Коронация-омовение Шри Кришны




Шри Нарада сказал: «После всего содеянного угрюмый Ин­дра в сопровождении полубогов отправился в уединенное место на Говардхане, где в великом смирении склонился перед Госпо­дом Кришной.

Индра сказал: «О Бог богов! О Всевышний Господь! О совер­шенный и неисчерпаемый! О наидревнейший! О Величайший из величайших! О Верховный Господь Хари, трансцендентный к материальной природе! О владыка духовного неба! О повелитель вселенных, пожалуйста, прости меня и защити! Ты — изначаль­ная Личность Бога, абсолютный и полный. Ты нисходишь как десять аватар. Желая защитить Веды, коров и религию, а также уничтожить демонов во главе с Камсой, Ты явился в этот мир.

О Владыка духовного царства, как отец прощает сына, пожа­луйста, прости и меня, гордого глупца, введенного в заблуждение Твоей иллюзорной энергией, глупца, который стал источником тяжких оскорблений Твоих лотосных стоп. О господин полубогов, О прибежище вселенных, пожалуйста, будь милостив ко мне!

О Говардхана-дхари! О Говинда! О Господь, живущий в Гокуле как защитник коров! О повелитель пастухов! О возлюбленный гопи! О поднявший слона среди гор! О океан милости, о созда­тель вселенных! О благополучие и прибежище мира! О очарова­тель вселенных, очаровывающий миллионы богов любви! О воз­любленный Вришабхану-нандини! О светильник в семье царя Нанды! О всепривлекающий Кришна! О изначальная абсолют­ная Личность Бога! О владыка бесчисленных вселенных! О по­велитель Голоки! О друг и спутник Балая! Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой».

Шри Нарада продолжал: «Тог, кто, проснувшись утром, повторяет эти молитвы Индры, достигнет всех совершенств и избавится от страха и всех опасностей.

Вознеся молитвы, Индра вместе со всеми полубогами скло­нился перед Шри Хари. Корова-сурабхи принесла молока из мо­лочного океана и омыла на холме Говардхане большими потоками молока повелителя гопов, Шри Говинду.

Своими четырьмя хоботами опьяневший от счастья слон Айра­вата омыл Кришну водой священной Ганги. Счастливые полубоги, киннары, гандхарвы, мудрецы и олицетворенные Веды вознесли молитвы Господу Хари, осыпая Его цветами. Когда коронация-омовение Шри Кришны завершилась, великий царь гор, Говардхан, стал плавиться от счастья. Удовлетворенный, Господь оста­вил отпечаток Своей лотосной руки на расплавленном холме.

О царь, даже сегодня этот отпечаток можно увидеть на Говардхане. Знай, что место, где Кришна оставил отпечаток Своей стопы или руки, является священным местом, разрушающим все люд­ские грехи. Следующим после отпечатка стопы Кришны был след от копыта коровы-сурабхи. Небесная Ганга омыла своей водой Кришну на холме Говардхане, где мгновенно образовалось озеро Манаса-Ганга, также уничтожающая все грехи.

О царь, потоки молока коровы-сурабхи, которые омыли Го­винду на холме Говардхане, образовали Говинда-кунду, разруша­ющую самые тяжкие грехи. Иногда вода в этом озере на вкус подобна чудесному молоку. Тот, кто омывается в этом озере, до­стигнет лотосных стоп Говинды.

Почтительно обойдя вокруг Господа Хари, предлагая множе­ство подношений с восклицаниями «Вся слава!» и осыпая Его цветочными лепестками, счастливые полубоги, поклонившись Господу, вернулись в свои обители.

Тот, кто услышит это описание церемонии абхишеки Шри Кришны, обретет благо даже большее, чем от проведения десяти жертвоприношений ашвамедха. Он отправится в высшую обитель Верховного Господа».

 

Глава пятая

Диспут среди пастухов

Шри Нарада продолжал: «Видя удивительные деяния Криш­ны, гопы и гопи сказали Нанде и Яшоде: «О царь пастухов, никто в твоей семье не мог поднять холм. О Яшода, ты не можешь удер­жать даже простой камень семь дней. Разве может семилетний малыш обладать такой силой? Насколько могучим должен быть человек, чтобы поднять эту огромную гору, царя среди гор? Нас одолевают сомнения относительно сверхъестественной силы ва­шего сына. Одной рукой Он играючи держал гигантскую гору, как слон держит лотос, или как ребенок держит гриб. О Яшода и Нанда, ваши тела золотистого цвета, почему же тело вашего сына смугло-голубоватое? Он явно отличается от членов своей семьи. Он подобен кшатрию. Кшатрийская природа Баларамы очевидна. Он родился в семье кшатрия, в династии бога луны. Если вы не раскроете нам истину, мы уйдем из деревни. Был ли этот мальчик действительно рожден в семье пастухов? Если вы не скажите правду, то могут возникнуть большие споры и разногласия».

Яшода, услышав слова пастухов, испугалась, а Махараджа Нанда спокойно сказал разгневанным пастухам: «О гопы, я в точ­ности перескажу вам все слова Гарги Муни. О пастухи, услышав его слова, вы быстро избавитесь от сомнений. Гарга Муни сказал: «В слове «Кришна» буква «к» означает «возлюбленный богини удачи», буква «р» означает имя «Рама», буква «ш» — «тот, кто обладает шестью достояниями» или «тот, кто живет на Шветадвипе». Буква «н» означает «Нарасимха», буква «а» — «вечный» или «тот, кто наслаждается тем, что предлагают на жертвенном огне», а буква «х» означает «Нара-Нараяна Риши». Эти шесть букв в соединении формируют имя изначальной Личности Бога, который полон всех совершенств. Вот почему этого мальчика зо­вут Кришна. В другие эпохи цвет Его тела — белый, красный или желтый, но в конце Двапара-юги и в начале Кали-юги этот мальчик становится темного цвета (кришна). Поэтому сына Нанды зовут Кришна. Он — Господь, который управляет восемью васу (сердцем, умом, разумом и пятью чувствами), Его также зо­вут Васудева.

Поскольку Он — супруг дочери царя Вришабхану, Радхи, ко­торая родилась во дворце Кирти-деви, Его также называют Радха-пати. Шри Кришна — изначальный Верховный Господь. Он - абсолютный владыка бесчисленных вселенных. В царстве Голо­ки Он сияет безграничной трансцендентной славой. Чтобы осво­бодить Землю от непомерного бремени, уничтожить демонов во главе с Камсой и защитить преданных, Он сейчас явился как твой сын. О потомок Бхараты, Его именам нет числа. Его имена скрыты даже от Вед. Его необыкновенные игры проявят Его име­на. Не удивляйся Его деяниям». Когда я услышал, что сказал Гар­га Муни о моем сыне, я не усомнился в его словах. Слова Вед и слова чистого брахмана — абсолютная истина».

Гопы сказали: «Если великий мудрец Гарга Муни действи­тельно приходил в твой дом и провел церемонию наречения именем, почему ты не позвал своих родственников? Ты скрывал это в тайне от всех, даже когда эта церемония была проведена в твоем доме!»

Шри Нарада сказал: «Произнося эти речи, пастухи рассер­дились на Нанду и, покинув его дворец, отправились к царю Вришабхану. Разгневанные на своего родственника Нанду, все гопы пришли к Махарадже Вришабхану, другу Нанды, и ска­зали: «О уважаемый Вришабхану, ты — олицетворение добро­детели. Ты — лучший в нашем селении. О царь, о лидер гопов, расторгни узы дружбы с царем Нандой!»

Шри Вришабхану сказал: «Что плохого вам сделал царь Нан­да, почему я должен разрывать с ним узы дружбы? Царь Нан­да - объект поклонения для всех пастухов. Он подобен дра­гоценной короне, украшающей наше общество. Он мой самый дорогой друг».

Гопы сказали: «О царь, если ты не прекратишь с ним общаться, мы, жители Враджа, не будем поддерживать с тобой никаких от­ношений. О мудрейший, в твоей семье есть дочь, созревшая для замужества. Если ты, лучший из собрания пастухов, обезумев­ший от своего богатства, не сможешь выдать свою дочь замуж за достойного жениха, в этом ты будешь повинен сам. Если ты не прекратишь дружбу с царем Нандой, мы изгоним тебя из нашей общины. О добродетельный, отвергни, отвергни царя Нанду!»

Шри Вришабхану сказал: «О пастухи, я хочу пересказать вам слова Гарги Муни. Эти слова избавят вас от всех беспокойств. Гарга Муни сказал: «Мальчик, родившийся в доме Нанды, — вла­дыка бесчисленных вселенных. Он — хозяин Голоки и величай­шийиз величайших. Никто не может даже сравниться с Ним. По просьбе Брахмы Шри Кришна низошел в эту вселенную, чтобы освободить Землю от бремени и уничтожить всех демонов во гла­ве с Камсой. Шри Радха, которая в царстве Голоки является пер­вой царицей Шри Кришны, родилась в твоем доме. Ты не знаешь, насколько Она возвышенна. Я не хочу устраивать свадьбу Радхи и Кришны. Они будут помолвлены в лесу Бхандираван, на берегу Ямуны. В уединенном месте в лесу Вриндавана Брахма прове­дет обряд виваха (свадьбу). О лучший из гопов, пожалуйста, пой­ми, что в царстве Голоки Радха — главная царица Шри Кришны, Верховного Господа, бесценного сокровища всего мира. Все вы гопы пришли на Землю с Голоки. Гопи и коровы также низошли с Голоки по желанию Радхики».

Завершив свою речь, великий мудрец Гарга удалился. С того дня я не сомневаюсь в возвышенном положении Радхики. Слова Вед и слова безупречного брахмана — непреложная истина, не требующая доказательств. О гопы, я объяснил вам все, что еще вы хотели бы услышать от меня?»

 

Глава шестая

Испытание Кришны

Выслушав царя Вришабхану, изумленные враджаваси успо­коились, избавившись от сомнений.

Гопы сказали: «О царь, ты говоришь истину. Радха — воз­любленная Господа Хари. По милости Его энергий ты обрел богатства и славу в этом мире. Мы видим, что в твоих владени­ях — тысячи опьяненных слонов, миллионы быстрых скакунов, миллионы колесниц, сияющих как виманы полубогов, миллионы прекрасных паланкинов, миллионы и миллионы дивных коров, украшенных золотом и драгоценностями, множество богатых дворцов и всевозможные удовольствия. Даже сам Камса пора­жен, когда видит твою удивительную силу. Ты стал зятем царя Бхаландана, правителя Каньякубджи. Ты богат как Кувера. Даже богатый дворец Махараджи Нанды не сравнится с твоими богат­ствами и роскошью. Царь Нанда, владелец многих коров, — бедняк по сравнению с тобой. О господин, если сын Нанды действительно Верховный Господь, тогда, пожалуйста, испытай Его, чтобы мы во­очию увидели Его божественность».

Выслушав их просьбу, царь Вришабхану разработал план, продумав ход действий, чтобы определить степень богатства царя Нанды.

Пока все ждали, царь Вришабхану взял десять миллионов ожерелий с огромными жемчужинами, каждая жемчужина сияла как миллионы лучезарных корон, положил их во множество дра­гоценных шкатулок и послал красивых мужчин к царю Панде с предложением свадьбы для его сына.

Войдя в собрание Панды, поклонившись и представив шка­тулки с жемчугом, красивые мужчины, передав предложение для свадьбы, сказали Нанде: «Царь Вришабхану, зная, что его дочь, сияющая как миллионы лун, с глазами, словно лепестки свеже­го лотоса, уже достигла брачного возраста, долго размышлял над тем, кто должен стать Ее мужем, и пришел к выводу, что твой сын, способный очаровать даже самого Купидона, и который лишь одной рукой поднял холм Говардхан, — самая достойная личность для Нее. О повелитель вайшьев, о господин, прослав­ленный царь Вришабхану отправил нас к тебе с этим посланием. Прими эти жемчужные ожерелья как свадебный дар. И, пожа­луйста, предложи аналогичные подарки для его дочери, почита­емой всеми».

Посмотрев на драгоценные дары царя Вришабхану, Нанда удивился. Думая о том, чтобы спросить Яшоду есть ли у них что-нибудь равноценное этому дару, он отправился во внутренние покои дворца. Долго размышляя, царь Нанда и Яшода пришли к заключению: «В нашем дворце нет ничего равноценного этим драгоценным жемчужинам. Если мы не найдем достойного по­дарка, мы опозоримся перед людьми. Все будут смеяться над нами. Что же делать? Какой дар мы можем предложить для сва­дебной церемонии Кришны?»

Увидев, что Нанда и Яшода опечалились, что у них нет равно­ценного подарка для дочери царя Вришабхану, Господь, защитник бедных, взял сто жемчужных ожерелий и собственными руками посадил жемчужины одну за другой в землю, словно земледелец, сеющий семена. Когда Нанда, пересчитывая жемчужные ожере­лья, недосчитался ста ожерелий, он удивился и стал размышлять: «Увы, куда пропали сто ожерелий? Кажется это проделки моих сыновей. Теперь мое несчастье увеличилось вдвое. Я должен спросить Кришну и Балараму, может Они взяли эти ожерелья и сейчас играются с ними».

Размышляя так, Нанда спросил Кришну. Господь Говардхана-дхари улыбнулся и почтительно ответил Махарадже Нанде: «Мы, пастухи, относимся к сословию вайшьев, земледельцев. Поэтому мы сажаем все виды злаков. Я посадил несколько жем­чужин на поле».

Услышав слова своего юного сына, Нанда еще больше опе­чалился, и, отругав Его, немедленно пошел с Кришной на поле, чтобы выкопать все посеянные жемчужины. Придя на место, они увидели сотни чудесных высоких с зеленой листвой деревьев, плодоносящих жемчугом.

О царь, в том месте они увидели, что на деревьях выросли миллионы и миллионы жемчужин, сияющих как множество звезд в ночном небе. Ликующий от счастья, Нанда убедился, что Кришна — Сам Верховный Господь. Эти лучезарные жемчужи­ны были гораздо больше посеянных жемчужин. Собрав милли­оны и миллионы жемчужин и уложив их на множество тележек, Нанда, царь Враджа, отдал их мужчинам, которые принесли сва­дебный дар от Махараджи Вришабхану. Они взяли дар Нанды и отвезли его Вришабхану. О царь, все, кто слышал об этом случае, прославили великое богатство Нанды.

Изумленные и осознавшие, что сын Махараджи Нанды дей­ствительно — Верховная Личность Бога, все жители Враджа склонились перед царем Вришабхану.

С того дня все жители Враджа узнали, что Радха — возлю­бленная Господа Хари, а Хари — возлюбленный Радхи.

О царь Митхилы, место, где сын Нанды посадил жемчуг, пре­вратилось в озеро Мукта-саровара, царя святых мест. Тот, кто в этом месте даст милостыню в виде одной жемчужины, достигнет результата раздачи ста тысяч жемчужин. И в этом нет сомнений.

Итак, я рассказал тебе о гирираджа-махотсаве, которая удо­влетворяет чувства и дарует человеку освобождение. О чем ты еще хотел бы услышать?»

 

Глава седьмая

Святые места Шри Гирираджа

Шри Бахулашва спросил: «Сколько святых мест находится на холме Говардхане? О великая душа, ты наделен божественным видением. Пожалуйста, расскажи мне об этом».

Шри Нарада сказал: «О царь, Вриндавану и холму Говардхану, драгоценной короне Голоки, поклоняются как лучшим из всех святых мест. Говардхан очень дорог Шри Кришне. Он подобен зонтику Верховного Господа. Он защищает коров, гопов и гопи. Какое же святое место лучше, чем холм Говардхан? Господь, вла­дыка всех миров, осмеял поклонение Индре и в обществе Сво­их родственников провел поклонение холму Говардхану. Шри Кришна — изначальный Верховный Господь, не имеющий Себе равных, господин Голоки и правитель бесчисленных миров.

Даже четырехглавый Брахма не в силах понять славу холма Говардхана, где Господь вечно наслаждается играми со Свои­ми друзьями мальчиками-пастушками, где Он развлекается в Манаса-Ганге, избавляющей своими потоками от последствий величайших грехов, где сияют великолепием и чистотой Говинда-кунда, Чандра-саровара, Радха-кунда, Шьяма-кунда, Лалита- -кунда, Гопала-кунда и Кусума-саровара.

На том камне, к которому прикоснулась корона Кришны, оста­лись отпечатки Его короны. Любой, кто увидит такой камень, все равно, что воочию увидит корону Господа. Даже сегодня на Го­вардхане есть камни с отпечатками изображений, оставленных Кришной, они называются читра-шилами. Когда Кришна играл с мальчиками, Он отбивал музыкальные ритмы на определенном камне. Этот камень, разрушающий тяжкие грехи, называется вадани-шила (музыкальный камень).

Место, где Кришначандра играл в мяч с мальчиками, называ­ется кандука-кшетра (поле для игры в мяч). Тот, кто увидит на Говардхане место индра-пада, склонится к брахма-паде, или ис­купается в пыли этих мест, достигнет обители Господа Вишну.

Место на Говардхане, где Господь Мадхава украл тюрбаны гопов, называется Аушниша-тиртха. Оно уничтожает грехи. Однажды, услышав звон ножных колокольчиков гопи, которые шли по дороге продавать йогурт, Кришна, очаровывающий самого Купидона, остановил их. Держа в руках флейту и посох, Кришна, возглавляющий пастушков, преградил дорогу гопи и потребовал: «Вы должны заплатить Мне налог!»

Гопи ответили: «Мошенник, уйди с дороги вместе со Своими гопами, не заграждай нам путь! Ты слишком жаден до йогурта. Мы пожалуемся на Тебя Камсе, и он посадит в тюрьму не только Тебя, но и Твоих мать и отца».

Верховный Господь сказал: «Я убью этого жалкого Камсу и всех его приспешников. Я торжественно обещаю исполнить эту клятву! Каждый день Я буду приводить коров из Матхуры на холм Говардхан».

После этих слов, Кришна и мальчики схватили горшки с йо­гуртом и радостно поставили их на землю.

Улыбающиеся гопи сказали: «Кришна отважный, бесстраш­ный, говорливый герой только в этом уединенном месте в лесу, но в городе, среди старших мужчин, Он ведет Себя как кроткий агнец. Мы, несомненно, все расскажем Нанде и маме Яшоде, что Он сделал сейчас». И отправились по домам.

Затем Кришна и все пастушки, сделав чашки из листьев нипа и палаша, насладились вкусным йогуртом и пиччхалой.

О царь царей, это священное место, где были сделаны чашки из листьев нипа и палаша, называется Дропа-тиртха. Тот, кто в этом месте раздаст йогурт в виде милостыни, выпьет йогурт из чашки из листьев, а затем выразит почтение этому месту, отпра­вится на Голоку и никогда не покинет ее.

Место, где Кришна и пастушки играли в жмурки и прятки, на­зывается Лаукика-тиртха. Оно уничтожает все грехи.

Просто созерцая Кадамба-тиртху, где Хари наслаждался мно­жеством игр, человек получит такое же тело, как у самого Госпо­да Нараяны.

О царь Митхилы, место на Говардхане, где Радху украшали в течение танца раса, называется Шрингара-мандалой (местом украшений). Форма Кришны, которую Он проявил, когда поднял холм Говардхан, по-прежнему присутствует в Шрингара-мандале.

О царь, после 4108 лет от начала Кали-юги, все увидят, как Господь Кришна выйдет из пещеры Говардхана и проявит Свою трансцендентную форму в Шрингара-мандале. Святые предан­ные назовут эту форму Господа Шринатхой. Он всегда будет на­слаждаться играми на Говардхане. В Кали-югу люди, которые увидят эту форму Господа, обретут высшее духовное благо.

По четырем углам холма Говардхана расположены формы Гос­пода Джаганнатхи, Господа Ранганатхи, Господа Двараканатхи и Господа Бадринатхи. Шринатха находится в середине холма Говардхана. Эти пять форм Господа проявлены на земле священ­ной Бхарата-варши. Эти четыре Божества являются четырьмя столпами в храме вечной религии. Они установлены для защиты Их преданных от всех страданий и бедствий. Тот, кто увидит Их, обретет трансцендентное тело как у Господа Нараяны.

Разумный человек, который посещает места этих Божеств, но не смотрит на Господа Шринатхаджи, не обретет истинного результата своего посещения. Тог, кто смотрит на Господа Шринатхаджи, обретет результат созерцания всех четырех Божеств на холме Говардхане.

О царь Митхилы, грешник, который склонится к отпечаткам стоп Айраваты и Сурабхи на холме Говардхане, отправится на Вайкунтху. Человек, который видит отпечатки рук и стоп Шри Кришны, Высшей Души, и почтительно склоняется перед ними, отправится в трансцендентную обитель Шри Кришны.

О царь, эти озера и другие святые места являются частями тела холма Говардхана. Итак, о чем еще ты хотел бы услышать?»

 

Глава восьмая

Богатства Шри Гирираджа

Шри Бахулашва сказал: «О лучший из мудрецов, какие святые места расположены в разных частях тела Гирираджа?»

Шри Нарада сказал: «О царь Митхилы, мудрецы знают только самые знаменитые части тела Гирираджа. Они не знают все, поскольку их очень много. Как безличный Брахман присутствует повсюду, так богатства Господа постоянно присутствуют во всех частях тела Говардхана. Сейчас я опишу тебе их.

Ниже Шрингара-мандалы находятся уста Говардхана, куда Господь и враджаваси приносили горы пищи. Манаса-Ганга - это глаза Гирираджа, Чандра-саровара — его нос, Говинда-кунда — его губы, Шьяма-кунда — его подбородок. Радха-кунда — его язык, Лалита-кунда его щеки, Гопала-кунда — его уши, а Кусума-саровара — его внутреннее ухо.

О царь Митхилы, знай, что камень, отмеченный короной Кришны (маули-шила), -— лоб Гирираджа. Камень, украшенный изображениями и рисунками (читра-шила), — его голова, а му­зыкальный камень (вадани-шила) — его горло. Кандука-тиртха является двумя его боками, Аушниша-тиртха — его талия, Дрона-тиртха — его спина, а Лаутика-тиртха — его живот. Кадамба- кханда — грудь Гирираджа, а Шрингара-мандала — его жизнь. Отпечатки стоп Шри Кришны -— сердце Говардхана. Отпечатки рук Кришны — разум благородного Гирираджа, отпечатки стоп Айраваты — его стопы, а отпечатки копыт коровы-сурабхи— его крылья. Пуччха-кунда — его хвост, Ватса-кунда — его сила, Рудра-кунда — его гнев, а Шакра-саровара — его желание. Мудрецы говорят, что Кувера-тиртха — решимость Гирираджа, Брахма-тиртха — его энергичность, а Яма-тиртха — его эго.

Итак, о царь, я описал тебе части тела Гирираджа, которые очищают человека от всех грехов. Тот, кто слушает о славе и бо­гатствах холма Говардхана, становится лучшим из людей и достойным отправиться на Голоку, высшую обитель, которую не могут достичь даже величайшие йоги. Тот, кто созерцает холм Говардхан, проявившийся на груди Господа Хари, который является царем царей всех гор, и который был принесен на Землю могущественным мудрецом Пуластьей, освободится из кругово­рота рождения и смерти».

 

Глава девятая

Явление Шри Гирираджа

Шри Бахулашва сказал: «Говардхан очень дорог Господу Хари. Он — царь гор. Ни одно святое место на Земле или в небесах неможет сравниться с ним. Когда и как холм Говардхан родился на груди Шри Кришны? О мудрец, пожалуйста, расскажи мне об этом. Тебе ведомо, что происходит в сердце Господа Хари».

Шри Нарада сказал: «О добродетельный царь, пожалуйста, выслушай историю появления Голоки, историю, которая дарует людям четыре цели жизни, и которая описывает трансцендент­ные деяния Шри Кришны, Верховного Господа. Он — Высшая Личность, не имеющая начала, совершенная и полная в Себе. Он — владыка всех достояний. Он пребывает вне гун матери­альной природы и за пределами материального бытия. Время не имеет существования в трансцендентной обители, где луче­зарный Господь вечно наслаждается Своими играми.

О царь, в этой обители полностью отсутствует иллюзия. Ни мaxam-mаттва, ни материальные гуны природы не имеют там своего иллюзорного влияния. В этой обители нет материального ума, разума и ложного эго.

Однажды в Своей вечной обители Верховный Господь, чья форма абсолютно духовна, пожелал расшириться, и таким обра­зом проявил форму Господа Шеши с гигантскими белыми коль­цами и клобуками. Весь мир поклоняется Голоке, обители Господа. Преданный, который приходит на Голоку, никогда не возвращается в мир рождения и смерти.

Ганга, путешествующая по всему материальному миру, появилась с лотосных стоп Господа Кришны, владыки бесчисленных вселенных и повелителя духовного царства Голоки.

О царь, Ямуна, лучшая из рек, украшенная тюрбаном и цветочными гирляндами, проявилась из левого плеча Господа Кришны. Сияющая мандала танца раса, состоящая из золота и драгоценных камней и украшенная множеством декораций, проявилась из лодыжек Шри Кришны. Из Его ног появилась лесная роща (никунджа), богатая многочисленными озерами, быстрыми ручейками, деревьями, лианами, уютными домиками, двориками, дорожками, павильонами, сладостью весны, павлинами, пчела­ми и поющими кукушками.

Вриндаван, лучший из всех лесов, появился из коленей Шри Кришны, а Лила-саровара — из Его бедер. Золотая земля, укра­шенная самоцветами, появилась из талии Кришны. Множество цветущих лиан мадхави появились из линии волос на Его живо­те. На этих лианах сидели птицы и шмели. Отягощенные цвета­ми и плодами, лианы сгибались, словно многочисленные святые девушки.

Из лотосного пупка Господа проявилось множество тысяч ло­тосов. Они сияли поразительной красотой в озерах божествен­ной обители Шри Хари. Из трех складок на талии Господа по­явился приятный прохладный ветерок. Из ожерелья на Его шее проявились прекрасные города Матхура и Дварака. Восемь дру­зей Господа, во главе со Шридамом, проявились из рук Кришны. Из Его запястья появился Нанда, а из кистей Господа появился Упананда.

Из плечевых лопаток Шри Кришны появились все Вришабха­ну. Из волос на Его теле появились гопы. Из ума Кришны возник­ли коровы и быки, представители религии. Из разума Кришны появились трава, растения и деревья. Из левой части Его тела появилось золотое сияние, разделившееся на Его возлюбленных: Лилу, Шри, Бху и Вираджу. Одна из Его возлюбленных — это Лилавати. Однако мудрецы знают, что самой главной и дорогой возлюбленной Шри Кришны является Шри Радхика. Из рук Шри Радхи проявились Ее подруги Лалита и Вишакха.

О царь, помощницы-гопи Шри Радхи появились из волосков на Ее теле. Так Господь Мадхусудана проявил обитель Голоку. Проявив Свою вечную обитель, Господь, абсолютный и всесовершенный Верховный Господь, господин бесчисленных все­ленных, сиял великолепием в обществе Шри Радхи. Однажды на раса-мандале, где сладко звенели ножные браслеты и коло­кольчики, где сияли драгоценные дворики с жемчужными балда­хинами, навесами из цветов лиан малати, наполненных нектарным медом, где звучали флейты и мриданги и слышалось мело­дичное пение юных гопи, Радха, бросив украдкой взгляд на Своего возлюбленного Мадана-мохана, щедро раздающего сладкий нектар, сказала.

Шри Радха сказала: «О Господь всех миров, если Моя любовь в танце раса доставила Тебе удовольствие, тогда Я хотела бы, чтобы Ты исполнил одно Мое желание».

Шри Кришна ответил: «О дивнобедрая девушка, Ты можешь просить Меня исполнить любое желание Твоего сердца. О Моя возлюбленная, если Я Тебе этого еще не давал, Я с любовью дам Тебе всё, что бы Ты ни пожелала».

Шри Радха сказала: «В лесу Вриндавана, в уединенном месте на берегу Ямуны, пожалуйста, прояви особую арену для танца раса. О Бог богов, это то, чего Я хочу».

«Да будет так», - задумчиво произнес лотосоокий Господь и заглянул глубоко в сокровищницу Своего сердца. Пока гопи на­блюдали за Кришной, Его любовь в форме огня и воды вышла из недр Его сердца, словно росток, проклюнувшийся из земли. Упав на землюраса-мандалы, эта любовь выросла в гигантскую гору с множеством пещер и быстрых ручейков, с красивыми деревьями кадамба, бакула и ашока, с цветущими лианами, с цветами мандара и жасмина, а также с дивно поющими птицами.

В одно мгновение эта гора приняла исполинскую форму в во­семьсот тысяч миль в ширину и восемь миллиардов миль в длину. Она напоминала второго Ананта Шешу или гигантского слона и была четыре миллиарда миль в высоту. Этот размер горы — ве­чен. Высота ее пиков достигала сто восемь миллионов миль. Эта гора была подобна высокому дворцу с множеством золотых куполов Некоторые назвали эту гору Говардхан, а другие — Шаташринга (сто пиков).

Эта гора стала расширяться и увеличиваться по собственному желанию. Когда гора расширялась, Голоку охватили страх и волнение. Тогда Господь Хари немедленно взобрался на гору и хлопнул по ней ладонью.

Господь сказал: «Зачем ты так сильно расширяешься? Увеличиваясь, ты покрываешь и заслоняешь собой всю планету. Почему бы тебе не остановиться?» Так Господь Хари остановил постоянный рост великой горы.

Смотря на лучшую из гор, Шри Радха, возлюбленная Господа Хари, была очень довольна. О царь, Она наслаждалась играми с Кришной в уединенных местах на этой горе. Так Говардхан, лучший из гор, который очень дорог Господу, вмещающий в себя все святые места, был проявлен Кришной, чье тело сияет как грозовое облако.

Холм Говардхан родился от жены Дроначалы на западе Бхарата-варши в Шалмали-двипе. Пуластья Муни принес Говардхан на Землю во Враджа-мандалу. О царь Видехи, я уже рассказал тебе об этом. Поскольку холм Говардхан имел пристрастие по­стоянно расширяться, Господь Кришна устроил так, что мудрец Пуластья проклял его, чтобы тот с каждым днем уменьшался в своих размерах».

 

Глава десятая

Слава Шри Гирираджа

Шри Нарада продолжал: «Существует одна интересная древ­няя история. Слушая ее, человек избавится от всех грехов. Од­нажды, чтобы отплатить долг мудрецам и предкам, брахман по имени Виджая, живущий на берегу реки Гомати, отправился в Матхуру, в святое место, освобождающее от всех грехов. Испол­нив религиозные обязанности, он пошел к холму Говардхану и подобрал там небольшой камень. Медленно переходя из леса в лес, он вышел за пределы Враджа-мандалы. И в тот момент он вдруг увидел приближающегося к нему гигантского ракшаса. У этого чудовища было три головы, три туловища, шесть рук, шесть ног, огромный рот и большой с раздувающимися ноздря­ми нос. Его руки были подняты высоко в небо, а высунутые ло­патообразные языки вызывающе двигались. Волосы на его теле походили на спутанные шипы, зверские глаза горели красным пламенем, а изо рта торчали изогнутые клыки.

О царь, желая пожрать брахмана, свирепый монстр, издав хриплый рык, угрожающе предстал перед ним. Тогда брахман со всей силы запустил в монстра камень, поднятый им с холма Говардхана. Пораженный говардхана-шилой ракшас был сражен наповал и мгновенно расстался с жизнью. Преобразившись в лу­чезарную личность с большими лотосными глазами, облаченную в желтые одежды, с гирляндой из лесных цветов, с короной и драгоценными серьгами, с флейтой и посохом, эта душа, вышед­шая из тела ракшаса и сияющая как Камадев, со сложенными руками снова и снова кланялась брахману.

Освобожденная душа сказала: «О лучший из брахманов, ты великодушно даровал мне освобождение. О благородный брах­ман, ты избавил меня от мучительного пребывания в теле рак­шаса. Только благодаря тому, что этот камень коснулся меня, я обрел высочайшее благо. Никто кроме тебя не мог освободить меня из этого ужасного состояния». Брахман ответил: «Я удивлен твоими словами. У меня нет никакой силы освобождать других. Я не знаю, как случилось, что от прикосновения этого камня ты обрел освобождение. О святая душа, пожалуйста, расскажи мне, почему это произошло».

Освобожденная душа сказала: «Прославленный холм Говардхан — личная форма Господа Хари. Просто созерцая его, человек достигает высшей цели жизни. Созерцая Говардхан, человек обретает в миллионы раз большее благочестие, чем от паломничества по горе Гандхамадана.

О брахман, благодаря совершению аскез в течение пяти тысяч лет на горе Кедара, человек достигает удивительного результата, и того же результата он достигает, просто находясь одно мгнове­ние рядом с Говардханом. Находясь один месяц у холма Говардхана, человек обретает в миллионы раз больше благочестия, чем от раздачи золота в виде милостыни в горах Малайя.

Даже несмотря на то, что человек совершил сотни грехов, если он на горе Мангала раздаст золото в виде милостыни, он обретет духовное тело, подобное телу Господа Вишну. Тот же са­мый результат достигается просто созерцанием Гирираджа. Нет другого места священнее, чем холм Говардхан.

О дваждырожденный, просто посещая Говардхан, человек об­ретает благочестие в сотни тысяч раз большее, чем от поклоне­ния многочисленным брахманам и раздачи десяти миллионов ко­ров с золотыми рогами в качестве милостыни на священных го­рах Ришабха, Кутака и Колака.

Просто обходя Гирирадж, царя гор, человек обретает благо­честие в миллионы раз большее, чем от паломничества по горам Ришьямука или Девагири. Никогда не было и никогда не будет на Земле более святого места, чем холм Говардхан, или равного ему.

Омываясь каждый день в течение десяти лет в Видьядхара-кунде на Шри Шаиле, человек достигает результата совершения сотен жертвоприношений. Но благодаря одному омовению в Пуччха-кунде на Говардхане, человек обретает результат совер­шения миллионов жертвоприношений. И в этом нет сомнений.

Тот, кто совершает ашвамедха-ягью на горах Венката, Варидхара, Махендра или Виндхья, достигнет положения Индры, царя небес. Тот же, кто проводит ашвамедха-ягью на Говардхане и раздает достойные пожертвования, отправится в высшую оби­тель Вишну, за пределы царства царя Индры.

О лучший из брахманов, омываясь в священных реках, раздавая пожертвования, совершая аскезы и благочестивую деятель­ность в течение Шри Рама-навами на горе Читракут; в течение третьего дня месяца Вишакха на Париятре; в течение полной луны на горе Кукура; в течение Двадаши на горе Нила, или в течение Саптами в Индракиле, человек обретает плоды величайшего благочестия. Но паломничество по земле Бхарата-варши в миллионы раз превышает эти результаты. Однако паломничество вокруг холма Говардхана бесконечно превышает все вышеопи­санные результаты благочестия.

Раздавая милостыню, совершая тапасьи, омываясь в священ­ных реках, воспевая священные гимны и мантры, или поклоня­ясь брахманам и Верховной Личности Бога на реке Годавари, горе Симха, в священных местах, таких как Маяпур, Кумьяхага, Пушкар, Пушья-накшатра, Курукшетра, Рави-граха, Чандра-граха, Каши, Пхалгуна, Наимиша, Шукара, Ганамуктида, Мадхупури, Кхандава, Ватешвара-маха-вата, Макарарка, Праяг, Бархишмати, Ваидхрити, Айодхья-сараю-гира, Шри Рама-навами-дина, Ваиджанатха-шубха-вана, Дарша, Сома-вара, Ганга-сагара-сангама, Дашами, Сетубандха, Шри Рангам, Саптами-дина, или в дни Экадаши, Двадаши, Джанмаштами, в Пурниму, Шива-чатурдаши, или в месяц Карттика, человек обретает величайшее благочестие. О лучший из брахманов, но, посещая холм Говардхан, человек обретает в миллионы раз больше духовного блага, чем все вышеописанные действия в этих различных священных ме­стах вместе взятых.

Тот, кто медитирует на Господа Кришну и омывается в свя­щенной Говинда-кунде, после оставления материального тела получает духовное тело, подобное телу Господа Кришны. Ни ты­сячи жертвоприношений ашвамедха, ни сотни жертвоприноше­ний раджасуя не могут сравниться с посещением Манаса-Ганги на Говардхане. О брахман, ты непосредственно увидел и прикоснулся к холму Говардхану и омылся в его священных кундах. В этом мире нет более удачливого человека, чем ты. Если ты не веришь моим словам, тогда посмотри на этого великого греш­ника, который, просто прикоснувшись к говардхана-шиле, обрел трансцендентное тело, подобное телу Господа Кришны».

 

Глава одиннадцатая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: