Шри Нанда сказал: «О мудрый Саннанда, тебе известно то, что неизвестно нам. Мы услышали из твоих уст о славе Враджа-мандалы. Теперь, пожалуйста, расскажи нам о явлении холма Говардхана. Почему люди называют его лучшим из гор и царем гор? Из какого мира явилась сюда река Ямуна? О лучший из мудрых, пожалуйста, поведай нам их славу».
Шри Саннанда ответил: «Однажды в Хастинапуре, как слышали многие люди, царь Панду сказал добродетельному Бхишме: «Когда изначальная Верховная Личность Бога, Шри Кришна, царь Голоки и властелин бесчисленных вселенных, решил низойти на Землю, чтобы облегчить ее бремя, Он сказал Шри Радхе: «Моя дорогая, не бойся, Тебе нужно просто низойти на Землю».
Шри Радха ответила: «Мое сердце не будет счастливо в том месте,где нет леса Вриндавана, реки Ямуны и холма Говардхана».
Тогда Господь Хари ниспослал Свою обитель протяженностью в девяносто четыре мили на Землю вместе с рекой Ямуной и холмом Говардханом. Почитаемая всеми мирами и состоящая из двадцати четырех лесов, эта обитель Вриндавана сейчас проявилась на Земле. Холм Говардхан был рожден на западе Бхарата-варши, в средней части Шалмали-двипы, от жены царя гор, Дроначалы. Полубоги осыпали цветами Говардхан. Все горы, во главе с Гималаями и Сумеру, прибыли туда.
Великие горы склонились в почтении перед Говардханом, обошли вокруг него, провели поклонение и искусно прославили Говардхан следующими молитвами: «На Голоке, где живут гопы, гопи и коровы-сурабхи, ты — гора Господа Кришначандры, Верховного Господа. Тебя зовут Говардхан. Ты — царь всех гор. Ты лучезарно проявился в обители Вриндавана. Мы склоняемся пе ред тобой, о корона Голоки. Ты сидишь на коленях Вриндавана. О Говардхан, о балдахин Верховной Личности Бога!»
Шри Саннанда продолжал: «После этих молитв горы возвратились в свои обители. Так Говардхан стал известен как лучший из гор и царь гор.
Однажды великий мудрец Пуластья, путешествующий по святым местам, увидел сына Дроначалы, Гирираджа, на котором в изобилии цвели лианы мадхави, спели сладкие плоды, журчали стремительные ручейки, темнели благоприятные мирные пещеры, переливались разными цветами минеральные краски и красивые склоны, пели птицы, паслись олени, гуляли павлины и росли деревья. Этот холм дарил освобождение всем, кто стремился к нему. Вдохновленный сказочным видом Гирираджа мудрец Пуластья, тигр среди мудрецов, приблизился к Дроначале и, желая забрать его сына, сказал: «О Дрона, ты — повелитель гор. Тебе поклоняются все полубоги. Ты богат лекарственными травами, и потому всегда лечишь людей и продлеваешь им жизнь. Я, древний мудрец, пришел к тебе с просьбой. Я живу в Каши (Варанаси). Пожалуйста, отдай мне своего сына, Говардхана. Мне не нужно ничего больше. Знаменитый город Каши является обителью Господа Вишвешвары. Грешники, умирающие там, получают освобождение. Там течет Ганга, и там живет Господь Вишванатха. Но в том месте нет ни одной горы. Поэтому я хотел бы забрать туда твоего сына. Я буду совершать аскезы на твоем сыне Говардхане, который полон деревьев и лиан. Таково мое желание».
Услышав слова Пуластьи, Дрона почувствовал прилив любви к своему сыну. Его глаза увлажнились слезами, и он сказал мудрецу: «Ясильно люблю своего сына. Мой сын очень дорог мне. О мудрый из мудрых, но я опасаюсь твоего проклятия. Позволь мне поговорить с ним.
О сын мой, отправляйся с этим мудрецом на прекрасную Бхарата-варшу, землю кармы, где люди достигают трех целей жизни, и даже освобождения».
Шри Говардхан спросил Пуластью: «О мудрец, как ты поднимешь меня? Моя длина составляет восемь йоджан, ширина — пять йоджан, а высота — две йоджаны».
Пуластья Муни ответил: «Мой дорогой сын, пожалуйста, садись мне на руки, и я отнесу тебя в Каши».
Шри Говардхан сказал: «Я обещаю тебе, что останусь там, где ты меня поставишь, и никуда не уйду с того места».
Шри Пуластья сказал: «Когда я возьму тебя из Шалмали-двипы в страну Каушалы, за весь путь я ни разу не положу тебя. Таково мое обещание».
Шри Саннанда продолжал: «Глаза Говардхана наполнились слезами, он склонился к стопам своего отца Дроны, поднялся и сел на руку мудреца. Неся гору в правой руке, мудрец Пуластья показал людям свою могучую силу. Передвигаясь очень медленно, он, в конце концов, достиг Враджа-мандалы.
Вспомнив свою прошлую жизнь, когда он путешествовал по свету, Говардхан сказал себе: «Шри Кришна, изначальная Личность Бога, господин бесчисленных вселенных, низойдет в это место, деревню Враджа, и будет наслаждаться Своими детскими играми с мальчиками-пастушками, а затем играми юности. Здесь Господь Хари будет проводить игры сбора налогов и притворной ревности. Поэтому я не должен покидать это место, где течет Ямуна. Шри Кришна придет с Голоки вместе с Радхой. Лицезрея Его, я достигну совершенства».
Размышляя так, Говардхан невыносимо отяжелел в руках мудреца. Превозмогая боль в членах, изнуренный мудрец Пуластья позабыл свое обещание, данное им перед их путешествием. Измученный тяжестью горы, мудрец, чтобы немного передохнуть от тяжкой ноши, опустил Говардхан на землю Враджа-мандалы.
Омывшись в местном водоеме и очистившись, великий мудрец Пуластья сказал холму Говардхану: «Вставай, дорогой, пора в путь!» Когда тяжелая гора не сдвинулась с места, великий мудрец с помощью своей мистической силы попытался поднять ее. Но, несмотря на то, что он обнимал его и говорил ему приятные слова, Говардхан, сын Дроны, не сдвинулся с места даже на йоту».
Шри Пуластья сказал: «Вставай! О лучший из гор, не будь таким упрямым и тяжелым! Я знаю, ты рассержен. Скажи, почему?»
Шри Говардхан ответил: «О мудрец, здесь нет моей вины. Ты положил меня, и теперь я никуда не сдвинусь с этого места. Таково было мое обещание. Я исполнил его».
Тогда, оставив свои попытки, Пуластья, тигр среди мудрецов, разгневанный, с трясущимися губами, проклял Говардхан, сына Дроны, сказав: «О надменная гора, ты не исполнил моего желания! Поэтому каждый день ты будешь уменьшаться на размер кунжутного семени».
Шри Саннанда продолжал: «О Нанда, когда Пуластья Риши удалился в Каши, Говардхан стал уменьшаться каждый день на размер кунжутного зерна. Пока Бхагиратхи-Ганга присутствует на Земле, и пока существует гора Говардхан, сила Кали-юги будет сдерживаться.
Итак, я рассказал тебе историю явления Говардхана, священную историю, которая устраняет величайшие грехи человека, услышавшего ее, и дарующую высшее освобождение. И не удивительно, что эта замечательная история произошла на Земле».
Часть третья. Гирираджа-кханда
Глава первая
Поклонение Шри Гирираджу
Царь Бахулашва спросил: «По какой причине Верховный Господь поднял холм Говардхан одной рукой, словно ребенок, поднимающий гриб? О лучший из мудрецов, пожалуйста, расскажи мне об этой славной лиле Господа Кришны».
Шри Нарада сказал: «Как горожане платят годовой налог царю, так и гопы, пастухи, в конце каждого сезона дождей предлагали различные дары царю небес Индре. Однажды, увидев приготовления пастухов к индра-ягье, Кришна спросил в собрании гопов Своего отца Нанду: «О отец, какие блага мы получим от поклонения Индре? Индра-ягья приносит духовные или материальные блага?»
Шри Нанда ответил: «О сын мой, поклонение Индре дарует бхукти, чувственное наслаждение, и мукти, освобождение. Не поклоняясь ему, человек не может обрести счастье в этом мире».
Шри Кришна сказал: «Индра и другие полубоги наслаждаются на Сваргалоке благодаря своим благочестивым заслугам в прошлом. Когда плоды их благочестивой кармы иссякнут, они вернутся в мир смертных. Даже Брахма боится этого, что уж говорить о тех, кто привязан к плодам своей деятельности? Пожалуйста, пойми, папа, что это поклонение не приносит освобождение. Мудрые говорят, что бесконечное время — проявление высшей силы Всевышнего. Отрекаясь от всех плодов материальной деятельности, мудрые принимают прибежище у Верховного Господа и поклоняются Ему, предлагая плоды своих благочестивых деяний. Только они, и никто другой, достигают высшего освобождения.
Коровы, святые, огонь, полубоги, Веды и принципы религии представляют Верховного Господа Хари, владыку жертвоприношений. Те, кто вместо поклонения полубогам поклоняются Господу Хари, обретают счастье, как в этой жизни, так и в следующей. Холм Говардхан — царь среди гор. Он появился на груди Самого Господа Хари и прибыл сюда благодаря могуществу Пуластьи Муни. Увидев его, человек, несомненно, освободится от рождения и смерти в этом мире.
Первым поклоняются коровам, брахманам и полубогам, а затем нужно предложить богатое подношение холму Говардхану. Это подношение — царь всех жертвоприношений и очень дорого Мне. Если вы не желаете проводить это жертвоприношение, Тогда делайте все, что хотите».
Шри Нарада продолжал: «Среди всех пастухов старший гопа Саннанда, который в совершенстве знал принципы религии, принял слова Кришны за истину. Пока сбитый с толку словами Кришны Нанда молчал, Саннанда сказал Кришне: «Дорогой сын Нанды, Ты наделен редкостным пониманием трансцендентного знания. Поэтому ответь мне правдиво, как нужно поклоняться этому холму?»
Верховный Господь сказал: «Человек, который владеет своими чувствами и занят преданным служением Господу, должен собрать необходимые ингредиенты для поклонения, смазать холм Говардхан коровьим навозом, и во время воспевания брахманами молитв тысячеглавому Пуруше он должен с другими брахманами омыть холм водой из рек Ганги и Ямуны. Затем нужно омыть холм молоком, панчамритой, осыпать его ароматными цветами и снова омыть водой Ямуны.
Потом следует предложить холму роскошные одежды, пищу, большой трон, цветочные гирлянды, украшения и огненные лампады. После этого нужно обойти холм, поклониться и со сложенными ладонями произнести следующие слова: «О корона Голоки! О холм Говардхан, держащий на своих коленях Вриндаван! О зонт Верховной Личности Бога, я в глубоком почтении склоняюсь перед тобой!» Вслед за этим следует предложить холму полную пригоршню цветов, а потом под аккомпанемент сладких звуков мриданг, каратал и других музыкальных инструментов провести арати Гирираджу.
Далее нужно пропеть мантру*, которая начинается со слова ведахам, и осыпать холм зернами. Так следует поклоняться Говардхану. Затем с великой верой необходимо предложить Говардхану пищу.
Примечание: Упомянутая здесь мантра из Шветашватара Упапишад (3.8): «Я знаю Верховную Личность Бога, который трансцендентен к материальному творению. Только тот, кто знает Его, может пересечь океан рождения и смерти. И нет другого пути для освобождения, кроме знания о Всевышнем».
После этого нужно предложить Гирираджу четыре, пять или шесть чашек воды из Ганги и Ямуны, смешанной с листьями деревца туласи. Потом с умиротворенным сердцем следует служить холму Говардхану, предлагая ему пир из шестидесяти шести видов блюд, а затем предложить ароматные цветы огню, брахманам, коровам и полубогам. Накормив возвышенных брахманов ароматной и вкусной пищей, необходимо также предложить эту пищу другим, даже неприкасаемым собакоедам. Затем гопы и гопи должны радостно танцевать среди коров, восклицая «Джайя! Джайя!». Так необходимо проводить праздник поклонения холму Говардхану. А сейчас, пожалуйста, послушайте, как это поклонение должно проводиться, когда человек не находится рядом с Говардханом. Следует соорудить из коровьего навоза форму холма Говардхана. На земле нужно украсить эту форму Говардхана цветами, травой и лианами и регулярно поклоняться ему. Если человек, у которого есть золотая гора, не использует ее для поклонения камню с холма Говардхана, он отправится в ужасный ад под названием Маха-раурава.
Тот, кто регулярно поклоняется Господу в форме Шалаграма-шилы, не соприкоснется с адом, как лист лотоса не соприкасается с водой. Возвышенный брахман, который регулярно поклоняется Говардхана-шиле, достигнет результата омовения во всех священных реках и озерах семи миров. Человек, который год за годом заботливо поклоняется Гирираджу, обретет счастье в этой жизни и достигнет освобождения в следующей».
Глава вторая
Великий праздник Шри Гирираджа
Шри Нарада сказал: «Выслушав слова сына Нанды, Саннанда, Нанда и другие старшие Враджа были удивлены. Отказавшись поклоняться Индре, они провели поклонение Гирираджу, царю гор.
О царь, взяв множество подношений, Нанда, Яшода, два их сына, Кришна и Баларама, и Гарга Муни, счастливо пошли поклоняться холму Говардхану.
Быстро взобравшись на красиво украшенного гигантского слона, привязанного золотой цепыо, Нанда отправился с множеством коров и богатством осеннего урожая к холму Говардхану. Он восседал, подобно самому Индре, в сопровождении своих любимых родственников.
Принеся соответствующие ингредиенты для проведения жертвоприношения, Нанда, Упананда и Вришабхану со своими женами, детьми и внуками пошли к Говардхану. Наряженная в праздничные одежды и драгоценные украшения, Радха ехала в паланкине со Своими подругами, как Шачи с полубогинями.
О царь, пышно украшенные, изящно махая двумя красивыми чамарами, окруженные миллионами гопи, с сияющими лицами, словно луны, подруги Радхи, Лалита и Вишакха стояли возле Нее. Затем приехали Рама, Вираджа, Мадхави, Майя, Ямуна н Ганга в сопровождении тридцати двух, восьми и шестнадцати групп гопи.
В своих предыдущих жизнях эти гопи были женщинами Митхилы, Кошалы, олицетворенными Ведами, великими мудрецами, женщинами Айодхьи, ягья-Ситами, женщинами из леса, женщинами с Вайкунтхи, чьим господином был Рамачандра, женщинами высшей обители Вайкунтхи, женщинами различных лучезарных обителей, женщинами с Дхрувалоки и Локачалы, подругами Лакшми, наделенными тремя трансцендентными достояниями, женщинами, летающими на воздушных виманах, лианами и растениями, джаландхари, дочерьми океана, дочерьми царя Бархишмати, женщинами Суталалоки, апсарами и дочерьми царя змей. Сейчас, как девушки Враджа, украшенные и наряженные в богатые одежды, с великолепными подношениями в руках они пришли к Гирираджу, царю гор.
Вслед за ними прибыли держа в руках флейты и посохи мужчины-пастухи, юноши и мальчики-гопы, одетые в желтые одежды, тюрбаны с павлиньими перьями и украшенные ожерельями гунджа и лесными гирляндами.
Затем, услышав о празднике царя гор из моих уст, у подножия Говардхана, неся на своих спутанных волосах воды Ганги, с ожерельем из черепов, вымазанный пеплом из крематориев, украшенный змеями, свернувшимися клубком от накопившегося яда, в сопровождении Парвати и своих спутников, восседая на своем трансцендентном быке Нанди, появился Господь Шива.
Тысячи святых мудрецов: раджариши, випрариши, сурариши, сиддхи, йогешвары, парамахамсы и брахманы пришли увидеть холм Говардхан.
О царь, своей блистающей формой, украшенной драгоценными камнями, множеством золотых пиков, живописными пещерами, быстрыми ручейками и опьяненными пчелами холм Говардхан напоминал гигантского слона.
Затем, проявив человекообразные формы и неся благие дары в своих руках, цари гор, возглавляемые горами Меру и Гималаями, выразили почтение, склонившись перед человекоподобной формой Говардхана.
Следуя наставлениям Кришны, Нанда, царь Враджа, пригласил брахманов для поклонения Говардхану. Нанда провел поклонение брахманам, огню и коровам и предложил роскошное подношение Шри Гирираджу. Затем Кришна, счастливый и удовлетворенный пением, танцами и игрой на музыкальных инструментах гопи и гопов во главе с Нандой, Упанандой и Вришабхану, обошел вместе с ними лучшего из гор, Говардхан.
Пока полубоги проливали с небес цветочный дождь, а враджаваси разбрасывали зерно, Говардхан, император всех гор, сиял славой и великолепием, словно великий монарх на жертвоприношении. Затем Кришна, проявив Свою гигантскую форму, неотличную от Своей изначальной формы, встал рядом с Говардханом и объявил: «Я — этот холм», и принялся поглощать огромные горы пищи, которые были предложены холму.
Увидев великую мощь и богатства холма Говардхана, с сердцами полными восторга и удивления, гопы и гопи попросили у холма благословения.
Они сказали: «Пастухи знают, что ты — божество, которому поклоняются цари гор. Сын Нанды раскрыл нам твою истинную природу. Пожалуйста, благослови нас, чтобы наши родственники, друзья и коровы всегда процветали и благоденствовали».
Проявив красивую божественную форму, украшенную короной и браслетами, холм Говардхан, царь царей гор, сказал: «Да будет так», и внезапно исчез.
Нанды, Упананды, все Вришабхану, Баларама, Сучандра, царь Вришабхану, царь Нанда, Кришна, все гопы, гопи, коровы, брахманы, сиддхи и йогешвары во главе с Господом Шивой поклонялись и предлагали поклоны холму Говардхану. Затем, счастливые, исполнив все свои желания, они разошлись по домам.
Итак, я описал тебе трансцендентные игры Шри Кришначандры на празднике поклонения холму Говардхану, царю царей гор. Это удивительное и очищающее описание освобождает любого, кто услышит его, от самых тяжких грехов».
Глава третья