Одежда императора Николая I 14 глава




Ледяные зимние горы всегда пользовались популярностью в череде зимних развле­чений российской аристократии. Императрица Мария Федоровна, будучи цесаревной, так отчаянно каталась с ледяных гор в Таврическом саду зимой 1881 г., что сумела основательно расшибиться и после этого ходила «с порядочным синяком» на лице385.

Деревянные горки в дворцовых залах появились, видимо, при Павле I, у которого была большая семья. Вероятно, деревянные горки для детей устраивались во всех императорских дворцах. По крайней мере, известно, что огромные деревянные горки для детей соорудили в Зимнем дворце, Александровском дворце Царского Села и Гатчинском дворце.

Одно из самых ранних упоминаний о подобных сооружениях относится к 1805-1807 гг. Одна из мемуаристок, описывая Арсенальный зал Гатчинского дворца, упоминает, что там была «гора для катания... Бывало, мы бежим туда с радостью после своих уроков - бежим, чтобы покататься на горе то на ногах, то на сукне, то в тележке»386. Об этой же «гатчинской горке» упоминала в 1818 г. будущая императрица Александра Федоровна. Тогда она, молодая девушка, «попробовала скатиться с деревянной горы стоя»387. Судя по акварелям Э.П. Гау, эта деревянная горка сохранялась в Арсенальном зале Гатчинского дворца вплоть до начала 1880-х гг. Дети же катались с подобной горки на специальных войлочных ковриках.

 

Арсенальный зал Гатчинского дворца. Справа в глубине - «катальная горка». К.А. Ухтомский. 1847 г.

Еще одну подобную горку возвели в одном из залов Александровского дворца в Цар­ском Селе. Она занимала примерно половину большого парадного зала. Изготовили ее из полированной древесины, и катались с горы на небольших ковриках. Гора дала название залу: он вполне официально именовался Залом горы. Сохранился рисунок А. Чернышева «Развлечения при Высочайшем дворе в Царском Селе в 1846 г.». На горке не только дети, но и молодые юноши и девушки. Взрослые также присутствуют в зале, снисходительно наблю­дая за резвящейся молодежью и обсуждая свои «взрослые» дела. Конечно, в этом зале нахо­дились многочисленные и хрупкие произведения искусства, и для служителей дворца было очень сложно уберечь их от расшалившихся на горке детей.

На этой горке катались все дети Николая I, Александра II и Александра III. Импера­торы, даже став «большими», периодически скатывались с любимой с детства горы. Одна из мемуаристок упоминает, как ее, еще ребенка, пригласил в Александровский дворец Алек­сандр II и предложил покататься с деревянной горы. Поскольку девочка смущалась, то Алек­сандр II «сам, для примера, скатился с внуком на руках»388. Примечательно, что этот внук - будущий Николай II, следовательно, Александру II на тот момент было, по меньшей мере, 50 лет.

 

«Катальная горка» в Александровском дворце Царского Села

Дочери Николая II и цесаревич Алексей - последние из тех, кто по праву хозяев катался в Зале горы. Как и в прежние годы, на этой горке с не меньшим удовольствием катались не только дети, но и взрослые. Одна из мемуаристок упоминала, как в 1908 г. она, будучи бере­менной, вместе в великими княжнами каталась «на американских горах, установленных в одном из помещений дворца. Мы целыми часами развлекались, получая от катания огром­ное удовольствие. Я совершенно забывала о том, что я замужняя женщина, которая через несколько месяцев собирается стать матерью»389.

Для четырех поколений Романовых на протяжении почти 80 лет деревянная горка слу­жила одним из любимых развлечений. Эта горка «прожила» длинную жизнь, поэтому сохра­нилось несколько ее фотографий. Как и многие мемориальные вещи, деревянная горка в Александровском дворце Царского Села погибла в годы Великой Отечественной войны.

О существовании деревянной горки в Зимнем дворце известно из воспоминаний английской няни Маргарет Эггер, опекавших детей Николая II. Она упоминает, что на пер­вом этаже Зимнего дворца на детской половине в одном из залов, «обитом красной мате­рией, в котором царских детей учили танцам», находилась огромная горка из полированного дерева, с которой дети катались на войлочных ковриках.


«Велосипедные истории» императорских резиденций

В 2004 г. Петергофском музее-заповеднике открыли выставку императорских велоси­педов. В экспозиции музея представлено 12 раритетных велосипедов, в числе которых есть и «машины», принадлежавшие последним трем императорам: Александру II, Александру III и Николаю II. Экспозиция музея вызывает самый живой интерес, поскольку все мы в раз­ные годы, на разной «технике» отдали дань этому увлечению. Да и «велосипедная история» императорских резиденций также небезынтересна...

В России в императорских дворцах первая модель велосипеда появилась в 1867 г., когда Александр II возвратился из Парижа, где в числе прочего знакомился с экспонатами Все­мирной промышленной выставки. Видимо, там его заинтересовала модель велосипеда под названием «Костотряс», которая и была им приобретена. Эта «конструкция» появилась во Франции в начале 1850-х гг.

Велосипед имел деревянные, обтянутые металлом колеса с деревянными спицами, он был очень тяжел, но уже имел некоторые детали, которыми обладают и современные модели. Конечно, для 50-летнего царя эта была только забавная игрушка, и, в лучшем случае, он про­ехался на неуклюжей конструкции пару раз. Однако на этом велосипеде наверняка упраж­нялись старшие сыновья царя. Так или иначе, с этой модели велосипеда Романовы начали не только отслеживать усовершенствования в велосипедной технике, но и приобретать все более и более совершенные модели.

Надо заметить, что подрастающие великие князья в своих развлечениях всегда охотно использовали различные технические новинки, только-только появлявшиеся в магазинах. К числу таких новинок относились и велосипеды. Вероятно, первыми «настоящими» вело­сипедистами в императорской семье стали младшие сыновья Александра II великие князья Сергей и Павел Александровичи.

Говоря о велосипедах 1870-х гг., надо иметь ввиду, что они еще не имели пневматиче­ских шин, и для катания на них требовалась ровная трасса и определенный навык. Навык нарабатывался опытом, а трассой с ровным покрытием стали драгоценные паркеты Зимнего дворца. Первые опыты велосипедной езды по дворцовым залам Зимнего дворца зафиксиро­ваны в декабре 1876 г. Видимо, велосипеды только что приобрели, а ждать наступления лета не хватало терпения. 9 декабря 1876 г., когда на улице стоял мороз в 25 «С, состоялся первый велосипедный заезд по залам Зимнего дворца. Катались младшие сыновья Александра II: 19-летний Сергей и 16-летний Павел. В этом «историческом заезде» использовались вело­сипеды разных конструкций, по крайней мере, Сергей уточняет в дневнике, что он катался «на четырехколесном», и молодые люди очень забавлялись: «Мы прокатывались повсюду, даже перед караулом.»390 Можно только представить себе реакцию дворцовых смотрите­лей, когда сыновья Александра II «гоняли» по залам Зимнего дворца, переполненными дра­гоценными предметами, а колеса у велосипедов были из цельной резины и грохотали вовсю. Тем не менее перечить им никто не мог, и заезды затем повторялись неоднократно. Так, несколько позже великий князь Сергей Александрович записал в дневнике: «Гоняли на вело­сипедах по залам, право, забавляет меня это, уморительно»391. Те велосипеды уже довольно близки по конструкции к современным, поскольку к этому времени был уже запатентован цепной привод на заднее колесо (1867 г.) и появились шины из цельной резины (1869 г.). А что касается велосипеда «на четырех колесах», то это не оговорка, поскольку тогда появля­лись самые причудливые конструкции.

В Петергофском музее есть несколько велосипедов модели «Паук», заявленных как велосипеды Александра III. Следует подчеркнуть, что это была спортивная модель, поскольку езда на таком велосипеде была по-настоящему опасной. Дело в том, что ведущее, 192


переднее колесо было диаметром 1600 мм, а маленькое заднее колесико не гарантировало от падения даже на ровной трассе. Велосипеды по-прежнему оставались забавой, и купивший их в 1882 г. Александр III, которому тогда было 37 лет и который уже набрал приличный вес, вряд ли сам пользовался этими велосипедами.

 

«Костотряс». Велосипед императора Александра III. Петергоф

 

«Паук». Велосипед императора Александра III. Петергоф

Надо заметить, что к началу 1880-х гг., несмотря на множество конструкций, вело­сипеды получили широкое распространение. К этому времени в Европе уже начинала раз­виваться велосипедная индустрия, и к 1890-м гг. лучшие велосипеды изготавливались в Англии (до 40 ООО штук в год). В Европе одной из лучших велосипедных фирм считалась «Cowentry Machinist's С0». К концу 1890-х гг. в Европе и Америке насчитывалось до 1000 велосипедных фабрик.

О популярности велосипедов в России свидетельствует факт издания специализиро­ванных журналов. Так, в Петербурге для любителей велосипедной езды издавались жур­налы: «Велосипед» (с 1892 по 1898 г.), в Москве - «Велосипедист и речной яхт-клуб» (с 1892 по 1896 г., позднее - «Велосипедист» и «Велосипедный спорт»).

Рост популярности велосипедной езды связан с изобретением шотландским ветери­наром Джоном Бойд Дэнлопом в 1887 г. пневматических шин, они сделали езду на вело­сипеде по-настоящему комфортной. Во второй половине 1880-х гг. появляется велосипед, названный безопасным. Эту конструкцию, с равновеликими колесами, в 1884 г. запатентовал Джеймс К. Старли. На таком «безопасном» велосипеде вполне могли кататься миниатюрная императрица Мария Федоровна и ее старший 14-летний сын, будущий Николай II. На вело­сипеде в Петергофском музее уже есть ручной тормоз, подрессоренное сиденье, велосипед­ный звонок, велосипедный фонарь и пневматические шины. Однако педали, как и на более ранних моделях, размещены на переднем колесе.

К началу 1890-х гг. окончательно сложилась стандартная сегодня конструкция велоси­педа. До наших дней дошла фотография 1890-х гг., на которой императрица Мария Федо­ровна держит за руль велосипед с дамской рамой совершенно привычных нам очертаний.

В Петербурге лучшим магазином, имевшим статус Поставщика Императорского двора по продаже дорогих моделей велосипедов, считался магазин Торгового дома «Победа», он позиционировал себя как «Склад велосипедов английских и американских».

На фирменных счетах магазина указывался его владелец - Е. Танский и адрес офиса фирмы - Малая Морская ул., 12.

 

Безопасный велосипед. Петергоф

Именно в этом магазине Николай II, став императором, купил себе в июле 1895 г. новый «взрослый» велосипед. Тогда он приобрел для себя очень дорогой американский велосипед «Dayfon>>со специальным седлом за 243 руб. К нему были куплены за 9 руб. велосипедный фонарь и звонок (1 руб.). Кроме этого, видимо, для своего старого «велосипеда Зингера» при­обретена «воздушная трубка» за 6 руб. Иными словами, только по одному «велосипедному счету» Николай II уплатил 259 руб.392 Буквально через пару недель царь подписал еще один счет на 24 руб., в нем значились: чистка велосипеда, регулировка и доставка (10 руб.), чехол для велосипеда (8 руб.), подставка для велосипеда (5 руб.) и машинное масло (1 руб.)393. Через месяц, в августе 1896 г., царь продолжал тратиться на ремонт своих старых велосипе­дов (новая шестерня для перемены передачи за 10 руб., велосипедная цепь за 12 руб. и работа с проездом мастера за 5 руб.)394.

 

Вдовствующая императрица Мария Федоровна во время велосипедной прогулки. Фото 1900-х и.

Последний «велосипедный счет» в 1895 г. на 98 руб. Николай II подписал 31 декабря. Вероятно, после окончания сезона царь принял решение о «тюнинге» своей новой машины. Только этим можно объяснить решение о «полной эмалировке велосипеда» за 15 руб., о «полной никелировке велосипеда» за 30 руб. Кроме этого, велосипед полностью перебрали («обточение корпусов, проверка колес, чистка и сборка» за 8 руб.), приобрели запасные «пневматические шины» за 45 руб., купили еще один велосипедный чехол за 8 руб. и вело­сипедный насос за 2 руб. 50 коп.

Таким образом, только в первый год своего царствования Николай II потратил 381 руб. на велосипеды и запчасти к ним. Все эти покупки, как и послепродажный сервис, осуще­ствлялись именно в магазине «Победа». Примечательны и условия хранения дорогих игру­шек - за зиму велосипеды не только перебирались специалистами, но и паковались в специ­альные чехлы. Кроме этого, типовые и очень дорогие модели велосипедов «доводились» по заказу царя специальным эмалированием и никелированием.

В последующие годы магазин «Победа» получал по одному оплаченному царскому счету. Как правило, главная позиция счета - это «исправление и чистка велосипеда» перед началом очередного сезона. Иногда упоминалось о «регулировке велосипеда». С 1900 г. встречаются счета «за хранение велосипеда». Видимо, после окончания сезона велосипеды царя стали просто забирать в магазин, где их не только ремонтировали, но и хранили до сле­дующего сезона. Примечательно, что Николай II довольно долго пользовался американским велосипедом «Dayfon», купленным в 1895 г. Так, в июне 1900 г. царь уплатил 130 руб. «за новые части велосипеда и его чистку». Судя по царским счетам, Николай II так и ездил на этом велосипеде «со специальным седлом» вплоть до 1917 г., по крайней мере, последний «велосипедный счет» Торговому дому «Победа» царь оплатил в декабре 1915 г. («за ремонт велосипеда - 40 руб.»)395.

В Петергофском музее велосипедов выставлен велосипед-тандем, заявленный как велосипед Николая II. Примечательно, что велосипед-тандем изготовлен как компромисс между мужским и женским велосипедами - он предназначен для совместного катания деву­шек и юношей, поэтому переднее место оборудовано «дамской» рамой, а заднее - «муж­ской». Вполне возможно, что царь катался на этом велосипеде. Судя по фотографиям, этот велосипед хранился в Гатчинском дворце, и на нем катался не только Николай II, но и его младший брат Михаил с сестрами Ксенией и Ольгой. Возможно, этот велосипед изготовили для совместного катания братьев со своими сестрами.

Самый последний велосипедный счет подписал уже гражданин Романов 10 мая 1917 г., когда на скромные 4 руб. 80 коп. купил клей резиновый и «вентиля для велосипедов»396.

 

Велосипед-тандем. Петергоф

Катались на велосипедах и все дочери Николая II. Велосипеды для них покупались на их «собственные суммы» в том же Торговом доме «Победа». Это были обычные дет­ские велосипеды для девочек. На сохранившейся фотографии видно, что велосипеды одной модели, но разных размеров, с учетом возраста девочек. На всех велосипедах цепь закрыта от попадания туда пышных юбок девочек.

Как известно, цесаревич Алексей болел гемофилией, при этом заболевании особенно опасны внутренние кровотечения, которые могли начаться от малейшей травмы. А где велосипеды, там неизбежны травмы и падения. Если для обычных детей «велосипедные» падения чреваты только синяками и болячками, то для цесаревича они становились смер­тельно опасными. Но он - мальчик, и родители хотели, чтобы он рос нормальным ребен­ком. Поэтому, когда цесаревич был маленьким, его катал на велосипеде дядька-матрос А.Е. Деревенько. Так, на одной из фотографий, сделанных в Германии осенью 1910 г., мальчик сидит в специальном сиденье, закрепленном над передним колесом велосипеда.

 

Цесаревич Алексей и А.Е. Деревенько. Германия. Фото 1910 г.

Первые велосипеды наследник получил в шесть лет, т. е. в 1910 г. Два детских велоси­педа Алексею Николаевичу достались в подарок от рижского купца Александра Лейтнера, владельца фабрики велосипедов и автомобилей «Россия». Вместе с велосипедами Алексею с дальней перспективой подарили буклет фирмы с видами цехов и перечнем «взрослых» вело- сипедов397. В благодарность царская семья подарила предприимчивому купцу золотой порт­сигар с изображением Государственного герба. Примечательно, что Лейтнер немедленно попытался использовать в коммерческих целях это событие, запросив разрешение в Кан­целярии императрицы на право размещения портрета цесаревича на каталогах фирмы, на что предпринимателю жестко ответили, что «помещение портретов Особ Императорской
Фамилии в каталогах, прейскурантах обычно не разрешается Министерством Император­ского двора в виду рекламного характера помещения таковых портретов»398.

Свой второй велосипед фирмы «Дукс Ю.А. Меллер» наследник получил в 1913 г. Эту фирму основал в Москве выходец из Прибалтики Ю.А. Меллер в 1895 г. В мастерской Мел­лера занимались сборкой велосипедов из комплектующих деталей, закупаемых за границей. (Надо заметить, что в 1913 г. велосипедные фирмы «Россия» и «Дукс» получили крупные заказы Военного министерства на поставку велосипедов в армию.)

 

Император Николай II и цесаревич Алексей в Александровском парке Царского Села. Фото 1913 г.

Это был трехколесный велосипед, на нем цесаревича фотографировали несколько раз весной 1913 г.399, тогда цесаревичу исполнилось 9 лет.

Надо заметить, что для цесаревича это был не просто велосипед для развлечения. Дело в том, что осенью 1912 г. он едва не умер от травмы бедра. Последствием этой истории стала его хромота, поскольку он не мог полностью разогнуть травмированную ногу и ходил, сильно хромая. Поэтому цесаревича во время торжеств, связанных с 300-летием Дома Рома­новых, носили на руках казаки Собственного конвоя. В начале 1913 г. лечащие врачи пришли к выводу, что цесаревичу необходим велосипед специальной конструкции для того, чтобы разрабатывать травмированную левую ногу.


 

Цесаревич Алексей на велосипеде в парке. Фото 1914 г.

В феврале 1913 г. в Александровский дворец Царского Села вызвали представителя фирмы «Дукс Ю.А. Меллер» Михаила Щипанова для ремонта старого велосипеда наслед­ника. Тогда же с мастером переговорили врачи, подробно обсудив особенности конструкции нового «спецвелосипеда». Как писал лечащий врач цесаревича В.Н. Деревенко: «Он много над этим потрудился, выдумав сперва 3-колесный велосипед Его Императорского Высоче­ства Государя Наследника Цесаревича. Но этот велосипед оказался слишком малым, и фирме «Дукс» был заказан новый велосипед, который фирма вскоре и имела честь принести с Высо­чайшего Ея Императорского Величества Соизволения Государю Наследнику Цесаревичу в дар. И в этом велосипеде пришлось выдумывать форму и величину педалей, руля и седла, сообразно предъявленных нами требованиям и нашим указаниям. Велосипед с выдуманной педалью явился своеобразным ортопедическим аппаратом, на котором Государь Наследник Цесаревич катался и с большой для себя пользой, и с большим удовольствием. В течение нескольких месяцев этот аппарат являлся незаменимым»400. Следует заметить, что мастер получил заказ 23 февраля, а уже 3 апреля 1913 г. новый велосипед, стоивший фирме 250 руб., был готов. Врачи обосновывали необходимость изготовления подобной конструкции следу­ющим образом: «Велосипед желательно иметь теперь, т. к. для Его Высочества это не только забава, но и ортопедический прибор...»401

Надо сказать, что езда цесаревича на «ортопедическом аппарате» оказалась настолько полезной, что весной 1914 г. Михаил Щипанов уже переделывал его в обычный велосипед. Как писал В.Н. Деревенко в августе 1914 г.: «На днях мне вновь пришлось увидеть мастера, вызванного для того, чтобы превратить велосипедный аппарат вновь в велосипед, т. к. Госу­дарь наследник Милостию Божией здоров»402.

Конечно, императорская семья тогда же, в апреле 1913 г., отблагодарила велосипедный магазин. Императрице Александре Федоровне чины ее Канцелярии предложили два вари­анта: либо выплатить фирме стоимость велосипеда, либо выразить фирме «благодарность от августейшего Наследника Цесаревича имени». Императрица выбрала последний вариант, 199


в котором была заинтересована и фирма-изготовитель. В сентябре 1914 г. мастер Михаил Щипанов получил «за труды по устройству для Наследника Цесаревича в 1913 г. специаль­ного велосипеда» золотые часы с цепочкой и с изображением Государственного герба стои­мостью в 200 руб.


Теннис

В энциклопедии «Брокгауза и Эфрона» справедливо утверждается, что термин «lawn tennis» английского происхождения, и смысл игры состоит в том, чтобы «на открытом воз­духе, при участии 2,3 или 4 лиц... при помощи особых палочек с рукояткой и широкой, обтянутой ремешками рамкой», перекидывать «друг другу мячи, стараясь по возможности дольше не дать им упасть на землю».

В России большой теннис стал известен на рубеже I860- 1870-х гг. Тогда в Петер­бурге начали появляться различные спортивные клубы, создававшиеся в столице английской диаспорой. Постепенно игра приобрела популярность среди российской аристократической молодежи. Надо заметить, что англоманов всегда было много среди российской аристокра­тии. В результате в конце XIX в. большой теннис становится популярным видом развлече­ний золотой молодежи.

В российской императорской семье в теннис начали играть в середине 1870-х гг. Видимо, одними из первых теннисистов в России стали сыновья Александра III. В дневнике великого князя Сергея Александровича (31 мая 1875 г.) упоминается, что он «с братьями» играл «для тренировки» в «теннис на траве»403. Сохранилось упоминание другого мемуа­риста о том, что в начале 1880-х гг. младший брат Александра III великий князь Владимир Александрович без ведома императора начал использовать Большой зал Александровского дворца в Царском Селе для игры в теннис. Когда Александр III узнал об этом, то младший брат немедленно получил нагоняй за «нецелевое» использование одного из парадных залов дворца404.

Надо заметить, что, даже став «важным генералом», Владимир продолжал периодиче­ски играть в теннис. Более того, он стал высочайшим покровителем петербургского клуба лаун-тенниса. В теннис играла и его жена, весьма крупная великая княгиня Мария Павловна. Впрочем, возможно, занимаясь теннисом, она так «держала талию». Супруги не только вме­сте охотились, но и играли друг с другом в теннис: «Захожу к великой княгине Марии Павловне и застаю ее и великого князя, играющих в саду в мячик lawn-tennis»405.

Из этих сведений следует, что одна из первых теннисных площадок, с большой долей вероятности, располагалась в Александровском парке Царского Села. Трудно сказать, была ли она вообще, или в теннис играли на одном из парковых газонов («на траве»). Поскольку Сергей Александрович упоминает «братьев» в качестве своих партнеров, а на Владимира он указывает прямо, то наверняка Сергей Александрович имел в виду своих старших братьев Александра, Владимира и Алексея, поэтому мы можем предположить, что в молодые годы Александр III играл в большой теннис.

Наряду с теннисом играли в бадминтон. Играли и зимой в помещении. Николай II запи­сал в дневнике, что 3 февраля 1890 г. он «играл с тетенькой в бадминтон»406. «Тетенькой» будущий император называл жену своего дяди великого князя

Сергея Александровича Елизавету Федоровну. 6 февраля играли еще раз, и Николай Александрович с удовлетворением отметил, что он выиграл шесть раз.

Даже крупный и полный Александр III подумывал о том, чтобы заняться модной игрой. Причиной этих раздумий было желание Александра III похудеть. Вообще царь нуждался в физических нагрузках. Как упоминает в мемуарах государственный секретарь А.А. Полов­цев, он в июне 1890 г. посоветовал императору «устроить для себя jeii de pomme (игра в мяч. - фр.)». Александр III ответил, что «очень желал бы это сделать»407. Однако сложившийся образ жизни и постоянная занятость так и не позволили Александру III заняться большим теннисом. Поэтому первым российским императором, включившим теннис в свой досуг, стал Николай II.

Судя по всему, с игрой в «lawn-tennis» Николай II познакомился в ходе своих визитов в Англию в середине 1890-х гг. Однако в Англии он только смотрел, как играют. В России на теннисный корт Николай II впервые вышел в подмосковном селе Ильинском, где он отдыхал после коронации в Москве в 1896 г. Это село - загородная резиденция великого князя и генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича.

В дневнике Николая II зафиксирована точная дата, когда он впервые взял в руки тен­нисную ракетку. 2 июня 1896 г. он записал: «После чаю пошел играть с другими в lawn­tennis, в первый раз». С этого дня Николай II две недели ежедневно играл в теннис. В днев­нике царя факт каждой игры пунктуально фиксировался: «После кофе играл с другими в lawn-tennis до завтрака, а также затем с 4-х до 7 1/2 ч.»; «Все утро до завтрака играли в lawn- tennis»; «С 9 час. начали играть в lawn-tennis, я удачнее вчерашнего... В 4 часа опять lawn­tennis и чай в саду»; «Вернувшись домой, выпили кофе и отправились играть в lawn-tennis - эта игра стала главным спортом нашей здешней жизни»; «Утро было чудное, этим мы вос­пользовались, чтобы долго играть в lawn-tennis в последний раз!».

На теннисном корте в селе Ильинском Николай II получил первые навыки игры. А поскольку Николай II был физически прекрасно развит, то у него игра пошла. Кроме этого, для него, загруженного массой дел, представлялось очень важным за короткое время полу­чать максимальную физическую нагрузку, а теннис для этого очень хорошо подходил. Впо­следствии в императорских резиденциях построили пять теннисных кортов: в Петергофе, в Царском Селе (два корта), в Ливадии, в Спал е. Еще один, шестой, теннисный корт постро­или в финляндских шхерах, поблизости от места постоянной стоянки «Штандарта».

Игра так увлекла царя, что, уехав из Москвы 21 июня и переехав 25 июня в Фермерский дворец в Петергофском парке Александрия, Николай II с женой, едва «разложив все вещи, пошли осмотреть вновь устроенный lawn-tennis». А на следующий день, 26 июня Николай II уже обновил свой первый теннисный корт, поиграв в теннис со своими дядями - Михаилом и Петром Николаевичами, качество покрытия корта царя не устроило: «Играли потом в lawn­tennis; хорошо, но еще довольно мягко».

Обычно царь в дневниковых записях называл эту игру lawn-tennis, сеткой или по-рус­ски теннисом. Партнерами Николая II, как правило, были офицеры подразделений охраны или офицеры императорской яхты «Штандарт». Иногда он играл с родственниками, моло­дыми великими князьями. Постепенно круг теннисных партнеров царя расширялся. Как обычно бывает в России, царское увлечение немедленно превратилось в увлечение ближай­шего окружения. К офицерам «Штандарта» присоединились фрейлины. Неплохо в теннис играла фрейлина Анастасия Гендрикова. Даже весьма полная Анна Вырубова разделила цар­ское увлечение. Когда подросли дочери, они также вышли на теннисный корт.

Императрица Александра Федоровна из-за больных ног играла в теннис единственный раз 29 июня 1896 г.: «После чаю читал и затем играл с Алике (single)408в lawn-tennis». Однако ее старшая сестра, прусская принцесса Ирэна, в теннис играла чаще. На фотографиях, сде­ланных в Спале, мы видим прусскую принцессу на теннисном корте.

Для хорошо физически развитого Николая II серьезными противниками были только молодые офицеры «Штандарта». С остальными, судя по фотографиям, игра в теннис больше напоминала игру в бадминтон.

 

Император Николай II с дочерью Татьяной на теннисном корте. Спала

В ноябре 1913 г. на корт в Ливадии против 45-летнего царя вышел молодой Феликс Юсупов (Сумароков-Эльстон), будущий убийца Григория Распутина и муж племянницы Николая II Ирины Александровны. Николай II охарактеризовал его в, как лучшего игрока в России и констатировал, что у него есть чему поучиться. Всего у Николая II состоялось четыре игры (И, 20, 21 и 22 ноября 1913 г.) с Ф. Юсуповым, и, видимо, царь остался дово­лен встречей с серьезным противником, которая помогла ему определить собственный уро­вень игры: «Сегодня в теннисе принял участие гр. Сумароков - молодой студент - лучший игрок в России. Есть чему поучиться у него». В его дневнике появились записи: «Поиграли с увлечением с Сумароковым», «Была удачная игра в теннис с Сумароковым». Судя по этим записям, дипломатичный Ф. Юсупов дал себя обыграть.

Примечательно, что весьма сдержанный Николай II периодически позволял себе «под­урить», находясь на теннисном корте. На фотографиях, сделанных летом 1914 г. на корте в Петергофе, мы видим Николая II сидящим на плечах партнера по теннису - сотника Соб­ственного Е.И.В. Конвоя Зборовского.

 

Император Николай II с командиром сотни Конвоя Зборовским. Александрия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: