Глава 30. Дух боя
Эмигрировав в Соединенные Штаты, живя и работая в Сиэтле, Брюс Ли учил своих первых студентов методу боя, основанному на вин‑чунь, который стал называться джун‑фан, по первому родовому имени Брюса. Однако Брюс Ли всегда признавал свой долг перед вин‑чунь и уважал своего учителя, Ип Мэна.
Они оба умерли с промежутком в несколько месяцев. В последний раз, когда они встречались, Брюс спросил Ип Мэна: «Ты все еще считаешь меня своим учеником?»
Тот ответил: «А ты все еще считаешь меня своим учителем?»
Они оба засмеялись.
Несомненно, методы боя Брюса Ли возникли из принципов вин‑чунь. Эти корни очевидны в его словах, что джит кюн до просто идет по прямой линии к цели. Даже позже, обладая более глубокими знаниями и опытом, Брюс часто поощрял своих студентов использовать простую технику, которая оказалась эффективной во многих боях, в которых он участвовал в юности. Брюс знал, что во многих ситуациях шквал ударов по центральной линии дает результат. Он говорил им: «Если сомневаетесь, бейте прямо».
В джун‑фан кунг‑фу были постепенно ассимилированы техники, взятые из многих других стилей кунг‑фу, с техниками западного бокса, тайского бокса, джиу‑джитсу и фехтования.
Видоизменения вносились не ради изменений, а только тогда, когда можно было продемонстрировать реальное усовершенствование. Хотя Брюс заимствовал техники из других систем, он использовал их в согласии с принципами вин‑чунь – например, осознание центральной линии и экономные движения без предварительных сигналов.
«Я изучил базовые принципы того, что он основал, – говорит Таки Кимура, – но он был в поиске, сам идя шаг за шагом. Когда он приехал в Сиэтл, он держал меня в курсе происходящего. Ему пришлось изменить свой метод боя, потому что он уже не мог иметь дело с маленькими китайцами того же роста».
|
Это объясняет первый принципиальный отход от вин‑чунь‑метода боя Брюса Ли. Там, где в вин‑чунь сохраняется подход равноценности обеих рук, Брюс Ли принял атакующую стойку, похожую на стойку боксера или фехтовальщика, все время держа свою более сильную правую сторону впереди.
Говарду Вильямсу было только пятнадцать, когда он начал учиться у Брюса Ли и Джеймса Ли в их оклендской школе. Он вспоминает, что сам переход от джун фан к джит кюн до был не постепенным, а произошел почти за один день:
Брюс приезжал в Окленд раз в две недели на уикенд со своей семьей, между съемками «Зеленого шершня». Однажды он сказал: «Послушайте, это не джун фан: теперь это джит кюн до». Брюс показал нам эту новую стойку – мы подумали, что это бокс; это сначала казалось похожим на кикбоксинг, но он продолжал использовать захваты из своего старого стиля.
Тим Тэкетт, школьный учитель по профессии, обучает небольшие группы «концепции джит кюн до» в своем доме в Редлендс, штат Калифорния. Стараясь определить, что такое джит кюн до, он говорит:
В нем есть разные аспекты – чувствительность, захваты, схватки, удары руками, удары ногами, кикбоксинг, – и как сложить все это вместе. Когда вы испытали все это и можете это делать, то у вас есть основа. Эта основа – это то, что должно проявиться у вас, когда парень выходит из грузовика, потому что вы с ним столкнулись или случайно оттеснили его с дороги, а он только что выпил дюжину пива, у него вес 260 фунтов и ему до лампочки, есть ли у вас черный пояс, когда он выходит из грузовика и идет на вас! Тогда все, что всплывет у вас, должно быть автоматическим.
|
Опять же, нужно помнить, что кинобои Брюса Ли и уличные бои были двумя совершенно разными вещами. Он никогда бы не использовал закрученный хук пяткой на улице.
В настоящей схватке жизненно важны две вещи. Во‑первых, с помощью тренировки нужно заранее пережить часть тех сильных эмоций, которые вздымаются в схватке, чтобы уметь извлекать из них силу. Во‑вторых, нужно достаточно часто практиковаться, чтобы быть способным действовать, несмотря на свое «я», в автоматическом и спонтанном потоке действий, который пересиливает любые другие соображения. Реакция «застыть или ударить» должна превратиться в состояние боя «без ума», или рефлекторное действие.
Дэн Иносенто рассказал пишущему на темы боевых искусств Джерри Бизли:
Когда вы сближаетесь, нет никакого рефери, который бы вас разделил. Матч на ринге – это не бой. Даже сегодня можно взять выдающегося боксера, и он может оказаться побежденным на улице. Но выведите его на ринг – и он в своих владениях. Бой – это действительно тяжело. Много раз это может быть перекатывание по земле: невозможно сказать, это чой ли фут или вин‑чунь. Бой ужасен: это броски лицом на бетон, это удары ножом. Неизвестно, спасет ли вас ваше искусство. Никто не знает. Все изменяется, как только в руке парня появляется оружие. То, что работало в системе с пустыми руками, теперь не действует. У парня может быть десять лет опыта в кикбоксинге, но теперь ситуация совсем другая.
|
У Брюса была масса драк на улицах Гонконга. Он был, по его собственным словам, «панком, который получал кайф от драки». Я видел его в том, что даже не могу назвать дракой.
Я видел парней, которые хотели расшибить ему нос, сломать ему кости или все что угодно. Но у них никогда не получалось сделать это, так что это превращалось в урок. Они обнаруживали, что он может буквально играть с ними. Брюс мог меняться посреди боя. В какой‑то момент он предпочитал систему ударов ногами, а потом на среднем расстоянии он взрывался, как свирепый уличный боец или западный боксер. Когда он приближался вплотную, это было похоже на вин‑чунь. Когда он попадал на землю, это было похоже на джиу‑джитсу. Брюс знал, как интегрировать стили. Если и есть общая нить, то это понимание дистанции.[22]
* * *
История внутреннего аспекта боевых искусств как средства духовного роста восходит к Бодхидхарме и монастырю Шаолинь. Но именно в учении Кришнамурти Брюс Ли обнаружил философский фундамент джит кюн до.
Джидду Кришнамурти родился в 1895 году в обнищавшей семье в Южной Индии. Он рано был духовно призван, и в возрасте десяти лет усыновлен эзотерической организацией, «Теософским обществом», чтобы воспитываться как будущий мессия, и был послан на обучение в Англию и Францию. В 1929 году он отказался от своей роли «мессии», сказав, что религиозные секты и организации мешают движению к Истине. Хотя он продолжал преподавать и читать лекции во всем мире, он все так же не хотел предлагать никакой готовой системы для приближения к этой Истине.
Брюс Ли взял многие из «высказываний» Кришнамурти о самореализации и прямо применил их к собственному пути.
Говоря о традиционных религиях, Кришнамурти писал: «Вот, предположим, вы начинаете с отрицания чего‑то абсолютно ложного – традиционного подхода, – тогда, если ваше отрицание – только реакция, вы создадите лишь иной шаблон, который будет только ловушкой».[23]Призыв из классических боевых искусств на стене школы Брюса гласил: «Не отрицайте классический подход, просто сопротивляясь ему, или вы создадите новый шаблон и попадете в его ловушку».
Люди берутся за боевое искусство по многим причинам – для самообороны, для выступления на соревнованиях, ради здоровья, для самодисциплины, ради культуры и философии. Все это основательные причины. Хотя из практики боевого искусства можно извлечь много пользы, однако основная причина, по которой человек берется за боевую дисциплину (как сделал Брюс Ли в возрасте тринадцати лет), – это чтобы научиться драться.
«Джит кюн до, – говорит Тим Тэкетт, – связано со способностью одержать верх, используя все средства для победы.
Можно обладать техниками всего мира, но если не имеешь нужного отношения к жизни, то они ничего хорошего не дадут.
Брюс незаметно учил всему этому. В одном эпизоде из «Лонгстрит» Брюс схватил слепого детектива захватом за горло, из которого тот не мог вырваться. Брюс говорит: «Ну, выдави мне глаза». А Лонгстрит говорит: «Я не могу». Брюс отвечает: «Тогда ты не победишь».
Один из аспектов боя, который «противники насилия» так и не могут понять, состоит в том, что обучение бою и готовность к бою каким‑то образом создают состояние, в котором вообще уменьшается потребность драться. Обучаясь сражаться с противником, нужно вместе с тем преодолеть всевозможное внутреннее противодействие и сопротивление. Немного приблизившись к овладению искусством боя, значительно приближаешься к владению собой. В результате ты готов встретиться с противником и одолеть его.
Как пишет Кришнамурти:
Человек насильствен, и идеал ненасилия – это всего лишь незрелый подход к насилию. Важно встретиться с насилием лицом к лицу, понять его и выйти за его пределы, а не придумывать спасение, идеал под названием «ненасилие», который совершенно нереален.
Наверное, никто не был связан с концепцией ненасилия теснее, чем Ганди. Те, кто воображает, что этот хрупкий индиец был простым пацифистом, будут удивлены его словами: Ненасилие бесконечно выше насилия. Но послание ненасилия предназначено для тех, кто знает, как умирать, – а не для тех, кто боится смерти. Если у человека нет такой смелости, я хотел бы, чтобы он культивировал искусство убивать и быть убитым, а не трусливо бежать от опасности.
Брюс Ли однажды сказал:
Когда какой то большой парень атакует вас, вместо того, чтобы реагировать на его эго, научите его реагировать на ваше. Вы должны думать про себя: «Как я благодарен тому, что мне сейчас представляется такая чудесная цель с большими возможностями». Не думайте о том, что ваш противник может вам повредить, а получайте удовольствие от того поражения, которое вы собираетесь ему нанести, если уж он оказал вам такую любезность. Сейчас я стараюсь научить вас тому, что я называю духом боя.