Семиотика как наука занимается не только значением знаков/субзнаков (семантика), не только отношениями, которые устанавливаются между самими знаками/субзнаками (синтактика), но и теми отношениями, которые устанавливаются между знаками и теми, кто ими пользуется. Эта, последняя, сфера изучения знаков называется прагматикой. Обычно под теми, кто пользуется знаками, понимаются носители языка, т. е. все люди, которые пользуются его словами-знаками, но не принимают участия в его создании. Применительно к искусству прагматика также может рассматривать отношения, которые возникают между произведением искусства и его потребителями — слушателями, зрителями, читателями. Такие наблюдения составляют сферу социологии искусства. Однако для постижения всех граней смысла музыкального произведения наиболее важна та сторона прагматики, которая занимается отношениями между знаками-творениями искусства и их творцами — в данном случае композиторами.
Как представляется, центральными вопросами в этом случае окажутся следующие: а) каково место творца в созданном им творении искусства; б) каким предстает в этом творении «мир»; и наконец, в) каким образом в произведении представлены отношения между авторским «я» и «миром», который заключен в этом «я», или в котором это «я» пребывает.
Естественно, что рассмотренная в этом аспекте прагматика перекликается с учением о родах искусства — лирике, эпосе, драме. Именно в этом ракурсе проблема авторского «я» и отраженного в произведении «мира» оказывается центральной. Таковой она изложена в «Поэтике» Аристотеля: создавать произведение можно, «рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собою, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и дея-
|
тельных» (курсив мой. —М.Б.)[88]. За многие столетия, прошедшие со времени создания цитируемого труда Аристотеля (т.е. с IV в. до н. э.), суть представлений о родах искусства, по сути, не изменилась.
Эпос — такой род творений, в котором художник — просто повествователь, но сам он, как бог-творец, оказывается над своим творением и вне его.
Драма — где повествователь «присутствует» во всех действующих лицах и не может выступать в качестве посредника между зрителем и событием; для драмы важен эффект «самодвижения», саморазвертывания исходного толчка-импульса, которое вызвано к жизни однажды нарушившимся равновесием.
Лирика — род творений, в которых авторское «я» господствует, не стесняемое ни окружающим миром, ни сюжетом, ни даже адресатом, к которому речь направлена (часто это «разговор с самим собой»).
Отметим также, что во всех трех родах время в художественных творениях протекает как настоящее: только в эпосе — это настоящее время любовного вглядывания в каждую деталь описываемого объекта или события, в драме — на настоящем действии сконцентрировано внимание, в лирике — это настоящее переживаемого чувства. Таким образом, можно констатировать, что различия между эпосом, драмой и лирикой — это различия в позиции авторского «я», а также в характере протекания настоящего времени: в драме оно — «только миг между прошлым и будущим», в эпосе и лирике — «растекается» по всему сочинению (чем сближаются эти два рода искусства).
|
В чистом виде перечисленные родовые черты проявляются далеко не во всех случаях. Уже эпоха романтизма нарушает все каноны, в том числе разрушаются и установленные ранее родовые перегородки. Но музыкальное искусство, в отличие от словесного творчества, не имеет столь значительной истории, отраженной в зафиксированных в записи произведениях. Музыка европейской традиции, слушаемая, изучаемая, исполняемая, размещена в сравнительно небольшом историческом диапазоне — от григорианского хорала и до наших дней. Если же говорить о сочинениях, которые находятся в эпицентре слушательского внимания, то этот период сокращается еще больше — до трех-четырех веков, из которых музыкальное искусство, соответственно, уже полтора века не связано с нормативной эстетикой. Поэтому музыка, о которой чаще всего идет речь,
допускает более свободное использование смешанных родов, и ее характеристики (типа «лирико-эпическая драматургия») не должны восприниматься как нелепость.
Чтобы можно было доказательно говорить о том или ином роде в применении к конкретному сочинению, необходима, во-первых, четкая дифференциация «полюсов» смысла— «автор» («я») и «мир», благодаря взаимодействию которых устанавливается характерная для каждого из родов искусства картина мироздания; и, во-вторых, настоящее время в эпосе и лирике протекает достаточно своеобразно, и музыка в своем течении должна отразить эти специфические качества. Выполнение первого условия обеспечивается семантикой субзнакового слоя, второго — синтаксическими свойствами музыкальной речи.
|
Воздействие семантики на прагматические аспекты музыкального текста обеспечивается ее способностью охарактеризовать объективный (коллективный) либо субъективный (индивидуальный) тип «героя-персонажа» музыкальной речи. Как показывает музыкальная практика, задача такого рода принадлежит к числу простейших, и для творца, равно как и для воспринимающего человека, не составляет труда создать/воспринять музыку как отражение групповых (коллективных) или субъективных (личностных) граней реального мира.
Как об этом уже говорилось, существует значительное число жанров, связанных с коллективными действиями (от трудовых, плясовых, хороводных песен и до марша, хорала и т. п.); еще более широк круг связанных с ними примет художественной действительности (акцентная ритмика, определенные типы фактуры, ярко выявленная функциональность гармонической логики, словом, характерный принцип широкого штриха, чуждого дробной детализации). И, с другой стороны, не меньшими возможностями обладает семантика, связанная с отдельной личностью, ее субъективным мироощущением и присущим ей способом самовыражения (от причета и плача до сложнейших жанров, в которых культивируются сольные высказывания: речитативы, импровизации, арии, песни и связанная с ними художественная действительность). В руках композитора находится богатейшая семантическая палитра, которая позволяет не только использовать какие-то готовые «колера красок», но и создавать совершенно новые, не существовавшие ранее, и при этом с безусловным основанием рассчитывать на понятность и доступность всех этих смесей и сочетаний.
Понятно, что лирика опирается на жанры и художественную действительность индивидуальных высказываний, эпос —
групповых (коллективных). Имеется в виду если и не исключительное пребывание в рамках данной семантики, то, во всяком случае, доминирование той или иной группы жанров (и/или связанной с ними художественной действительности)[89].
Вернемся к Траурному маршу из «Героической» Бетховена (примеры 60а, 606). Упомянутое соло гобоя («голоса из хора»), появление «индивидуализирующего» задержания, конечно, придают данному высказыванию черты субъективности, но все же не превращают его в лирическое: дело не только в том, что оно по музыке идентично с предшествовавшими «хоровыми» фрагментами, но — что важнее — оно остается скованным строгими рамками маршевого жанра, коллективного по самому существу.
Это обстоятельство становится особенно заметным при сопоставительном анализе этого марша с первой частью ноктюрна c-moll Шопена (op.43 №1), также написанной в жанре траурного марша. В ноктюрне солирующий характер мелодии подчеркнут прихотливой ритмикой, ярко выявленными декламационно-речитативными элементами, регистровой свободой, которые сочетаются с гораздо более гибким и интенсивным гармоническим развитием, чем это свойственно маршу, «расковывают» это высказывание и, не выводя его окончательно за рамки траурного марша благодаря аккомпанементу (это случится лишь в репризе), все же сообщают ему иные черты, идущие от индивидуальности, выходящие за пределы непременного «движения в ногу»:
Пример 73
В драме принципиально предполагается участие обеих жанровых конгломерации —субъективных (ибо необходимо ощу-
щение личностной ангажированности) и объективных (создающих широкую образную панораму, фон драматического действия); кроме того, важную роль играет их взаимодействие — от сопряжения и до крайне жестких форм сопоставления.
Специального рассмотрения требуют отношения, которые осуществляются между синтактикой и прагматикой.
Синтаксические свойства лирики характеризуются прежде всего сравнительно небольшим масштабом действия, в пределах которого легче реализовать эффект «остановившегося мгновения». Он, этот эффект, обусловлен единством «персонажа» — эмоционального аффекта, переживания (состояния), т.е. монологичностью, которую следует понимать как отсутствие взаимодействия разных «персонажей». Вполне естественно, что пребывание в столь ограниченных рамках, даже с учетом возможностей значительного внутреннего развития, иными словами — пребывание в границах сопряжения, не приводящего к семантическому обновлению материала, не может продолжаться в течение значительного времени и в большей мере свойственно миниатюре или сочинению среднего масштаба. Поэтому доминирование лирики в произведениях крупной формы, которое все же наблюдается на определенном историческом этапе развития музыки, связано с завоеванием лирикой изначально далеких от нее сфер музицирования: сонатно-симфонического цикла и оперы (XIX в.).
При этом крупные жанры обретают ряд особенностей по сравнению с их привычным воплощением. Суть этих особенностей заключается в гораздо больших масштабах замкнутых или относительно замкнутых построений, чем это было принято в творчестве классиков. Каждое из них представляет собой «лирический монолог» (в указанном ранее смысле). Эти построения, разумеется, перекликаются между собой, их связи могут быть контактными и на расстоянии, выстраиваясь в некий «сюжет», но не в смысле действия (фабулы), а скорее как лирическое переживание этого действия, которое все же занимает подчиненное место по отношению к главному в лирике — портретированию состояния[90].
В отличие от лирики, эпос характеризуется именно масштабностью, протяженностью, но и, помимо того, замедленно-
стью, неспешностью развертывания. Так же, как и для лирики, для него свойствен отказ от активного действия, от столкновений и конфликтов. Отсюда некоторая внешняя близость синтактики лирики и эпоса, связанная с преобладанием замкнутых разделов и их рядоположенности над сквозным драматургическим действием и конфликтностью. Однако внутренняя структура таких разделов в эпосе совершенно иная, нежели в лирике. «Монологичность» лирических «сцен» (миниатюр, разделов) связана с развитием одного аффекта, состояния и т.п. В эпосе же и развитие сведено к минимуму, замещаясь самыми разнообразными вариантами изложения и переизложения: повторением, варьированием и т. п.[91] Отсюда характерное для эпоса в музыке сравнение с «картинностью»: как картина, которую можно рассматривать, много раз вглядываясь в каждую деталь, перед слушателем разворачивается значительное музыкальное пространство, предлагающее, однако, один и тот же (или очень близкий) материал для такого же многократного «разглядывания»-вслушивания, в разном «освещении», в различных ракурсах, но всегда неспешно, спокойно, вдумчиво.
Эпос отдален от непосредственного переживания, он не приемлет альтернатив: для него все допустимо, все может сочетаться, ибо это такое настоящее, по отношению к которому возникает психологическая дистанция. Конечно, «персонажи» и «события» эпоса волнуют меньше, чем в лирике или драме. Но их место занимает любование подробностью, наслаждение неспешностью, погружение в возвышенный поток объективной медитации, не зря так называемые длинноты Шуберта были названы «божественными».
В симфонической музыке эпос утвердился на том же историческом этапе, что и лирика[92]. С оперой дело обстояло сложнее: эпическая опера — это не просто музыкально-драматическое сочинение на эпический сюжет, но сочинение, в котором деформируются основные законы драмы, в которых показ, представление доминируют над действием, где от зрителя (слушателя)
требуется не столько сопереживание, сколько вслушивание, всматривание, любование представленным материалом. Именно это обстоятельство вызвало многие недоразумения в исторических судьбах эпической оперы (достаточно вспомнить полемику о «Руслане и Людмиле» в русской критике XIX в.).
Синтактика драмы так же, как и эпоса, связана преимущественно с крупной формой, в которой взаимодействие «персонажей» (не менее двух) должно располагать масштабом, достаточным для завязки, самого действия и развязки[93]. Тем не менее драма может быть реализована и в рамках небольшого масштаба благодаря способности музыкальной ткани обретать громадную плотность, насыщенность событиями, и, соответственно, возможности концентрации действия на малом пространстве. Так, например, во вступлении к «Патетической» сонате Бетховена ощутимо присутствуют два «персонажа» — мощная, с пунктирным ритмом, насыщенной фактурой художественная действительность Grave из французской увертюры, которая, однако, сочетается (в одновременном звучании) с интонациями жалобы — lamento. Из последних вырастает «сольная» линия, вступающая уже в горизонтальном соотношении с грозной неуступчивостью «увертюрных» пунктиров (т. 5-6) и в конце вступления вырывающаяся на свободу, чтобы опять низвергнуться в пламенное горнило Molto allegro:
Пример 74
Пример 74
(окончание)
Таким образом, музыкальное искусство на протяжении своей истории было связано не только с категориями жанра (художественной действительности) и формы (структуры), но и несло на себе печать рода: эпоса, лирики, драмы. Все эти факторы — семантика, синтактика и прагматика — представляют собой проявление типического в музыкальной ткани и, взятые как по отдельности, так и в совокупности, являются важными компонентами смысла каждого музыкального произведения. Но и ими этот смысл не исчерпывается, так как в нем громадную роль играют черты сугубо индивидуальные, присущие не просто тому или иному композитору, но данному конкретному сочинению и даже более того — каждой данной части его и даже каждой теме.