Следует помнить, что отсутствие сердцебиения, пульса, дыхания и реакции зрачков на свет не свидетельствует о том, что пострадавший мертв.




 

Подобный комплекс симптомов может наблюдаться и при клинической смерти (см. ниже).

Оказание помощи бессмысленно при явных признаках смерти:

1) помутнении и высыхании роговицы глаза;

Рис. 1. Точки определения пульса на артериях и место выслушивания тонов сердца (отмечено крестиком).

Рис. 2. Выявление признаков жизни при помощи зеркала и комочка ваты. Объяснение в тексте.

Рис. 3. Определение реакции зрачка на свет. а – зрачок до воздействия пучком света; б – после воздействия.

Рис. 4. Явные признаки смерти. а – глаз живого человека; б – помутнение роговицы у мертвого человека; в – симптом «кошачий глаз».

 

2) наличии симптома «кошачий глаз»: при сдавлении глаза зрачок деформируется и напоминает кошачий глаз (рис. 4);

3) похолодании тела и появлении трупных пятен. Эти сине‑фиолетовые пятна выступают на коже. При положении трупа на спине они появляются в области лопаток, поясницы, ягодиц, а при положении на животе – на лице, шее, груди, животе;

4) трупном окоченении. Этот бесспорный признак смерти возникает через 2–4 ч после смерти.

Оценив состояние пострадавшего (заболевшего), приступают к оказанию первой помощи, характер которой зависит от вида травмы, степени повреждения и состояния пострадавшего. Последовательность действий при различных повреждениях и заболеваниях изложена в соответствующих главах.

При оказании первой помощи важно не причинить пострадавшему дополнительной травмы.

Для остановки кровотечения, наложения повязки на рану, при термических и химических ожогах необходимо снять с пострадавшего одежду.

Правила удаления одежды с пострадавшего следующие. При повреждении верхних конечностей одежду снимают сначала со здоровой руки. Затем, придерживая поврежденную руку, осторожно потягивая за рукав, снимают с нее одежду. Если пострадавший лежит на спине и посадить его невозможно, то одежду с верхней половины туловища и рук снимают в следующей последовательности. Осторожно вытягивают заднюю часть рубашки (платье, пальто) до шеи и через голову переводят на грудь, затем извлекают из рукава здоровую руку. В последнюю очередь освобождают поврежденную руку, стягивая с нее одежду за рукав. С нижней части тела одежду снимают в аналогичной последовательности. В некоторых случаях при сильных кровотечениях и тяжелых ожогах одежду разрезают.

Необходимо помнить, что при ранах, переломах, ожогах резкие движения, перемещение, переворачивание за поврежденные конечности резко усиливают боль, ухудшают общее состояние пострадавшего, вплоть до остановки сердца, дыхания. Поэтому поднимать поврежденную конечность или пострадавшего следует осторожно, поддерживая снизу поврежденные части тела.

Иммобилизация. Основным приемом первой медицинской помощи является иммобилизация – создание неподвижности поврежденной части тела. Иммобилизация создает покой в зоне травмы, уменьшает боли и является противошоковым мероприятием, особенно при переломах костей и суставов, предупреждает смещение отломков и предотвращает проникновение инфекции внутрь раны. Заживлению перелома способствует правильная иммобилизация на период транспортировки пострадавшего в стационар.

Иммобилизация уменьшает также опасность развития осложнений – повреждения острыми отломками костей кровеносных сосудов, нервов, мышц.

Транспортные шины. Иммобилизация проводится с использованием специальных шин, которые прикрепляют к поврежденному участку тела бинтами, ремнями, лямками.

Шины фабричного изготовления могут быть деревянными, проволочными, сетчатыми, пластмассовыми. В последнее время применяют пневматические шины, изготовленные из резины и пластмассы. Все машины скорой помощи оснащены стандартными транспортными шинами. Они должны быть в здравпунктах, амбулаториях, аптеках.

Рис. 5. Стандартная транспортная шина Дитерихса. а – детали шины; б – общий вид наложенной шины; в – вытяжение конечности при помощи закрутки.

 

При отсутствии стандартных шин иммобилизацию проводят при помощи импровизированных шин, изготавливаемых из подручного материала (доски, лыжи, палки, ружья, зонтик).

При переломах бедра лучшей транспортной шиной является шина Дитерихса, позволяющая создавать хорошую иммобилизацию голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Шина состоит из двух деревянных пластин, длину которых легко можно изменить, и деревянной подошвы с закруткой. Шину накладывают поверх одежды и прибинтовывают подошву к стопе больной ноги (обувь не снимают). Соответственно росту пострадавшего подгоняют длину шины: длинная

 

 

Рис. 6. Проволочные транспортные шины.

а – шина Крамера; б – сетчатая шина.

 

наружная часть костыльком должна упираться в подмышечную впадину, а противоположный ее конец должен выходить на 12–15 см за подошву; короткая внутренняя часть костыльком должна упираться в промежность и также выходить за подошву на 12–15 см. Боковые шины проводят сначала через петли деревянной подошвы, затем устанавливают в подмышечной и паховой областях. За подошвой половинки шины соединяют шарнирной дощечкой.

Всю шину фиксируют к груди, животу, бедру и голени лямками, турами бинта. От деревянной подошвы к соединительной планке костыльков проводят прочный двойной шнур, закручивая который, осуществляют некоторое вытяжение конечности (рис. 5).

Из транспортных шин наибольшее распространение получила проволочная лестничная шина Крамера. Длина шины 1 м, ширина 10–15 см (рис. 6). Шине может быть придана любая форма; если нужна шина большей длины, скрепляют 2–3 секции. Для иммобилизации предплечья, кисти, стопы применяют сетчатую шину, изготовленную из мягкой тонкой проволоки, что позволяет придавать ей любую форму. Сетчатую шину часто используют как дополнительную к другим шинам. Используют наборы готовых пластмассовых, фанерных и картонных шин, лубков. Они менее удобны, чем проволочные, но также применяются для иммобилизации предплечья и кисти для предупреждения травмирования тканей проволочные шины перед их наложением желательно изнутри выложить ватой.

 

Рис. 7. Пневматическая (надувная) шина для иммобилизации верхней конечности.

1 – внутренняя стенка шины; 2 – наружная стенка шины; 3 – ниппель, через который в шину нагнетается воздух.

 

Особенно удобны пневматические шины, представляющие собой двухстенную камеру. Внутренняя стенка резиновая, легко принимающая форму конечностей, а наружная – из твердых пластмасс. После накачивания воздуха конечность надежно иммобилизуется (рис. 7).

Транспортировка пострадавших. Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение должна быть быстрой, безопасной, щадящей, что предотвращает развитие осложнений: нарушение деятельности сердца, легких.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: