Пророческая музыка в Ветхом Завете




Повсеместно в Ветхом Завете содержатся пророчества, которые были выражены в музыкальной форме. Мы знакомы с великой победной песней Моисея, спетой после того, как народ Израилев чудесным образом прошел через воды Чермного моря, и Египетские войска утонули в тех же водах. Отметьте, что песнь ликования становится пророческой, когда Моисей провозглашает то, что произойдет в результате этой победы: "Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!" (Исход 15:14-17). Что за слова!

Самуил связывал музыку с пророчеством, когда предсказывал события в жизни Саула. Он сказал Саулу: "После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский; и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют" (1 Царств 10:5). Пророки эти шли из отряда Филистимлян, которые защищали место идолопоклонства, ибо "высоты" в Библии это почти всегда места, где поклонялись идолам, - и, несмотря на это, они поклонялись. И они, должно быть, пели! Они несли в руках музыкальные инструменты. Нам не сказано, пели они свои пророчества или сопровождали пророческое слово музыкальной хвалой, но, я думаю, эти пророки знали, как пророчествовать в песне своими голосами и своими инструментами. Без сомнения, они часто славили Господа, и, как только Бог являл Себя в их хвале, пророческое помазание поднималось в них и они провозглашали Богодухновенные слова.

Похоже на то, что посещавшие "школу пророков" в те дни обязаны были иметь какую-то музыкальную подготовку. В Писании мы только что прочли, что псалтирь (гусли в форме бутыли, или "лира"), тимпан (ударный инструмент, который надо было трясти, - "тамбурин"), свирель (перфорированная флейта с одной или двумя трубочками) и гусли были с пророками всюду, куда они шли, фактически они были "пред ними". Это подразумевает, что инструменты были перед пророками или в их руках. Можно предположить, что пророки мастерски владели этими инструментами и понимали мощный эффект сочетания музыки с пророчеством.

Дэвид Бломгрэн утверждает, что "школы пророков учили не только Закону и Писаниям, но также пению, особенно пению псалмов. Евсевий, известный как отец церковной истории, утверждал, что обучение в школе пророков велось в форме притч, загадок и распевания священных и светских стихов и пения песен. Синдрей, иудейский богослов, говорит, что бесспорно "сыновья пророков" получали систематическое и полное музыкальное образование" (Прим. - д-р Дэвид Бломгрэн. Песнь Господа (Bible Press, 1978), с. 10).

Музыка готовит сердца принимать слово Господа и музыкальную хвалу, которую эти пророки, без сомнения, выражали, "подготавливая почву" для слова Господнего. Поэтому музыка может или подготовить дорогу пророческому слову, или сама стать пророчеством. В любом случае музыка - это важный элемент.

Елисей также понимал значение музыки в получении и следовании пророческому помазанию. Когда Иосафат просил его о слове от Бога во время кризиса, он велел человеку: "Теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами" (4 Царств 3:15, 16). Гуслист играл, а музыка создавала атмосферу, в которой мог пребывать Бог. Бог живет в славословии Своего народа (Псалом 21:3). Музыкальное служение становится таким сильным, когда Бог не только пребывает в нашей музыке, но через музыку произносит пророческое слово.

Служение музыкантов

Ветхий Завет полон ссылок о музыке и музыкантах и о том, какое место они занимали в жизни и поклонении детей Израилевых. Мы уже рассматривали тот случай, когда сражение было выиграно не войсками, а музыкантами (см. 2 Паралипоменон 20), и мы знаем, что музыка была сокровенной частью их поклонения с того дня, когда Мариам повела в пении и танце, празднуя избавление от Египтян, до времени, когда Давид плясал пред Господом во время возвращения ковчега, и во время освящения храма, когда музыканты в один голос возносили песни и хвалу и слава Господня снизошла таким невероятным образом. Давид, разумеется, понимал значение музыки и уделял особое внимание музыке в доме Господнем. В его музыкальном отделе музыканты имели "бронь", освобождающую от других обязанностей, чтобы целиком сосредоточиться на музыкальном служении. Частью их повседневных обязанностей было учиться и репетировать пение с пророческим помазанием. Возможно, они проводили часы в пении Господу в Его присутствии. Один человек был специально выбран, чтобы учить музыкальному ремеслу. "А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен и способен в нем" (1 Паралипоменон 15:22). В английской Библии, версия Короля Иакова, сказано, что он был "учитель пения, потому что был искусен в нем". Мы можем предположить, что он имел пророческие способности наряду с музыкальным мастерством, поскольку нам известно, что музыканты пророчествовали. Будучи учителем и руководителем он должен был наставлять других как словом, так и примером, и все должны были совершенствоваться как в музыке, так и в помазании. Двести восемьдесят восемь талантливых певцов были отобраны, чтобы действовать в пророческой сфере, и они вели остальные четыре тысячи. Нам сказано, что "отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах; и были отчислены они на дело служения своего: из сыновей Асафа… игравшего по наставлению царя. От Идифуна сыновья Идифуна… игравшего на цитре во славу и хвалу ГОСПОДА. От Емана сыновья Емана… Все эти сыновья Емана прозорливца царского, по словам Божиим, чтобы возвышать славу его. И дал Бог Еману четырнадцать сыновей и трех дочерей. Все они под руководством отца своего пели в доме ГОСПОДНЕМ с кимвалами, псалтирями и цитрами в служении в доме Божием… И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех знающих сие дело, двести восемьдесят восемь" (1 Паралипоменон 25:1 - 7).

Место инструментов

Можно привести множество других примеров. Обычно мы находим упоминание как о певцах, так и об играющих на каких-либо инструментах. Мы обсудим вопрос пророчества на инструментах более подробно в следующей главе, но очевидно, что инструменты играли важную роль в музыке и в ходе пророчества; как мы увидим, пророчество иногда произносится с помощью инструментов, так что музыканты, играющие на инструментах, являлись не только аккомпанементом пению, но и сами являлись частью пророческого служения. Инструменты способствовали выражению и демонстрации пророчества, так что инструментальная игра и песня кажутся практически неотделимыми - передаваемое послание было бы неполным без одного из этих компонентов.

В стихах Писания, которые мы только что прочли в 1 Паралипоменон 25, ясно сказано, что некоторые из поставленных музыкантов пророчествовали на гуслях и других инструментах. Песнь Господа, которая звучала во время очищения Храма, началась со звуков труб и других инструментов (см. 2 Паралипоменон 29:27). Слово Божье сообщалось в песне инструментов, там не было слов, и, тем не менее, передавалось послание и создавалось духовное отношение. Передавалось впечатление. В игре музыканта был слышен Бог.

Многие из песен, записанных в Писании, пелись в сопровождении музыкальных инструментов. В некоторых случаях одна лишь игра на музыкальных инструментах несла пророческое помазание. Рука Божья опустилась на Елисея, когда тот играл на струнном инструменте. Елисей понимал отношение музыки к пророческой сфере, поэтому он призвал менестреля, чтобы тот играл. В результате Елисей пророчествовал.

Я славлю Бога за то, что музыканты названы в числе тех, кто пророчествует. Певцы и играющие на инструментах могут петь пророческую песнь наряду с остальным собранием. К этому служению больше не относятся как к чему-то незначительному, неважному и даже неподходящему. Так же как пророки прошлого возносили свои голоса и провозглашали слово Божье в мелодии, так и мы можем петь пророческое слово Господа. "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимым Духом Святым" (2 Петра 1:21).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: