Что значит анализировать музыку?




Слово «анализ» (греч; — разложение, расчленение) подразумевает такой подход к объекту исследования, при ко­тором он подлежит углубленному рассмотрению. Причем объект этот изучается не столько как целое, но, прежде всего как состоящий из отдельных компонентов, каждый из которых требует особого внимания. Понятно, что при таком подходе ощущение целого временно как бы игнорируется, выносится: за скобки, что создает определенную опасность его утраты

 

(вспомним пушкинского Сальери: «Звуки умертвив, музыку я разъял как труп»). Этой опасности можно избежать, если за анализом следует синтез, т. е. такой подход, который призван восстановить временно утраченное целое.

По сути, в музыке можно анализировать все: и отдельные средства выразительности (лад, ритм, полифоническое или гар­моническое многоголосие, динамику, тембр, мелодию, факту­ру и т. д. и т. п.), и стиль отдельного композитора или целого направления, и отдельные виды музицирования, музыкальные жанры — словом, анализу подлежит любой объект музыкаль­ного искусства, попавший в поле зрения исследователя.

Однако анализ, как это следует из сказанного, никогда не существует сам по себе и сам для себя: он всегда должен быть целенаправленным, т. е. ориентированным на достижение оп­ределенной цели, на решение определенной задачи. Такой це­лью или задачей является поиск нового знания о том объекте, который подвергся изучению, обогащение представлений о нем именно как о целом, т. е. не просто возвращение его целостнос­ти, но восстановление ее на новой основе, с новым качеством.

В этом смысле анализ музыки существует столько же вре­мени, сколько существует и сама музыка, — менялись только объекты исследования: сначала лад, ритм, затем полифоничес­кое и гармоническое многоголосие и т. д. (подробнее см. гла­ву 2). Можно утверждать, что анализ и синтез — это понятия, в своей совокупности являющиеся синонимическими по отно­шению к музыкознанию в целом, ибо все науки, так или иначе исследующие музыкальное искусство, опираются, по сути, на эти два процесса в стремлении добыть, обогатить, усовершен­ствовать знания о том или ином компоненте музыкального ис­кусства.

Первоначальным действием в исследовании какого-то из объектов является описание включенных в него элементов. Од­нако уже это действие предполагает использование каких-то аналитических механизмов: вряд ли можно считать научной (т. е. приносящей новое знание) простую «инвентаризацию» без каких-то попыток усмотреть определенный порядок в том, что подлежит описанию. Так, например, простое описание подряд интервалов, из которых складывается мелодический голос, ско­рее всего не даст никакого нового знания об этой мелодии (хотя и образует предпосылку к обретению этого знания). Но доста­точно обратить внимание, скажем, на то обстоятельство, что в мелодии преобладают широкие интервалы, размашистые ходы, и даже это скромное наблюдение позволит в дальнейшем

 

сделать некие обобщения, обогащающие наши представления об этой мелодии.

Таким образом, основным действием аналитического пла­на является обобщение, вырастающее на основе проделанных наблюдений. Для того чтобы обобщение стало возможным, сле­дует искать аналогии между разными явлениями (так, обобще­ние о широких интервалах появляется как следствие сравнения и обнаружения аналогии в их структуре). Цепочка взаи­мосвязанных обобщений может привести к обнаружению закономерности', совокупность же закономерностей может стать основой теории. Таков научный метод, получивший наи­менование дедуктивного. Возможен и обратный путь: провер­ка имеющихся, заранее данных (или предполагаемых) теоре­тических соображений на конкретном музыкальном материале путем анализа тех или иных его параметров. Этот метод исследования называется индуктивным. Но и в том и в другом случае — в начале или в конце пути — находится анализ музы­ки как необходимое звено всякого исследования.

Обобщения могут быть итогом аналитических наблюдений на разных уровнях одного музыкального текста или целой их группы, либо более обширной их совокупности. Так, например, представление о ладе как типической контекстной системе представляет собой совокупность обобщений, закономерностей и теоретических выводов очень высокого порядка, охватываю­щих целые эпохи музыкального творчества. В сущности, лю­бая категория, вошедшая в обиход музыкознания (ритм, стиль, жанр, форма), представляет собой такую совокупность более или менее высокого уровня обобщений. И возникают такие совокупности как результат вдумчивых наблюдений и аналитического подхода в их оценке и интерпретации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: