |
2.1 | Трудности входа на отраслевой рынок | |
2.2 | Доступ к каналам распределения | |
2.3 | Отраслевые преимущества | |
3 | Влияние поставщиков | |
3.1 | Уникальность канала поставок | |
3.2 | Значимость покупателя | |
3.3 | Доля отдельного поставщика | |
4 | Влияние покупателей | |
4.1 | Статус покупателей | |
4.2 | Значимость товара у покупателя | |
4.3 | Стандартизация товара | |
5 | Влияние товаров-заменителей | |
5.1 | Цена | |
5.2 | Стоимость «переключения» | |
5.3 | Качество основного товара |
Задание 1.4.
|
Изучите методику исследования конкуренции на рынке, используя статью в журнале «Маркетинг в России и за рубежом» № 4 за 2000 г., авторов Шкардун В.Д., Ахтямов Т.М. (https://www.cfin.ru) и опишите, насколько результаты применения данной методики, по вашему мнению, объективны. [6]