Говоря о психологической ценности искусства как такового, крупнейший отечественный психолог Л.С. Выготский выделил тот главный эффект, который, по его мнению, необходимо должен присутствовать при восприятии любого произведения художественного творчества, вне которого оно как факт искусства просто не существует. Произведение искусства, как он считал, «вносит... строй и порядок в наши расходы души, в наши чувства». А становится это возможным благодаря реализации закона эстетической реакции, выведенного Выготским для искусства всех времен и народов. Суть эстетической реакции, по его мнению, «заключает в себе эффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение. <...> Этот процесс мы хотели бы определить словом „катарсис"» [116].
Собственно, о катарсисе в применении к искусству говорили многие столетия и даже тысячелетия, но Выготский впервые попытался определить психологический механизм его возникновения. Катарсисом изначально была названа мощная психологическая реакция на воздействие художественного произведения, в которой сочетаются наслаждение от соприкосновения с высокой трагедией и скорбь по поводу гибели ее героев. О катарсисе замечательно сказал литературовед и философ, знаток античности С.С. Аверинцев, который так описал это состояние: «Глаза плачут и сердце уязвлено, однако и согрето, на душу сходит умиротворение, а мысль яснеет и твердеет»[117]. Разумеется, не всякое произведение искусства — трагедия, подобная «Ромео и Джульетте» Шекспира или «Кармен» Бизе, однако соединение наслаждения с потрясением — непременное условие полноценного приобщения к произведению искусства, о каком бы виде художественного творчества ни шла речь. Не будем забывать об этом, переходя к разговору о том, что такое понимание музыки.
|
Понимание музыки — сложный процесс. Ее восприятие, как это, очевидно, оказывается лишь необходимым условием этого процесса. Но столь же очевидным представляется факт, что собственно восприятием процесс понимания музыки никак не может быть ограничен. Постижение музыкального смысла продолжается и в течение многократного прослушивания, и воспоминаний о прослушивании, и подробного изучения музыкального текста, его исполнительского прочтения или музыковедческого его освоения. Очевидно, что музыку понимают и композиторы, и исполнители, и слушатели, и музыковеды — ученые, критики, преподаватели, лекторы; соприкасаясь с музыкальным текстом, они, подобно исполнителю, делают его смысл доступным для других. Бесспорным представляется, однако, тот факт, что каждый раз речь идет о разных уровнях понимания, причем, разных не только глубиной постижения, но и самим характером проникновения в музыкальные глубины.
Смысл художественного текста, как об этом уже говорилось, неисчерпаем, и потому понимание его тоже никогда не может быть исчерпывающе полным — даже композитор, со-
здавший данное сочинение, бывает иногда изумлен и восхищен тем неожиданным его прочтением, которое предлагает выдающийся исполнитель. То есть и для него в произведении остаются «нехоженые тропы», которыми призван пройти какой-то другой музыкант (устная молва, в частности, сохранила рассказ о реакции Шостаковича на исполнение его Десятой симфонии дирижером Гербертом фон Караяном: композитор говорил, что даже не подозревал о возможности такой интерпретации).
|
Таким образом, глубина постижения музыкального сочинения не имеет предела. Возникает вопрос: есть ли предел тому минимуму глубины, ниже которого вообще нельзя говорить о понимании?
Вероятно, следует допустить, что если впечатление от музыкального произведения может быть охарактеризовано как наслаждение, т.е. как мощная положительная эмоция, имеющая много общего с ощущением радости, связанная с эффектом катарсиса, то — совершенно независимо от наличия других факторов — можно говорить и о наличии определенного уровня понимания музыкального творения. Возможно, именно этим понимание музыки отличается от аналогичных процессов, связанных с иными видами искусства, для которых гедонистический [118] фактор процесса восприятия не столь очевиден. Возникает даже вопрос — можно ли вообще говорить о каком бы то ни было понимании музыки (пусть и профессиональными музыкантами и в процессе углубленного постижения текста), коль скоро отсутствует эффект наслаждения? В дальнейшем мы еще его коснемся.
Таким образом, наслаждение — обязательное условие понимания музыкального текста. Какими же стадиями отмечен процесс понимания? Необходимо изначально отграничить те уровни понимания, которые исключаются для «непросвещенной» публики, т.е. для тех слушателей, которые, не владея нотной грамотой, в состоянии воспринимать музыку только на слух и только в процессе ее реального звучания.
|
Позволительно думать, что в этом случае процесс постижения музыкального произведения будет протекать преимущественно на правополушарной основе, т.е. на основе комплекс-
ного, обобщенного, образно-эмоционального слышания, в котором элементы различения, выделения отдельных деталей (т.е. дифференцирования) будут нарастать лишь по мере включения левополушарного интеллекта.
Наименее дифференцированным будет этот процесс, если он может быть описан термином «пребывание».
Слушатель (ибо в данном случае речь идет, прежде всего, о нем) «пребывает» в звучащей ткани, погружается в нее, и само звучание пробуждает его собственное мышление и, минуя стадию осознанности, дает возможность приобщения к художественной мысли, заключенной в творении искусства. Можно ли говорить в таком случае о понимании? Думается, ответ должен быть утвердительным: если, в принципе, происходит контакт с заложенной в сочинении художественной мыслью — это в любом случае есть ее постижение, пусть и на преимущественно неосознаваемом уровне.
Следующую стадию можно охарактеризовать как созерцание. В этом случае восприятие не ограничивается неосознаваемым «пребыванием» в звучащей атмосфере, но в состоянии, пусть и в самом общем виде, проникнуть в музыкальный текст, усмотреть («созерцать») в нем некие компоненты структуры, фактуры — выделить семантически «сгущенные» области. Иными словами, включается некий механизм восприятия, при котором текст существует не только как интегрированная целостность, но подлежит — пусть и самой поверхностной — дифференциации. Понимание продолжает оставаться правополушарным, ибо дифференциация осуществляется на том же эмоционально-симультанном уровне. Однако художественная мысль при этом постигается с некоторой степенью осознанности, хотя и не достигает «светлого поля сознания». Главное — и в пребывании, и в созерцании — это отклик внутреннего ощущения на энергетические «вибрации», исходящие из музыкального произведения, обусловленные им.
Еще более осознанный тип слияния с континуальной мыслью, заложенной в музыкальном произведении, представляет собой переживание. Обычно такой тип понимания характеризует слушателей с определенным опытом посещения концертов, имеющих какие-то сведения из сферы музыкального искусства, у которых есть представление об авторе, эпохе, в которую он жил и творил, о неких импульсах, предопределивших создание данного конкретного сочинения и т. п. Иногда, даже не отдавая себе в этом отчет, они, тем не менее, при восприятии ассоциируют конкретные компоненты звучащей музыкальной
ткани с более или менее определенными, очерченными образами и ситуациями. И их постижение художественной мысли осуществляется не просто на неосознаваемом уровне, они «переживают» не только музыку, но и эти — вызванные (обусловленные) ею — образы и ситуации.
Таковы, как представляется, первоначальные стадии постижения музыкальной мысли, приобщения к ней и, следовательно, стадии понимания музыкального смысла. Как уже говорилось, такие стадии характеризуют, прежде всего, процесс слушательского восприятия, причем речь идет о таких слушателях, которые не имеют возможности непосредственного соприкосновения с музыкальным текстом в его письменной или печатной форме.
Постижение музыкального смысла музыкантами-профессионалами или любителями характеризуют иные этапы, которые связаны с речевым, логическим левополушарным мышлением. Здесь также можно выделить три стадии приобщения к музыкальному смыслу, глубина освоения которого по мере перехода от первой к последней возрастает.
Первая стадия — слежение: слушатель (исполнитель — реальный или воображаемый) не просто воспринимает звучащую ткань, но получает возможность визуального (или мысленно-визуального) с ней контакта, который помогает осознать основные особенности структуры произведения, его «сюжета» и «фабулы». Это, естественно, операция интеллектуальная, которая, однако, не служит помехой восприятию художественной мысли, но делает его более осознанным.
Следующая стадия — вслушивание, когда при восприятии происходит углубленное постижение музыкального смысла, когда оно направлено не только «по горизонтали»: от мотива к мотиву, от темы к теме, от раздела к разделу, но и «по вертикали», пронизывая всю «толщу» пластов музыкальной ткани. Это также возможно при визуальном либо мысленно-визуальном контакте с музыкальным текстом: музыкант может мысленно «прослушать» лежащие перед ним ноты или — напротив — мысленно представить себе нотный текст при реальном прослушивании произведения; такое «вслушивание» и «вглядывание» могут также совпадать по времени, если музыка звучит, а нотный текст перед глазами.
И, наконец, высшая стадия — анализ — осуществляется, как правило, только при мысленном или реальном собственном озвучивании музыкального текста, когда его компоненты рассматриваются уже не в совокупности, т. е. в задуманной и реа-
лизованной автором, звучащей во времени музыкальной ткани, но и по отдельности, будучи извлеченными из контекста. И, с другой стороны, для вящего углубления в смысл сочинения в этом случае широко используется привлечение иных текстов, т.е. сочинение погружается в более или менее широкий контекст из других произведений этого же композитора или этого же жанра в творчестве других композиторов, либо развернутого по «оси времени» и т. п.
Если правополушарное постижение (первые три стадии) можно в целом охарактеризовать как наслаждение, то такое — левополушарное — понимание (последующие три стадии) может быть определено как познание.
В целом весь спектр постижения музыки можно изобразить графически следующим образом:
Схема 3
Здесь исключительно важен следующий аспект: всякая последующая стадия неизбежно должна включать в себя предыдущую как бы в «свернутом» виде: созерцание представляет собой надстройку по отношению к пребыванию, а переживание имеет в качестве основы и созерцание и пребывание, вне которых не произошло бы никакой дифференциации музыкального текста. На первый взгляд, может сложиться впечатление, что
стадии, зафиксированные в области познания, не столь связаны между собой, хотя их преемственность несомненна: вслушивание осуществляется только в процессе слежения, а анализ в качестве необходимой основы также требует совмещения двух предыдущих стадий.
Однако, если вдруг возникает разрыв между областями наслаждения и познания (он отмечен на схеме затененной полосой), это чревато потерей постижения художественной, т.е. самой важной стороны музыкального смысла. Такой разрыв в реальной практике действительно иногда имеет место. И коль скоро он фигурирует в процессе исполнения музыкального текста, то исполнительская интерпретация, фигурально говоря, становится творением «механического пианино»; для музыковедов же отрыв от целостности, от непосредственного музыкального переживания превращает их музыковедческие выкладки в «поверку алгеброй гармонии», в лишенную непосредственной связи с художественным смыслом «счетную работу». Возможен такой разрыв и в процессе обучения, и здесь он также чреват потерей общения с искусством и мощной дозой схоластики.
Этот разрыв оставляет в поле зрения только дискретное, то, что может быть осознано и сформулировано. Но в том-то и дело, что смысл художественного музыкального текста никоим образом не исчерпывается этими рамками и, напомним, вне наслаждения — т.е. вне деятельности правого полушария — этот смысл существовать как смысл постигнутый не может. Иными словами, как бы ни было опосредовано в исполнительском или музыковедческом прочтении понимание музыки, оно должно непременно сочетаться с непреходящим ощущением непосредственного, целостного, симультанного восприятия музыкальной речи, с переживанием катарсиса.
Поэтому приобщение к художественному смыслу всегда есть некое деяние. Оно не может быть обычным пассивным присвоением чего-то заранее данного, бытие которого автономно по отношению к воспринимающему и независимо от него. Так, например, тот факт, что Волга впадает в Каспийское море, что рекам свойственно течь на основании закона тяготения, равно как и сам закон всемирного тяготения — все эти явления, их понимание и усвоение не требуют личной вовлеченности, но только некоторых усилий памяти и интеллекта. Понимание музыкального (и всякого иного художественного) текста требует шага навстречу, предварительной расположенности и усилий для погружения в художественный смысл.
Такое погружение, такая вовлеченность, такое «сотрудничество» с текстом в значительной мере предопределяются самим художественным произведением. Представим себе самую обычную фразу: «Дверь распахнулась, и вошел человек в ушанке и сапогах». Вполне обычное описание, дающее достаточно полное представление о вошедшем: ушанка и сапоги означают — либо служивый, либо охотник, либо человек, работающий в особых, специфических условиях. Но ведь никому даже в голову не приходит, что на человеке были только ушанка и сапоги, т. е. вся остальная одежда была нами, читателями, тут же примыслена, «дорисована» на основали начального импульса, исходящего из самого текста. И таким образом, даже в рамках одной-единственной фразы, ее автор апеллирует к нашему воображению, к нашей мыслительной деятельности, активно включая ее в качестве необходимого компонента в свое сочинение.
Нет ни малейшего сомнения, что и в случае с музыкой подобное вовлечение в творческий процесс является обязательным условием ее полноценного понимания: переживание накопления инерции и ее преодоления, восприятие контекстных систем на основе их фрагментов и т. д. — это и есть работа воображения, необходимо дополняющая процесс восприятия. Более того, можно полагать, что все, что связано, прежде всего, с правополушарной сферой понимания — с наслаждением, напрямую зависит от этой вовлеченности и, соответственно, увлеченности. И, следовательно, понимание музыки — на любой его стадии — это не только восприятие, но и творчество.
ЗАДАНИЯ
1. Проведите жанровый анализ тех пьес, которые вы играли на экзаменах, зачетах. Какой основной жанр в них выявлен? Какие приметы художественной действительности проявляются наиболее ярко? Связаны ли они с какими-либо внемузыкальными ситуациями (реалиями)?
2. Изучите анализ диалога различных пластов художественной действительности, который дан в книге Е.В. Назайкинского «Логика музыкальной композиции» (с. 30-36). Не могли бы вы добавить к нему и свои наблюдения?
3. Проведите анализ диалога различных пластов художественной действительности, который дан в исполненных вами сонатных формах; сравните с аналогичным диалогом в пьесах, проанализиро-
ванных по заданию 1. Какие выводы напрашиваются в данном случае?
4. Проанализируйте логические закономерности, которые присущи развертыванию музыки в сонатных формах, с одной стороны, и пьесах, с другой. Сравните их.
5. Попробуйте описать близкое вам по духу музыкальное произведение как образную систему, стараясь передать ваше впечатление от музыки как можно более точными и вместе с тем создающими некий художественный эквивалент словами.
ЛИТЕРАТУРА
Амброс А.В. Границы музыки и поэзии. — СПб., 1889.
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971.
Асафьев Б. Симфонические этюды. — Л., 1970.
Бернстайн Л. Музыка — всем. — М., 1978.
Веберн А. Лекции о музыке. Письма. — М., 1975.
Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.
Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. — М., 1895.
Книга по эстетике для музыкантов. — М.; София, 1983.
Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. — М., 1982.
Попова T. Музыкальные жанры и формы. —М., 1954.
Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм.—М., 1964.
Учебное издание
Бонфельд Морис Шлемович