Смысл термина. Гармония как система




Область значений термина «гармония» гораздо шире, чем у термина «полифония», и далеко выходит за пределы собствен­но музыкального искусства. Греческое слово «гармония» — связь, стройность, соразмерность частей) у Гомера могло означать либо скрепы (скобы) для досок, либо «согласие», «договор», «мирное сожительство людей». Однако в древнегре­ческую философию это слово вошло как синоним организован­ной Вселенной — космоса, противостоящего хаосу. Но в то вре­мя организованность предполагала и непременное присутствие порядка во взаимоотношениях небесных сфер — музыкальных закономерностей, которые определялись численными отноше­ниями звуков натурального звукоряда (§ 5) и ритма (§ 7). Об этом писали Пифагор, Платон, Аристотель и их последователи. В дальнейшем термин «гармония», никогда не порывавший связи с музыкальным искусством, тем не менее, широко используется не только в философии, этике, эстетике, педагогике, но и в естественных науках для характеристики особо стройных, со­гласованных суждений, теорий, проектов и т. п.

 

В музыкальном искусстве за словом «гармония» сохраня­ется и этот — общеупотребительный — смысл, когда оно мо­жет обозначать и наиболее приятную для слуха музыкальную последовательность, и даже саму музыку как искусство («Кто музыку не любит сам в себе, кто холоден к гармонии прелест­ной...» — У. Шекспир), но чаще этот термин приобретает ряд зна­чений сугубо специфических, свойственных только для музы­кального искусства.

В музыке термин «гармония» может означать:

а) типическую контекстную музыкальную систему;

б) особый тип музыкального мышления и, соответственно, особый склад музыкальной ткани;

в) совокупность средств гармонии, которыми характеризу­ется исторический или индивидуальный стиль, направление либо даже конкретное сочинение (например, «гармония роман­тиков», «гармония Прокофьева», «гармония скрябинского „Прометея"»);

г) науку — один из разделов музыкознания, объектом изу­чения которой оказывается гармоническое многоголосие в его связях с другими средствами музыкальной выразительности, в частности со структурой;

д) учебную дисциплину, посвященную методике и техноло­гии гармонического многоголосия.

В своем первом специфически музыкальном значении гар­мония — это типическая контекстная звуковая система, ос­новными элементами которой являются аккорды, т. е. созвучия, каждое из которых представляет собой вертикаль и восприни­мается не как сумма составляющих его звуков, а как единый комплекс входящих в аккорд тонов (схема 2). В полифоничес­ком многоголосии голоса, естественно, тоже образуют созвучия, однако слух, следуя за линией голоса (горизонталью), не вос­принимает эти созвучия в качестве целостных образований, и их качество (консонансов или диссонансов) играет роль кор­ректирующего фактора.

Для того чтобы созвучие воспринималось как целостность, необходимы, главным образом, два условия: во-первых, оно должно иметь достаточно четкую (чаще всего — типическую) структуру; во-вторых, должна быть определенная логика в пос­ледованиях этих созвучий либо как связанных между собой, либо как чисто фонических (т. е. звуковых) «красочных» пя­тен, связь между которыми ослаблена. Это значит, что гармо­ния представляет собой систему, в которой сочетаются про­странство (вертикаль) и время (горизонталь).

Связь между аккордами опирается на их роль в данном кон­тексте, т. е. на их взаимоотношения как устоев и неустоев — общий фундамент всякой звуковой системы. Эта их роль назы­вается функцией аккорда, а связи, основанные на взаимоотно­шении функций, так и называются — функциональными. За­висит же функция конкретного аккорда — сочетание в нем черт устойчивости и неустойчивости — от его отношений к ладово­му центру, следовательно, она определяется ладом как контек­стной системой звуковысотных тяготений. Иными словами, гармония представляет собой вторичную звуковую систему.

Типическая структура аккордов — расположение входя­щих в них звуков по терциям — опирается, в частности, на аку­стические свойства слияния, ближайшего родства и гармони­ческой полноты, заложенные в обертоновом звукоряде (§ 14). Первые 6 звуков этого звукоряда образуют мажорное трезву­чие в достаточно типичном для 6-голосия смешанном располо­жении; звуки 4-6 — то же мажорное трезвучие в тесном распо­ложении. Добавление 7-го звука создает септаккорд, причем тесное его расположение опять-таки представлено в четырех верхних звуках (4-7) этого ряда.

Акустические свойства обертонового звукоряда оказывают также влияние на формирование системы тяготений: уже ука­зывалось на наличие акустических тяготений, направленных на квинту вниз 14; вывод третий) — именно им обусловле­ны гармонические тяготения, в отличие от тяготений мелоди­ческих, обусловленных конкретной ладовой системой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: