Сновные жанры музыкально-исторических исследований




К числу жанров, наиболее характерных для истории музы­ки как науки, принадлежат работы, в которых уже в заглавии обозначена принадлежность именно к этой области знания. С уже упомянутых трудов Дж. Б. Мартини и Ч. Бёрни, озаглав­ленных соответственно «История музыки» и «Всеобщая исто­рия музыки» (§ 9), начинается путь музыкально-исторических штудий. Впоследствии каждый из этих двух подходов («Исто­рия» и «Всеобщая история») приобретает особый смысл. Первый — это, как правило, историческое исследование европейс­кой музыки, второй — включает исторические наблюдения над музыкальными культурами и неевропейских народов. Поми­мо этого, существуют многочисленные исторические труды, по­священные музыкальной культуре отдельной страны, той или иной национальной школы или группы школ, объединяемой на основе географической, этнической или культурно-исторической общности (например, история музыки стран Азии, ис­тория латиноамериканской музыки, музыки стран Дальнего Востока). Иногда объектом исторического труда оказывается определенный исторический период: история музыкальной культуры Возрождения, Нового времени, история музыки XX в. Объектом исторических исследований может стать и отдельный музыкальный жанр (история оперы, симфонии), направление (история музыки романтизма), область музицирования (история джаза).

На русской почве исторический подход был обоснован композитором и музыковедом А. Н. Серовым, который впервые использовал термин «музыкознание» и в одной из своих работ утверждал примат именно исторического подхода в музыковедческих исследованиях. К числу наиболее значительных ис­торических работ, опубликованных на русском языке, отно-

 

сится книга Б. В. Асафьева «Русская музыка», четырехтомное исследование Р. И. Грубера «История музыкальной культуры», охватывающая громадный временной и географический аре­ал — с древнейших времен вплоть до конца XVII в., многотом­ные издания «История русской музыки» и «Музыка XX века:

Очерки». Для исторических трудов такого рода важным явля­ется не только более или менее подробное и обстоятельное из­ложение исторических фактов и указание на те процессы, ко­торыми были отмечены различные стадии развития музыкаль­ной культуры, но — главным образом — их осмысление, умение представить их взаимосвязи и взаимообусловленность.

Вторым по времени появления его в музыкальной литера­туре основным историческим жанром становится жанр биогра­фии, жизнеописания музыкантов — вначале композиторов, а впоследствии — исполнителей, критиков, музыковедов. Зна­менитый в свое время и ставший основой многих последующих изданий такого рода «Музыкальный словарь, или Музыкаль­ная библиотека» («Musikalisches Lexicon oder Musikalische Bibliothek, 1702) И. Г. Вальтера, помимо терминологических статей, включал и довольно много статей биографического характера, которые затем использовались широким кругом исто­риков. Первой основательной биографией, вышедшей отдель­ным изданием, стало биографическое описание жизни И. С. Ба­ха, принадлежащее перу И. Н. Форкеля и появившееся в 1802 г. Несмотря на имеющиеся в нем отдельные неточности, этот труд сохранил и по сей день свое значение и до сих пор не вышел из научного обихода. Только на русском языке он был издан дважды за последнюю четверть века. В отечественном музыкознании биографический жанр был представлен впервые обстоятельной биографией Моцарта («Новая биография Моцарта», 1843), со­зданной нижегородским музыкантом-любителем А. Д. Улыбышевым, а также биографиями М. И. Глинки, М. П. Мусоргско­го и А. П. Бородина, принадлежавшими перу В. В. Стасова.

К биографическим изданиям тесно примыкают монографи­ческие исследования, посвященные не только жизни, но и ха­рактеристике творчества того или иного композитора. Элемен­ты такого подхода есть уже в трудах Форкеля и Улыбышева. Сочетание в монографии черт исторического исследования и теоретического анализа постепенно становится традицион­ным. Можно утверждать, что к настоящему времени опубли­кованы монографические исследования такого рода, которые посвящены всем композиторам, оставившим хоть сколько-ни­будь заметный след в истории музыки.

 

Особой сферой историко-биографических штудий оказыва­ются так называемые «романизированные» биографии — т. е., но сути, художественные литературные произведения, в цен­тре которых жизненный путь (весь или только его определен­ный период) крупных музыкальных деятелей — прежде все­го композиторов и исполнителей. Разумеется, события и, в особенности, психология персонажей таких сочинений да­леко не всегда являются достоверными, более того, не всегда даже претендуют на историческую достоверность, но при наличии подлинного таланта литератора проникновение в са­мую суть характера главного героя иногда бывает порази­тельным.

Так, например, сейчас уже с большой степенью достоверно­сти установлено, что Сальери не мог отравить Моцарта, да и делать ему это было незачем: при жизни Моцарта он был гораздо более значительной фигурой, да и не мог жаловаться на отсутствие популярности. Но проникновение в саму суть дарования Моцарта-художника, а также в психологию ремес­ленника-завистника делает «маленькую трагедию» Пушкина «Моцарт и Сальери» не только вечно живым художественным творением, но и бессмертным памятником Моцарту. Среди столь же ранних биографических повествований такого рода можно назвать «Консуэло» Жорж Санд — роман, в числе сю­жетных линий которого присутствуют биографические подробности из жизни двух реально существовавших композиторов — Пикколо Порпоры и Йозефа Гайдна, одно время бывшего его учеником.

Названный роман Ж. Санд дает возможность затронуть и еще одну проблему, связанную с историей музыки. Она за­ключается в следующем: есть литературные произведения, 11 которых герои-музыканты являются вымышленными, однако историческая обстановка, характеризующая музыкальную культуру той или иной эпохи, воспроизводится с известной степенью точности и иногда глубины. Таков в значительной мере упомянутый роман «Консуэло», таковы не менее известные романы Р. Роллана «Жан-Кристоф» и Т. Манна «Доктор Фау­стус». Главными героями двух последних романов являются композиторы, никогда реально не существовавшие, однако историко-музыкальная характеристика эпохи, а также общей культуры этого времени отличается глубиной и достовер­ностью.

Особую отрасль исторических работ составляет так называемое источниковедение.

 

Начало изданий, посвященных источникам исторических сведений, также относится к XVIII в. и ознаменовано публика­цией М. Гербертом нескольких средневековых трактатов Гви­до Аретинского, Маркетто Падуанского и др. (1784). С этого мо­мента публикации (и, как правило, комментарии к ним) стано­вятся важнейшим импульсом для развития исторической науки. Публикуются не только трактаты и теоретические или исторические труды, принадлежащие крупнейшим композито­рам или выдающимся исполнителям, музыковедам и критикам своего времени, но и их мемуары, письма, дневники, «заметки на полях» — словом, все принадлежащие им письменные ма­териалы, а также воспоминания о них, способные пролить свет на жизнь и творчество этих исторических фигур, характеризу­ющие эпоху, культуру, нравы того времени, в котором им при­шлось жить и творить.

За последнее время важной отраслью источниковедения становится текстология — изучение и публикация рукописей и факсимильных изданий крупнейших композиторов прошло­го. Так, за рубежом издано большое число факсимильных из­даний рукописей Баха, Моцарта, Бетховена, других компози­торов; в России, например, появилось факсимильное издание некоторых рукописей Бетховена (исследование и расшифров­ка Н. Л. Фишмана, 1962), партитуры Шестой симфонии Чай­ковского (предисловие, расшифровка и примечания Г. Прибегиной, 1970) и др. Тщательное исследование рукописных источ­ников позволяет существенно уточнить многие исторические данные, связанные с временем создания, характером бытова­ния тех или иных сочинений, и, соответственно, дать более точ­ное и полное представление о жизни и творчестве композито­ра. Одна из последних значительных работ такого рода — фун­даментальный труд Т. В. Шабалиной «Рукописи И. С. Баха:

Ключи к тайнам творчества» (СПб., 1999).

Все эти жанры музыкально-исторических штудий призва­ны обеспечить современным музыкантам верный взгляд на про­шлое. Хорошо известно, что без знания прошлого невозможно ни адекватно воспринимать настоящее, ни хоть сколько-нибудь полно представлять себе перспективу развития в будущем. Но знание прошлого — это не просто владение фактами, но и их осмысление, и не только с позиций настоящего, но и с позиций и по образу мышления того времени, когда эти факты имели место. И главный труд историка — это умение погрузить нас в прошедшую эпоху, понять ее приоритеты, ее пристрастия и антипатии. Ибо, как писал один из наиболее талантливых ис­-

 

следователей истории культуры Йохан Хейзинга, «прошлое лишь в той мере может стать для культуры историей, в какой оно вразумительно для нее»[49].

ВОПРОСЫ

1. Познакомьтесь с монографией И. Н. Форкеля о Бахе; определите, какие ее разделы представляют собой чисто историческое иссле­дование, а какие относятся к сфере теории музыки; определите, к каким именно дисциплинам теории музыки они принадлежат.

2. Прочтите выпуски «Занимательной Бахианы». К каким жанрам ис­торического исследования принадлежат отдельные очерки?

3. Внимательно просмотрите подготовленное к публикации Х. - И. Шульце собрание документов, касающихся жизни и деятельности И. С. Баха. Что эти документы добавили к вашим представлениям о жизни и творчестве этого композитора? Что они изменили в ва­ших представлениях?

4. Прочтите несколько разделов книги Б. В. Асафьева «Русская му­зыка». Как вы думаете, что именно в русской музыке является в этой книге объектом исторического исследования?

5. Познакомьтесь с книгой «М. П. Мусоргский в воспоминаниях со­временников». Какова роль в этой книге комментариев и справоч­ного аппарата?

ЛИТЕРАТУРА

Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века. —Л., 1968.

Документы из жизни и деятельности Иоганна Себастиана Баха / Сост. Х. - Й. Шульце. — М., 1980.

Милка А., Шабалина Т. Занимательная Бахиана. — Вып. 1. — СПб., 1997; Вып. 2. — Спб., 1999.

М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников / Сост., текстологич. ред., вступ. статья, коммент. и указатели Е. М. Гордее­вой. — М., 1989.

Форкель И. Н. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастиана Баха. — М., 1974.

 

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: