К числу жанров, наиболее характерных для истории музыки как науки, принадлежат работы, в которых уже в заглавии обозначена принадлежность именно к этой области знания. С уже упомянутых трудов Дж. Б. Мартини и Ч. Бёрни, озаглавленных соответственно «История музыки» и «Всеобщая история музыки» (§ 9), начинается путь музыкально-исторических штудий. Впоследствии каждый из этих двух подходов («История» и «Всеобщая история») приобретает особый смысл. Первый — это, как правило, историческое исследование европейской музыки, второй — включает исторические наблюдения над музыкальными культурами и неевропейских народов. Помимо этого, существуют многочисленные исторические труды, посвященные музыкальной культуре отдельной страны, той или иной национальной школы или группы школ, объединяемой на основе географической, этнической или культурно-исторической общности (например, история музыки стран Азии, история латиноамериканской музыки, музыки стран Дальнего Востока). Иногда объектом исторического труда оказывается определенный исторический период: история музыкальной культуры Возрождения, Нового времени, история музыки XX в. Объектом исторических исследований может стать и отдельный музыкальный жанр (история оперы, симфонии), направление (история музыки романтизма), область музицирования (история джаза).
На русской почве исторический подход был обоснован композитором и музыковедом А. Н. Серовым, который впервые использовал термин «музыкознание» и в одной из своих работ утверждал примат именно исторического подхода в музыковедческих исследованиях. К числу наиболее значительных исторических работ, опубликованных на русском языке, отно-
|
сится книга Б. В. Асафьева «Русская музыка», четырехтомное исследование Р. И. Грубера «История музыкальной культуры», охватывающая громадный временной и географический ареал — с древнейших времен вплоть до конца XVII в., многотомные издания «История русской музыки» и «Музыка XX века:
Очерки». Для исторических трудов такого рода важным является не только более или менее подробное и обстоятельное изложение исторических фактов и указание на те процессы, которыми были отмечены различные стадии развития музыкальной культуры, но — главным образом — их осмысление, умение представить их взаимосвязи и взаимообусловленность.
Вторым по времени появления его в музыкальной литературе основным историческим жанром становится жанр биографии, жизнеописания музыкантов — вначале композиторов, а впоследствии — исполнителей, критиков, музыковедов. Знаменитый в свое время и ставший основой многих последующих изданий такого рода «Музыкальный словарь, или Музыкальная библиотека» («Musikalisches Lexicon oder Musikalische Bibliothek, 1702) И. Г. Вальтера, помимо терминологических статей, включал и довольно много статей биографического характера, которые затем использовались широким кругом историков. Первой основательной биографией, вышедшей отдельным изданием, стало биографическое описание жизни И. С. Баха, принадлежащее перу И. Н. Форкеля и появившееся в 1802 г. Несмотря на имеющиеся в нем отдельные неточности, этот труд сохранил и по сей день свое значение и до сих пор не вышел из научного обихода. Только на русском языке он был издан дважды за последнюю четверть века. В отечественном музыкознании биографический жанр был представлен впервые обстоятельной биографией Моцарта («Новая биография Моцарта», 1843), созданной нижегородским музыкантом-любителем А. Д. Улыбышевым, а также биографиями М. И. Глинки, М. П. Мусоргского и А. П. Бородина, принадлежавшими перу В. В. Стасова.
|
К биографическим изданиям тесно примыкают монографические исследования, посвященные не только жизни, но и характеристике творчества того или иного композитора. Элементы такого подхода есть уже в трудах Форкеля и Улыбышева. Сочетание в монографии черт исторического исследования и теоретического анализа постепенно становится традиционным. Можно утверждать, что к настоящему времени опубликованы монографические исследования такого рода, которые посвящены всем композиторам, оставившим хоть сколько-нибудь заметный след в истории музыки.
Особой сферой историко-биографических штудий оказываются так называемые «романизированные» биографии — т. е., но сути, художественные литературные произведения, в центре которых жизненный путь (весь или только его определенный период) крупных музыкальных деятелей — прежде всего композиторов и исполнителей. Разумеется, события и, в особенности, психология персонажей таких сочинений далеко не всегда являются достоверными, более того, не всегда даже претендуют на историческую достоверность, но при наличии подлинного таланта литератора проникновение в самую суть характера главного героя иногда бывает поразительным.
|
Так, например, сейчас уже с большой степенью достоверности установлено, что Сальери не мог отравить Моцарта, да и делать ему это было незачем: при жизни Моцарта он был гораздо более значительной фигурой, да и не мог жаловаться на отсутствие популярности. Но проникновение в саму суть дарования Моцарта-художника, а также в психологию ремесленника-завистника делает «маленькую трагедию» Пушкина «Моцарт и Сальери» не только вечно живым художественным творением, но и бессмертным памятником Моцарту. Среди столь же ранних биографических повествований такого рода можно назвать «Консуэло» Жорж Санд — роман, в числе сюжетных линий которого присутствуют биографические подробности из жизни двух реально существовавших композиторов — Пикколо Порпоры и Йозефа Гайдна, одно время бывшего его учеником.
Названный роман Ж. Санд дает возможность затронуть и еще одну проблему, связанную с историей музыки. Она заключается в следующем: есть литературные произведения, 11 которых герои-музыканты являются вымышленными, однако историческая обстановка, характеризующая музыкальную культуру той или иной эпохи, воспроизводится с известной степенью точности и иногда глубины. Таков в значительной мере упомянутый роман «Консуэло», таковы не менее известные романы Р. Роллана «Жан-Кристоф» и Т. Манна «Доктор Фаустус». Главными героями двух последних романов являются композиторы, никогда реально не существовавшие, однако историко-музыкальная характеристика эпохи, а также общей культуры этого времени отличается глубиной и достоверностью.
Особую отрасль исторических работ составляет так называемое источниковедение.
Начало изданий, посвященных источникам исторических сведений, также относится к XVIII в. и ознаменовано публикацией М. Гербертом нескольких средневековых трактатов Гвидо Аретинского, Маркетто Падуанского и др. (1784). С этого момента публикации (и, как правило, комментарии к ним) становятся важнейшим импульсом для развития исторической науки. Публикуются не только трактаты и теоретические или исторические труды, принадлежащие крупнейшим композиторам или выдающимся исполнителям, музыковедам и критикам своего времени, но и их мемуары, письма, дневники, «заметки на полях» — словом, все принадлежащие им письменные материалы, а также воспоминания о них, способные пролить свет на жизнь и творчество этих исторических фигур, характеризующие эпоху, культуру, нравы того времени, в котором им пришлось жить и творить.
За последнее время важной отраслью источниковедения становится текстология — изучение и публикация рукописей и факсимильных изданий крупнейших композиторов прошлого. Так, за рубежом издано большое число факсимильных изданий рукописей Баха, Моцарта, Бетховена, других композиторов; в России, например, появилось факсимильное издание некоторых рукописей Бетховена (исследование и расшифровка Н. Л. Фишмана, 1962), партитуры Шестой симфонии Чайковского (предисловие, расшифровка и примечания Г. Прибегиной, 1970) и др. Тщательное исследование рукописных источников позволяет существенно уточнить многие исторические данные, связанные с временем создания, характером бытования тех или иных сочинений, и, соответственно, дать более точное и полное представление о жизни и творчестве композитора. Одна из последних значительных работ такого рода — фундаментальный труд Т. В. Шабалиной «Рукописи И. С. Баха:
Ключи к тайнам творчества» (СПб., 1999).
Все эти жанры музыкально-исторических штудий призваны обеспечить современным музыкантам верный взгляд на прошлое. Хорошо известно, что без знания прошлого невозможно ни адекватно воспринимать настоящее, ни хоть сколько-нибудь полно представлять себе перспективу развития в будущем. Но знание прошлого — это не просто владение фактами, но и их осмысление, и не только с позиций настоящего, но и с позиций и по образу мышления того времени, когда эти факты имели место. И главный труд историка — это умение погрузить нас в прошедшую эпоху, понять ее приоритеты, ее пристрастия и антипатии. Ибо, как писал один из наиболее талантливых ис-
следователей истории культуры Йохан Хейзинга, «прошлое лишь в той мере может стать для культуры историей, в какой оно вразумительно для нее»[49].
ВОПРОСЫ
1. Познакомьтесь с монографией И. Н. Форкеля о Бахе; определите, какие ее разделы представляют собой чисто историческое исследование, а какие относятся к сфере теории музыки; определите, к каким именно дисциплинам теории музыки они принадлежат.
2. Прочтите выпуски «Занимательной Бахианы». К каким жанрам исторического исследования принадлежат отдельные очерки?
3. Внимательно просмотрите подготовленное к публикации Х. - И. Шульце собрание документов, касающихся жизни и деятельности И. С. Баха. Что эти документы добавили к вашим представлениям о жизни и творчестве этого композитора? Что они изменили в ваших представлениях?
4. Прочтите несколько разделов книги Б. В. Асафьева «Русская музыка». Как вы думаете, что именно в русской музыке является в этой книге объектом исторического исследования?
5. Познакомьтесь с книгой «М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников». Какова роль в этой книге комментариев и справочного аппарата?
ЛИТЕРАТУРА
Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века. —Л., 1968.
Документы из жизни и деятельности Иоганна Себастиана Баха / Сост. Х. - Й. Шульце. — М., 1980.
Милка А., Шабалина Т. Занимательная Бахиана. — Вып. 1. — СПб., 1997; Вып. 2. — Спб., 1999.
М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников / Сост., текстологич. ред., вступ. статья, коммент. и указатели Е. М. Гордеевой. — М., 1989.
Форкель И. Н. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастиана Баха. — М., 1974.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ