Комплекс комплекс
1. Объединяет предприятия преиму- Объединяет производственно-терри-
щественно на основе связей техноло- ториальные комплексы и «автоном-
гических и производственно-информа- ные» предприятия на основе про-
ционных. изводственных связей всех видов и
общности использования территории и других ресурсов.
2. Территориальная общность компо- Территориальная общность компо
нентов существенно повышает эффек- нентов — решающий фактор образо-
тивность комплекса. вания комплекса.
3. Включается в существующую си- Является важнейшим фактором
стему расселения. формирования территориальной си
стемы расселения.
4. Главный метод управления — отра- Главный метод управления — регио-
слевой подход. нальный подход.
5. Служит одним из элементов тер- Служит одним из элементов системы
риториально-производственного ком- территориального разделения тру-
плекса. да в стране.
6. Является объективной основой об- Является объективной основой об
разования частного (отраслевого) эко- разования интегрального экономи-
номического района. ческого района.
ном, но делающее основной упор на внутреннюю структуру. Во всяком случае поиск соответствующего понятия ведется. Достаточно напомнить такие терминологические нововведения, как «территориальный хозяйственный комплекс», «территориальный народнохозяйственный комплекс», «районный народнохозяйственный комплекс»', «хозяйственно-территориальный комплекс», «хозяйственный комплекс района» и др. Пока не найдено достаточно отработанных методов определения этого комплекса, и даже не с точки зрения его формализации, а хотя бы в виде достаточно конструктивного описания. С понятийно-терминологической точки зрения это «нечто» уже должно быть не комплексом, а системой, ибо в число элементов включаются не только объекты, но и отношения, качества, свойства
|
1 Необходимо заметить, что атрибут «народнохозяйственный» лучше относить к сочетаниям такого масштаба, который сопоставим с народным хозяйством страны в целом. Если следовать канонам семантики, то выражение «Оренбургский народнохозяйственный комплекс» наталкивает на мысль о существовании «оренбургского народа». Большая опасность заключается в том, что термин «народнохозяйственная эффективность» становится многозначным (с точки зрения страны? или с точки зрения региона?). Политическими соображениями оправдано выражение «народнохозяйственный комплекс республики». Возможен вариант «территориально-производственный комплекс народнохозяйственного значения».
(уровень жизни, демографическая ситуация и т. п.). Если же оставить это «нечто» в терминологическом семействе комплексов (придавая эластичность признакам «сопряжение мощностей» и «устойчивость взаимосвязей»), то больше всего подходят выражения «территориально-хозяйственный» или (применительно к району) «районно-хозяйственный комплекс». Это понятие явилось бы конструктивным в первую очередь для составления комплексной программы или комплексного плана развития района, где должны учитываться не только производственные связи, но и связи социальные, а также связи, отражающие взаимоотношения между обществом, производством и окружающей средой.
Транспортные системы
|
Избрав в качестве своеобразного «пункта отправления» первичную ячейку транспортной системы — перегон, можно упорядочить и развить терминологию географии транспорта.
Перегон состоит из двух точек (пунктов), соединенных линией транспорта (интервалом). При осуществлении всей совокупности транспортных операций функции пункта могут меняться: по отношению к одному носителю связей он может выполнять роль пункта отправления, по отношению к другому— роль пункта назначения. Промежуточный пункт имеет два примыкающих к нему интервала одного вида транспорта, тупиковый пункт — только один интервал (вообще или в данном варианте перевозок, в данной работе). Пункты, к которым примыкают более двух интервалов одного средства транспорта,— это узлы с типологическими разновидностями «железнодорожный», «автодорожный» и т. п. и с классификационными разновидностями по числу примыкающих линий или по совокупной пропускной способности. Транспортными узлами следовало бы именовать лишь такие пункты, где сходятся не меньше двух линий различных, но взаимодействующих средств транспорта.
Путь от одного тупикового пункта до другого тупикового пункта данного средства транспорта составляет транспортную линию, которая, естественно, состоит из нескольких перегонов. Транспортная линия между двумя исследуемыми пунктами — это коммуникация.
Если хотя бы один из пунктов транспортной линии является узлом, налицо транспортная сеть, в какой бы начальной стадии развития она ни находилась. Логически следует, что транспортная сеть должна иметь не менее трех тупиковых пунктов.
|
Для отдельной конкретной транспортной операции, вовлекающей в процесс функционирования определенный пункт отправления, пункт назначения, носитель связи и средство связи, в качестве наиболее подходящего рекомендуется термин рейс. Если рейс осуществляется не эпизодически, а регулярно, в соответствии с фиксированным расписанием или другой систематизированной программой операций, то его именуют маршрутом. Генерализация потоков на транспорте есть не что иное, как сведение отдельных рейсовых операций в маршрутные операции, и называется этот метод, как известно, маршрутизацией (грузопотоков, пассажиропотоков и т. д.).
Транспортная сеть одного средства связи, по которой операции осуществляются по фиксированным и, стало быть, согласованным по объему, месту и времени маршрутам, превращается в транспортную систему. Каждое средство транспорта на данной территории может иметь свою, изолированную систему. Если же эти изолированные системы имеют общие транспортные узлы и операции их согласованы по объему, месту и времени, возникает комплексная или единая транспортная система.
Транспортный узел, в котором перегрузочные и другие не связанные с перевозкой операции сосредоточены на одной площадке и, как правило, организационно регулируются единым транспортным предприятием, предлагается называть, как это делается в других языках, терминалом.
Транспортную линию или коммуникацию, укладывающуюся в границы данного района, можно обозначить термином фидер — неологизм, также взятый из иностранного лексикона (примерно в таком же значении используется у нас в электротехнике); фидер обеспечивает внутрирайонные транспортные связи. Межрайонные транспортные связи обеспечиваются магистралями — транспортными линиями, связывающими два или несколько районов. По международным магистралям осуществляются международные перевозки. Разумеется, и внутрирайонные перевозки могут использовать магистрали, а межрайонные перевозки — международные
магистрали в соответствующих территориальных пределах. Или: фидер может быть частью магистрали и даже частью международной магистрали.
Совокупность рейсов и маршрутов одной коммуникации в течение определенного времени наблюдения образует различные потоки: грузопоток, пассажиропоток, энергопоток, ин-формопоток. Интенсивность участия отдельных пунктов, узлов, перегонов транспортной сети выражается понятием «оборот»: грузооборот, пассажирооборот и т. д. Мощности всех элементов транспортной сети определяются их пропускной способностью (вспомогательный показатель — емкость хранения). Интенсивность движения средств связи выражает густоту движения.
Таким образом, в экономико-географических исследованиях мы оперируем тремя понятиями интенсивности: плотность— для характеристики интенсивности по отношению к территории; теснота — для характеристики интенсивности (объема) связей между различными объектами или таксонами; густота — для характеристики интенсивности движения потоков по транспортным линиям. Так, теснота связей между двумя объектами может остаться постоянной, но, если между ними проложена новая дополнительная транспортная линия, густота движения на каждой из линий понизится.
Системы расселения
Сетью расселения (или сетью поселений) называется вся совокупность поселений полигона (таксона), охарактеризованная с точки зрения территориальной упорядоченности (плотности), размерной классификации и основной типологии, т. е. с подразделением на городские и негородские поселения. Системой расселения (или системой поселений) следует именовать территориальное сочетание поселений, между которыми существуют более или менее четкое распределение функций (взаимный обмен функциями), производственные и социальные связи. Сеть включает все поселения территории, в том числе изолированные поселения. Система изолированные поселения не включает.
Наиболее типичная система расселения— агломерация; при определении данного понятия сошлемся на резолюцию
состоявшегося в 1973 г. совещания представителей научных учреждений стран —членов СЭВ по вопросам методологии региональных исследований:
«Под агломерацией понимается такое территориальное экономическое образование, которое:
- возникает на базе крупного города (или нескольких
компактно расположенных1 городов— конурбация) и создает
значительную зону урбанизации, поглощая смежные населен
ные пункты;
- отличается высшей степенью территориальной концен
трации разнообразных производств, в первую очередь про
мышленности, инфраструктурных объектов, научных и учеб
ных учреждений, а также высокой плотностью населения;
- оказывает решающее преобразующее влияние на окру
жающую территорию, видоизменяя ее экономическую струк
туру и социальные аспекты жизни населения;
— демонстрирует высокую степень комплексности хозяй
ства и территориальную интеграцию его элементов.
Все указанные характерные черты агломерации обусловливают специфику ее развития как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства.
Таким образом, агломерацию следует рассматривать одновременно как подсистему общей народнохозяйственной системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.
Экономической предпосылкой стремительного развития агломераций являются преимущества, присущие данной форме размещения производства и расселения, а именно:
— высокая степень концентрации и диверсификации про
изводства, что обусловливает его максимальную эффектив
ность;
— концентрация квалифицированных кадров, тесная
связь производства с наукой и учебными центрами;
_ максимально эффективное использование систем про
изводственной и социальной инфраструктуры» [79, 265—266].
Рассмотрим это развернутое определение с позиций предлагаемого в данной работе варианта ПТС.
1 Точнее было бы: «контактно расположенных», 122
Во-первых, агломерация может относиться к географическим объектам («оказывает решающее преобразующее влияние на окружающую территорию», т. е. на ландшафт), а также к формам размещения и расселения; могут наблюдаться случаи, когда агломерация, оставаясь формой, не является системой (например, исторически Берлин — столица ГДР и Западный Берлин по форме составляют единую агломерацию, но принадлежат к разным системам — и территориальным, и социально-экономическим).
Во-вторых, фиксация двойственной природы агломерации— не только как категории системы расселения, но и как категории системы размещения производства — важна с понятийно-терминологической точки зрения, так как оправдывает выражение агломерационный эффект (комплексный фактор размещения, выражающийся в том, что точечно или контактно размещенные объекты — если они совместимы — всегда эффективнее, чем размещенные изолированно, рассеянно).
В-третьих, то обстоятельство, что в данном определении агломерации связываются исключительно с крупными городскими поселениями, делает это определение жестким; в принципе агломерирование наблюдается и вокруг небольших городов, и даже вокруг значительных сельских поселений.
Для данного понятия чрезвычайно важна социально-историческая характеристика, что и отмечается в цитируемой резолюции: «Развитие агломераций, особенно в тех случаях, когда оно недостаточно четко планируется и управляется, ведет к ряду негативных последствий, таких, как ухудшение окружающей среды, перегрузка внутреннего и внешнего транспорта, недостаток территории, водных ресурсов, осложняется также проблема трудовых ресурсов. В капиталистических странах гипертрофическое, бесплановое развитие агломераций давно достигло критического состояния. В условиях плановой системы социализма имеются все возможности для того, чтобы, максимально используя положительные черты агломерации, устранить или ослабить негативные последствия и ходе развития агломераций» [79, 266].
Традиционно агломерация изучается как форма расселения и в меньшей степени как форма размещения производ-стиа; в последнем случае чаще фигурировал термин «промышленный узел». Во введении отмечалось, что данный термин в настоящее время приобрел опасную многозначность:
то он обозначает промышленную агломерацию, то группу территориально смежных, расположенных на единой площадке промышленных предприятий. Понятийное противоречие выражается в том, что промышленный узел как агломерация может иметь несколько промышленных узлов как групп предприятий. Предлагается закрепить за ним лишь второе значение, узаконив следующие термины.
Блок предприятий — группа промышленных предприятий и элементов производственной инфраструктуры, размещенных на единой площадке и возводимых, как правило, на основе общего проекта и единой строительной организацией '. Сам метод может обозначаться термином «блокирование предприятий».
Промышленный узел — блок промышленных предприятий, имеющих между собой производственные связи.
В связи с тем что предлагается'закрепить за термином «промышленный узел» толкование, приведенное выше, необходимо найти термин, заменяющий традиционное экономико-географическое понятие данной формы размещения производства. Роль этого термина может играть выражение экономический узел (при выделении производственных и социальных элементов объекта) или хозяйственный узел (когда берутся в расчет и факторы экологические).
Традиционное толкование термина «промышленный узел» предлагается отвергнуть по следующим мотивам:
1) Среди экономико-географов нет единого толкования
понятия «промышленный узел». В одной работе говорится
об Иркутско-Черемховском промышленном узле, в другой —
о промышленных узлах Иркутско-Черемховского района. Эта
нечеткость и послужила одной из причин для «экспроприа
ции» традиционного экономико-географического термина спе
циалистами Госстроя СССР.
2) Новое значение термина, трактуемое в документах
Госстроя СССР, широко внедрялось в официальную и науч
ную литературу; причем термин от этого не стал ложноориен-
тирующим ни по одному из своих терминоэлементов.
1 В период своего формирования блок может обладать качествами комплекса (комплекса строительства) и терять эти качества в период функционирования. Явление это наблюдается довольно часто, и вряд ли было бы справедливым характеризовать его только отрицательно, особенно в случаях, когда на подбор состава блокируемых предприятий влияли социальные факторы.
3) Но самое главное заключается в том, что для формы размещения, которую экономико-географы называли промышленным узлом, характерными стали не только промышленная функция (которая в большинстве случаев остается доминирующей), но и другие функции — культурного, научного и прочих видов обслуживания. В этом смысле термин «промышленный узел» все более становится ложноориенти-рующим. Замена атрибута (на «хозяйственный») восстанавливает его правильную ориентацию.
Понятие о единой системе расселения теоретически строится на тезисе Ф. Энгельса о слиянии города и деревни в социалистическом обществе1. В экономико-географическую литературу термин введен К- Шешельгисом [88]; впоследствии развитию данного понятия много внимания уделил Б. С. Хорев.
Сущность понятия заключается в следующем. Развитое социалистическое общество, опираясь на высокий уровень развития производства, используя широкие возможности, открываемые научно-технической революцией, правильно учитывая объективные тенденции развития современного общественного производства, может и должно в рамках народнохозяйственного планирования создавать такую территориальную организацию хозяйства, которая, содействуя общему повышению материального и культурного благосостояния всего общества на основе роста производительности труда, одновременно решала бы задачу сближения, слияния городских и сельских поселений, добиваясь выравнивания уровней производительности труда, условий труда, уровней жизни и т. д. Понятие это включает также как необходимое условие выравнивание уровней жизни и между районами, иначе межрайонные миграции будут стимулироваться не столько потребностями общественного производства, сколько личными интересами мигрантов. При единой системе расселения эффективность миграции, как экономической, так и социальной, должна быть инвариантной в территориальном пспекте. Наконец, в это понятие включается рациональное использование ресурсного потенциала страны и сохранение, улучшение окружающей среды как одного из условий инвариантности эффекта миграций.
1 См. К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 20, с. 308.
Рассматривая единую систему расселения в тесной связи с производственной системой страны и как принципиально новую форму человеческого общежития, мы вправе говорить о ее составных элементах — территориальных системах расселения, из которых выделим два класса: локальную и региональную системы.
Под локальной системой расселения следует понимать расположенную в рамках контактной территории сеть поселений, связанных между собой общностью производственных связей, системы обслуживания населения, транспортной сети (или системы), системы информации, единой политикой природопользования и охраны окружающей среды, общностью и централизацией управления автономными объектами системы. Важно подчеркнуть, что в локальной системе объективно существует возможность ежедневного личного общения и обмена информацией всех представителей ее активного населения. С социологической точки зрения локальная система может отождествляться с социумом — первичной территориальной ячейкой общества, объединяющей коллективы и отдельных людей, в рамках которой проявляется вся совокупность социальных отношений и наиболее интенсивно развиваются демографические процессы.
Региональная система расселения имеет те же признаки, что и локальная, но отличается большими масштабами, охватывает более значительную, неконтактную территорию, в результате чего в ее пределах отсутствуют условия для ежедневного общения активного населения.
Критерием, разграничивающим контактную и неконтактную территории при различении локальных и региональных систем, служит показатель доступности, выраженный в затратах времени и средств на преодоление человеком расстояния от центра до крайнего пункта системы. Для локальных систем время должно укладываться в санитарно допустимые пределы (не более часа в один конец; предпочтительнее — не более получаса), затраты — в пределы, допустимые личным или семейным бюджетом. Установление льготных тарифов для челночников есть метод регулирования локальных систем расселения.
С точки зрения демографической (не в меньшей степени с точки зрения производственной) весьма существенная характеристика развития системы расселения — подвижность населения: социальная (т. е. способность населения адаптиро-
ваться к изменениям социальной структуры), экономическая (способность населения адаптироваться к изменениям экономической структуры) и территориальная (способность населения к переселениям и к челночным поездкам). «Без создания подвижности населения,— писал В. И. Ленин,— не может быть и его развития...»' В литературе употребляется также и иноязычный синоним мобильность.
Челночные поездки в предлагаемом варианте ПТС относятся не к миграциям, а к связям. Однако необходимо подчеркнуть условность такого разграничения. Например, сезонные трудовые поездки, смена населения в так называемых вахтенных поселениях ближе к миграциям, чем к
связям.
Ведущий фактор материального единства локальной системы расселения — формирование производственно-территориального комплекса, а для региональных систем — территориально-производственного комплекса. Региональная система расселения и территориально-производственный комплекс в сущности являются подсистемами системы более высокого порядка — экономико-географического района.