Одежда императора Николая I 13 глава




Однако жизнь постоянно подбрасывала новые проблемы. Так как автомобили прихо­дилось возить вслед за императором и по железной дороге, то сначала для этого использова­лись обычные открытые платформы. В феврале 1914 г. принимается решение о строитель­стве специального вагона-гаража для перевозки императорских автомобилей. Изначально предполагалось, что это будут два вагона, соединенные между собой металлическими мост­ками длиной примерно по 18 метров. Однако в процессе строительства размеры несколько изменились. В результате изготовили два четырехосных вагона, каждый из которых был дли­ной в 20 метров. Этот закрытый гараж вмещал пять автомобилей, подсобные помещения для ремонта, запчастей и горючего. Автомобильный вагон-гараж подцеплялся к хвосту царского состава. Автомобили выезжали из него по специальным металлическим съездам в торце вагона.

 

Император Николай II на прогулке в Крыму. Фото 1914 г.

Работу над этим заказом резко ускорили после того, как Россия в августе 1914 г. всту­пила в Первую мировую войну. С сентября 1914 г. Николай II стал регулярно выезжать на фронт. Вагон-гараж перегнали в Царское Село в марте 1915 г., а в августе 1915 г. подписан акт приемки железнодорожного гаража. Это было очень важно, поскольку именно в августе 1915 г. Николай II принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего. Он продол­жал регулярно ездить по фронтам. В это время Императорским гаражом заведовал В. Шоф- фер351. Личным водителем императора по-прежнему оставался А. Кегресс действительно большой мастер. По свидетельству последнего дворцового коменданта В.Н. Воейкова, он даже на крымских дорогах около Ливадии ездил со скоростью «60-70 верст в час»352.

Гараж императора продолжал увеличиваться и в годы войны. Но увеличивался он не за счет роскошных автомобилей, а за счет машин, которые могли понадобиться в условиях войны. Так, зимой 1915/16 г. для царя разработали автомобиль-сани (2 экземпляра). Одну из двух изготовленных машин передали службе начальника личной охраны царя полковнику А. И. Спиридовичу. К началу 1916 г. в Императорском гараже находилось 56 автомобилей. Среди них - 9 личных автомобилей Николая II, 19 автомобилей для свиты, 3 фельдъегерских автомобиля, 15 хозяйственных и 10 автомобилей для придворных353.

После Февральской революции 1917 г. и падения монархии весь автомобильный парк Императорского гаража реквизировали. 9 марта 1917 г. вся материальная часть «Собствен­ного Его Императорского Величества гаража» была передана в распоряжение Временного правительства354. После Октябрьской революции 1917 г. и прихода к власти большевиков бывший Императорский гараж перешел к новым хозяевам. 26 января 1918 г. имущество бывшей Придворной конюшенной части и бывшего гаража Его Императорского Величества передается Автоконюшенной базе Рабоче-крестьянского правительства. На царских автомо­билях возили В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого. Россия стала погружаться в пучину Гражданской войны, уничтожившей и все царские автомобили. До настоящего времени не сохранилось ни одной машины.


Развлечения в императорской семье

Досуг, связанный с различными развлечениями, не являлся только формой отдыха для российской аристократии. Скорее это была специфическая форма проведения времени, в рамках которого собственно развлечения сопрягались с решением множества утилитарных задач: от конфиденциальных бесед на сугубо деловые темы в неформальной обстановке при­дворного праздника до обычной ярмарки тщеславия, позволявшей блистать немыслимой роскошью, и решения матримониальных задач, связанных с планами на удачное замужество. Для женской половины, входившей в «большой свет», - главное «поле битвы», со своими громкими победами и сокрушительными поражениями, молва о которых передавалась из поколения в поколения и прилежно фиксировалась в дневниках и мемуарах. Поэтому раз­влечения при Императорском дворе в самых различных вариантах были не только важней­шей частью повседневной жизни российской аристократии, но и своеобразной формой их самореализации. Сам факт участия в светских развлечениях свидетельствовал о приближен­ности к Императорскому двору и причастности к высшему свету.

Как правило, развлечения носили циклический характер и определялись как временем года, религиозными праздниками, так и имевшимися прецедентами. Конечно, особенности времени и прогресс техники вносили в характер этих развлечений свои поправки.

Тем не менее для довольно разнообразных придворных развлечений была характерна придворная церемониальность, основанная на множестве нюансов, о которых знали только «свои». Например, во время театральных спектаклей придворный этикет запрещал аплоди­ровать прежде императора.

Полагалось аплодировать только вслед за ним, но «по некоторой робости, аплодиро­вали очень немногие и очень слегка»355. И таких нюансов, подчас ставивших в тупик непо­священного, имелось множество.


Спиритизм

Интерес к различным мистическим практикам европейского толка формируется при русском Императорском дворе еще при Екатерине II. В 1780 г. в Петербург под именем графа Феникса прибыл знаменитый граф Калиостро, ставший главной сенсацией зимнего сезона. В числе прочего знаменитый европейский авантюрист широко практиковал и спиритизм. Следует заметить, что сама императрица весьма скептически отнеслась к заезжей знамени­тости, не без оснований связав его деятельность с укреплением масонских лож в России. По крайней мере за два года (1785-1786 гг.) она написала три комедии, одну из них, с красноре­чивым названием «Обманщик», посвятив Калиостро. Тем не менее именно Калиостро поло­жил начало спиритической практике в России, сохранявшейся среди высшего света вплоть до 1917 г.

Собственно спиритизм (фр. spiritisme, от лат. spiritus - душа, дух) как мистическое тече­ние, сторонники которого верят в посмертное существование душ умерших и возможность общения с ними, сформировался в середине XIX в. В серьезных энциклопедических слова­рях упоминается, что «в России первые спиритические сеансы были устроены в начале 70­х гг. знаменитым медиумом Юмом». Это не совсем точно.

Дело в том, что мода на спиритические сеансы начала распространяться в высшем свете императорских и великокняжеских дворов еще в 50-х гг. XIX в. Как правило, пригла­шались заезжие европейские «звезды». Скорее всего, в этом действе привлекал откровенный мистицизм, замешанный на любопытстве. Однако спиритические сеансы старались не афи­шировать. С одной стороны, подобная практика не соответствовала канонам православной церкви, с другой - спиритизм считался дурным тоном, поэтому в спиритических сеансах принимали участие только самые близкие к императорской семье люди.

Фрейлина Марии Александровны А.Ф. Тютчева и в воспоминаниях, и в дневнике неоднократно с недоумением и раздражением затрагивала тему спиритических сеансов при Императорском дворе. В 1853 г. она упоминает о трех таких сеансах: в мае окружение цеса­ревича «после чая» забавлялось тем, что магнетизировало столы и шляпы, а затем отпра­влялось спать356; в сентябре по «возвращении двора в Царское все здесь очень заняты вер­тящимися и пишущими столами. С ними производится множество опытов даже на вечерах у императрицы....К одной из трех ножек стола привязан карандаш... весь вздор вертящихся столов занимает меня как игра.»357; в октябре «Вечер у императрицы. Опять вертящиеся столы»358.

Как следует из дневниковых записей фрейлины А.Ф. Тютчевой, в 1858 г. при Дворе несколько раз принимали «Юма-столовращателя», тот появился в Петербурге в июле 1858 г. В Зимнем дворце немедленно организовали сеанс с участием 11 человек. Фрейлина А.Ф. Тютчева, сама принимавшая в этом участие, перечисляет их имена в дневнике: импера­тор Александр II, императрица Мария Александровна, императрица-мать Александра Федо­ровна, великий князь Константин Николаевич, наследный принц Вюртенбергский, граф П.А. Шувалов, граф В.Ф. Адлерберг, Алексей Толстой, Алексей Бобринский и фрейлины Алек­сандра Долгорукова с Анной Тютчевой359.

Спиритические забавы вызвали неоднозначную реакцию со стороны перечисленных лиц. Так, на очередном сеансе у императора Александра II, состоявшемся в ноябре 1858 г., обе императрицы - Мария Александровна и Александра Федоровна - не присутствовали, хотя «столовращатель» сделал все, чтобы заинтересовать царственных особ. По свидетель­ству А.Ф. Тютчевой, «стол поднялся, завертелся и застучал, выбивая такт гимна «Боже, царя храни»». Сама же фрейлина, оценивая эти забавы, констатировала: «Во всем этом странная смесь глупости и чего-то сверхъестественного»360.

Со временем Александр II к спиритизму не только остыл, но и стал с сомнением отно­ситься к тем, кто этим занимался. Так, министра путей сообщения генерала Мельникова сняли со своего поста после того, как Александр II узнал о том, что тот занимается спири­тизмом, столоверчением и вызыванием духов361.

Способствовала популярности спиритизма среди российской аристократии и жена великого князя Константина Николаевича, великая княгиня Александра Иосифовна. Исте­ричка по природе, она не только охотно принимала в Мраморном дворце заезжих знаменито­стей, но и искала своих, «отечественных» медиумов. Как водится, из этих «поисков» вышла очередная скандальная история, которую, конечно, всеми силами постарались замять.

 

Великая княгиня Александра Иосифовна. Ф.А. Каульбах. 1857 г.

Когда интерес высшего света к «Юму-столовращателю» иссяк, то он начал проводить сеансы среди российской интеллигенции. К его сеансам большинство отнеслось скептиче­ски. Но нашлись и горячие сторонники. Среди них оказались писатель А.Н. Аксаков и про­фессора A.M. Бутлеров и Н.П. Вагнер. В результате в 1871 г., по предложению Д.И. Мен­делеева, при Петербургском университете создали комиссию (32 человека) для изучения спиритических явлений. Она признала спиритизм суеверием. Тем не менее и среди интел­лигенции, и среди аристократии, и среди членов императорской фамилии спиритические сеансы проводились довольно регулярно.

Когда в семье Александра II подросли младшие сыновья Сергей и Павел, то и они из любопытства поучаствовали в спиритических сеансах. Причем поведение свитских, прини­мавших спиритизм всерьез, вызвало у них недоумение. Это отношение они, видимо, уна­следовали от своей матери-императрицы и воспитательницы Анны Федоровны Тютчевой.

Мода на спиритизм в императорской семье сохранялась вплоть до начала XX в. Последний всплеск увлечения

пришелся на период с 1903 по 1904 г., когда Николай II и Александра Федоровна принимали участие в спиритических сеансах, устраиваемых черногорками Милицей и Ста- ной, на которых они «вызывали» дух Александра III. Дух якобы давал своему сыну поли­тические рекомендации. Эти увлечения довольно быстро прошли, но на всю жизнь импера­трица сохранила любимый символ - свастику, ее она воспринимала как символ возрождения. Вплоть до своей смерти императрица носила на руке простой перстенек с эмблемой сва- стики362. Одна из подруг императрицы объясняла это пристрастие к свастике следующим образом: «В ее глазах она представляла собой не амулет, а некий символ. По ее словам, древ­ние считали свастику источником движения, эмблемой божественного начала»363.


Рыцарские карусели

Так называемые рыцарские карусели появились при российском Императорском дворе еще при Екатерине II. Это галантное развлечение, связанное с постановкой «танцев на лоша­дях», требовало тщательной подготовки и высокой квалификации участников. От всадников требовались безупречная техника выездки и умение естественно чувствовать себя в средне­вековых костюмах.

В XIX в. заметным событием в развлекательной практике российского Императорского двора стали карусели, проводимые в период царствования Николая I. Император-рыцарь, всячески поддерживавший культ прекрасной дамы - императрицы Александры Федоровны, счел возможным и необходимым организовать несколько таких каруселей. Соответствую­щий антураж фактически имелся: в Императорском арсенале хранилась роскошная коллек­ция подлинных рыцарских доспехов, а в пригородах сооружены модные в то время строения в готическом стиле.

Непосредственным поводом для организации самой известной рыцарской карусели стало приближающееся 25-летие обручения императора Николая I и императрицы Алексан­дры Федоровны в 1842 г.

 

Выезд рыцарей на празднике «Белой Розы» 1829 г. А. Менцель

Техническая подготовка к рыцарской карусели началась за два месяца до ее проведе­ния. Был определен круг участников. Конечно, главными действующими лицами стали юби­ляры - Николай Павлович и Александра Федоровна. Во время поста 1842 г. провели репе­тиции в Михайловском манеже Петербурга, сшили платья и подогнали доспехи.

Михайловский манеж к этому времени был привычным местом для проведения кару­селей. Так, В.А. Жуковский в одном из писем упоминает о карусели, состоявшейся в Михай­ловском манеже 2 апреля 1828 г.: «Была два раза карусель, т. е. 16 пар дам и мужчин верхами в Михайловском манеже. Видеть это было очень приятно. Дамы были одеты в обыкновенное
суконное верховое платье; все почти в черном, с белыми кавалергардскими фуражками на головах. Царица была лучше всех, она удивительно ловка верхом»364.

Рыцарская карусель 1842 г. прошла в два этапа. В конце апреля 1842 г. в Михайловском манеже «для своих» под контролем Николая I прошла генеральная репетиция карусели, хотя без исторических костюмов и в отсутствии главного действующего лица - императрицы Александры Федоровны.

Александра Павловна командует конной каруселью


 

 


Царскосельская карусель. О. Берне. 1843 г.

 

 


 


Наградные знаки Ордена «Белой розы». Ювелир И.Г. Хоссауэр.

По эскизу императрицы Александры Федоровны. 1829 г.

Главное представление рыцарской карусели состоялось 23 мая 1842 г. в Царском Селе, на площадке перед Александровским дворцом. Здесь все действо строилось вокруг импера­трицы, в костюме средневековой дамы, восседавшей в седле. Кавалеры, окружавшие импе­ратрицу, блистали подлинными бесценными «максимилиановскими» доспехами[20] средневе­ковых рыцарей, взятых «напрокат» из Императорского арсенала.

Всего в карусели участвовало 16 пар. Они сначала проехали торжественным маршем, а затем составили «кадрили», «шены» и прочие танцевальные фигуры. Все мероприятие продолжалось полтора часа: с семи часов до половины девятого вечера.

Зрителей присутствовало очень мало, только родственники участвующих в карусели

 
 

В последующие годы рыцарские карусели также проводились, но уже гораздо с мень­шим размахом. Так, подшефные «синие» кирасиры императрицы Марии Федоровны по слу­чаю полковых праздников периодически устраивали для нее рыцарские карусели в 1880— 1890-х гг. Последняя карусель, устроенная для императрицы Марии Федоровны подшеф­ными кавалергардами, состоялась 20 марта 1914 г. Мария Федоровна в этот день записала в дневнике: «В 9 часов вечера я и Мари отправились на caroussel, устроенную кавалергар­дами. Все также прошло прекрасно и невероятно весело»366.

Карточные игры

Карточные игры, по преданию, изобрели во Франции для забавы слабоумного фран­цузского короля Карла VI (1380-1422), прозванного Безумным. Следовательно, карты «по месту рождения» являлись древнейшей придворной игрой. Однако фактически карты появи­лись много раньше, по крайней мере, известно, что в 1132 г. в Китае они уже были широко распространены.

 

Картежники. Тенирс, Давид Младший. Ок. 1645 г.

В Европе игральные карты появились не ранее эпохи крестовых походов. Первое доку­ментальное известие об игральных картах относится к 1379 г. Многочисленные варианты карточных игр были не только средством досуга, но и способом наживы. Поэтому карточ­ные игры периодически в разное время и в разных странах запрещались. Однако эти меры, как правило, оказывались безрезультатными, поскольку запреты не могли противостоять азарту и стремлению к наживе. Не избежали увлечения карточными играми и монархи. Осо­бенно широкий размах азартные карточные игры приобрели во Франции в период правления Короля-Солнца Людовика XIV.

 

 


 

 

Карты охотничьей колоды. М. Зичи

В России игральные карты появились в XVII в., вероятно, через Малороссию, где казаки в лагерях иногда коротали время за картами. В допетровской Руси игра в карты жестко каралась. В Уложении Алексея Михайловича 1649 г. предписывалось с игроками в карты поступать, «как писано о татех», то есть бить их кнутом и рубить им руки и пальцы. При Петре I руки и пальцы уже не рубили. Указом 1696 г. велено обыскивать всех заподозрен­ных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 г. игра в карты каралась только денежным штрафом. При Анне Иоанновне в 1733 г. для профессиональных картежников предусматривалось наказание тюрьмой или батогами (последние - для «под­лых людей»), В конце царствования Елизаветы Петровны (в 1761 г.) было введено различие между запрещенными азартными и дозволенными коммерческими играми: «Позволяется 184


употреблять игры в знатных дворянских домах; только ж не на большие, но на самые малые суммы денег, не для выигрыша, но единственно для препровождения времени»367. Петр III заменил батоги и тюрьму денежным штрафом, причем денежным штрафом наказывались только те игроки, которые играли на большие деньги или в долг.

 

Фишки для игры в карты

Таким образом, «картежные» законодательные нормы постоянно смягчались - от уза­коненного членовредительства до денежных штрафов, налагаемых только на профессио­нальных шулеров. Эта тенденция достаточно очевидна. Во-первых, карты превратились в общепринятую форму досуга для широкого круга людей. Во-вторых, грань, отделявшая азартные игры от досуговых, всегда оставалась достаточно зыбкой. В-третьих, при импера­торском дворе играли, и играли по-крупному. Особенно крупно играли при Дворе Екатерины II. Ее многочисленные фавориты проигрывали огромные суммы, и то была самая настоящая коммерческая игра. Один из «отставных» фаворитов Екатерины II, С.Г. Зорич, развлекаясь в своем Шкловском имении, практиковал карточную игру по-крупному, и к нему охотно съез­жались знатные игроки. Недаром А.С. Пушкин в «Пиковой даме» упоминает о Зориче как о знаменитом игроке. В Государственном Эрмитаже по сей день хранятся различные драго­ценные фишки, использовавшиеся во время карточной игры.

Тем не менее и при Екатерине II издавались указы, связанные с картами. Например, сенатским указом признали азартными запрещенными играми банк, фаро, квинтич, а ком­мерческими - ломбер, кадрилию, пикет, контру, панфил. В конце XIX в. к азартным играм отнесли штос, баккару, викторию и макао со всеми видоизменениями.


 

Набор для игры в карты

В конце XVIII - начале XIX вв. карточная игра макао была широко распространена при российском Императорском дворе. Екатерина II во время дворцовых праздников и вече­ринок предпочитала играть именно в вист и макао. Кавалеры ее партии несколько раз чере- довались368. При этом она периодически меняла партнеров, беседуя с ними на те или иные темы. Как правило, при Дворе в карты играли «на интерес». В качестве «интереса» высту­пали специальные золотые фишки или неограненные алмазы, иногда бриллианты и золо­тые червонцы. Перед игроками ставились ящички с камнями, либо счет робберам велся на червонцы - тогда рядом с императрицей находился камер-паж с запасом империалов и чер­вонцев для уплаты проигрыша императрицы369. Играть с царственной особой в азартные игры было не только почетно, но и выгодно, поскольку монархи не всегда стремились к выигрышу. Их солидные проигрыши - своеобразная форма «материальной помощи» тем или иным вельможам.

В карты играли все российские монархи, но «запойных» любителей азартных игр среди них не называлось. Так, Николай I, в бытность еще великим князем и великосвет­ским человеком, конечно, в карты играл. И, конечно, на деньги, но игроком не был. В январе 1825 г., возвращаясь из Пруссии, великий князь Николай Павлович проиграл своим спутни­кам: графу Модену - 485 руб. ассигнациями; генералу Корсакову - 30 руб. и полковнику Турно - 17 руб. Всего 532 руб. ассигнациями370.

Играл Николай I и будучи императором, хотя карточный азарт, видимо, был ему совер­шенно чужд. Судя по записям в его бухгалтерских книгах, он регулярно проигрывал. В ноябре 1835 г. он пять раз сидел за карточным столом (4 (105 руб.), 9 (45 руб.), 10 (85 руб.) 22 186


(65 руб.) и 24 (90 руб.) ноября), проиграв 395 руб. ассигнациями371. В декабре он проиграл еще 605 руб.372

Свои карточные проигрыши Николай I оплачивал из «Гардеробной суммы». По свиде­тельству того же М. Корфа, и «проигрыш его рассылался по принадлежности на другой день, при напечатанных по однообразной форме записках министра Императорского двора князя Волконского»373. Видимо, Николай I не получал особенного удовольствия ни от карточной игры, ни от своих карточных проигрышей, и в последующие годы он полностью исключил эту статью расходов из своих «Гардеробных сумм».

Жена Николая I императрица Александра Федоровна из всех карточных игр предпочи­тала макао. Об этой игре она упоминала в своем альбоме374. Во время «балов с мужиками» в Зимнем дворце она, показывая себя подданным, играла с министрами именно в эту игру.

В Николаевскую эпоху карты использовали и для благотворительных лотерей. Эти лотереи, как правило, разыгрывались на приватных балах в Аничковом дворце, куда при­глашали только «своих». Для проведения лотереи из Английского магазина доставлялись различные, заранее отобранные вещи. Они размещались на столах. Николай I садился за небольшой стол, на котором лежала колода карт, а под каждой вещью вместо номера лежала игральная карта. Гости «покупали» карты у царя, а затем он сам раздавал купленные вещи. Достаточно часто на этих лотереях разыгрывались действительно ценные вещи. Так, на подобной лотерее продавался портрет В.А. Жуковского, написанный К. Брюлловым375.

При Александре II традицию приватных карточных игр продолжили. Один из мемуа­ристов, описывая весенний вечер 1863 г. в Большом Екатерининском дворце Царского Села, упоминает, что когда в Китайской комнате императрицы Марии Александровны для фрей­лин читалось «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, Александр II садился за карточный стол «с обычными своими партнерами»376.

Карточная игра как часть досуга при российском Дворе иногда приводила к неожидан­ным последствиям, имеющим прямое отношение к искусству. Например, в коллекции Госу­дарственного Эрмитажа, в так называемом «Охотничьем альбоме» Александра II, хранится уникальная колода из 52 карт. Карты стандартного размера (90 на 55 мм) являются 52 акваре­лями, на которых придворный художник Михай Зичи запечатлел различные сценки на тему придворной охоты. Причем сюжеты он брал из реальных событий охотничьего сезона 1860 г.

Как правило, в карты начинали играть в поезде, чтобы скоротать время. И, конечно, играли на деньги. Иначе играть считалось неприличным. Об этом сохранились мемуарные свидетельства. Один из егерей вспоминал: «Была назначена охота на медведя, довольно далеко от Петербурга, по Николаевской железной дороге. На станции, где должен был выйти Государь, я дожидался прибытия его. Поезд плавно подъехал; обер-кондуктор подбежал к двери вагона, ухватился за ручку, но дверь не отворяется. Проходят две-три минуты ожи­дания. Оказалось, что Его Величество играл в карты и делали расчет. Дверь открылась, и я вижу стол с зеленым сукном и около стола - обер-егермейстера барона Ливена с мелком в руках, проверяющего счет. Государь, проходя мимо стола к выходной двери, обернулся к барону и сказал: «Что же ты еще считаешь?» - «Да что, государь, кажется, меня обсчитали». Государь улыбнулся и, сказав, «не может быть», вышел на платформу»377. Судя по карточ­ным акварелям, в карты играли и после охоты.

Играли вечерами в карты и при Дворе цесаревича Александра Александровича в Анич- ковом дворце: «Собирались тогда за круглым чайным столом, а потом рассаживались играть в карты. Цесаревич со своими обычными партнерами, остальные садились за стол цеса­ревны, до 12 обязательно играли в игру под названием loup»378.

Во второй половине XIX в. в карты на неограненные алмазы уже не играли. Играли на деньги. Иногда случались забавные истории. Так, граф С.Д. Шереметев, не самый лучший игрок, когда приходило время расплачиваться за проигранную партию, «вынимал бумажки, которые словно нарочно оказывались до того засаленными, что цесаревич приходил в коми­ческое негодование». Надо заметить, что это было мелким, но, тем не менее, наруше­нием сложившейся практики при карточных «императорских партиях». И когда Шереметев «вытащил полуразорванную в бумажной рамке» купюру, «явление небывалое за царской партиею и при дворе», цесаревич отобрал ее у графа и лично сжег на свечке379. Играла в карты и Мария Федоровна. Мемуаристы упоминают, что она «не прочь была даже азартных игр», при этом «Государь этому вовсе не сочувствовал»380.

То, что Александр III не был картежником, отмечали многие современники. Хотя на балах карточная игра среди гостей, по разным причинам не танцевавших, - обычное дело. Многие мемуаристы с глубоким удовлетворением констатировали сам факт карточной игры с царем как свидетельство принадлежности к избранному обществу. Однако в их записях присутствует некий намек на то, что, будучи цесаревичем, Александр III уделял картам больше внимания. Так, о его игре в карты в феврале 1883 г. на балу у великого князя Влади­мира Александровича мемуарист писал: «Игра гораздо скромнее, чем 12 лет назад. Государь никакой, по счастью, страсти к игре не имеет, а играет исключительно для препровождения времени»381. Через несколько лет мемуарист в той же тональности пишет о равнодушии Александра III к картам: «Государь и великий князь, по счастию, играют без всякого увле­чения, исключительно с целью быть чем-то занятыми, а не принужденными скитаться по гостиным и любезничать»382.

В Петербурге, конечно, играли и по-крупному. Играли и великие князья, среди титу­лованных игроков часто появлялся младший брат Александра III, великий князь Владимир Александрович. Увлечение мужа в полной мере разделяла его жена Мария Павловна: «Еду вечером к Скалонам, где великая княгиня Мария Павловна держит банк в рулетку, а великий князь Владимир играет в винт»383.

Николай II картам предпочитал домино и биллиард, но императрица Александра Федо­ровна в карты играла охотно. Мемуаристка упоминает, что «императрица была большой любительницей «альмы», но ей свойственна была маленькая, но простительная слабость: она не любила проигрывать!»384.

Следует еще раз подчеркнуть, что «запойных» игроков в императорской семье не было. Игроки бывали, но до «зависимости», как сказали бы сегодня, не доходило. В карты «на интерес» играли ради легкого адреналина, хотя за границей российские великие князья немало денег оставляли в казино Монте-Карло. Там игра шла по-крупному, а казино, как известно, в проигрыше не бывают. Поэтому за великими князьями периодически числились весьма крупные карточные долги.

Деревянная гора

Трудно сказать, когда в императорских дворцах появилась такая забава, как большая деревянная гора, с которой могли кататься не только дети, но и взрослые. Скорее всего, подобная забава стала возможна, когда во второй половине XVIII в. выстроили и обжили большие дворцы с огромными залами.

 

Катальные горы на Большой Неве. Н. Серракаприола. 1817 г.

Эта забава выросла из традиционных зимних, ледяных гор. В XVIII в. катание на горках было не только частью зимнего досуга простолюдинов, но и рафинированной ари­стократии. Во времена Елизаветы Петровны в парке при Большом Царскосельском дворце соорудили «Катальну гору». В Ораниенбауме при Екатерине II также построили павильон «Катальная горка». Причем, судя по чертежам, это была не только зимняя, но и летняя забава самодержцев. Летом катались на специальных тележках. Это, безусловно, экстремальный вид отдыха, поскольку высота ораниенбаумского павильона «Катальной горки» составляла 33 м - высота современного двенадцатиэтажного дома. Правда, скат горки находился на высоте 20 м, но и этого для экстрима вполне достаточно. По преданию, Екатерина II так и не рискнула скатиться летом с этой рукотворной горы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: