Пример 10.4.
Таблица 10.4.
Показатель на единицу продукции | Виды продукции | |||||||
А | Б | |||||||
Факт. Затр. | Норм. Затр. | Абс., руб. | Отн. отклонение, %. | Факт. Затр. | Норм. Затр. | Абс. отклонение, руб. | Отн. отклонение, %. | |
Условно-переменные затраты | ||||||||
сырье и материалы | 2 000,00 | 2 050,00 | 500,00 | 490,00 | ||||
вспомогательные материалы | 71,00 | 75,00 | 18,00 | 15,00 | ||||
топливо | 802,00 | 805,00 | 267,00 | 250,00 | ||||
износ и ремонт проминвентаря | 7 500,00 | 7 550,00 | 4 000,00 | 3 950,00 | ||||
зарплата основных рабочих | 1 942,00 | 1 900,00 | 649,00 | 650,00 | ||||
ЕСН с зарплаты основных рабочих | 505,00 | 494,00 | 169,00 | 169,00 | ||||
прочие переменные затраты | 40,00 | 35,00 | 45,00 | 40,00 | ||||
Норма рентабельности | 33,53% | 30,31% | ||||||
Маржинальная прибыль | ||||||||
Оптовая цена без НДС | - | - |
Метод безубыточности
При методе безубыточности (целевой прибыли) Делается расчет точки безубыточности и определяется, при каком уровне цены, и при каком объеме производства возможно возмещение издержек и получение целевой прибыли.
Оцениваются затраты при разных объемах производства
(3)
(4)
(5)
П – желаемая прибыль
Qж – желаемый (прогнозный) объем
Эта формула на определение минимально возможной цены для предложения.
Пример 10.5.
Предприятие выпускает керамические изделия. FC в месяц – 2 млн. рублей. AVC – 400 руб./шт. Плановая прибыль – 1 млн. рублей. Планируемый объем продаж – 5000 шт. в месяц. Определить цену, запишите ответ в таблицу 10.5.
Таблица 10.5.
Показатель | Значение |
Постоянные издержки, руб./мес. | 2 000 000,00 |
Переменные издержки на ед. продукции, руб. | 400,00 |
Плановая прибыль, руб. /мес. | 1 000 000,00 |
Планируемый объем продаж, шт./мес. | 5 000,00 |
Цена |
Если необходимо проанализировать точку безубыточности при разных ценах, то необходимо построить аналитическую таблицу (см. таб. 10.6) и построить график безубыточности (см. рис. 10.2).
|
Таблица 10.6.
Показатель | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант |
Цена | 600,00 | 700,00 | 800,00 | 900,00 | 1 000,00 |
Объем | 5 000,00 | 5 000,00 | 5 000,00 | 5 000,00 | 5 000,00 |
Переменные | 400,00 | 400,00 | 400,00 | 400,00 | 400,00 |
Постоянные | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 |
Совокупные издержки | 4 000 000,00 | 4 000 000,00 | 4 000 000,00 | 4 000 000,00 | 4 000 000,00 |
Совокупный доход | 3 000 000,00 | 3 500 000,00 | 4 000 000,00 | 4 500 000,00 | 5 000 000,00 |
Из таблицы 10.6. видно, что при цене 800 руб. (вариант 3) совокупные издержки равны совокупному доходу. При цене 900 руб. Прибыль составит 500 000 руб., а при цене 1 000 руб. будет достигнут желаемый уровень прибыли 1 000 000 руб.
Рис. 10.2.
Если необходимо проанализировать точку безубыточности при объемах продаж, то необходимо построить аналитическую таблицу (см. таб. 10.7) и построить график безубыточности (см. рис. 10.3).
Таблица 10.7.
Показатель | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант |
Цена | 1 000,00 | 1 000,00 | 1 000,00 | 1 000,00 | 1 000,00 |
Объем | 2 000,00 | 3 000,00 | 4 000,00 | 5 000,00 | 6 000,00 |
Переменные | 400,00 | 400,00 | 400,00 | 400,00 | 400,00 |
Постоянные | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 | 2 000 000,00 |
Совокупные издержки | 2 800 000,00 | 3 200 000,00 | 3 600 000,00 | 4 000 000,00 | 4 400 000,00 |
Совокупный доход | 2 000 000,00 | 3 000 000,00 | 4 000 000,00 | 5 000 000,00 | 6 000 000,00 |
По точным расчетам точка безубыточности (безубыточный объем продаж) составляет 3 333 штук в месяц при цене 1 000 руб.
|
Рис. 10.3
Недостатки метода: граничит с затратными методами, т.е. мы не учитываем спрос и то, что желаемый объем может и не продаться.
Метод структурной аналогии
Определяется абсолютная сумма прямых материальных затрат или сдельная заработная плата. Определяется удельный вес этого элемента (как правило самого весомого или «критического») в структуре полных затрат по аналогичному изделию или по ряду изделий-аналогов. Этот метод опосредовано учитывает влияние внешних факторов. Как правило, применяется при расчете цены на новый продукт при наличии на рынке аналогичной продукции.
Механизм установления цены:
1. Определяется какая-либо значимая часть в затратах для нового продукта (чаще материальные затраты или сдельная зарплата);
2. Находится изделие аналог и определяется удельный вес выбранного параметра по изделию-аналогу. Находим по формуле 6 себестоимость нашего изделия.
(6)
где Амз – коэффициент удельного веса материальных затрат в с/с у изделия-аналога
3. Определяется цена товара по рентабельности у аналогичного продукта
Р = с/с*(1+ ρс/с А) (7)
где ρс/с А – рентабельность затрат у продукта-аналога,
Р – цена нашего изделия
с/с – себестоимость нашего изделия, рассчитанная по формуле 6.
Пример 10.6.
Определить цену нового фильтра, если известно, что прямые материальные затраты - 75 руб., удельный вес материальных затрат в аналогичном продукте - 20 %. Рентабельность затрат у продукта-аналога – 25%. Ответ запишите в таблицу 10.8.
Таблица 10.8.
Показатель | Значение |
Прямые материальные затраты | 75,00 |
Удельный вес материальных затрат в продукте-аналоге | 20% |
Рентабельность затрат у продукта-аналога | 25% |
Себестоимость нового фильтра | |
Цена нового фильтра |
Недостатки метода:
|
· используется только, если есть аналог у производимого продукта
· необходимо знать информацию у конкурентов
· данные могут быть неверны (разные затраты, новая технология)