Экономико-географические




Симплексы

В качестве системологической посылки, необходимой для группировки понятий и терминов, принимается следующая: существуют три основных направления, развивая которые


экономическая география стремится достичь практических результатов. Первое — рациональное размещение производ­ства путем формирования взаимосвязанных территориаль­ных производственных комплексов; второе — рациональное расселение населения путем формирования единой системы расселения; третье — формирование единой транспортной си­стемы [59, 50]. Каждое из этих направлений органически свя­зано с другими и тем не менее имеет свою сферу, свои объ­екты исследования. Естественно, в каждой из этих сфер и в каждом из указанных направлений научно-исследователь­ской деятельности должны быть определены первичные гео­графические объекты, которыми оперирует в своих научных построениях географ, занимающийся в соответствующей об­ласти. Такими симплекс-объектами в экономической геогра­фии являются: в области размещения производства — пред­приятие, в области расселения — поселение, в области транс­порта—перегон (забегая вперед, Скажем, что этим терми­ном назван любой вид транспортного соединения между двумя соседними, смежными поселениями). Каждая терри­ториальная производственная система в конечном счете со­стоит из отдельных предприятий, система расселения — из отдельных поселений, а транспорту система —из перего­нов.

Предприятие. Как всегда случается с элементарными по­нятиями, определить их с учетом всех требований весьма трудно. К тому же предприятие, будучи элементарным со многих точек зрения, на самом деле представляет собой сложный и многоликий организм. Достаточно сказать что существуют различия в понимании предприятия в зависимо-сти от того, с какой точки зрения на него смотреть: произ­водственно-технологической, организационной, статистиче­ской, экономико-географической и т. п. Нас же интересует прежде всего экономико-географичеСдая трактовка этого по­нятия.

В имеющихся определениях подчеркиваются следующие характерные признаки предприятия:

- первичное звено общественного разделения труда, про­изводящее и реализующее определенную продукцию ';

1 Этот признак, очевидно, предполагает, что гак называемое единич­ное разделение труда, фиксируемое в рамках предприятия, лучше обозначать термином «организация труда»,


- экономически относительно самостоятельная единица
(имеет единое управление, свой производственный план, за-

конченную систему бухгалтерского учета, расчетный счет вбанке, юридическую самостоятельность и т. д.);

- основное первичное звено системы управления обще-
ственным производством ';

- основное звено учета народного хозяйства, единица
статистического наблюдения;

- с социальной точки зрения предприятие представляет
собой первичный производственный коллектив, в более ши­
роком смысле — первичную ячейку общества, в которой пол­
ностью проявляются господствующие в экономике производ­
ственные отношения;

 

— с производственно-технологической точки зрения пред­
приятие должно обладать определенной завершенностью и
взаимосвязанностью основных и вспомогательных технологи­
ческих процессов и известной технологической однородностью
выпускаемой продукции;

— ряд определений подчеркивает территориальное един­
ство предприятия.

Здесь что ни признак, то дискуссия, потому что жизнь вносит свои коррективы в любую схему, и всегда будут су­ществовать определенные исключения. Однако главное в по­нятии «предприятие» перечисленные выше признаки отра­жают правильно.

Для экономико-географа важны все эти признаки, хотя особый акцент он делает на признак территориальный. И как раз эта характеристика за последние годы стала наименее устойчивой, что связано с развивающимся процессом эконо­мической концентрации, формирования фирм, производствен­ных и научно-производственных объединений, отдельные ча­сти которых, теряя свою самостоятельность (один из важных признаков предприятия), остаются территориально разоб­щенными. Если для экономических расчетов и моделей это не существенно, то для экономико-географических исследо­ваний как раз наоборот. Поэтому в определении признаку территориальной целостности должно быть придано особое значение.

1 По-видимому, отношения управления внутри предприятия больше подходят под категорию управления технологическими производствен­ными процессами.


Предприятие — территориально целостный компактный экономико-географический объект, первичное звено общест­венного разделения труда, производящее и реализующее определенную продукцию, характеризующееся относитель­ной экономической самостоятельностью, технологической за­вершенностью по производству своей продукции; основная единица экономико-географического наблюдения в области географии хозяйства.

Большинство предприятий являются точечными объекта­ми— в промышленности, материально-техническом снабже­нии, торговле, строительстве, но имеются среди них и линей­ные объекты — предприятия транспорта, и площадные — предприятия сельского хозяйства, лесного хозяйства и лесо­заготовительной промышленности и т. п. Поэтому нельзя вво­дить в определение жесткий признак «точечного» характера объекта.

Некоторые предприятия, расположенные в одном городе, имеют несколько изолированных участков. Но с точки зре­ния экономической географии такие предприятия должны считаться территориально целостными и, естественно, не мо­гут рассматриваться таковыми с точки зрения районной пла­нировки и градостроительства.

Предприятие, не имеющее юридической самостоятельно­сти и расположенное отдельно от головного предприятия в другом населенном пункте, будет считаться таковым, по­скольку обладает известной экономической самостоятельно­стью и технологической завершенностью. Наоборот, юриди­чески самостоятельное предприятие, состоящее из несцоль-ких территориально разобщенных единиц, с экономике 'гео­графической точки зрения не будет считаться предприятием, так как нарушен признак территориальной целостности.

Под продукцией предприятия имеется в виду любой ре­зультат его деятельности, любая его внешняя функция. Но на практике установилась традиция именовать предприятием лишь единицу сферы материального производства. Для со­ответствующих единиц непроизводственной сферы принят термин учреждение.

К функциональным характеристикам предприятия, инте­ресующим экономико-географа, относится прежде всего его производственная специализация, определяющая его входя­щие и выходящие связи, экологическую активность и т. д., а также ведомственная принадлежность предприятия.


Структурные элементы предприятия будут представлять интерес лишь для ограниченного круга задач или при ана­лизе сложных предприятий типа комбината — предприятия, объединяющего различные, но технологически или функцио­нально связанные производственные единицы или службы '.

К динамическим характеристикам предприятия следует отнести стадии его развития (проект, новостройка, новое пред­приятие, реконструируемое предприятие, конвертируемое предприятие, меняющее свою производственную специализа­цию, и т. д.).

Типология предприятий строится на основе их производ­ственной специализации, экологической активности («сани­тарной вредности»), социально-трудовой характеристики (ко­личественные и качественные требования к трудовым ресур­сам), а также на основе других признаков, влияющих на размещение предприятия.

Наиболее конструктивным классификационным призна­ком является размерность, чаще всего выражаемая числен­ностью занятых, но также характеризуемая — в зависимости от аспекта исследования — объемом валовой или чистой про­дукции, размерами основных фондов, производственной пло­щадью. Причем в пределах одной отрасли размерность пред­приятия часто определяет все остальные классификации, в частности степень его экологического воздействия на окру­жающую территорию.

Перегон. Термином перегон предлагается назвать симп­лекс— объект транспортной сети или системы, соединяющий материальным средством связи два смежных объекта — по­требителя транспортных услуг. Или другими словами, пере­гон есть кратчайший линейный объект, в пределах которого возможно осуществить весь цикл транспортных операций — погрузку (посадку), транспортировку (перемещение, пере­езд) и разгрузку (высадку). На железной дороге перегоном следует считать отрезок пути между двумя соседними стан­циями, на речных путях — между соседними пристанями или дебаркадерами, на автодорогах — расстояние между

1 Таким образом, к этой категории отнесены и так называемые ком­бинаты бытового обслуживания, элементы которых связаны не техно­логически, а общей функцией. Ортодоксальная экономическая геогра­фия систематически противилась этому. Но в этой битве за «чистоту» терминологии народ-языкотворец вышел победителем, и настало время признать эту победу.


соседними поселениями, на электронном транспорте перегон может ограничиваться не только производителем и потреби­телем энергии, но и промежуточными подстанциями, если происходит трансформирование, на трубопроводном транспор­те— компрессорными станциями и т. п. Вопрос о том, считать ли разъезды, развилки и т. д., в которых не осуществляется перегрузочных операций, границами перегонов, пока остает­ся неясным. По-видимому, это зависит от аспекта исследо­вания.

При подыскании подходящего термина для обозначения данного понятия автором было проверено около десятка раз­личных слов; некоторые из них были отвергнуты из-за по­являющейся многозначности (дистанция, интервал, вектор, участок), некоторые — из-за громоздкости (отрезок пути,уча­сток пути), некоторые — из-за недостаточной или ложной ориентации (ход, линия, а также дуга — последний термин используется для аналогичной цели в методе графов). В кон­це концов и с одобрения рецензентов было решено распро­странить железнодорожный термин «перегон» на все другие виды транспорта.

К структурным элементам перегона относятся: пункт отправления, интервал, пункт назначения. Акт перемещения носителя связи — будь то поток вещества, энергии, информа­ции, людей — или транспортная операция должны пройти все три указанных элемента. Динамическая характеристика перегона, его пропускная способность, также определяется мощностью каждого из трех структурных элементов.

Наиболее удобным типологическим признаком для пере­гонов будет, естественно, их принадлежность к определенно­му виду транспорта — железным дорогам, автомобильному транспорту и т. п.

Поселение. Территориально целостный и компактный аре­ал концентрации населения со всеми необходимыми условия­ми и оборудованием для жизни, труда и отдыха людей пред­ставляет собой населенный пункт, или, более кратко, поселе­ние. Поселение — сложный географический объект. И все же с точки зрения географии населения и во всех случаях, ког­да изучаются проблемы расселения, формирования систем расселения, поселение рассматривается как элементарный объект, лежащий в основе всех построений и являющийся основной единицей наблюдения в географии населения и на­селенных пунктов,


Сложность этого экономико-географического объекта за­ключается в том, что поселение одновременно служит и ме­стом размещения предприятий и учреждений — сферы при­ложения труда. Но даже если генетически поселение обяза­но своим возникновением строительству предприятий, все равно считается — и это вполне закономерно, — что предпри­ятие есть структурный элемент поселения, а не наоборот. Не­обходимым структурным элементом поселения становится транспорт, сфера обслуживания, которым противостоит как структурный элемент равного ранга селитьба, или террито­рия, занятая жилыми зданиями. Но эти элементы выходят из области экономической географии и переходят в область районной планировки. Научный потенциал поселения в эко­номической географии и региональной экономике исчерпы­вается в основном его ролью как места расселения, как ме­ста размещения производства и как пункта определенной транспортной сети или системы (и соответственно как струк­турного элемента в формировании сетей и систем расселе­ния, территориально-производственных комплексов, транс­портных сетей и систем).

Категория поселений имеет множество типологических и классификационных разновидностей.

Исторически первое деление поселений на различные ти­пы связано с крупным общественным разделением труда, ко­торое «приводит прежде всего к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и, тем самым, к отделению города от деревни...»1. Это деление сохранилось и до настоящего времени: все поселения делятся на два глав­ных типа — города и вообще городские поселения, население которых связано преимущественно с несельскохозяйствен­ной деятельностью, и сельские поселения или села, где глав­ная сфера приложения труда — сельскохозяйственное произ­водство2. В большинстве стран отнесение поселений к тому

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 20.

s Различия между понятиями «город» и «городское поселение» фикси­руют преимущественно юридические аспекты населенных пунктов: первое из них относится к поселениям, официально получившим права города, второе является общим для всего типа городских поселений, включающим в СССР кроме городов также поселки городского типа (ПГТ) — административный тип городского поселения, рассматривае­мый в качестве своего рода промежуточного звена между городом и селом [45, 329].


или иному типу оформляется юридически, хотя критерии варьируют довольно заметно; в СССР эти критерии несколько отличаются по союзным республикам. По существу же деле­ние населенных пунктов на городские и сельские весьма ус­ловно, и различие постепенно стирается. С одной стороны, возникли сельские поселения, в которых сельскохозяйствен­ное производство не является доминирующей сферой приложе­ния труда, а то и вовсе отсутствует. С другой — в так назы­ваемых сельскохозяйственных поселениях возрастает доля занятых вне сельского хозяйства. В переходный период от социализма к коммунизму различия между городскими и сельскими поселениями будут стираться и дальше, но, пока не исчезли совсем, необходимо разработать новую типоло­гию поселений по критерию отношения их жителей к глав­ным сферам общественного производства. Скажем, все по­селения можно было бы разделить на городские (городско­го типа) и негородские; в составе первых выделить два клас­са: города и городские поселки, в составе вторых — также два класса: поселки (поселения несельскохозяйственного про­филя) и села.

Функции поселений чрезвычайно многообразны, и функ­циональных типологий может быть несколько, на которых нам останавливаться нет смысла, так как этот вопрос доста­точно глубоко проработан в литературе. Упомянем лишь одну из этих типологий, поскольку ее терминирование связа­но с содержанием данной работы, — типологию по функциям, выполняемым поселениями в некоторой локальной системе, на данной территории.

Центральное поселение ' — поселение, функции которого распространяются на окружающую территорию, распола^аю-щую по крайней мере еще одним поселением, подчиненным центральному.

Периферийное поселение поселение, расположенное в сфере влияния центрального поселения и подчиненное по­следнему.

Промежуточное положение между центром и периферий­ными поселениями занимает поселение-спутник, или спутник; оно расположено в непосредственной близости от центра, в

1 В нашей литературе иногда данное поселение называют «централь­ным местом», что есть следствие неточного перевода немецкого термина zentrales Ort, введенного В. Кристаллером; более точный перевод — «центральное поселение».


I


о доступности для развития тесных трудовых и культур-пи бытовых связей.

В данной системе терминов поселение, которое не входит м какую-либо систему, можно обозначать термином изолиро-пинное поселение.

Классификация поселений чаще всего строится на основе критерия людности, т. е. численности постоянного населения. В географии, пожалуй, это есть пример самой «классиче­ской» классификации. К этому же виду систематизации дол­жна быть отнесена группировка поселений на основе крите­рия «административно-политические функции». Предлагает­ся следующее терминирование:

Локалитет — поселение, отвечающее всем признакам, при­сущим данному экономико-географическому объекту, но не имеющее никаких административных функций, в том числе функции самоуправления.

Коммунитет ' — поселение, обладающее функциями адми­нистративного самоуправления (часто распространяемого на смежные локалитеты).

Административный центр (контекстуальный синоним — центр) — поселение, обладающее функциями административ­ного управления по отношению ко всей данной территории (ко всем расположенным на ней локалитетам и коммуните-там), а также по отношению к возможным анклавам.

Столица — поселение, обладающее к окружающей терри­тории не только административными, но и политическими функциями.

Эта группировка отнесена к классификации, а не к типо­логии, поскольку различные градации поселений по админи­стративно-политическим функциям в конце концов отражают их ступени роста. Очень часто бывает, что в течение какого-то промежутка времени классификационные различия в ад­министративно-политических функциях закрепляются в ре­зультате возникновения новых типологических черт; но это, во-первых, есть явление вторичное, во-вторых, между адми­нистративными и экономическими функциями имеется взаим­ное влияние; в-третьих, подтверждает тот факт, что точно отделить количественные признаки от качественных в таком

1 Термины «локалитет» и «коммунитет» взяты из иностранного языко­вого материала, что обеспечивает им уже качество переводимое™, а также известную системную связь с другими терминами («локаль­ный», «коммунальный»),


сложном объекте, как поселение, довольно трудно, и иссле­дователь должен в первую очередь исходить из тех целей, которые он перед собой ставит, разрабатывая ту или иную систематизацию.

Вне рассмотренной системы остались такие образования, как районы в городах, или городские административные рай­оны, но это — не экономико-географический объект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: