Золото
Одним из самых спорных, многозначных и различно интерпретируемых китайских иероглифов является Jin ‑ Золото или Металл. В древние времена он обозначал, несомненно, просто металл. Позднее он был идентифицирован с золотом, но не потерял и весь спектр своих первоначальных значений. В традиционной китайской медицине до сих пор ведется спор, необходимо ли использовать для акупунктуры золотые и серебряные иглы или просто металлические, преимущественно стальные. Этот спор базируется на различных вариантах интерпретации древних текстов.
Хотя китайцы ценят золото как драгоценный благородный металл, до начала прошлого века китайская государственная валюта погашалась и хранилась в серебре. Золото считается скорее драгоценным украшением, с помощью которого люди хотят показать, что они чего‑то добились в жизни.
Золотые пилюли ‑ смотри Пилюли Бессмертия
И
И Цзин ‑ смотри Приложения
Инь, и Ян
Учение об Инь и Ян является краеугольным камнем китайской культуры. Инь представляет собой пассивное, темное, холодное, женское и таинственное начало, а Ян ‑ активное, светлое, горячее, мужское и явное. Время возникновения этого учения остается неясным, но, должно быть, оно относится к доисторической эпохе. Учение об Инь и Ян лежит в основе «И Цзин» (смотри Приложение) и китайской космологии.
К
Конфуций / конфуцианство / конфуцианский
Учитель «Кун Фу‑цзы» или «Кун‑цзы» (551‑479 гг. до н.э.), латинизированное имя Конфуций ‑ китайский философ, оказавший сильнейшее влияние на структуру китайского общества и развитие государства. Оно ощущается и в наши дни ‑ в Народной Республике Китае, на Тайване и в зарубежных китайских общинах по всему миру. Конфуций родился в дворянской семье, получил хорошее образование. Еще в детстве воспитатели заметили его глубокое увлечение древними текстами. Будучи взрослым человеком, он всю свою жизнь пытался в одном из существующих в те времена ленных княжеств занять ответственный государственный пост, чтобы воплотить в жизнь свои знания и идеи об идеальном обществе, в чем обнаруживается его сходство с Платоном. Однако Конфуцию нигде не разрешали продлить срок своей службы и при жизни его идеи остались чистой теорией. Это явилось главным аргументом против учения Конфуция его современных и поздних философских и политических противников, даосов (смотри Лао‑цзы), легалистов и моистов.
|
После многих подобных разочарований Конфуций с толпой учеников, которая, как сообщают памятники, насчитывала тысячи людей, странствовал по Китаю и проповедовал им свои откровения, которые затем добросовестно были ими записаны. Как и многие великие мыслители, Конфуций, по всей видимости, не писал собственных сочинений, но он заново составил и отредактировал многие древние тексты, которые были в обращении в различных вариантах, среди них мы найдем и «И Цзин». «Книга Перемен» с комментариями Конфуция сохранилась до наших дней, она лежит в основе всех серьезных публикаций «И Цзин» в китайских и западных изданиях.
В данном комментарии невозможно детально рассмотреть общественно‑политические и социально‑философские идеи и представления Конфуция. Отметим только, что он заботился больше о мирском, общественном благополучии своих ближних, чем о том, как достичь «бессмертия» или заниматься «спиритизмом». Конфуций стремился даровать людям отрадную и достойную жизнь, и в этом отношении большой интерес представляют его взгляды на морально‑этические добродетели, например, пропагандированные самим Учителем и его последователями «Пять добродетелей» и «Четыре руководства». Конфуций никогда не отрицал существование сверхъестественных существ, хотя по своей натуре он был скорее агностиком. Предложенные им государственные ритуалы почитания Неба и Земли, около 1 в. до н.э. провозглашенные имперской религией, несмотря на все исторические переломы, практиковались вплоть до начала XX века. Его идеи о необходимости расслоения общества ‑ между чиновниками различных рангов и подданных различных классов и их ответственном отношении между собой ‑ оказались также весьма живучими, ведь в своей основе они почти без изменения отразились в современных общественных формациях. Не удивительно, что в обычных разговорах многие китайцы дословно цитируют Конфуция. Если обратить их внимание на это или спросить напрямую, большинство отвечает, что это само собой разумеется, ведь Конфуций ‑ «отец» их культуры.
|
Красный ‑ смотри Учение о стихиях
Крыса
Первый знак китайского зодиака (смотри Зодиак), Крыса слывет в Китае умной, хитрой, выносливой, способной выжить в различных жизненных ситуациях, легко приспосабливающейся и смелой. Все это относится только к ее астрологическим особенностям. В реальной же жизни в Китае так же, как и на Западе, крыс отлавливают и убивают, используя кошек и крысиный яд. Но есть все‑таки и различие: на юго‑западе Китая «большая бамбуковая крыса» считается изысканным блюдом. Она живет в бамбуковых рощах и лесах и ее пища состоит исключительно из листьев и побегов бамбука.
|
Куньлунь
Гора Куньлунь в китайских народных верованиях считается «Священной горой», как гора Меру в индийской традиции. Пока не доказано, связана ли она символически с высокогорным массивом, который сегодня так называется. Бесспорен лишь тот факт, что там уже в древности искали нефрит (смотри Нефрит).
Гора Куньлунь отражает «небесную иерархию», которая, по представлениям китайцев, состоит из восьми ступеней. На ее вершине блистает нефритовый дворец «Небесного Владыки» Ди, а на остальных семи ступенях живут различные божества в «чине министров» (смотри Небо) со своей бесчисленной свитой идолов, родовых душ, духов предков и животных, фей, гномов, святых и бессмертных. У подножия горы резвятся демоны, привидения, дьявол, черти, злые ведьмоподобные бабы и перешедшие в уродливые и злобные животные образы проклятые души мертвых. Разумеется, на каждой ступени и соответствующем ей уровне растут различные виды растений. На вершине перед нефритовым дворцом возвышается вечноживущее персиковое дерево (смотри Персик), плоды которого созревают тысячи лет. На террасах растут деревья, кустарники, культурные растения, лекарственные травы и грибы. Уровнем ниже простирается царство «злых растений»: ядовитые травы и растения, которые или издают отталкивающий запах, который не соответствует их идеальным цвету и форме, или просто бесполезны для людей.
Необходимо заметить, что представления об этом фантастически многоцветном, крайне запутанном и гротескном хаотическом мире на самой горе и вокруг нее дополняется каждый раз чертами, свойственными определенной местности. Учитывая масштабы и многообразие страны, не удивительно, что десятки тысяч различных «существ», которые связаны с этой горой, находят отражение в религиозных и популярных эзотерических сочинениях, а также в классических романах и поэзии различной формы и тематики, и разумеется, также различного качества.
Л
Лао‑цзы / Дао / Даосизм
Наряду с Конфуцием (смотри Конфуций), Лао‑цзы, или «Мудрый старец» оказал сильнейшее влияние на китайскую философию и мышление. Он считается отцом философии Китая: Лао‑цзы родился в 604 году до н.э., он был старше Конфуция на 55 лет. Лао‑цзы был первым и, как говорят еще сегодня его последователи, мудрейшим из мудрых среди «Bai Ze», или «ста философов», имена которых приводятся в соответствующих китайских энциклопедиях.
Согласно легенде, Лао‑цзы, в отличие от Конфуция, собственноручно написал «Дао Дэ Цзин» или «Книгу о Пути и Силе». То, что она существовала уже в древние времена китайской культуры, подтверждают находки полных частей текста или его фрагментов, относящихся к периоду ранее 3 в. до н.э. А ответ на вопрос, существовал ли Лао‑цзы на самом деле, теряется в глубине истории.
У Лао‑цзы не было, по всей видимости, прямых учеников и последователей, как у Конфуция. Он жил отшельником в провинции Шаньдун. Как гласит легенда, в возрасте 81 года он верхом на воле отправился на Запад, к горе Куньлунь (смотри Куньлунь). На одном горном перевале его остановил некий доброжелательный таможенник, которому Лао‑цзы как свои «документы» отдал рукопись своего единственного сочинения.
Эта книжечка содержит 81 стихотворение или главу. Она написана языком, который легко читается, но понять его не так просто. Китайские комментаторы и западные переводчики и в наше время ломают над ним головы. Трудности в понимании возникают в основном потому, что Лао‑цзы с помощью мыслительной игры китайскими иероглифами и понятиями пытался сопоставить пары противоположностей, чтобы затем соединить их в одно целое, Дао или «Путь», и разрешить противоречие. «Лучшее правительство то, которое не правит», ‑ гласит одно из его известных изречений. Или другое: «Знающий не говорит, а говорящий не знает». Его простые, сильные и проникновенные строки замечательны тем, что они предоставляют неограниченную свободу для индивидуальных размышлений. Минус же их в том, что сложно представить себе, что имел в виду сам Учитель и какую цель преследовал. Собственно, по этой причине многие его адепты считают книгу произведением ритуального порядка, в котором изложены в поэтической форме исключительно образцы мышления. Только посвященный может понять их и растолковать ученикам.
В основе сочинения Лао‑цзы лежат два понятия: Дао и Дэ, «Путь и Сила» ‑ которые также являются названиями двух главных разделов книги. Дао означает мировой закон, движение мира и путь, которым каждый человек идет в своей жизни. Дэ означает добродетель, усердие, честность, открытость и гуманность как основные условия, дающие человеку возможность познать Дао, испытать Дао. Последнее можно достичь только благодаря У‑Вэй, не‑деянию или состоянию внутреннего равновесия, тишины и покоя.
Цветы и плоды, которые принесло это произведение в китайской духовной истории, чрезвычайно многообразны. В последующих четырех веках появились другие философы, как, например, Чжуан‑цзы в 4 веке до н.э. и, спустя столетие, Ли‑цзы, которые полагали, что поняли слова Учителя: за сохранение сути учения Лао‑цзы можно было не беспокоиться, они развивали его идеи дальше, существенно не изменяя их.
В 4 веке н.э. появился некий Гэ Хун (тайное имя Бао Пу‑цзы), который назвал себя даосом и «настоящим» посвященным в учение Лао‑цзы. Он совершил в даосизме существенный переворот. По его словам, он первым открыл истины и практики, скрытые в зашифрованных строках Учителя. Последние состояли из дыхательных упражнений, которые позднее вошли в Qigong (смотри Школа дыхания), и множества лекарственных формул из необычайно богатой сокровищницы традиционной китайской фармацевтики, которые должны были помочь тем, кто стремился растворить свое земное существование в Дао, чтобы в конце концов достичь «бессмертия» (смотри Бессмертие): алхимический путь, известный нам из Запада. Необходимо отметить, что после смерти Гэ Хуна не было найдено его мертвое тело, но лишь кучка белого пепла.
Гэ Хун, называемый также основателем неодаосизма, оказал настолько сильное влияние на дальнейшее развитие этого учения, что приходится говорить о двух совершенно разных по сути направлениях даосизма: первоначальное ‑ квиетическое, философское, поэтическое, сконцентрированное на самореализации отдельного человека и в основе своей противящееся любому общественному объединению с другими людьми и новое направление, последователи которого организовывали монашеские общины и религиозные тайные общества различного типа и много раз пытались захватить политическую власть, что им, впрочем, ни разу не удавалось.
Лето ‑ смотри Учение о стихиях / Времена года
Лиса / Лиса ‑ оборотень
Символическое и мифологическое значение образа лисы в Китае существенно отличается от принятого в Европе, хотя и здесь она слывет хитрой и лукавой. Старая лиса может превратиться в женщину, которая, как изображается в китайских любовных романах и оперных либретто, изрядно досаждает мужчинам. Тот, кто провел ночь с лисьей феей, нередко может утратить свою способность производить потомство. От настоящей женщины она отличается тем, что даже при многочисленных несчастьях она никогда не меняет свою одежду, однако, несмотря ни на что, она остается всегда аккуратной и элегантной.
Поскольку в центральном и северном Китае лисы особенно широко распространены не только в природе, но и как миф и страшное наваждение, в Пекине существовали так называемые «лисы‑служащие», которые давали мужчинам советы, с помощью каких ритуальных жертвоприношений они могут обезопасить себя от ночных проказ лисьих фей. Если верить классическим романам и оперным либретто, все эти советы в большинстве случаев не приводят к успеху, ведь лисьи феи принимают необыкновенно красивые и соблазнительные женские образы, которые могут очаровать любого мужчину.
Лошадь
Лошадь является седьмым знаком китайской зодиакальной системы (смотри Зодиак). Она символизирует быстрые действия, живость восприятия и мышления, силу и выносливость, а также чистоту и лояльность. Как и на Западе, в Китае лошадь встречается во многих легендах. В одном известном средневековом романе рассказывается, как белая лошадь несет во весь опор будущего императора и его придворного мага на луну, где он должен пройти различные испытания, чтобы в конце концов заполучить пилюли бессмертия (смотри Пилюли бессмертия).
Луна / Лунный календарь / Лунный цикл
Так же как на Западе, в китайской традиции луна определяется как женское, внутреннее начало и, значит, иньское (смотри Инь и Ян). Луна для китайцев имела всегда более важное значение, чем солнце (смотри Солнце), ведь китайский календарь построен на лунном цикле, где новолуние обозначает начало года и начало месяца, а полнолуние середину месяца.
С луной связано много легенд. Говорят, что на ее светлой стороне живет белый заяц (смотри Заяц), который в ступке готовит пилюли бессмертия (смотри Пилюли бессмертия). А на обратной, темной стороне луны живет Трехногая жаба (смотри Трехногая жаба), которая проглатывает луну в новолуние. Много рассказов посвящено несокрушимому дереву османтуса (смотри Османтус), которое растет перед Лунным дворцом. Если его срубить, оно в короткое время вырастет заново. Луну населяют также призраки, феи и различные демоны.
Чтобы лучше понять изречение оракула, необходимо знать, что луна отвечает за мир чувств человека, влияет на него и управляет им. Луна, скрытая за тучами, указывает на душевные проблемы, ясный свет полной луны ‑ на спокойствие, веселье и хорошее настроение. Лунные затмения интерпретируются в основном негативно.
М
Морская черепаха ‑ смотри Водяная черепаха
Н
Небо / Небесная гора / Четыре стороны света
Представления о том, что небо является мужским, а земля, напротив, женским началом, были распространены не только в древнем Китае, но и одновременно в Индии, Персии и Месопотамии, собственно, везде, где существовала патриархальная система общества. «Небо зачинает, земля рождает», ‑ говорится в одном древнем китайском тексте. Вплоть до прошлого века подобные высказывания можно найти во вступительных словах к различным естественнонаучным, астрономическим и астрологическим, медицинским и философским сочинениям.
Уже в древнейших слоях истории культуры центрального Китая Небесный владыка Ди почитался как главное божество. Император или «Сын Неба» считался высшим представителем неба на земле и, как таковой, должен был наставлять своих подданных на истинный путь. Поэтому к императорским распоряжениям и указам, которые приводили в исполнение чиновники (смотри Служащий), относились как к знакам судьбы. В новую эру многочисленные божества, населяющие небо, были определены по «Небесным министерствам», в результате чего мифологический китайский пантеон стал своеобразным отражением земных общественных отношений. Иезуитские миссионеры, пытаясь найти подходящее и доступное определение «Бога», не побоялись опереться на эти древние представления и назвали его «Tien Zhu» или «Небесным Владыкой», а христианство ‑ «религией Небесного Владыки».
Что касается сторон света, то китайцы, по своей особенной логике, считают, что основных направлений пять, прибавляя к четырем нам известным еще центральное начало. Каждой стороной света управляет определенное символическое существо: востоком ‑ дракон (смотри Дракон), югом ‑ «красная птица», западом ‑ тигр (смотри Тигр), севером ‑ в ранних источниках земляная черепаха, позднее «Серый, Одинокий воин». Только центру не было отведено никакого символического существа, поскольку центр ‑ это своего рода квинтэссенция, где проявляется влияние всех четырех направлений.
Древнекитайская космология представляет собой очень сложную и разветвленную систему, и в настоящем издании невозможно разобрать ее подробно. Заметим только, что в ней нашли отражение астрономия, астрология (смотри Астрология), геомантия, учение о стихиях (смотри Учение о стихиях), мифология и символика.
Нефрит / Камни из нефрита
Нефрит, на языке минералогии жадеит, в китайской культуре ценится как драгоценный минерал. Самые дорогие его экземпляры травянисто‑зеленого цвета. Жадеит может иметь также и другие оттенки цвета: белый, коричневый, желтый и фиолетовый. К тому же к жадеитам приписывают похожие на них нефриты (обозначенные иероглифом «Yue») и еще кварцевые камни, так что невозможно точно выделить это понятие среди всех значений полудрагоценных камней.
В средние века нефритовые пластинки в форме цикады клали в рот умершего, предполагая, что он снова оживет подобно тому, как цикада из перезимовавшей в земле личинки ранней весной становится неземным, полным жизни, проворным и шумным насекомым. В захоронениях периода с 5 в. до н.э. по 5 в. н.э. были найдены десятки тысяч подобных нефритовых цикад, поэтому было сделано предположение, что они связаны с широко распространенным погребальным ритуалом.
Благодаря своей нежной на ощупь поверхности нефрит стал синонимом эротики и сексуальности. Кожу красивой женщины называют «нефритовой кожей», а «играть с нефритом» означает половой акт. «Нефритовый сок» означает слюну женщины, «нефритовый экстракт» ‑ мужскую сперму. «Нефритовая дверь» и «нефритовая стена» ‑ образные названия влагалища, а «нефритовый стебель» ‑ пениса. Этот список эротических ассоциаций можно продолжить и дальше. Но добавим только, что во всем богатстве вариантов они еще сегодня свободно встречаются в народной речи и языке художественной литературы, но всегда понимаются и используются в положительном смысле.
Следует отметить, что высшее божество народной религии провинции Кантон называется «Юй‑хуан» или «Нефритовый государь». Китайцы, которым позволяют средства, помещают в своем домашнем алтаре статуэтку этого высокого небесного господина из белого нефрита.
О
Обезьяна
Обезьяны играют важную роль в китайской мифологии. В известном романе, созданном под влиянием буддизма (смотри Буддизм), «Путешествие на Запад» («Xiyou Ji») обезьяна является центральной фигурой.
Обезьяна является девятым знаком китайского зодиака (смотри Зодиак) и символизирует подвижность, интеллект и тесную связь с природой. «Самец» обезьяны в кантонском языке означает бабника, «самка», напротив, хорошую мать, которая с любовью заботится о своих многочисленных детях.
Овца / Коза
Овца или коза ‑ восьмой знак китайского зодиака (смотри Зодиак). В древнекитайском письме не проводится существенного различия между различными видами домашнего скота: овцы и козы обозначены одинаковым письменным знаком, и часто даже по контексту нельзя понять, о каком конкретно животном идет речь.
Но, независимо от того, к какому виду принадлежит это «животное», оно символизирует почитание старших, так как ягнята сгибают свои передние ноги, когда сосут материнское молоко. Если под знаком «Овна» рожден мужчина, то считается, что он будет сильным, смелым и настойчивым. Женщине, рожденной под этим знаком, необходимо обратить внимание на то, чтобы окружающие люди не слишком много ее «доили» или как‑то использовали.
Олень
Олень является самым популярным и символичным животным в китайских народных верованиях. И по сей день в китайской натуропатии ветви оленьих рогов, которые самцы сбрасывают в июне или в июле, считаются одним из самых ценных средств для укрепления организма и повышения потенции. Для восстановления физических сил и памяти используют клей, полученный из сброшенных поздней осенью оленьих рогов, который необходимо варить в течение нескольких дней. Для повышения потенции пьют настойку гениталий самцов на рисовой водке или сорго. Оленье молоко считается лекарственным средством, продляющим жизнь и изгоняющим из организма яды.
В китайских народных верованиях олень символизирует богатство и «долголетие». Высокие китайские сановники любят, чтобы их изображали с оленем, что должно означать славу и материальные блага. В одном популярном средневековом романе главный герой скачет на олене. Часто изображается в сопровождении оленя и народное божество «Lao Juen», или «Повелитель возраста», который отвечает за здоровье и «долголетие» и чье изображение или фарфоровую статуэтку можно увидеть в большинстве южнокитайских домашних алтарях.
Осень ‑ смотри Учение о стихиях / Времена года
Османтус / Дерево османтуса / Цветы османтуса
Osmanthus sinensis ‑ небольшое дерево центральной части Китая, известное благодаря аромату своих цветов. Из них готовят ароматное полусладкое вино. Лучшее вино изготовляют в окрестностях Пекина. Это дерево известно с древнейших времен, что отражено также в китайской мифологии. Считается, что на луне (смотри Луна) растет вечноживущее дерево османтуса, цветы которого отличаются особенно тонким ароматом. Периодически его срубает один из демонов, но затем оно снова мгновенно вырастает. Возможно, в подобных легендах речь идет об отражении лунного цикла.
П
Пагода
Подобно столичному Императорскому дворцу, пагода является центром во всех крупных городах. Вначале они возводились, вероятно, как сторожевые башни, но примерно с 5 в. до н.э. пагоды стали отражением центральной власти в провинциях и районах. Чиновники (смотри Служащий) зачитывали с пагоды указы императора или вывешивали их на ее стенах, во дворе пагоды велись судебные процессы, объявлялись начало времен года и связанные с этим крестьянские и ремесленнические работы, проводились светские и религиозные церемонии и отмечались различные праздники китайского календаря. Перед стенами пагоды устраивались рынки. Ремесленнику или торговцу было особенно выгодно и почетно иметь мастерскую или магазин вблизи от пагоды.
В течение тысячелетий архитектурный стиль пагоды претерпел значительные изменения. Вначале закладывали квадратную основу в соответствии с четырьмя сторонами света (смотри Небо / Стороны света) или выстраивали четыре и пять этажей в форме пирамиды. В первых веках нашей эры получило распространение восьмиугольное и восьмиступенчатое строение, позднее также 16‑этажное здание на восьмиугольном фундаменте, как пагода в Сюйчжоу, которая считается одной из самых красивых и хорошо сохранившихся.
Персик
Согласно древним представлениям, персиковое дерево обладает мощной волшебной силой, изгоняющей демонов. Палкой из персикового дерева шаманы изгоняют злых духов из тела покойного, выставленного для торжественного прощания, чтобы скорбящие могли отдать последнюю дань усопшему, не причиняя себе вреда.
Против демонов болезней в средневековье делали луки из персикового дерева, из которых стреляли по фигурам демонов стрелами из терновника. Еще сегодня на входную дверь прикрепляют пестро расписанную персиковую печать в качестве магического оберега.
На Новый год китайцы приклеивают два нарисованных божества по обе стороны двери. Народная мудрость называет их дверными божествами. Говорят, что на горе Тушуо в Синем море растет большое персиковое дерево, которое раскинуло ветви на три тысячи миль. Проход в его ветвях на северо‑востоке называется «воротами дьявола», через которые входят и выходят «десять тысяч чертей». Два живущих там божества обязаны вести надзор. Тростниковым арканом они ловят злых и вредных чертей и бросают их на съедение тиграм.
У нефритового озера на священной горе Куньлунь (смотри Куньлунь) растет раскидистое персиковое дерево, плоды которого созревают тысячи лет. Четыре персика с этого дерева должна была подарить Западная королева‑мать или Xiwang Mu суеверному Ханьскому императору У‑ди или «военному императору», чтобы он смог завоевать четыре стороны света (смотри Небо). Здесь речь идет об одном древнейшем и важном символе «долголетия» и бессмертия (смотри Пилюли бессмертия).
Пилюли бессмертия / Бессмертие
Древний миф окутывает бессмертие, бессмертных и пилюли бессмертия. Речь идет, несомненно, о страстно желанном идеале в древнем и средневековом Китае. Многие народные божества ‑ люди, ставшие бессмертными, которые блуждают в своеобразном срединном мире между материальной земной реальностью и нематериальным, созданным из одухотворенной материи пространством.
В то время, как Конфуций (смотри Конфуций) и его последователи видели бессмертие в земном плане как причину, по которой имя мужчины может быть увековечено в императорских исторических или героических книгах, для последователей даосизма (смотри Лао‑цзы) бессмертие было духовно‑эзотерической целью, достичь которою, впрочем, могли в равной степени и мужчины, и женщины.
Наряду с дыхательными упражнениями, приготовление пилюль бессмертия для даосов было важнейшим средством достижения «долголетия», а значит, своего Дао или Пути.
Десятки тысяч «рецептов» средств и способов, компоненты которых часто невозможно добыть, описываются в «Dao Zang», или «Сокровищнице Дао», энциклопедии всех даосских текстов. В одном рецепте требуются, например, «священные древесные грибы» с определенного уровня горы Куньлунь (смотри Куньлунь), затем косточка персика (смотри Персик) с ее вершины и к тому же цветы османтуса (смотри Османтус) с луны. Среди прочих ингредиентов часто встречаются такие, как мозг различных дневных хищных птиц, глаза совы, желчный пузырь медведя, стертый в порошок клык мускусного оленя, змеиный яд, кожа земляной жабы, панцирь черепахи и цикады, личинки гусеницы шелкопряда, ракушки и морские черви. Указываются также различные минералы и химические вещества, такие как квасцы, сурьма, мышьяк, свинцовый сульфат, порошок различных хроматов, разные виды благородных камней, окаменелости, нефритовый порошок и различные кристаллы: кальциты, кварцы, пирит, соли и т.д. Приводятся и десятки тысяч названий лекарственных трав, которые лишь в том случае имеют силу, если адепт самолично их вырастил в своем саду: дягиль, азиатский ямс, дурман, дриандра, женьшень, растения Annamarhena, Ephedra sinensis. Многие их названия часто неоднозначно толкуются китайскими специалистами.
Наряду с другими достижениями в области химии и химических технологий, древними алхимиками, ищущими бессмертия, был изобретен (скорее случайно) побочный продукт ‑ порох, который, вопреки западным представлениям, уже в 1 в. до н.э., т.е. некоторое время спустя после его открытия, использовался в военных целях как взрывной материал в бомбах и гранатах, а не только как «фейерверк».
Полнолуние ‑ смотри Луна
Предки / Культ предков
Культ предков ‑ древнейшая форма религии. В Китае он имел важное значение как государственный культ при династии Шан (1700 ‑ 1100 гг. до н.э.). Сегодня почти в каждом китайском доме есть алтарь предков.
В соответствии с китайским календарем (смотри Луна) предкам приносят в жертву фрукты, жареных, запеченных или тушеных кур, орехи, миндаль и т.д. Китайцы очень сильно привязаны к своим предкам, их памяти посвящен один из важнейших праздников ‑ День поминовения предков, который отмечается в 15‑й день третьего лунного месяца. В этот день миллионы китайцев посещают кладбища, приводят в порядок могилы своих предков, приносят подарки и предметы погребального ритуала, сжигают перед могилами или в близлежащем храме бумажные деньги («Валюта Мира Иного»), бумажные машины и дома, чтобы предки на небесах (смотри Небо) могли вести приятную и комфортную жизнь. Это внимание к предкам объясняется не в последнюю очередь тем, что и в наши дни китайцы боятся проклятия предков больше, чем слов или действий живого человека.
Во всех буддийских или даосских храмах, где совершаются погребальные церемонии, имеется зал, предназначенный специально для вывешивания памятных досок. На них можно увидеть имя и при наличии титул умершего, его фотографию, чтобы, вероятно, в будущем будить воспоминания живущих. У кантонцев нередко встречаются и кровавые жертвоприношения предкам: часто проливается кровь петуха, но иногда даже и своя собственная, если человек чувствует на себе проклятие предков.