Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника...




Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику...

3. Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя...".

Данной статьей предусмотрены сразу четыре состава правонарушений, которые не только различаются по субъекту, но и имеют свои особенности возбуждения и рассмотрения дел.

 

  Ч. 1 Ч. 2 Ч. 2.1 Ч. 3
Субъект Должник Банк (кредитная организация) Эмитент Третье лицо
Событие правонарушения Неисполнение требования СПИ Неисполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании и зачислении на лицевой счет взыскателя эмиссионных ценных бумаг Неисполнение требования СПИ
Рассмотрение дела Должностные лица ФССП России Арбитражный суд Должностные лица ФССП России

 

Важно понимать, что неисполнение не каждого требования судебного пристава-исполнителя образует собой состав данного административного правонарушения. Так, должника нельзя привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ за невыполнение требования судебного пристава об исполнении исполнительного документа. В соответствии с Законом об исполнительном производстве мерой ответственности за неисполнение исполнительного документа в установленный законом срок является исполнительский сбор. В отличие от исполнительных документов неимущественного характера по имущественным делам судебный пристав-исполнитель не наделен правом устанавливать новый срок исполнения, поскольку исполнительский сбор является денежным взысканием, по своей правовой природе мерой материальной ответственности за нарушение законодательства (неисполнение исполнительного документа в срок), а двойная ответственность недопустима. Любые другие требования (о представлении документов, имущества, о явке и т.п.) должны быть законными и направленными на исполнение исполнительного документа, в таком случае состав административного правонарушения образуется.

По ч. 3 рассматриваемой статьи требования судебного пристава-исполнителя предъявляются не к должнику, а к любым третьим лицам, от которых могут зависеть своевременность и правильность исполнения исполнительного документа (например, требование работодателю об удержании и о перечислении части заработка).

Требование пристава может содержаться как в выносимых им постановлениях, так и в виде отдельного документа. Вынося любые требования, важно устанавливать объективные сроки для их исполнения и учитывать положения КАС РФ. В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд или к вышестоящему должностному лицу с требованием об оспаривании решений должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Срок обжалования требования пристава составляет 10 дней, поэтому срок, установленный для исполнения данного требования, не может быть меньше срока его обжалования.

Порядок возбуждения дел об административных правонарушениях будет рассмотрен в соответствующем параграфе. Но так как возбуждение дел по ч. 2 имеет свои особенности, то рассмотрим только эти особенности. Отдельно рассматривать ч. 2.1 не будем, так как алгоритм действия судебного пристава-исполнителя идентичен.

В случае неисполнения в установленный Законом об исполнительном производстве срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ. Копия протокола вручается представителю банка или иной кредитной организации.

После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. В заявлении указываются:

- наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

- наименование и адрес подразделения судебных приставов;

- наименование и адрес банка или иной кредитной организации, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении;

- дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

- должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего протокол об административном правонарушении;

- требование о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ;

- иные необходимые сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.);

- перечень прилагаемых к заявлению документов.

Копии заявления и прилагаемых к нему документов направляются в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

К подаваемому в суд заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копий заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

Следует подчеркнуть, что соответствующее деяние банка или иной кредитной организации только тогда может образовать состав административного правонарушения, когда на счетах должника имеются денежные средства.

3. Статья 17.15 КоАП РФ:

"1. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора...".

Состав данного правонарушения образуется при выполнении сразу трех условий:

1) исполнительный документ неимущественного характера;

2) вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора;

3) должником не исполнено требование пристава, в котором установлен срок исполнения требований исполнительного документа.

При решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по данному составу важно понимать, что требование должно быть вынесено и вручено именно должнику. Это особенно важно, когда исполнительный документ выдан в отношении юридического лица. Так как ответственность предусмотрена только для должника, недопустимо выносить требование на имя директора организации и привлекать его как должностное лицо. При этом требование, вынесенное в адрес организации, допустимо вручить директору как ее руководителю.

4. Части 1 и 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

Правонарушения, предусмотренные данной статьей, совершаются лицами, уклоняющимися от исполнения административных наказаний в виде штрафа (ч. 1) или обязательных работ (ч. 4).

Относительно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ стоит понимать, что ответственность по данной статье наступает за неуплату любого административного штрафа, однако судебные приставы-исполнители наделены полномочиями по возбуждению административных дел в случае неуплаты:

1) штрафа как административного наказания, назначенного судом;

2) штрафа как административного наказания по административным делам, рассмотренным должностными лицами ФССП России (например, в случае неуплаты штрафа по ст. 17.14 КоАП РФ).

При решении вопроса о возбуждении дела по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ важно правильно исчислять сроки уплаты административного штрафа и сроки давности. По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу через 10 дней после его вынесения, а штраф подлежит уплате в течение 60 дней. Срок давности административного правонарушения по данной статье составляет три месяца. Таким образом, по общим правилам административный протокол не может быть составлен ранее двух месяцев и позднее пяти месяцев с момента вступления в законную силу постановления суда или должностного лица ФССП России.

По ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ ответственность наступает в случае уклонения от отбывания обязательных работ как административного наказания. Исполняя постановления по делам об административных правонарушениях, которыми назначено наказание в виде обязательных работ, судебный пристав-исполнитель выдает должнику направление к работодателю, с которым заключено соглашение о трудоустройстве таких должников. Игнорирование должником данного направления и образует состав административного правонарушения.

 

1.2. Порядок составления и содержание

административного протокола

 

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о правонарушении. Данной процедуре предшествует стадия выявления административного правонарушения и фиксации его признаков.

По ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ это обязательно совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий или иных процессуальных действий, предусмотренных Законом об исполнительном производстве. В любом случае перед составлением протокола необходимо зафиксировать признаки административного правонарушения в объяснениях сторон исполнительного производства или иных лиц, которые могут подтвердить наличие состава правонарушения, также это может быть акт совершения исполнительных действий или любой иной документ.

Законодательством не установлено бланка или шаблона протокола об административном правонарушении. Вместе с тем ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает минимальные требования к его содержанию:

- дата и место его составления;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.

Данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указывается в рассматриваемой статье: "...иные сведения, необходимые для разрешения дела". К упомянутым сведениям можно отнести только те сведения, которые являются доказательством в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ и относятся к рассматриваемому правонарушению, т.е. доказывают одно из обстоятельств, подлежащих выяснению по делам об административных правонарушениях:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательства прилагаются к протоколу об административном правонарушении в виде отдельных документов, а в самом протоколе необходимо привести их перечень. Обязательно необходимо приобщать копию исполнительного документа и постановления о возбуждении исполнительного производства: данные документы как подтверждают законность действия судебного пристава, так и позволяют определить правильную квалификацию деяния. Помимо обязательных документов разные составы административного правонарушения предусматривают приобщение разных доказательств.

 

Ст. 5.35 Акт совершения исполнительных действий, что должник отказался исполнить требования исполнительного документа
Ст. 17.14 1. Требование судебного пристава. 2. Документ, подтверждающий получение данного требования (если нет отметки в самом требовании). 3. Документ, подтверждающий факт неисполнения требования (акт исполнительных действий, запрос и ответ на него и т.п.)
Ст. 17.15 1. Постановление о взыскании исполнительского сбора. 2. Требование судебного пристава об исполнении исполнительного документа с конкретным сроком исполнения. 3. Документ, подтверждающий факт неисполнения требования (акт исполнительных действий, запрос и ответ на него и т.п.)
Ч. 1 ст. 20.25 На самом исполнительном документе должна быть отметка о том, что штраф не уплачен. Однако если должник настаивает, что штраф уплачивал, то документом может быть ответ из администрирующего органа (в чью пользу штраф), что штраф не уплачен. В противном случае достаточно только объяснения должника, что штраф не уплачивал
Ч. 4 ст. 20.25 1. Направление в организацию для отбытия наказания. 2. Запрос и ответ на запрос, что данный должник для отбытия наказания в указанную организацию не обращался

 

Как отмечалось выше, административное дело не может быть возбуждено, если прошел срок давности привлечения к административной ответственности. По административным правонарушениям, рассматриваемым должностными лицами ФССП России, данный срок составляет два месяца с даты их совершения, по делам, рассматриваемым судьей, - три месяца. Поэтому даже если в материалах исполнительного производства имеется достаточно данных, указывающих на событие административного правонарушения, то возбуждение дела за сроками давности является незаконным.

Установив, что в материалах исполнительного производства достаточно доказательств, подтверждающих состав административного правонарушения, и что срок давности не истек, судебный пристав составляет протокол об административном правонарушении. Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол составляется немедленно при обнаружении правонарушения. Однако, например, в случае, когда на месте совершения исполнительных действий, где зафиксирован факт неисполнения судебного решения неимущественного характера, сам должник отсутствует, немедленное составление протокола невозможно, в этом случае протокол составляется в течение трех дней. Для этого судебный пристав-исполнитель вызывает правонарушителя для составления протокола, одновременно разъясняя ему, что он вправе явиться для составления протокола с защитником, а в случае неявки протокол будет составлен в его отсутствие. Законодательством не установлен порядок вызова лиц для составления протокола, однако, учитывая, что протокол может быть составлен в отсутствие правонарушителя только в случае его надлежащего извещения, вызывать лучше повесткой, корешок которой будет являться подтверждением надлежащего уведомления в случае оспаривания протокола по этому основанию.

Перед началом составления протокола судебный пристав разъясняет правонарушителю его права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 24.1 КоАП РФ. В случае неявки лица для составления протокола протокол может быть составлен в его отсутствие, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Как отмечалось выше, помимо обязательных данных о лице, составившем протокол, и данных о правонарушителе важно подробно и обстоятельно описать само событие и все обстоятельства правонарушения со ссылкой на соответствующие доказательства, которые приложить к протоколу.

После составления протокола он предъявляется правонарушителю для ознакомления, а в случае составления в его отсутствие направляется по почте. Также после составления вместе со всеми приложениями протокол об административном правонарушении направляется лицу, уполномоченному его рассматривать. Как мы уже говорили, такими лицами являются суд (мировой или арбитражный) и должностные лица ФССП России (вышестоящее должностное лицо).

 

2. Порядок рассмотрения административных дел должностными

лицами ФССП России. Профилактика правонарушений: устранение

причин и условий, способствовавших совершению

административного правонарушения

 

2.1. Рассмотрение административных дел должностными лицами

ФССП России

 

Как уже было отмечено, некоторые дела об административных правонарушениях не только подведомственны ФССП России в части возбуждения, но и рассматриваются должностными лицами Службы. В соответствии с ч. 2 ст. 23.68 КоАП РФ от имени ФССП России рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководитель федерального органа (директор ФССП России - главный судебный пристав РФ);

2) руководители территориальных органов (управлений - главные судебные приставы субъектов);

3) руководители структурных подразделений (начальники районных, межрайонных и специализированных отделов - старшие судебные приставы).

Также в статье указано, что подобными полномочиями обладают заместители указанных лиц. Руководствуясь принципом подчиненности, следует полагать, что лицо, рассматривающее дело, должно быть выше по должностному положению, нежели лицо, составившее протокол, например, в случае возбуждения административного дела начальником отдела (старшим судебным приставом) данный протокол должен быть направлен для рассмотрения вышестоящему лицу, т.е. не ниже заместителя руководителя территориального управления. В противном случае возникает конфликт интересов: лицо, принимающее решение по делу, находится в служебной зависимости от лица, возбудившего дело, например, если протокол, составленный старшим судебным приставом, направлен для рассмотрения его заместителю.

Учитывая, что иные должностные лица не предусмотрены КоАП РФ (например, начальники отделов аппаратов управлений) то, несмотря на функциональное подчинение указанным сотрудникам, старший судебный пристав не вправе направлять им административное дело для рассмотрения.

На практике наиболее часто встречается ситуация, когда именно судебный пристав-исполнитель выявляет и документирует административное правонарушение. Это и неудивительно, так как именно судебным приставом, ведущим исполнительные производства, даются соответствующие поручения и требования, которыми возлагаются определенные обязательства и устанавливаются сроки их исполнения, нарушение которых и образует состав административного правонарушения. Следовательно, и порядок рассмотрения административного дела логичнее рассмотреть на наиболее часто встречающейся ситуации. Как уже отмечалось, после возбуждения дела об административном правонарушении судебный пристав-исполнитель в течение трех дней передает его для рассмотрения по подведомственности в суд или старшему судебному приставу. Порядок рассмотрения административных дел установлен гл. 29 КоАП РФ, и фактически данная процедура делится на три этапа, которые должны быть проведены в течение 15 дней:

1) подготовка к рассмотрению дела;

2) рассмотрение дела;

3) вынесение решения и его оглашение.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностное лицо ФССП России или ее территориального органа обязано произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Так, должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. При решении этого вопроса необходимо исходить из положений, закрепленных в гл. 23, в частности ст. 23.68 КоАП РФ.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет (в том числе дел, перечисленных в ст. 23.68 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно также установить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения им данного дела. Согласно ст. 29.2 КоАП РФ таковыми являются случаи, когда это должностное лицо приходится родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя, а также лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. Согласно ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ при наличии указанных обстоятельств заявляется самоотвод.

В процессе подготовки к рассмотрению дела должностное лицо ФССП России или ее территориального органа выясняет, правильно ли оформлены материалы дела. Этими материалами являются: протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы (акты, фиксирующие неисполнение судебного решения или требования судебного пристава-исполнителя), объяснение нарушителя и свидетелей, иные материалы, необходимые для решения вопроса о применении мер ответственности.

Особое внимание следует обратить на наличие обстоятельств, исключающих производство по делу. Их исчерпывающий перечень предусмотрен в ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения (например, недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие)); действия лица в состоянии крайней необходимости; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно в соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ принять решение о прекращении производства по делу, которое оформляется в виде постановления.

Должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно также оценить, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. В случае недостаточности доказательств оно согласно ст. 26.10 КоАП РФ вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

На этом же этапе должностное лицо ФССП России или ее территориального органа выясняет, есть ли ходатайства и отводы. Подробнее порядок разрешения ходатайств и отводов будет рассмотрен далее.

Этап подготовки дела к рассмотрению завершается принятием решения о назначении времени и места его рассмотрения. Согласно ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ процессуальной формой такого решения может быть определение с указанием места и времени рассмотрения дела, круга лиц, подлежащих извещению и вызову на рассмотрение дела.

После решения вопроса о назначении времени и места рассмотрения дела должностное лицо ФССП России или ее территориального органа должно вызвать лиц, указанных в ст. ст. 25.1 - 25.10 КоАП РФ. В связи с тем, что КоАП РФ не содержит указания на способ их извещения, должностное лицо может оформить вызов повесткой или требованием. Доказательством получения лицами, участвующими в деле, извещения о вызове является уведомление о вручении. Следовательно, направлять указанные документы необходимо заказной почтой с уведомлением о вручении или вручать лично под роспись. Выполняя данные действия, должностное лицо ФССП России или ее территориального органа обеспечивает реализацию процессуальных прав лиц, участвующих в деле.

Отсутствие в материалах исполнительного производства доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, является безусловным основанием для отмены вынесенного постановления о штрафе.

Следующим этапом является непосредственное рассмотрение дела об административном правонарушении. В это время должностное лицо ФССП России или ее территориального органа, рассматривающее дело, должно выяснить все обстоятельства правонарушения и установить виновность лица в его совершении.

При рассмотрении дела следует соблюдать сроки его рассмотрения, установленные ст. 29.6 КоАП РФ. Так, дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня вынесения акта, фиксирующего нарушение законодательства об исполнительном производстве. Согласно ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.

В соответствии с требованиями ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должны быть соблюдены следующие процессуальные требования: объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя, разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.

Должностное лицо, рассматривающее дело, также должно выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины их неявки и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Следует учитывать, что дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Вместе с тем защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ).

В силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. При отсутствии указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Кроме того, в процессе рассмотрения дела рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Заявлять ходатайства имеют право лица, перечисленные в ст. ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ. Ходатайства могут включать различные требования, например: о вызове свидетелей, дополнительных доказательствах, передаче материалов на рассмотрение по месту жительства лица и т.п. В соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ ходатайства подаются в письменной форме и подлежат немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства согласно ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ должно приниматься в форме определения, в то время как в случае его удовлетворения вынесения отдельного процессуального документа не требуется.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Необходимо помнить, что ст. 4.5 КоАП РФ установлен двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, истечение которого является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. По истечении указанного срока должностное лицо, рассматривающее дело, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (днем обнаружения следует считать день составления акта, фиксирующего нарушение законодательства об исполнительном производстве). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Последней стадией является вынесение постановления по делу об административном правонарушении. В постановлении о назначении административного наказания следует в обязательном порядке отражать обстоятельства, указанные в ст. 4.1 КоАП РФ, а именно: характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В ст. 29.10 КоАП РФ закреплены требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении. Данные условия должны быть соблюдены при вынесении постановления в обязательном порядке, поскольку отсутствие какого-либо обязательного требования, предъявляемого к постановлению, может повлечь за собой его отмену.

Следует отметить, что КоАП РФ не предусматривает возможности изложения только резолютивной части постановления, когда составление его мотивировочной части откладывается. Поэтому во всех случаях постановление по делу должно быть изготовлено в полном объеме и подписано должностным лицом, его рассматривающим. Согласно ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления должна быть вручена под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия постановления может быть выслана вышеуказанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

В соответствии с нормами КоАП РФ (ст. 32.2) в случае неуплаты административного штрафа в срок, установленный законом, постановление о привлечении к административной ответственности (взыскании штрафа) подлежит направлению судебному приставу-исполнителю. Таким образом, само постановление должно соответствовать требованиям не только административного (ст. 29.10 КоАП РФ), но и исполнительного (ст. 13 Закона об исполнительном производстве) законодательства.

При его вынесении следует помнить, что в случае его обжалования оно может быть отменено по формальным признакам, если не будет соответствовать ст. 29.10 КоАП РФ, а в случае его несоответствия ст. 13 Закона об исполнительном производстве данное постановление невозможно будет обратить к исполнению. К сожалению, и в шаблонах, включенных в АИС ФССП России, могут встретиться неточности, поэтому при рассмотрении административных дел важно знать требования обеих правовых норм к содержанию данного документа, следовательно, в постановлении должны быть отражены:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: