Область значений термина «гармония» гораздо шире, чем у термина «полифония», и далеко выходит за пределы собственно музыкального искусства. Греческое слово «гармония» — связь, стройность, соразмерность частей) у Гомера могло означать либо скрепы (скобы) для досок, либо «согласие», «договор», «мирное сожительство людей». Однако в древнегреческую философию это слово вошло как синоним организованной Вселенной — космоса, противостоящего хаосу. Но в то время организованность предполагала и непременное присутствие порядка во взаимоотношениях небесных сфер — музыкальных закономерностей, которые определялись численными отношениями звуков натурального звукоряда (§ 5) и ритма (§ 7). Об этом писали Пифагор, Платон, Аристотель и их последователи. В дальнейшем термин «гармония», никогда не порывавший связи с музыкальным искусством, тем не менее, широко используется не только в философии, этике, эстетике, педагогике, но и в естественных науках для характеристики особо стройных, согласованных суждений, теорий, проектов и т. п.
В музыкальном искусстве за словом «гармония» сохраняется и этот — общеупотребительный — смысл, когда оно может обозначать и наиболее приятную для слуха музыкальную последовательность, и даже саму музыку как искусство («Кто музыку не любит сам в себе, кто холоден к гармонии прелестной...» — У. Шекспир), но чаще этот термин приобретает ряд значений сугубо специфических, свойственных только для музыкального искусства.
В музыке термин «гармония» может означать:
а) типическую контекстную музыкальную систему;
б) особый тип музыкального мышления и, соответственно, особый склад музыкальной ткани;
|
в) совокупность средств гармонии, которыми характеризуется исторический или индивидуальный стиль, направление либо даже конкретное сочинение (например, «гармония романтиков», «гармония Прокофьева», «гармония скрябинского „Прометея"»);
г) науку — один из разделов музыкознания, объектом изучения которой оказывается гармоническое многоголосие в его связях с другими средствами музыкальной выразительности, в частности со структурой;
д) учебную дисциплину, посвященную методике и технологии гармонического многоголосия.
В своем первом специфически музыкальном значении гармония — это типическая контекстная звуковая система, основными элементами которой являются аккорды, т. е. созвучия, каждое из которых представляет собой вертикаль и воспринимается не как сумма составляющих его звуков, а как единый комплекс входящих в аккорд тонов (схема 2). В полифоническом многоголосии голоса, естественно, тоже образуют созвучия, однако слух, следуя за линией голоса (горизонталью), не воспринимает эти созвучия в качестве целостных образований, и их качество (консонансов или диссонансов) играет роль корректирующего фактора.
Для того чтобы созвучие воспринималось как целостность, необходимы, главным образом, два условия: во-первых, оно должно иметь достаточно четкую (чаще всего — типическую) структуру; во-вторых, должна быть определенная логика в последованиях этих созвучий либо как связанных между собой, либо как чисто фонических (т. е. звуковых) «красочных» пятен, связь между которыми ослаблена. Это значит, что гармония представляет собой систему, в которой сочетаются пространство (вертикаль) и время (горизонталь).
|
Связь между аккордами опирается на их роль в данном контексте, т. е. на их взаимоотношения как устоев и неустоев — общий фундамент всякой звуковой системы. Эта их роль называется функцией аккорда, а связи, основанные на взаимоотношении функций, так и называются — функциональными. Зависит же функция конкретного аккорда — сочетание в нем черт устойчивости и неустойчивости — от его отношений к ладовому центру, следовательно, она определяется ладом как контекстной системой звуковысотных тяготений. Иными словами, гармония представляет собой вторичную звуковую систему.
Типическая структура аккордов — расположение входящих в них звуков по терциям — опирается, в частности, на акустические свойства слияния, ближайшего родства и гармонической полноты, заложенные в обертоновом звукоряде (§ 14). Первые 6 звуков этого звукоряда образуют мажорное трезвучие в достаточно типичном для 6-голосия смешанном расположении; звуки 4-6 — то же мажорное трезвучие в тесном расположении. Добавление 7-го звука создает септаккорд, причем тесное его расположение опять-таки представлено в четырех верхних звуках (4-7) этого ряда.
Акустические свойства обертонового звукоряда оказывают также влияние на формирование системы тяготений: уже указывалось на наличие акустических тяготений, направленных на квинту вниз (§ 14; вывод третий) — именно им обусловлены гармонические тяготения, в отличие от тяготений мелодических, обусловленных конкретной ладовой системой.