Субъективированные формы профессионального опыта и его основные показатели




Базовая роль в системе понятий теории профессионализации и кадровой политики, а также тех, которые призваны раскрывать содержание профессионального развития человека и профессионального опыта организации принадлежит категории профессия. Она в своем содержании отражает не только конкретную предметную область профессиональной деятельности, но и меру того качества профессиональных способностей, которая позволяет говорить об уровне профессионального развития человека, его профессионализме. В этом состоит и эталонная функция профессии.

Действительно, если определять профессиональное развитие человека через понятие "изменение вообще", то на практике мы должны оттолкнуться от некоего заданного состояния, исходной точки, которая бы послужила началом отсчета изменения или приближения к ней, иначе не с чем сравнить одно состояние профессиональных качеств человека с другим. И только на основании этого можно сделать вывод, что действительно заметно изменение, трансформировалось качество, произошло развитие. В этой связи целесообразно взять за некую отправную точку отсчета именно профессию. Определив тем самым эталон, мы получим возможность описать качественные характеристики и состояния профессионального развития личности с помощью логически связанных категорий.

Что же представляет собой профессия? Как уже отмечалось, субъективированной формой труда и специализации человека являются профессия и специальность. Вполне корректным можно считать и определение профессии как совокупности присущих человеку специальных знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки или длительной практической деятельности и позволяющих ему выполнять установленные трудовые функции.

Анализ понятия профессия, предпринятый нами,[81] позволил выделить ряд его существенных признаков. Во-первых, профессия всегда персонифицирована, т.е. она принадлежит человеку, он выступает ее носителем. Во-вторых, основой любой профессии является профессиональный опыт человека: знания,

 

умения, навыки, чувственный опыт. В - третьих, профессия выступает преимущественно основной формой личностного самовыражения и удовлетворения потребностей человека и общества. В-четвертых, профессию можно приобрести двумя путями: первый - посредством организованных форм - обучение в учебных заведениях различного уровня и профиля, других формах обучения - “школьная выучка”; второй - это приобретение профессии в результате длительной практической деятельности -“внешкольная выучка”.[82] В-пятых, любая профессия имеет объективные основания своего появления, то есть ее возникновение возможно только при обособлении определенной совокупности трудовых функций, заложенных в объективных факторах труда и их востребованности. Этим обусловлена, с одной стороны, ее объективная необходимость в общественном труде, а с другой стороны, возможность ее объективации как качественной формы труда, связанной с человеком, его способностями.

Помимо профессии существуют и другие, более узкие формы участия человека в общественном труде. Ими выступают специальности и специализации. Под специальностью понимается такой объем специальных знаний, умений и навыков, который по своему содержанию и уровню развития достаточен для выполнения части трудовых функций, обусловливающих существование профессии. Еще более узкой формой участия человека в профессиональном разделении труда, чем специальность, является специализация.

Важным в понимании сути профессии является соотношение субъективных и объективных ее сторон или оснований ее возникновения. Субъективной стороной в профессии выступает то, что она есть совокупность целенаправленно сформированных и приобретенных качеств человека, профессиональных способностей, и в этом смысле она принадлежит человеку и является субъективированной формой труда. Но, с другой стороны, существуют и объективные основания возникновения профессии. Здесь следует сказать, что и не только профессии, но и должности. Их составляют объективно формирующиеся трудовые функции. Они обусловлены средствами труда, объектом труда и условиями реализации труда человека. Изменение этих факторов предопределяет и изменение совокупности трудовых функций, а следовательно, и профессиональных требований, которым человек должен удовлетворять в процессе профессиональной деятельности. Последние, в свою очередь, задают вектор изменения способностей человека, превращения их в профессиональные способности, качества специалиста, профессионала.

Профессиональные способности следует рассматривать как индивидуальные свойства субъекта профессиональной деятельности в их качественном и количественном своеобразии, определяющие эффективность формирования и функционирования системы профессиональной деятельности[83].

Таким образом, профессия возникает как в результате общественной необходимости в выполнении трудовых функций, так и в результате возможности изменения способностей человека и превращения их, по крайней мере части из них, в профессиональные способности. Она неотъемлема от человека, вне человека не существует. Образно об этом сказал Гете: ”Ведь не только то, что мы получили от рождения, но и то, что сумели приобрести, принадлежит нам; мы состоим и из того, и из другого”[84].

Схематично взаимосвязь объективных и субъективных оснований профессии показана на рис.11.

Анализ объективных и субъективных оснований профессии требует остановиться на ряде лексических групп, прочно вошедших не только в разговорную речь, но и в официальный язык документов.

 


условия труда
ПРОФЕС- СИОНАЛЬ- НЫЕ ТРЕБОВА- НИЯ (ПРОФЕС- СИОГРАМ- МА)  
ПРОФЕССИО- НАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА КАК СУЪЕКТИВИРО- ВАННЫЕ ПРОФЕ ССИО- НАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (ПРОФЕССИЯ)

СУБЬЕКТ ТРУДА (СПОСОБ- НОСТИ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ)

                   
 
средства труда
 
 
объекты труда
 
   
 
   
ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИИ (требования как стереотип профессии)
 
СУБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИИ
     
 
 

 

 


Объективные факторы Субъективные факторы

Труда труда

 

Рис.11. Связь объективных и субъективных оснований

профессии.

 

Это такие словосочетания, как "профессия требует", "профессия предъявляет требования к человеку", "человек и профессия." В них явно просматривается противопоставление человека и профессии. А если вдуматься в смысл такого словосочетания как "мир профессий", то и вовсе складывается представление о некой абсолютно независимой от человека субстанции как профессия. Эти словосочетания неточно отражают суть взаимосвязи оснований профессии и человека.

Профессия от человека "требовать" ничего не может уже хотя бы по той причине, что есть не что иное, как имплицитная (сложившаяся, сформировавшаяся у человека) совокупность профессиональных способностей, составляющих содержание его профессионального опыта. Другое дело - стереотип профессии, который формируется и начинает самостоятельную жизнь в общественном сознании о тех профессиональных способностях, профессиональных качествах, профессиональном опыте, которыми обладают профессионалы - люди, достигшие вершин в своем профессиональном развитии. Именно этот стереотип, сформированный в сознании людей и зафиксированный в виде необходимых будущему профессионалу профессиональных качеств для выполнения определенных трудовых функций и составляет образ профессии. Содержание этого образа составляют профессиональные требования, оформленные в виде профессиограммы.

Профессиональные требования в основе своей есть зеркальное отражение, с одной стороны, профессиональных качеств, наличие которых у человека дает основание говорить о том, что он владеет профессией, а с другой стороны - сложности трудовых функций, выполнение которых возможно только при соответствии профессиональных требований профессиональным качествам человека. Профессиональные требования, таким образом, выступают связующим звеном между субъектом профессии, ее носителем - человеком и заложенными в объективных факторах труда трудовых функциях. Они-то и выполняют роль стандарта профессии, самостоятельно существующего в общественном сознании образа профессионала и профессии, и создают видимость разобщенности профессии и человека. Установленная, получившая нормативный характер, определенный статус и название совокупность профессиональных требований и представляет образ профессии, а в обиходе - просто профессия. Только этим и можно объяснить правомерность употребления указанных лексических групп.

С развитием профессиональной деятельности и придания управляемого характера процессу включения человека в ее сферу разработка оптимальной совокупности профессиональных требований, с точки зрения возможностей человека, становится весьма актуальным и непростым делом. По сути речь идет о проектировании профессий для многочисленного количества задач[85], начиная от профессионального просвещения, консультирования, профессионального отбора и заканчивая установлением противопоказаний и ограничений на овладение ими различными категориями граждан. Но весьма важным проектирование профессии является для процесса индивидуальной

профессионализации, профессионального развития личности.

Прежде всего, совокупность профессиональных требований выступает необходимым условием организации процесса профессионального развития личности, разработки профессиональных образовательных стандартов, установления квалификационных требований для оценки профессионализма, определения требуемого структурного профессионального опыта, необходимого профессионального опыта для должностей. Профессиональные требования выступают тем эталоном, с которым следует сравнивать актуальные профессиональные качества с целью определения степени профессионализма, профессионального развития личности. Профессионализм есть не что иное, как приобретенное качество способностей личности, соответствующее профессиональным требованиям или превосходящее их.

Таким образом, профессию можно рассматривать как меру профессионального развития человека. Поэтому степень овладения профессией характеризуется такими понятиями как профессионализм, профессиональная компетентность, профессиональный опыт человека. Интегрирующую функцию выполняет при этом профессиональный опыт.

Профессиональный опыт персонала организации можно характеризовать целым рядом показателей. Применительно к системе государственной службы среди них следующие:

n численность и соотношение персонала по образовательным уровням (образовательным цензам)[86]:

-основное общее образование;

-среднее (полное) общее образование;

-начальное профессиональное образование;

-среднее профессиональное образование;

-высшее профессиональное образование;

-послевузовское профессиональное образование;

n численность персонала по профессиям (специальностям) и квалификации;

n стаж работы по специальности, полученной в вузе;

n стаж работы в органах государственной власти;

n стаж работы по специальности, приобретенной в процессе практической деятельности;

n стаж работы в должности, специализация которой соответствует специальности, полученной в вузе;

n распределение государственных служащих по присвоенным квалификационным разрядам и классам;

n распределение персонала по возрасту и полу, в том числе распределение этих групп по: уровню и профилю образования, общему стажу работы, стажу работы в организации, стажу работы по специальности, стажу работы в должности, ученым степеням и званиям, квалификационным разрядам, классам и другим признакам;

n средним интервалом повышения квалификации (обновления профессионального опыта) - приемлемый показатель - 2-3 года;

Можно выделить и ряд других показателей, но этих вполне достаточно, чтобы оценить состояние наличного профессионального опыта персонала организации. Отслеживая его динамику, тенденции изменения, можно вести речь о состоянии профессионального развития персонала организации, управлять этим процессом, уже хотя бы на том основании, что есть показатели предшествующего его состояния. Для практической работы с персоналом организации его профессиональное развитие, таким образом, представляет собой процесс качественного приращения его профессионального опыта, изменения профессиональных способностей, обеспечивающих за счет этого качественное выполнение задач и достижение целей, стоящих перед организацией или органом государственной власти.

Всодержательном смысле профессиональное развитие персонала можно рассматривать как процесс наполнения структурных компонентов профессионального опыта человека новым, отличным от предыдущего содержанием. Это относится к его знаниям, умениям, навыкам, компонентам профессионального психологического опыта (чувственного опыта, накапливаемого именно в процессе профессиональной деятельности), приобретаемых в результате трудовой деятельности. В процессуальном смысле - это качественное изменение профессиональных способностей в структуре опыта человека, и его способность выполнять более сложные трудовые функции.

Чем же обусловлена потребностьвпрофессиональном развитииперсонала применительно к государственной службе?

Во-первых,профессиональное развитие персонала обусловлено скалярным изменением сложности содержания труда и его разделения в сфере государственного управления, его профессионализацией.

Во-вторых,профессиональное развитие персонала обусловлено структурой мотивации граждан, поступающих или находящихся на государственной службе. Одни люди, к примеру, поступают на государственную службу стремясь реализовать себя в сфере управления. Как свидетельствуют исследования, сегодня этим руководствуются 38% мужчин и почти каждая пятая женщина. Другие - видят в государственной службе наиболее удачный способ занять достойное место в обществе, войти в состав политической или управленческой элиты. Среди мужчин таких насчитывается 7%, а среди женщин - 5,6%. Поступление третьих сопряжено с возможностями решить свои материальные проблемы, установить связи с полезными для жизни людьми и т.д. Эти мотивы выступают движущими силами и в профессиональном развитии людей, их нельзя сбрасывать со счетов в практике управления карьерой. Структура мотивов профессионального развития персонала государственной службы динамична, сложна, но ее выявление обусловлено потребностями практики управления карьерой государственных служащих. Выявление этой структуры - это одна из важных задач кадровых служб органов государственной власти.

В-третьих, профессиональное развитие персонала обусловлено временными ограничениями цикла активной профессиональной жизни человека и постоянной потребностью организации обеспечивать свое развитие. Интенсивность, ритмичность, темпы развития любой организации и общества в целом зависят не только от постоянного притока людей, способных замещать должности в организационной структуре, требующих от человека высокого профессионализма, но и от их возможности сделать работу лучше, чем делали его предшественники, прирастить личный профессиональный опыт, а значит и опыт организации. Темпы приращения профессионального опыта персонала в организации - это важнейший фактор ее стабильного и динамичного развития. Это же относится и к обществу в целом. Игнорирование этих обстоятельств негативно сказывается на результатах деятельности любой организации, но особенно отрицательно последствия этого проявляются в обществе, если в государственном управлении не достает опытных руководителей, специалистов, или же их профессиональные возможности, опыт оказываются не востребованными, не говоря уже о темпах его приращения.

Важным и интегрированным показателем профессионального опыта государственных служащих выступают их квалификационные разряды и классы. Это стандартизованные уровни профессионального опыта персонала, соотнесенные с группами должностей, отражающими структурный опыт организации. Их наличие упрощает практику оценки состояния наличного профессионального опыта персонала и управление им.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: