Индивидуальная профессионализация




 

При анализе развития понятия профессионализация отмечалось, что наиболее часто оно стало использоваться в середине 80-х - начале 90-х годов ХХ века. Объясняется это довольно пристальным вниманием к необходимости решения задач совершенствования подготовки специалистов. В его содержании отражался преимущественно психолого-педагогический смысл, поскольку интенсивное развитие научных исследований в эти годы было посвящено изучению именно психолого - педагогических проблем обучения, образования, формирования профессиональных способностей человека, становления личности специалиста. Поэтому значительные шаги в изучении профессионализации были сделаны психологами и педагогами. Подавляющее большинство работ, в которых активно используется понятие профессионализация как научный инструментарий в предметной области психологии и педагогики, приходится на этот

период времени.

Осознавая на рубеже 1990-х годов кризис в системе подготовки квалифицированных кадров, некоторые исследователи стали предлагать выход из него на путях создания целостной психолого - педагогической теории профессионализации. "Данная теория призвана объединить все исследования по профориентации, профобучению, профаттестации и т.д. в единую систему на основе

учета всего комплекса факторов, действующих на человека в ходе профессионального становления".[74]

Однако, понимание профессионализации в контексте предметной области этих наук не выходит за рамки отношений, которые условно можно назвать "человек-профессия" и всецело связывается с изменениями в личности. Процесс профессионализации рассматривается как одно из направлений развития личности, как непрерывный процесс становления специалиста. Профессионализация рассматривается и как состояние, как степень развитости способностей и профессиональных качеств человека, как процесс восхождения человека к вершинам профессионального развития. Правомерность такого понимания профессионализации вполне логична, ибо именно взаимосвязь человека и профессии обусловливает все последующие перемены как в самой личности, так и в системе социальных отношений, в духовной жизни.

В то же время такое понимание содержания профессионализации не распространяется на все то многообразие социальных последствий, о которых речь шла выше, и сводится по сути только к профессиональному развитию личности. " Мы

рассматриваем профессионализацию, - отмечает Ю.П. Поваренков, - как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Профессионализация - это лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущий социализации личности в целом."[75] Такое же понимание сути профессионализации и в работах Марковой А.К. "Профессионализация, - отмечает она, - это процесс становления профессионала...это одна из сторон социализации, подобно тому как становление профессионала - один из аспектов развития

личности".[76]

В центре такого понимания профессионализации находятся изменения в личности, индивиде. На наш взгляд, методологически верно было бы в таком случае использовать понятие "индивидуальная профессионализация", введенное в научный оборот еще в начале 1980-х годов[77]. Оно более точно отражает процесс включения человека в сферу профессиональной деятельности, а также динамику изменения его способностей и становления его как профессионала. Кроме того, понятие индивидуальная профессионализация в самом широком смысле отражает содержание именно индивидуального профессионального развития человека.

Анализ широко представленных в психологических и педагогических исследованиях таких понятий как: уровни профессионализации, стадии профессионализации, критерии профессионализации показывает, что в них раскрывается именно личностный, индивидуальный процесс овладения человеком профессиональными знаниями, умениями, навыками, формирование профессиональных способностей.

При таком уточнении психолого-педагогического смысла содержания понятия "профессионализация" становится понятно, что связано с личностью при употреблении понятия профессионализация, а что следует отнести к всевозможным социальным институтам профессионализации, обеспечивающим процесс индивидуального профессионального развития человека. В противном случае эти методологические неточности приводят к тому, что в одно и тоже понятие привносится разное содержание, даже в рамках одной науки. Так, ряд авторов (Поваренков Ю.П.,

Шадриков В.Д. и др.), стадии профессионализации связывает

исключительно с профессиональным развитием специалиста. Маркова А.К. же в содержание процесса профессионализации включает и социальные институты: профориентацию, профотбор[78].

На самом же деле индивидуальная профессионализация (а в понимании психологии просто профессионализация), с одной стороны, детерминирует логически связанную последовательность функционирования социальных институтов: профессиональной ориентации, профессионального отбора, системы профессионального образования и других институтов, которые уже не характеризуют процессы на личностном уровне, а выступают как

системы социальных действий, как исторические и культурные формы сопряжения человека и профессии, выработанные человечеством. С другой стороны, индивидуальная профессионализация отражает последовательность включения этих институтов в процесс становления человека как профессионала, его профессиональное развитие. Системное качество они начинают обретать в рамках целенаправленных, управляемых усилий общества, государства, организации, предприятия, в рамках кадровой политики. А это уже находится за границей предметной области психологии и педагогики.

Не отрицая важность и необходимость разработки психолого-педагогической теории профессионализации, а в нашем понимании теории индивидуальной профессионализации, в то же время отметим, что ее следует рассматривать как часть общей теории профессионализации. Но здесь уже требуются, помимо психолого-педагогических наук, усилия и философии и социологии и ряда других научных направлений.

Сами представители психологических подходов тоже отмечают, что эта проблема вышла за рамки одной предметной области. "Наряду с сугубо психологическими исследованиями, -пишет Поваренков Ю.П.,- к этому направлению тесно примыкают работы, в которых изучаются конкретно-социологические и экономические вопросы профессионализации личности."[79] Теория индивидуальной профессионализации, базу которой и должны составлять человековедческие технологии, философские, социально-психологические, экономические, правовые, педагогические знания,

явится важнейшей составляющей теоретико-методологической основы кадровой политики, практики управления персоналом.

Понятие индивидуальная профессионализация призвано отразить содержание процесса включения человека в

профессиональную деятельность, становление его как профессионала. Оно характеризует личностный аспект профессионализации. Результатом этого процесса является достигнутый человеком уровень того профессионального опыта, который может быть им усвоен в силу его способностей. В ходе индивидуальной профессионализации востребуемые человеческие способности превращаются в профессиональные способности, профессиональные качества.

Таким образом, понятие индивидуальная профессионализация в нашем понимании совпадает с трактовкой понятия профессионализация, которую использует ряд авторов в психолого-педагогических исследованиях.

Непосредственно же содержание индивидуальной профессионализации раскрывается через систему категорий, в которой можно с определенной долей условности выделить три подсистемы. В первую подсистему входят понятия, в которых отражается процесс поиска человеком своей "профессиональной ниши" и осознанного выбора профессионального пути. Среди них такие понятия, как: профессиональная направленность личности, профессиональная пригодность, профессиональное самоопределение, профессиональная самоидентификация, профессиональная предрасположенность, профессионально важные качества и другие.

Вторую подсистему составляют понятия, раскрывающие два взаимообусловливающих процесса - распредмечивания и опредмечивания профессионального опыта. Это такие понятия, как:

профессиональное становление, профессиональные способности и

профессиональные качества, профессионализм, профессиональная компетентность, профессиональные знания, профессиональные умения, профессиональные навыки, профессиональная адаптация, профессиональная обучаемость, профессиональная роль и другие. Собственно в этой подсистеме понятий отражается процесс достижения профессиональной готовности человека к выполнению трудовых функций, процесс и результат его профессиональной деятельности, то есть проявление уровня его профессионального развития.

К третьей подсистеме следует отнести группу понятий, которые отражают содержание тех изменений, которые также произошли в человеке при овладении им профессией, но они в большей степени раскрывают его принадлежность к определенной профессиональной среде, степень усвоения ее сущностных характеристик. Это такие понятия, как: профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная честь, профессиональная гордость, профессиональный долг, профессиональный интерес, профессиональные привычки, профессиональный язык, профессиональная лексика и многие другие.

В целом эта система категорий раскрывает качественное состояние процесса трансформации той части способностей индивида, которые его характеризуют как профессионала, а именно: процесса профессионального развития. Сама же категория профессионал отражает высшую ступень профессионального развития личности.

Строго детерминированная последовательность стадий включения человека в профессиональную деятельность находит отражение в понятии цикл профессиональной жизни человека. "Обойти" эти стадии при восхождении к вершинам профессионализма невозможно. В этой системе понятий представлены и критерии профессионального развития человека, интегрированным выражением которых выступают понятия профессионал, профессионализм, профессиональная компетентность.

Каково же содержание процесса индивидуальной профессионализации? В развитии человека можно выделить ряд этапов, содержание которых характеризует его продвижение к одной из форм профессиональной специализации. Начиная с определенного возраста, перед человеком возникает вопрос о том, какой вид деятельности или какую профессию избрать, чему отдать предпочтение. Это процесс профессионального самоопределения человека в выборе сферы деятельности, профессии. Такой смысл этого понятия вполне достаточен для задач нашего исследования. В то же время следует отметить, что оно имеет более широкое содержание.

Процесс профессионального самоопределения нельзя рассматривать как одноактный шаг в принятии решения о выборе профессии. Профессиональное самоопределение только начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессионального пути. Это наиболее важный этап индивидуальной профессионализации. От него во многом зависит карьера человека. С этим этапом неразрывно связан другой - этап профессиональной самоидентификации. Его содержание составляет самооценка человеком своих возможностей в будущей профессиональной деятельности. Ставшие известными профессиональные требования к человеку того или иного вида деятельности, выступают для него эталоном, к которому он “примеряет” свои способности и возможности.

Дальнейший этап профессионального развития человека связан с распредмечиванием и опредмечиванием профессионального опыта. Овладевая профессией или специальностью, он распредмечивает накопленный профессиональный опыт. То, что принадлежало предшественникам, становится его достоянием в виде знаний, умений, навыков - в виде профессионального опыта. Человек становится носителем того профессионального богатства, которое было накоплено до него. Одновременно минимально необходимый для самостоятельной деятельности усвоенный профессиональный опыт становится основой для последующего его опредмечивания в общественной практике. Таким образом, человек реализует свой профессиональный опыт в процессе труда, занимая определенное социальное положение, обусловленное его профессиональными способностями и должностью.

Такая последовательность этапов профессионального развития личности в обобщенном виде характерна для каждого человека. Она составляет содержание индивидуальной профессионализации и одновременно представляет собой цикл профессиональной жизни человека(рис.8.).

Эта логически связанная последовательность этапов профессионального развития личности может повторяться в процессе индивидуальной профессионализации. А это означает, что индивидуальная профессионализация может иметь сменяемые друг друга циклы профессиональной жизни человека. На практике это сопряжено со сменой человеком вида профессиональной деятельности, освоением новой профессии. Каждый из этих этапов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: