Типических структур
Прежде всего, в поле зрения анализа оказываются те обстоятельства, благодаря которым возникают типические музыкальные структуры. Среди этих обстоятельств, вероятно, на первое место следует поставить ту специфическую особенность музыкального искусства, которая определена протеканием музыки во времени. Музыкальное произведение, чтобы состояться как художественное целое, в отличие от книги, которую можно на время отложить и потом продолжить чтение, течет без остановок от начала до конца.
Полноценное восприятие музыки, следовательно, сложный процесс, требующий значительной концентрации слушательского внимания и сочетающий в себе две труднейшие задачи:
а) осознание и восприятие музыкального смысла вопреки его отдаленности от внемузыкальных истоков и б) овладение им, несмотря на его существование как непрерывно движущегося но времени и как существующего только в этом безостановочном движении. То обстоятельство, что, невзирая на эти трудности, существует весьма значительное (в абсолютном выражении) число людей, слушающих и понимающих музыку, объяс-
няется среди прочего многими шагами, которые музыка сама делает навстречу слушателю.
Первая из названных задач связана с решением музыкой проблемы внятности, т. е. прояснения связей музыки с внемузыкальной реальностью, и реализуется в особой специфике музыкального значения (§ 47); решение же второй целиком и полностью опирается на закономерности, которые лежат в основе формирования музыкальных структур.
В первую очередь структуры призваны обеспечить восприятие музыкального смысла. Это так называемая коммуникативная функция структур (лат. communicatio — делать общим, связывать, общаться), которой во многом определяются принципы их формирования. Психологические закономерности восприятия музыки (а от них-то и находится в прямой зависимости способность структуры осуществлять коммуникативную функцию) весьма устойчивы, о чем свидетельствует возможность восприятия слушателем нашего времени музыкальных произведений самых разных эпох.
|
«Школой режиссерского владения вниманием слушателей» назвал Б. В. Асафьев партитуры симфоний и квартетов Гайдна, подчеркивая, что «чутким умением» идти слушателю навстречу «владели едва ли не все классики, почему и оказались классиками, зная, как помочь себя слышать». На этом пути и возникают устойчивые типические свойства и признаки музыкальных структур, ибо «если с точки зрения исторической нет музыкальной конструкции, не оправдываемой содержанием, то с точки зрения эстетической — нет формы, не проверенной массовым слуховым опытом, иначе для чего бы ей быть?!»[43]. И Асафьев на примере многих своих анализов продемонстрировал, что форма в музыке «может быть и замком и ключом» [44].
Какие же именно процессы восприятия управляют структурными параметрами музыкального материала, в чем именно они сказываются?
Основа всего — память, которой в первую очередь определяется возможность постижения музыкального материала, либо — при ее беспомощности — это постижение становится затрудненным, а то и вовсе немыслимым. Для адекватного восприятия музыкального произведения как единого целого нужно, чтобы слушатель запомнил материал при его первом проведении-показе, узнал его при переизложении или в дальнейшем
|
развитии, сравнил и обнаружил как сходство, так и различия при каждом новом его «выходе на авансцену».
И сходство, и различия обнаруживаются тем отчетливее, чем более, наряду с узнаванием, действует механизм предполагания дальнейшего — экстраполяции, когда схожие элементы начала материала заставляют ожидать подобные же элементы в его продолжении, т. е. когда возникает инерционное предслышание. При этом следование инерции или ее преодоление в каждом конкретном случае равно важны для полноценного восприятия.
Таким образом, в основе любой типической структуры лежит повторяемость ее элементов, их неоднократное произнесение. «Повторности настоятельно требует материал музыки — для текучевременной и обобщенно-звуковой природы музыки повторность есть “якорь спасения”, позволяющий и лучше осознать содержание, и яснее ориентироваться в форме произведения»[45]. Именно повторностью обеспечивается возможность «закрепления в памяти художественной материи» музыки, отмеченной «тонкостью и эфемерностью»[46].
Однако этим отнюдь не исчерпываются коммуникативные основы структур. Большую роль играют два фундаментальных принципа взаимоотношений различного по своим параметрам материала: сопоставление (противополагание) и сопряжение. И если повторения материала способствуют его оседанию в памяти, что, в свою очередь, оказывается стимулом для распознавания, сравнения, экстраполяции, то сопряжение и сопоставление — это факторы, обеспечивающие необходимый уровень концентрации внимания, с одной стороны, и непосредственно влияющие на восприятие звучащей материи как целостного единства — с другой.
|
Сопряжение — это постепенное введение нового качества при одновременном вытеснении старого. Сопряжение во всех его многочисленных модификациях, безусловно, является первичным и ведущим принципом организации материала, ибо именно оно обеспечивает музыкальной речи единство, цельность, спаянность. Даже если речь идет о взаимоотношении материала на уровне частей многочастного цикла, то и тогда полная автономия, независимость их друг от друга, невозможна; наличие же общих элементов, сколь бы незначительными
они ни казались, обеспечивает сопряжение данных структур. Часто даже концертные программы строятся по принципу сочетаемости входящих в них произведений разных композиторов, веков, стилей, направлений; но ведь сочетаемость произведений и предполагает наличие в них неких общих факторов (наряду с возможным и весьма фундаментальным различием), а это и есть одно из проявлений сопряжения.
О творческом характере сопряжения говорит И. Стравинский: «Контраст везде. Достаточно его только увидеть. Подобие же скрыто, нужно его открыть, а это удается сделать только крайним напряжением сил. Если разнообразие меня соблазняет... то подобие требует от меня более сложных решений, и результаты его более значительны и более для меня ценны»[47].
Сопоставление — это такой тип взаимоотношений, при котором подчеркиваются параметры материала, отмеченные различием. Сопоставление может охватывать множество уровней, соседствуя с сопряжением, взаимодействуя с ним. Оно является хотя и вторичным, но тем не менее важнейшим фактором, необходимым для повышения потенциала восприятия. Возможны сопоставления как внутриструктурные (между элементами одной структуры), так и межструктурные (сопоставления структур). Сопоставление играет значительную роль в восприятии музыкального произведения, обеспечивая эффект обновления и оказывая тем самым освежающее воздействие на слушательское внимание. Однако сопоставление требует сугубой осторожности в его использовании, ибо слишком частое использование этого приема способно не активизировать, но, напротив, утомить внимание и, соответственно, ослабить его концентрацию.
Таким образом, для того чтобы при восприятии не утрачивалось ощущение целого, а с другой стороны, дабы внимание не утомлялось длительным сосредоточением в одной сфере, вступают во взаимодействие сопоставление и сопряжение как важнейшие средства, обеспечивающие коммуникативность данного сочинения.
В произведениях малой протяженности чаще и активнее в качестве основного принципа используется сопряжение. Это понятно, так как небольшие масштабы обеспечивают сопряжению достаточную концентрацию внимания без опасности его ослабления, что гораздо труднее достигается в крупном сочинении. И в то же время обилие сопоставлений на небольшом
временном пространстве приводит к инфляции новизны и усталости внимания; поэтому чаще всего яркое сопоставление требует, как правило, компенсирующего его достаточно развернутого сопряжения, что, естественно, вызывает к жизни разрастание масштаба. В произведениях же крупномасштабных, развернутых, сопоставление оказывается необходимым фактором формирования структуры наряду с сопряжением, так как обновление материала является одним из обязательных условий, благодаря которым поддерживается неослабевающее внимание слушателя.
Таковы некоторые фундаментальные принципы, изучением которых занимается анализ. Подобные вопросы рассматриваются как на уровне совокупностей структур (простые формы, сложные формы), так и на уровне каждой отдельно взятой типической структуры. Их изложение в полном объеме образует научную и учебную дисциплину как учение о вторичной контекстной системе, которую представляет собой совокупность типических структур тональной музыки европейской традиции.
ВОПРОСЫ
1. Вернитесь к примерам 11 а и 12. Какие аналогии были найдены в процессе их анализа? В чем заключалось обобщение? Сравните примеры 10а и 12с точки зрения ритма: что в них общего, в чем принципиальное различие?
2. Познакомьтесь с каким-либо образцом целостного анализа (из списка литературы). Что больше всего привлекло в нем? Какие черты художественности высказывания вы в нем обнаружили?
3. Сравните третьи части из бетховенских сонат для фортепиано № 1, 2, 3, 4. Что общего в их структуре? Какими чертами отмечен в них структурный инвариант? Какова роль в них повторности?
4. Внимательно познакомьтесь с сонатой (сюитой, концертом), часть из которой вы сейчас разучиваете. Как материал этой части сопряжен с материалом остальных частей? Что их связывает в единое целое?
5. Есть ли сопоставления в произведениях, исполняемых вами в классе основного инструмента? Где они расположены? Как их наличие соотносится с масштабом произведений?
ЛИТЕРАТУРА
Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. — Л., 1972.
Асафьев Б. В. Симфонические этюды. — Л., 1970.
Мазель Л. А. Фантазия f-moll Шопена. Опыт анализа // Исследования о Шопене. — М., 1971.
Роллан Р. От «Героической» до «Аппассионаты» // Музыкально-критическое наследие. — Вып. 5. — М., 1990.
Цуккерман В. А. Соната си минор Ф. Листа. — М., 1984.