<1> См.: Яни П.С. Длящиеся преступления с материальным составом // Государство и право. 1999. N 1. С. 10 - 11.
Характер злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности является предметом научной дискуссии. Большинство исследователей считают данное преступление длящимся <1>, хотя имеется и иная точка зрения <2>.
--------------------------------
<1> См.: Звечаровский И.Э. Момент окончания преступлений, связанных с уклонением от уплаты обязательных платежей // Российская юстиция. 1999. N 9. С. 41 - 42; Сапожков А.А. Кредитные преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 146.
<2> См.: Яни П.С. Указ. соч.; Устинова М.Д. Указ. соч.
Оно, с учетом преобладающего мнения, начинается после вступления в законную силу судебного акта, подтверждающего законность требований кредитора, и явного (очевидного) после этого уклонения от погашения кредиторской задолженности или от оплаты ценных бумаг. Преступление длится до тех пор, пока должник не исполнит свои обязательства или не будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ <1>. Поэтому сроки давности рассматриваемого преступления исчисляются с момента возбуждения уголовного дела. В качестве подтверждения этой мысли можно сослаться на п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" <2>, где разъяснено: "Срок давности уголовного преследования в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле виновного".
--------------------------------
<1> См.: информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 1 ноября 2008 г. N 6921-2008 "О практике применения статьи 177 УК РФ" // СПС "КонсультантПлюс".
|
<2> Там же.
В связи с особенностями длящегося преступления, как и по делам о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, возникает вопрос о возможности неоднократного применения ст. 177 УК РФ против одного и того же должника в связи с неисполнением одного и того же обязательства. Следует согласиться с П.А. Скобликовым в том, что, если после осуждения за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности судебный акт о взыскании долга сохраняет свою силу, а осужденный продолжает уклоняться от его исполнения, его можно вновь привлечь к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ, поскольку считается, что, несмотря на сохранение субъектного состава и содержания гражданского правоотношения, после вынесения приговора и отбытия (исполнения) наказания в данном случае должник совершает аналогичное, но иное преступление.
Иллюстрацией такого подхода к решению данного вопроса является следующее дело. Должник первоначально был осужден по ст. 177 УК РФ к штрафу. Штраф был выплачен, однако долг перед потерпевшим не погашен, и виновный вновь был привлечен к уголовной ответственности и осужден к реальному лишению свободы. Первый приговор состоялся в апреле 2004 г., второй - в декабре того же года <1>.
--------------------------------
<1> См.: Скобликов П.А. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности: практика и теория противодействия. М., 2008. С. 147 - 150.
Возможность неоднократного применения в пределах срока давности ст. 177 УК РФ в отношении одного и того же должника по одному судебному решению обязывающего характера является особенностью данной уголовно-правовой нормы, отражающей специфику длящегося преступления.
|
Вместе с тем если злостный должник был осужден, например, за мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ) или за незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ), то независимо от того, будет ли в дальнейшем (после вынесения приговора) исполнен приговор в части гражданского иска, привлечь виновного еще раз к ответственности за мошенничество или за незаконное получение кредита при тех же обстоятельствах нельзя. Ссылка на ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 УК РФ применительно к таким случаям будет вполне уместной.
Субъективная сторона преступления характеризуется исключительно прямым умыслом. Лицо сознает общественно опасный характер своего бездействия в условиях вступившего в законную силу решения суда, обязывающего его к активному поведению - погашению кредиторской задолженности, и желает поступить именно таким образом. О наличии прямого умысла свидетельствует использование законодателем категории "злостность" применительно к характеристике общественно опасного деяния, одновременно свидетельствующей и о преднамеренном поведении виновного. Неспособность исполнить обязательства ввиду отсутствия необходимых для этого материальных средств нельзя квалифицировать как преступление в силу упоминавшихся международных обязательств РФ (ст. ст. 8, 11 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 1 Протокола N 4 к Конвенции относительно принудительного и обязательного труда 1930 г., ст. 4 Конвенции относительно принудительного и обязательного труда 1930 г.). Мотивы и цели данного преступления в законе специально не оговорены и существенного значения не имеют. Материалы практики свидетельствуют, что мотивами противоправного поведения являются либо корысть, либо личная недисциплинированность субъекта.
|
Субъектом преступления, квалифицируемого по ст. 177 УК РФ, может быть руководитель организации, а также любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, намеренно не желающий погашать кредитору долг в соответствии со вступившим в силу решением суда. В литературе высказывается мнение, согласно которому "указание в законе на руководителя организации либо иного специального субъекта экономического преступления не означает, что субъектом этого преступления могут быть исключительно названные лица... к уголовной ответственности за соответствующее преступление может быть привлечено в качестве исполнителя и иное лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации" <1>. Применительно к составу преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ, к этому мнению следует отнестись критически, поскольку судебное решение, от исполнения которого субъект уклоняется, выносится только в отношении руководителя организации. Он же и является специальным субъектом указанного преступления.
--------------------------------
<1> Мурадов Э.С. Субъективные признаки преступлений в сфере экономической деятельности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 13.
В практике возник вопрос о возможности уголовной ответственности поручителя, который решен положительно <1>. Действительно, в соответствии со ст. 363 ГК РФ обязательство поручителя по кредитному договору является солидарным, если только договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. В ч. 2 названной статьи установлено, что поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, что и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства. Из этого можно сделать вывод, что если договором поручительства не предусмотрено ограничение ответственности поручителя при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником кредитного обязательства, то его ответственность ничем не отличается от ответственности заемщика.
--------------------------------
<1> См.: Архив Пресненского районного суда г. Москвы. Приговор по делу П. от 23 апреля 2009 г.
При солидарной обязанности должников согласно ст. 323 ГК РФ кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. При злостном уклонении от исполнения обязательства в таком случае поручитель, являющийся одним из должников, может нести уголовную ответственность по ст. 177 УК РФ.
Законом об исполнительном производстве также не установлено каких-либо ограничений по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве лиц, являющихся поручителями должников по кредитным договорам.
Соотношение ст. 177 со ст. 315 УК РФ, когда субъектами неисполнения решения суда выступают представители власти, государственные или муниципальные служащие, служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, прямо перечисленные в ней лица, устанавливается с применением правил о совокупности преступлений и конкуренции уголовно-правовых норм. При наличии совокупности преступлений обе статьи подлежат самостоятельному применению (ч. 1 ст. 17 УК РФ). При конкуренции в этих случаях рекомендуется отдавать предпочтение специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК РФ), каковой в данном случае будет норма о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности.
Глава 2. ПРОИЗВОДСТВО ДОЗНАНИЯ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
1. Органы ФССП России как орган дознания
1.1. Общие положения
В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ органы дознания осуществляют дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Одним из органов дознания являются органы ФССП России.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознавателями органов ФССП России производится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. ст. 312 и 315 УК РФ.
Орган дознания возглавляет начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5).
1.2. Полномочия начальника органа дознания
Полномочия начальника органа дознания в ФССП России реализуют <1>:
--------------------------------
<1> Пункты 1.1 - 1.3 Приказа ФССП России от 6 декабря 2010 г. N 677 "О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания" // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. N 3.
- заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава РФ, координирующий деятельность Управления организации дознания и административной практики и курирующий организацию работы по производству дознания в Федеральной службе судебных приставов, - при проверке сообщения о преступлении и производстве дознания Управлением организации дознания и административной практики ФССП России;
- руководители территориальных органов - главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители, координирующие деятельность отделов организации дознания и административной практики и курирующие организацию работы по производству дознания в территориальных органах ФССП России, - при проверке сообщения о преступлении и производстве дознания в территориальных органах ФССП России;
- начальники отделов судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности, - при проверке сообщения о преступлении и производстве дознания в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России.
Начальник органа дознания осуществляет организацию и контроль учета, а также рассмотрение сообщений о преступлениях. Он ежемесячно проверяет порядок ведения книги учета сообщений о преступлениях, учета талонов уведомлений по заявлениям о преступлениях, журнала учета материалов, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел, единого журнала учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел, журнала учета вещественных доказательств. Начальник органа дознания обеспечивает упреждающий процессуальный контроль за полнотой и объективностью проведения проверок сообщений о преступлениях, обоснованностью, законностью и своевременностью принятия дознавателем процессуальных решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1.1 Приказа ФССП России от 10 апреля 2015 г. N 232 "Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов" // СПС "КонсультантПлюс".
Указания начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору. Следует иметь в виду, что обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" <1> в УПК РФ введена новая процессуальная фигура - начальник подразделения дознания (ст. 40.1). Его появление в уголовном процессе было обусловлено необходимостью осуществления надлежащего контроля за законностью производства дознания.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2833 (с послед. изм.).
Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.
Полномочия начальника подразделения дознания в ФССП России реализуют <1>:
--------------------------------
<1> Пункты 2.1, 2.2 Приказа ФССП России от 6 декабря 2010 г. N 677.
- начальник Управления организации дознания и административной практики, его заместители - при проверке сообщения о преступлении и производстве дознания Управлением организации дознания и административной практики ФССП России;
- начальники отделов организации дознания и административной практики территориальных органов, их заместители - при проверке сообщения о преступлении и производстве дознания в территориальных органах ФССП России.
Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
- поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
- изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
- отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
- вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Начальник подразделения дознания вправе:
- возбуждать уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и производить дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя (в этом случае полномочия органа дознания возлагаются на начальника подразделения дознания в порядке, установленном ст. 41 УПК РФ <1>), а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы;
--------------------------------
<1> См.: Методические рекомендации по реализации Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2007. N 4.
- проверять материалы уголовного дела (рекомендуется еженедельное ознакомление начальника подразделения дознания с материалами уголовных дел, находящихся в производстве у подчиненных дознавателей. В ходе проверки подлежат оценке основные вопросы: законность, обоснованность и оперативность принятия процессуальных решений; выполнение плана расследования по уголовному делу, соблюдение сроков дознания и прав участников уголовного судопроизводства <1>);
--------------------------------
<1> См.: Методические рекомендации по реализации Федерального закона от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
- давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Как предусматривает ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ, указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Эти указания могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору, но обжалование указаний не приостанавливает их исполнение. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
1.3. Полномочия дознавателя
Согласно ч. 1 ст. 41 УПК РФ полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ (производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно), возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.
Дознаватель уполномочен:
- самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания (проведение проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в срок до 10 суток вместо трех суток), согласие прокурора (например, на продление 30-суточного срока дознания еще на дополнительный срок до 30 суток) и (или) судебное решение (например, о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях);
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК РФ указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение.
В целях повышения эффективности производства дознания органами Федеральной службы судебных приставов Приказом ФССП России от 6 декабря 2010 г. N 677 главным судебным приставам субъектов РФ было предписано исключить привлечение работников Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных осуществлять предварительное расследование в форме дознания, к выполнению не свойственных им функций.
2. Проверка сообщений о преступлении
Поводами для возбуждения уголовного дела служат (ч. ч. 1, 1.1 ст. 140 УПК РФ):
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, - оно принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (так, например, преступление, выявленное судебным приставом в процессе исполнительного производства, оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления);
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;
- материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ.
Помимо повода для возбуждения уголовного дела необходимо также основание для возбуждения уголовного дела - им является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения.
Порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях регламентируется Инструкцией о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях (далее - Инструкция), утв. Приказом Минюста России от 2 мая 2006 г. N 139 <1>. Следует также иметь в виду, что в 2007 г. ФССП России утверждены Методические рекомендации по проведению проверок в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ, а также организации взаимодействия дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания <2>.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 21.
<2> Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2007. N 4.
Согласно п. 3 Инструкции поступившие сообщения о преступлениях регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП). В КУСП регистрируются: письменное сообщение о преступлении; протокол принятия устного сообщения о преступлении; протокол явки с повинной; рапорт судебного пристава об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации.
Следует иметь в виду, что принятое сообщение должно быть незамедлительно зарегистрировано в КУСП. При этом передача не зарегистрированного в КУСП сообщения о преступлении исполнителю для проведения проверки категорически запрещается.
При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), регистрация такого сообщения в КУСП может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (например, по факсу).
Как устанавливает уголовно-процессуальный закон, заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ). Данная норма закона конкретизируется в п. 5 Инструкции, в соответствии с которым при получении сообщения о преступлении непосредственно от заявителя и оформлении протокола устного обращения государственные служащие ФССП России, в чьи должностные обязанности входит прием сообщений, обязаны немедленно выдать заявителю талон-уведомление с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Заявитель расписывается на корешке талона-уведомления и проставляет время и дату получения талона-уведомления.
Корешок талона, в котором фиксируются сведения о заявителе, краткое содержание и дата приема сообщения, а также номер и дата регистрации его в КУСП остаются в соответствующем органе ФССП России.
Талон-уведомление и талон-корешок имеют одинаковый регистрационный номер.
Согласно п. 6 Инструкции сообщения о преступлениях, поступившие в канцелярию (секретариат) органа ФССП России по почте, телеграфу, нарочным и т.п., регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции. Лицо, зарегистрировавшее сообщение в книге входящей корреспонденции, незамедлительно докладывает о поступившем сообщении о преступлении руководителю органа дознания ФССП России или лицу, его замещающему, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления или сообщения в КУСП, а также принимает решение о порядке его проверки или передаче сообщения по подследственности в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а по уголовным делам частного обвинения - в суд. Следует иметь в виду, что передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации категорически запрещена.
В документации входящей корреспонденции канцелярии запрещается учитывать письменные сообщения о преступлениях, которые представлены непосредственно заявителем (гражданином или должностным лицом).
Согласно п. 7 Инструкции отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы.
Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ.
Если по одному и тому же преступлению поступило два и более сообщения, в случае подтверждения соответствующего факта все имеющиеся документы по решению должностного лица приобщаются к первому зарегистрированному сообщению, о чем в КУСП делается соответствующая запись (п. 26 Инструкции).
Как предусматривает п. 15 Инструкции, если разрешение зарегистрированного сообщения о преступлениях не входит в компетенцию ФССП России, а для решения вопроса о возбуждении уголовного дела требуется проведение проверки, то такое сообщение передается (пересылается) по принадлежности и снимается с учета, о чем делается отметка в КУСП. При наличии явных признаков общественно опасного деяния выносится постановление о возбуждении уголовного дела и в порядке ст. 157 УПК РФ производятся неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ.
Решение по принятому сообщению о преступлении должно быть принято в срок не позднее трех суток со дня поступления данного сообщения в ФССП России.
В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении. При необходимости производства органами дознания ФССП России документальных проверок, ревизий, исследований документов прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Сроки проверки сообщений о преступлениях, предусмотренные ст. ст. 144 и 146 УПК РФ, исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности. Срок проверки сообщений, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, определяется со дня их поступления, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности (п. 27 Инструкции).
Недостатком действующего УПК РФ является то, что в нем практически не регламентированы способы проверки сообщения о преступлении.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, а также давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
Помимо этого, на практике широко применяются такие прямо не предусмотренные УПК РФ способы проверки сообщения о преступлении, как получение объяснений и истребование материалов (последнее в УПК РФ предусмотрено только применительно к сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации). По поводу способов проверки сообщения о преступлении п. 25 Инструкции устанавливает, что проверочные действия включают в себя действия должностного лица, связанные с выездом на место происшествия, принятие мер по обеспечению сохранности следов, кинофотосъемки и видеозаписи, получения объяснения, предъявления требований, поручений, запросов в пределах его полномочий в учреждения, предприятия, организации независимо от формы собственности, должностным лицам и гражданам и другие проверочные действия.