написано на конверте аккуратным, крупным почерком.
– От Генки… От Генки… Ребята, это от Генки!
Трубачёв берёт из рук Васи конверт и торопливо рвёт зубами нитку. Осторожно вынимает туго сложенные листочки.
– Читай скорей! – сгрудившись вокруг, шепчут ребята.
Глава 38
Письмо с Украины
– «Дорогие товарищи! С далёкой Украины летит до вас мой партизанский привет и моя думка. Сообщаю вам, что во всю силу бьём мы фашиста, много их, гадов, уже выбили, но и своими дорогими людьми пострадали. Вынес мой верный конь Гнедко с поля боя раненого бойца, вашего вожатого Митю. Истекающего кровью домчал его конь до лагеря и сам, раненный в ноги, упал на землю перед нашей землянкой. Тяжкие раны получил в бою ваш Митя. А было это так. На рассвете выехал он в разведку с Яковом Пряником, было с ним ещё пять бойцов. И попали они навстречу большому отряду фашистов и полицаев. Пробивались с боем, уложили гранатами сорок человек… Крепко бились партизаны, да не можно было одолеть врага. Приказал ваш Митя товарищам пробиваться к лагерю, а сам остался один, коло убитого Якова Пряника. Бил гранатами по врагу, а как кончились гранаты, вскочил он на Гнедка, вынул острую саблю и пошёл в бой – один против всех, врукопашную. Уже трижды раненный был ваш герой Митя; только почуял мой верный конь – течёт между его ушами горячая кровь, заливает глаза. Упал боец на крутую шею, ослабла в руке уздечка… И вскинул мой боевой конь передними копытами, разметал вокруг себя врагов и помчался вихрем к партизанскому лагерю… Дважды догоняла его вражеская пуля, тяжко ранило Гнедка в ноги и в бок, смешалась кровь бойца и коня… Далеко в лесу услышал я топот и ржание. Выбежал сам не свой из землянки…
|
Сняли мы с седла Митю, перевязали ему раны. Перевязали и Гнедка.
Сообщаю вам, дорогие товарищи мои: тяжко ранен ваш Митя. Командир хлопотал перевезти в госпиталь, да не можно его с места тронуть. Бессменно сижу я с ним, помогаю чем могу сестрицам; только в первый раз сегодня ночью открыл он глаза, вспомнил про убитого Якова Пряника, тяжело вздохнул. «Перешли. – говорит, – моим ребятам комсомольский мой привет. Может, не суждено нам свидеться больше. Да скажи, пусть напишут ребята письмо моим родителям… Пока жив я, повоюю со смертью, а подготовить стариков всё ж надобно».
Пересылаю вам, товарищи мои, это письмо с верным человеком.
Был и я в бою, награждён медалью «За отвагу», бил врага и не боялся смерти! А теперь сижу коло Мити и плачу. Словно брата родного лишаюсь. И партизаны наши целый день коло землянки сидят, не отгонишь, не упросишь уйти. Так что, други мои, товарищи, не допустим мы к вашему Мите смерть, пока сила наша будет… А Гнедко мой навек хромой остался. Отвоевался мой добрый конь! Почёт и уважение ему от всех партизан, а кончится война, заберу я его к себе, будем вместе в колхозе жить.
Остальные наши пока что все живы, шлют вам свой партизанский привет. Сообщите, что знаете о своём учителе, тётя Оксана дуже по нём скучает.
А Степан Ильич из соседнего села тайком знаменитого доктора привёз. У того доктора в чемодане инструменты всякие. Може, и выдужает наш Митя… А известного вам доблестного бойца Якова Пряника схоронили в почётном месте, рядом с Иваном Матвеичем да Николаем Григорьевичем. Там и дед мой лежит с ними рядом.
|
Кланяются вам ещё с пионерским приветом Грицько да Федька Гузь. И про Игната стало известно, что состоит он связным в другом отряде, виделся с ним Коноплянко. Гора с горой не встречаются, а человек своего человека всегда найдёт.
Учимся мы и учёбу не забываем. Этой весной держали экзамен перед Степаном Ильичом и Мироном Дмитриевичем в шестой класс. А готовил нас Коноплянко. Кончится война – он к нам в школу пойдёт заместо Марины Ивановны.
Прощайте, дорогие товарищи! Ещё сказал бы я отдельные слова Севе вашему, да, може, наступит час, сядем рядом, возьмёмся крепко за руки, тогда и скажу… Только б ожил ваш вожатый Митя, доблестный боец и партизан, верный своему комсомольскому слову. А победа наша не за горами. Остаюсь верный сын своей Родины
боец-партизан Гена Наливайко».
Ребята молча плакали. Вася, выслушав письмо, сказал:
– Не любил слёз мой командир. Он говорил так: «Не плакать нужно о погибшем товарище, а почтить его память большими и славными делами!» Вот как говорил мой командир! – повторил Вася, глядя прямо перед собой потемневшими глазами.
В госпитале окончился обед. В палату сходились раненые. В коридоре слышался голос старшей сестры. Трубачёв поднялся:
– Мы пойдём, Вася!
– Мы пойдём! – повторили за ним ребята.
Один за другим они осторожно перелезли через окно и скрылись из глаз.
– Вот это гости! Гляди, какой способ придумали! Сестры испугались, что ли? – смеялись бойцы.
А ребята шли по улице, не зная, куда и зачем они идут.
Далеко-далеко, на Украине, в партизанском лагере, тяжко страдая от ран, лежал их друг и старший товарищ Митя.
|
Внезапно Васёк остановился.
– Ребята!.. – В голосе его ещё звенели слёзы, но глаза были ясные и чистые, словно промытые весенним дождём. – Вы слышали, что сказал Васин командир? – Васёк сдвинул брови, стараясь точно припомнить слова командира. – «Не плакать нужно о погибшем товарище, а почтить его память большими и славными делами». Такие слова, ребята, на всю жизнь запоминаются. И мы тоже запомним их для себя. – Васёк поглядел па товарищей и твёрдо сказал: – Пойдёмте работать. По расписанию в четыре часа мы должны быть на работе!
Глава 39
Производственное собрание
Собрание было назначено на шесть часов. Васёк поручил Белкину сделать список учеников шестого класса. По остальным классам перепись школьников взял на себя семиклассник Толя Соколов.
– Трубачёв, а эти двое – Тишин и Петрусин – тоже к нам в шестой попали! И Кудрявцев тоже. – хмуря светлые брови, зашептал Белкин. – И вообще я не знал, куда писать тебя, Мазина, Одинцова, Синицыну… ну, тех, кто с тобой… в пятый или в шестой?
– Конечно, в шестой! – пожал плечами Васёк.
– Вот чудак ты, Ленька! – засмеялся Мазин. – Не знал, куда писать! Что же мы, второгодники, что ли?
– Ну, я так и написал! А то, думаю, как же это получается: все наши ребята будут в шестом, а председатель совета отряда в пятом! Ерунда какая-то!
– Тем более, что Елена Александровна предложила, чтобы каждый класс был отдельной бригадой. А у нас бригадир уже есть! – сказал Одинцов.
Собрание проходило на свежем воздухе. Ребята притащили ящики, перекинули через них доски, вытащили старый, залитый чернилами школьный стол, соорудили для взрослых скамью. За стол сели Елена Александровна, два Мироныча, Грозный, кровельщик, он же маляр, и новая, только что появившаяся пожилая учительница младших классов Федосья Григорьевна. Место председателя занял Леонид Тимофеевич. Немного поодаль от стола сидели и стояли, сгруппировавшись по классам, ученики будущей школы. В седьмом их было всего трое, и, чувствуя себя старшими, они держались ближе к столу, а Толя Соколов, поднимаясь на цыпочки, то и дело покрикивал ломающимся баском:
– Потише, потише! Соблюдайте дисциплину, ребята! Шестой класс был почти весь в сборе. В центре его стояли Трубачёв и прежние ученики четвёртого класса «Б». Из новых было всего несколько мальчиков; среди них выделялся высокий, стройный Алёша Кудрявцев, около него – складный краснощёкий Петрусин с бегающими по сторонам глазами и хмурый, глядевший бычком Тишин.
– Школы ещё нет, но штат учащихся уже почти заполнен, – пошутил Леонид Тимофеевич. – Ну, стягивайтесь все сюда поближе, и начнём наше производственное собрание. Я очень рад, что все вы так любовно и дружно работаете вместе по ремонту своей школы. И скажу вам откровенно, что, взявшись за такое трудное дело, как восстановление этого дома, я совершенно точно рассчитал, что помощники у меня будут. Один, как говорится, в поле не воин…
– Ура Леониду Тимофеевичу! Ура! – весело выкрикнул Толя Соколов.
– Ура! Ура! – дружно подхватили ребята.
– Ребята! Скажем спасибо нашему директору! Три, четыре!
– Спа-си-бо Ле-о-ни-ду Ти-мо-фе-е-ви-чу! – хором выкрикивали по складам школьники.
– Стойте! Стойте! – замахал руками директор.
Но шум не унимался. Елена Александровна неторопливо постучала молотком по столу.
– Установите тишину, Леонид Тимофеевич говорит. – Голос у печника был звучный, ребята уловили в нём резкие, повелительные нотки и переглянулись.
Леонид Тимофеевич вытер платком лысину, снял очки:
– Я хочу вам сказать, ребята, что ещё рано кричать «ура». Кричать «ура» мы ещё успеем. А пока я просил Елену Александровну собрать вас всех для того, чтобы уточнить нашу работу. Когда вас было мало, каждый делал то, что мог делать в меру своих сил, то есть оказывал свою помощь везде, где она требовалась, без определённого плана. Но работать без плана сейчас нам трудно. Каждый класс уже может представлять собой отдельную бригаду и отвечать за порученный ему участок. Понятно?
– Понятно!
– Так вот, до открытия школы, то есть до первого сентября, осталось немногим больше чем полтора месяца. Основной ремонт дома ещё не закончен, а внутренняя отделка комнат, ограда нашего участка и окончательное устройство займут тоже немало времени. Вот как раз здесь присутствуют наши специалисты – плотники Иван Миронович и Фёдор Миронович. – Леонид Тимофеевич мягким жестом указал на чинно сидящих рядом Миронычей. – Попросим их рассказать, что нам ещё предстоит сделать.
Ребята захлопали.
Старик Мироныч закивал головой и, привстав, попросил слова. Младший тоже привстал, но слова не попросил и, ощупав ящик, уселся на нём поудобнее.
– Я, ребята, так вам скажу: работа, конечно, ещё есть. Нам от работы не бегать, и ей за нами не гоняться! Без отделки комната не будет комнатой, а без парт и класс не будет классом. Верно я говорю? – Дедушка Мироныч подмигнул ребятам, сгрёб в правую руку седую бороду и лукавым, смеющимся глазом указал на Елену Александровну: – Печник у нас есть. Да… Ну, вот как бы ни было, а печи будут. Как вы скажете, печи будут, ась? – хитро спросил старик.
Ребята с весёлым любопытством смотрели на Елену Александровну.
– Печи будут, – спокойно сказала она, закидывая за спину тонкие руки и без улыбки глядя на Мироныча.
– Ну вот! Заявка, значит, сделана! – заторопился старик. – Теперь ещё вопрос, чтобы уточнить, значит, официально. Вот наш товарищ кровельщик имеет также квалификацию маляра. Верно я говорю? – обратился он к кровельщику. – Он, конечно, свою заявку вам тоже сделает официально.
Кровельщик, широкоплечий, черноглазый, с небольшой лысинкой, прикрытой зачёсом, деловито сказал:
– За мной дело не станет. Как Леонид Тимофеевич скажет, так и сделаю. Где под шёлк, где под мрамор. Можно с отделкой под бронзу. Одним словом, классы и зал, например, имеют между собой разницу в отделке. Это факт. Давайте точный план, а я своё дело знаю.
– Ну вот, опять же квалификация. Значит, дело наше верное, – закивал головой Мироныч.
– Ну и садись, коли верное, – мрачно сказал Мироныч-младший, со скрипом ворочаясь на своём ящике. – Время лишней болтовни не любит. Садись, говорю.
Мироныч-старший с неохотой полез за стол.
– Ну вот, все силы руководящие у нас, так сказать, выяснены. Остаётся прикрепить к каждому участку работы помощников, – сказал Леонид Тимофеевич. – Некоторые работы, как, например, ограда, могут быть сделаны вами почти самостоятельно. Распределение вашего рабочего времени и организацию бригад мы попросим Елену Александровну взять на себя.
Елена Александровна встала, придвинула к себе списки.
– Ребята, я просмотрела списки. Хотя в каждом классе пока очень мало учеников – многие ещё не приехали, а многие, особенно старшие классы, работают сейчас в колхозах, но к началу учебного года школа пополнится. Сейчас же в основном некоторые классы уже сформированы. Значит, ребята, в этих классах должны быть организованы пионерские отряды.
Радостный шум вырвался из рядов школьников. Елена Александровна подняла руку и спокойно продолжала:
– Если есть отряд, значит, должен быть в нём и председатель совета отряда. Может быть, пока мы укомплектуемся окончательно, то есть до начала учебного года, председателями советов отрядов останутся прежние ребята, которые были выбраны раньше, в старой школе. А там, где их нет, вам придётся временно избрать себе председателя. А так как у нас сейчас идёт горячая работа, то каждый отряд будет представлять собой рабочую бригаду, а председатель совета отряда – бригадир. Согласны?
– Согласны! Согласны!
Ребята оживились. Они сразу почувствовали, что снова возрождается их школьная пионерская организация, что они спаяны в отряд, что они уже настоящие школьники. И, кроме того, они, как взрослые, представляют собой рабочие бригады.
– Начнём со старших классов. Всем понятно, что наиболее ответственные участки работы будут поручаться старшим… – начала опять Елена Александровна.
– Понятно! Понятно! – зашумели школьники.
Но чья-то рука вдруг поднялась вверх и неподвижно застыла в воздухе.
Елена Александровна наклонилась вперёд:
– Кому непонятно?
Из толпы выдвинулся Тишин.
– Некоторым непонятно, почему смешали вместе два класса, – сказал он, глядя исподлобья на Елену Александровну прищуренными дерзкими глазами.
– Как это – смешали два класса? Какие классы? – перебирая в руках списки, спросила Елена Александровна. Школьники притихли и с любопытством слушали.
– А так, смешали! – наклонив набок голову, насмешливо сказал Тишин. – Пятый и шестой смешали.
Мазин быстро толкнул Трубачёва. Васёк насторожился. Лёня Белкин взволнованно зашептал что-то ребятам. Девочки переглянулись.
– Здешний ученик Лёня Белкин, составляя список, забыл, что, например, Трубачёв и ещё несколько ребят, а с ними и две девочки – второгодники.
– Что – второгодники? Трубачёв – второгодник? Он врёт.
– Тишин врёт!
– Ишь ты, новенький, а смотри как себя проявляет!
– Не слушайте его!
Ребята задвигались, возмущённо зашумели, зашикали.
Леонид Тимофеевич поднялся с мести:
– Это что такое? Здесь идёт собрание, напоминаю вам. Кто не умеет себя вести и не уважает свой рабочий коллектив, пусть выйдет отсюда и поищет себе другое место!
Наступила полная тишина. Леонид Тимофеевич сел.
– Продолжайте, Елена Александровна!
– Трубачёв, подойди, пожалуйста, сюда! – вызвала Елена Александровна.
Ребята расступились, давая дорогу. Васёк держался спокойно, но сердце у него сильно билось.
– Первого сентября мы придём в шестой класс. Мы проходим программу пятого класса дома. Вот почему Белкин включил нас в список шестого класса, – громко сказал он.
В толпе раздался злорадный хохоток Петрусина и насмешливый голос Кудрявцева:
– Почему бы не в седьмой, скажите пожалуйста?
Елена Александровна нетерпеливо пожала плечами и снова обратилась к Трубачёву:
– Так как же, по-твоему, будет справедливо – оставить вас на время стройки в списках шестого класса или перевести в пятый?
– Нам всё равно где работать, и спорить из-за этого я не буду, – скрепя сердце сказал Васёк.
– А мы будем!
– Мы все будем спорить! – раздались из толпы школьников взволнованные голоса.
– Трубачёв наш! – кричал Лёня Белкин. – И мы его в пятый класс не отдадим!
– Трубачёв всегда был у нас председателем совета отряда, а сейчас он будет бригадиром нашей бригады. Поднимите руки, ребята, кто за? – вскакивая на ящик, громко заявил Коля Чернышёв.
Ребята бывшего четвёртого класса «Б», толкаясь, протиснулись вперёд, подняли руки.
– Мы все за Трубачёва! – выкрикнула Надя Глушкова. – И мы за всех наших ребят – за Нюру Синицыну, за Лиду Зорину, за Петю Русакова…
Елена Александровна резким движением руки остановила шум:
– Довольно! Мы собрались сюда, чтобы поговорить о том, как лучше наладить работу. Работа будет распределена по отрядам. Трубачёв и его товарищи остаются с пятым классом. Тише! Я не разрешаю больше продолжать этот спор. Предлагаю шестому классу выбрать себе другого председателя совета отряда.
В толпе пробежал недовольный шёпот. Послышались тихие голоса:
– А почему она вмешивается? Пусть Леонид Тимофеевич скажет!
Щёки Елены Александровны чуть-чуть порозовели, на лбу появилась резкая морщинка. Леонид Тимофеевич покачал головой:
– Мне стыдно за вас перед Еленой Александровной и перед всеми товарищами, которых мы пригласили на наше собрание. Я не могу себе представить, что мои бывшие ученики за какой-нибудь год настолько забыли дисциплину и потеряли совесть, что вместо того, чтобы решать какие-то дельные вопросы, они вынуждают нас здесь слушать бурные выяснениякуда приписать Трубачёва: к пятому или шестому классу! – Директор развёл руками. – Может быть, вам ещё рано присутствовать на собраниях, где решаются серьёзные вопросы?
– Нет… нет… – слабо защищались школьники.
– У нас ещё нет вожатого. И я просил Елену Александровну помочь вам в ваших пионерских делах. Но вы себя ведёте так, что я боюсь, как бы Елена Александровна не отказалась. – Леонид Тимофеевич замолчал и обвёл глазами ребят. – Я предлагаю, – снова начал он при полной тишине, – чтобы завтра же каждый класс представил мне список своей бригады во главе с бригадиром. Это значит, что каждый отряд должен выбрать себе председателя совета отряда. Елена Александровна вам в этом поможет. А работу между бригадами распределю я сам. На этом мы сейчас наше собрание кончим. И запомните хорошенько, что всякие мелкие счёты и недружелюбное отношение друг к другу будут только тормозить нашу общую работу.
Ребята поняли, что директор недоволен. Недовольна была и Елена Александровна. Брови её хмурились, а глаза глядели сурово и холодно.
Васёк чувствовал себя униженным, как бы пойманным на обмане, его коробило от сознания, что все они оказались в пятом классе, как второгодники. Всё это было противно, хотелось вытащить за шиворот из толпы Тишина и, развернувшись, дать ему но шее…
А в толпе ребят Тишин, торжествуя свою победу, кричал, что он выведет на чистую воду всех хвастунов и зазнаек. Васёк хорошо знал, откуда идёт эта угроза. Но главный виновник, Алёша Кудрявцев, только издали бросал на него насмешливые взгляды и, стоя рядом с Петрусиным, рассказывал ему что-то весёлое, невольно привлекая внимание ребят открытым, смелым лицом и непринуждённым, заразительным смехом.
Васёк вспомнил о своих товарищах. Хорошо, что во время выступления Тишина никто из них не сказал ни слова. Даже Мазин нашёл в себе силы промолчать. Но где же они сейчас?
Школьники, разбившись по классам, уже выбирали себе председателей советов отрядов. То здесь, то там слышался голос Елены Александровны.
Проходя мимо учительницы, Леонид Тимофеевич громко сказал:
– Об этом случае мы ещё должны с вами поговорить.
Васёк понял, что речь идёт о нём и его товарищах, но даже не оглянулся.
В кучке шестиклассников выступал Петрусин:
– Я, ребята, стою за Кудрявцева! Мы с ним не пропадём!
– Кудрявцева! Кудрявцева! – кричали новенькие.
– Выбирайте кого хотите, мне всё равно! – послышался обиженный голос Нади Глушковой.
Прежние товарищи Васька по четвёртому классу «Б» хранили презрительное молчание. Васёк заметил в сторонке пятиклассников Рядом с ними стояли его товарищи.
«Как наказанные», – горько подумал Васёк, и вдруг до его ушей донеслись громкие крики:
– Тру-ба-чев! Тру-ба-чев!
И чем ближе он подходил, тем громче становились приветственные крики пятиклассников:
– Тру-ба-чев! Тру-ба-чев!
– Васёк Трубачёв! Ура! – подкинув вверх свою бескозырку, в восторге заорал Витька Матрос.
– Пятиклассники радуются! Все, как один, тебя выбрали председателем отряда и командиром! – сказал ему Одинцов.
– Ну что ж, будем работать, – просто сказал Васёк. В нём проснулся командир. – Завтра я узнаю, какой участок работы будет поручен моей бригаде, и всех вас расставлю по местам. А сейчас можно расходиться!
Он улыбнулся, но глаза у него были грустные, и только товарищи понимали, чего стоила ему эта улыбка.
Когда пятиклассники шумно и весело разошлись, Васёк тихо сказал:
– Пойдёмте вместе. Лида взяла его за руку.
– Помнишь, в детстве, когда была гололедица, мы часто ходили, держась за руки? – ласково сказала она. Васёк кивнул головой.
– Я никак не пойму, куда оно делось, это детство? Ведь нам не так уж много лет! – грустно сказал он.
Глава 40
Принципиальный человек
Дома Васька ждал редкий гость – Андрейка. Он чинно сидел за столом против тёти Дуни и, прикусывая острыми зубами сахар, тянул с блюдечка чай.
– Выпейте ещё одну чашечку, Андрей Иваныч! – радушно угощала его тётя Дуня.
– Спасибо вам… Разве посидевши, ещё попью… – вытирая со лба капельки пота, солидно говорил Андрейка.
Тётя Дуня пододвигала ему полную чашку, и Андрейка, слегка подумав над ней, снова принимался пить.
Увидев Васька, он привстал и церемонно протянул ему руку.
– Ну вот, и наш хозяин пришёл! – сказала тётя Дуня совсем так, как говорила когда-то про Павла Васильевича.
От этих слов и от церемонного обращения Андрейки Васёк сразу повзрослел.
– Ну, как дела? – спросил он, присаживаясь к столу.
– Ничего, у нас всё в исправности. – Андрейка быстро взглянул на приятеля и деликатно осведомился: – А ты вроде невесёлый?
– Да так… неприятности по работе, – усмехнулся Васёк.
– По работе? Это что же – в школе или в госпитале? – забеспокоилась тётка.
– В школе, – со вздохом сказал Васёк и стал рассказывать про собрание.
Когда дело дошло до выступления Тишина, тётя Дуня возмущённо всплеснула руками:
– Ах он, пролаза! За генеральского сынка руку тянет! И откуда же они, этакие пролазы, берутся? И всё-то они знают, когда и перед кем хвостом мотнуть…
– Пережиток… – важно сказал Андрейка, принимаясь за новую чашку чаю. – Таких разоблачать надо. Я одному такому пережитку санаторий у начальства исхлопотал – думал, больной, Ну, а он и там давай своё «я» показывать. Только с врачами не забалуешься.
– Это тот мастер, что над тобой издевался? – живо спросил Васёк.
– Издевался не издевался чтобы по-настоящему, а за волосы хватал и выражался некультурно.
– Ну, и что с ним сейчас?
– А что! Разоблачили вчистую. «Никакой, говорят, болезни нервов у вас нет, одно хулиганство». – Андрейка удовлетворённо откинулся на спинку стула и рассудительно сказал: – Самому себя распускать не надо. Железная дорога – это пост ответственный. У нас лучшие люди работают. Равняться есть по ком. В мастерской, для примера, и ваш Павел Васильевич Трубачёв есть на портрете.
– Спасибо на доброй памяти, Андрей Иваныч! Ведь вот люди помнят… и молодые по его примеру идут… Да вы что же чашечку-то отставили, Андрей Иваныч? Выпейте горяченького! – засуетилась тётя Дуня.
– Не требуется больше, мамаша, спасибо вам, – решительно отставляя от себя подальше чашку, сказал Андрейка.
Он чувствовал себя приятным гостем в гостеприимном и уважаемом доме Трубачёвых. Курносое лицо его лоснилось, белые волосы липли ко лбу, глаза выражали полное удовольствие, и сам он, щупленький, в поношенном пиджачке, держался с большим достоинством.
«Кто я ни есть, а цену себе знаю», – как бы сообщал всем с первого же взгляда Андрейка.
Топкие, заскорузлые от работы пальцы Андрейки, угольная пыль, въевшаяся в мальчишескую шею, старый пиджачок невольно вызывали чувство уважения к Андрейке. Васёк гордился своей дружбой с ним.
Когда Андрейка собрался уходить, тётя Дуня позвала Васька в кухню и расстроенно зашептала:
– Васёк, брюки бы ему отцовы отдать. Ведь у него брючки-то насквозь прохудились. А позади себя он заплату рукой прикрывает… Отдай ему брюки-то!
– Да что ты! Он ни за что не возьмёт. Обидится ещё! – замахал руками Васёк.
– Как это так – обидится! Ведь вы товарищи! И родителей у него нет, некому порядочную заплату положить.
Она вынула из сундука пахнущие нафталином рабочие брюки Павла Васильевича и, пряча под улыбкой крайнее смущение, подступила к Андрейке:
– Андрей Иваныч, голубчик, перемените брючки-то…
– На что переменить? – не понял Андрейка.
– Да вот эти-то получше будут. Я живенько их на ваш рост укорочу. А свои оставьте пока. Я всё равно Ваську штопаю, так заодно и ваши починю, – заторопилась тётя Дуня, испугавшись вопросительных светлых глаз Андрейки.
– Очень благодарный вам, мамаша… Только как же это я ваши брюки надену? И с какой такой стати вы для меня трудиться будете… И опять же, выходной у меня не скоро – я ваши брюки на работе заносить могу, – объяснял Андрейка.
Васёк стоял в кухне и боялся войти.
– Да я вам их в подарок даю, Андрей Иваныч! От Павла Васильевича в подарок, – широко улыбаясь, сказала тётя Дуня.
Андрейка смутился:
– Я подарков, мамаша, не беру. Я сам себя содержу. Это для меня принципиальный вопрос. Я – рабочий человек. И к тому же за мои успехи мне всё обмундирование скоро полностью выдадут. Очень благодарю вас, мамаша, только брюки я не возьму. – Он встал и, прикрывая левой рукой латку, выделявшуюся светлым треугольником на его брюках, решительно взялся за кепку.
Тётя Дуня, сильно покраснев, сунула брюки на кровать и растерянно остановилась посреди комнаты.
– Ты что же, Андрейка, брюки не хочешь взять? Ведь по дружбе тебе тётя даст! – входя в комнату, сказал Васёк.
– Дружбу я и так ценю. Только задаром мне ничего не надо – я получаю за свой труд… Ну, приходи в депо, Васёк. Может, что будет известно про Павла Васильевича. У нас на собраниях часто про героев-железнодорожников рассказывают.
– Вот-вот… Уж вы сообщите в случае чего, Андрей Иваныч. Исстрадались мы с Васьком – нет писем ему от отца, – заморгала глазами тётя Дуня.
Когда Андрейка ушёл, она взяла заброшенные в угол по стели брюки и, пряча их в сундук, сказала:
– Нашего понятия человек, строгий, принципиальный! Держись за него, Васёк!
Глава 41
Чужие
Нюра с тревогой глядела на часы. Вчера в госпитале дежурил Сева Малютин и на занятиях сообщил ей, что после обеда Егору Ивановичу назначено идти на электризацию.
– Радуется он, как именинник. Просил тебя не опоздать. Я уже с Васьком говорил. Он тебя отпускает с работы. Только смотри не опоздай!
– Ну как я могу опоздать! – рассеянно ответила Нюра, думая о матери.
В последнее время они почти не разговаривали. Нюра прибегала домой только пообедать, вечерами тоже часто задерживалась в госпитале. Беспокойство и раздражение матери росли.
Сейчас, видя, что девочка куда-то торопится, мать чувствовала закипавшую в сердце обиду.
Пообедали молча.
– Выпей чаю, – сказала мать.
Нюра бегло взглянула на часы и покорилась. Мать поставила перед ней чашку с кипятком, положила туда две ложки молочного порошка, размешала сахар и села напротив дочери, сложив под подбородком пухлые руки. Нюра не глядела на неё, но знала, что глаза матери неотступно следят за каждым её движением. Часы медленно пробили три часа. В половине четвёртого начинался приём у врача. Нюра мысленно представила себе, как в четвёртой палате санитарки помогают Егору Ивановичу натянуть рукав на больную руку, как он беспокойно поглядывает на дверь. Она придвинула к себе чашку и, обжигаясь, глотнула забелённый кипяток.
– Спешишь? – гневно и холодно спросила мать. Нюра испуганно вскинула на неё глаза, упрямо сжала губы.
– Ну, помни, Нюра, я тебе не раз обещала, но сегодня своё обещание сдержу… Я пойду в школу к твоему директору, я пойду в госпиталь… – Мать постучала по столу пальцем. Она не знала, что ей делать с дочерью, но ей казалось, что пришло время немедленно принять все меры к её исправлению. – Слышишь, Нюра, я не допущу, чтобы моя дочь с утра до вечера лодыря гоняла. Я всё узнаю! – Голос матери то понижался до угрожающего шёпота, то срывался на крик. – Я заставлю директора вмешаться в это безобразие! До сих пор мы с отцом делали для тебя что могли! Мы вложили в тебя все силы, всю жизнь, и до этой несчастной поездки на Украину ты была хорошей, послушной девочкой. Но, оставшись в компании своих приятелей, ты распустилась. И за то, что родители заботились о тебе, ты ответила чёрной неблагодарностью…
Мать на минутку останавливается и выжидательно смотрит на дочь. Но Нюра молчит. Сердце её захолодело от тоски, в нём нет сейчас ни любви, ни жалости к матери. Нюра даже не вслушивается в то, что ей говорят, слова сливаются вместе и захлёстывают уши нервными выкриками. Нюре стыдно, что её мать слышат соседи. Они всегда слышат и во всём обвиняют её, Нюру.
Минутная стрелка на часах подвигается к половине четвёртого. Теперь уже придётся бежать, чтобы поспеть вовремя.
«Надо так надо», – мысленно говорит Нюра и, отодвинув стул, быстро идёт к двери.
– Нюра, помни! Лучше вернись! – кричит ей вслед мать. Но девочка уже хлопает калиткой и, перегоняя прохожих, мчится по улице. Она опоздала, опоздала!
Тяжёлый грузовик на мостовой шарахается в сторону перед тоненькой девочкой, перебегающей ему дорогу. Шофёр высовывается из кабинки и сердито кричит:
– Ты что, голову потеряла?! Лезут под самые колёса, а потом отвечай за них!
Но Нюра не слышит – у неё в ушах всё ещё звучит голос матери.
Во дворе госпиталя сидят и стоят раненые. Залежавшись в палатах, они радуются возможности пройти по улице до другого здания на электризацию. Солнышко крепко припекает, и под его лучами трава никнет к земле и вянет. Егор Иванович стоит на крыльце, крепко ухватившись рукой за перила. На его землисто-бледном лице видна каждая морщинка.
– Вон, вон дочка бежит… Она меня и доведёт. Не извольте беспокоиться, – говорит он сестре. Нюра, запыхавшись, вбегает во двор:
– Пойдёмте, дядя Егор, пойдёмте!
Она подставляет раненому своё худенькое плечо, смахивает прилипшие ко лбу волосы:
– Опирайтесь, дядечка, крепче опирайтесь: я сильная!
Егор Иванович прижимает к себе больную руку на перевязи и медленно идёт рядом с Нюрой.
– Мы с тобой, дочка, как дуб с берёзкой, – шутит он, любовно оглядывая девочку.
Глава 42
В будущей школе
С помощью Елены Александровны Леонид Тимофеевич точно распределил рабочие участки каждой бригады. Трое ребят из седьмого класса попали на отделку комнат в распоряжение маляра и старика Мироныча. Шестому и пятому классам было поручено поставить забор. Для руководства и помощи к ним прикрепили Мироныча-младшего.
Кудрявцев не пожелал работать с бригадой Трубачёва.
– Дайте мне отдельный участок: я не хочу отвечать за чужую работу, – заявил он Елене Александровне.
С общего согласия место для будущего забора разделили пополам. После раздела обе бригады договорились о сроке выполнения задания, и Кудрявцев вызвал Трубачёва на соревнование.
Для кладки печей Елена Александровна взяла себе в помощь ребят из третьего и четвёртого классов. Только малышам ничего не было поручено, но и они не оставались без дела. Их учительница Федосья Григорьевна, хлопотливая и деятельная, быстро собрала вокруг себя всех младших ребят и с утра, повязав голову косынкой, носилась по всему двору, пристраиваясь вместе с ними то к одной, то к другой бригаде, причём всех школьников, без различия возраста, она называла «деточками» и «ребятками».
– Мазин, деточка, пусть мои ребятки на вашем участке щепки подберут!.. Идите, идите сюда, ребятки! Собирайте! Вот так… Вот и чистенько будет… Собирайте, собирайте!
Второклассники, как стая воробьёв, слетались на её голос, беспорядочно толкались под ногами и мешали работать. Ребята злились. Мазин делал страшные глаза, но спорить с Федосьей Григорьевной было бесполезно.
– Ничего, ничего! Они вам не помешают! Ну, каждому же трудиться надо! – поднимая вверх плечи и укоризненно глядя на ребят, говорила Федосья Григорьевна.
– А вы идите к печнику. Там надо песочек носить, – хитрил кто-нибудь из школьников.
– Ничего, ничего, мы везде успеем, без работы сидеть не будем!.. Верно, ребятки?
– Верно, верно! – кричали второклассники. Подобрав щепки, Федосья Григорьевна шумно удалялась. И голос её уже слышался в другом конце двора.
– Ребятки! Ребятки!
– Цыплятки! Цыплятки! – добродушно передразнивал Мазин.
К печнику Федосья Григорьевна своих малышей не водила – там было пыльно и душно, кирпичи тяжёлые, глина липкая. Кроме помощи отдельным бригадам, Федосья Григорьевна всё время о чём-то хлопотала для своих ребят – то ей требовалась очищенная площадка для их игр, то скамейка в тени. Леонид Тимофеевич неохотно отрывал от работы плотников, чаще посылая старших учеников. Ученики досадовали, но все требования учительницы второго класса исполняли беспрекословно. Познакомился таким образом с Федосьей Григорьевной и Саша Булгаков.
– Хорошая учительница, – задумчиво сообщил он ребятам. – Надо Нютку к ней пристроить – балуется она дома.
Пристроив Нютку к Федосье Григорьевне, Саша во время работы издали следил за сестрёнкой. Он видел, как Нютка всюду следовала за своей учительницей и изо всех сил старалась выполнять все её задания.
И когда Нютка начала дома беспрерывно повторять: «Нам велели! Нам сказали!», и когда однажды она долго ревела оттого, что простудилась и не могла пойти на стройку, Саша почувствовал, что учительница как бы разделила с ним ответственность за воспитание одной из его сестёр.
– А потом и других в школу отдам! – весело говорил он товарищам. – Так понемножку все в люди и выйдут.
* * *
Бригада Трубачёва работала в две смены В первую, пока шли занятия с Екатериной Алексеевной, выходили на работу все пятиклассники. Среди них правой рукой Васька стал Витька Матрос. Живой и понятливый, Витька был неутомимым работником. Получая задание от Васька, он глядел на него в упор чёрными, как угольки, глазами и быстро кивал головой в знак того, что он исполнит всё, что от него требуется.
Работу «младшей» бригаде Васёк давал лёгкую, условившись об этом с самого начала с хмурым дядей Миронычем.
Дядя Мироныч собирал вокруг себя всех ребят и показывал им, как надо отмеривать штакеты, чтобы забор был красивый и ровный, под шнурочек.
Поставив двух ребят на некотором расстоянии друг от друга, Мироныч велел им присесть на корточки и, протянув меж собой шест, держать его низко над землёй.
– Вот, к примеру, вы у нас вроде столбов, а шест вроде слеги, которая прибивается к столбам внизу и вверху. Так… Скажем, слеги прибиты, расстояние между ними вымерено, можно прибивать штакеты. – Он брал тонкие дощечки, срезанные вверху треугольниками. – Вот это штакеты и есть. Но как же их прибивать, если одна длиннее, а другая короче?
– Срезать! – быстро догадывались ребята.
– Правильно. Надо срезать. Значит, измеряем, какой высоты собираемся делать забор. – Мироныч приставлял к слегам дощечку и вопросительно смотрел на ребят. – Можно повыше, а можно и пониже, смотря что нас интересует.
– Повыше, а то вес ребята лазить будут, – не ручаясь за себя, советовали школьники.
– Значит, судя по характеру учреждения, будем делать повыше. Сейчас отмерим точно сантиметром высоту и проведём карандашом черту на доске. Ну вот. Это, значит, у нас мерка. Прикладываем к ней другую дощечку, на неё для скорости можно ещё одну положить, и по намеченной карандашом черте начинаем срезать пилой концы. – Мироныч закладывал за ухо карандаш. – Понятно? Ну, а если понятно, приступайте к работе!
Ребята хватали ручные пилы, раздавали друг другу «мерки». Мироныч не спеша закуривал папироску.
– Только, чур, работа аккуратность любит. Чтобы ни на один сантиметр не ошибаться. На глазок не полагайтесь! И торопиться нам некуда – пока что столбов у нас нет.
Столбы для забора, по словам Леонида Тимофеевича, ещё «росли» на делянке. Чтобы привезти их, требовались машины, но машин не было. Посоветовавшись с плотниками, Леонид Тимофеевич решил устроить поход на делянку, выбрать там подходящие деревья, на месте обтесать их и подготовить к перевозке.