Напоминая луну в окружении звезд, Кришна, игривый сын Враджараджи Нанды, в блаженстве проводил игры любви со Своими близкими спутниками. Чарующая атмосфера Вриндавана в совершенстве способствовала этим радостным лилам. Днем Кришна пас коров и забавлялся с друзьями. Мать-Земля благоговела от прикосновений Его лотосных стоп. Мальчики-пастушки упивались нескончаемым счастьем, резвясь и проказничая с Кришной. Во время их веселых игр Кришна убивал завистливых демонов, которые были подобны яду для святых преданных.
Однажды Нанда Махараджа, обитель доброты, простоты и радости, и другие старейшины Вриндавана решили провести поклонение царю небес Индре. Они собрали множество подношений, различные атрибуты для пуджи и подготовили все для пышного торжества.
Наблюдая за всем этим, Кришна обратился к Своему отцу:
— Дорогой папа! Как называется церемония, которой вы посвящаете этот праздник? Какого полубога вы хотите удовлетворить? Кто тот безупречный гуру, что дал тебе наставления провести эту ягью? Что преследуете вы этим поклонением? Почему все люди мечутся туда и сюда, не осознавая, что делают? Я не понимаю смысл всего этого. Конечно, Я всего лишь мальчик, и ты можешь подумать, что Мне не понять твое объяснение. Но если ты считаешь Меня достойным, то расскажи Мне подробно об этой ягье. Однако если ты полагаешь, что в этом есть нечто сокровенное, все же поведай Мне об этом, ибо нельзя ничего
утаивать от своих доброжелателей. Только врагам опасно поверять тайны и рассказывать все в подробностях.
Удивив Нанду, царя Враджа, Своими зрелыми рассуждениями, Кришна сел подле него. Нанда Баба с любовью взял на руки своего маленького сына, схожего с безупречной луной, и посадил к себе на колени. На необычные вопросы своего сына Нанда ласково улыбнулся, обнажив свои белые зубы. Мягкое сияние его лица напоминало нектарные капли молока. Этот нектар, казалось, омывал черноватую бороду Нанды, пестреющую сединами. Излучая радость, царь Враджа Нанда тактично описал значение и смысл жертвоприношения.
|
Нанда Махараджа сказал:
— Сынок! Такова наша семейная традиция. Мы поклоняемся Индре и проводим эту ягью с давних времен. Наши благополучие и процветание зависят от правильного совершения этой ягьи. Коровы — наше единственное богатство, а они поддерживают жизнь за счет сочной травы, которой необходим дождь. Дождь, в свою очередь, льется из туч, а их посылает Индра, царь небес. Поэтому этот грандиозный праздник я устраиваю ради удовлетворения царя Индры. Каждый год в это время мы тщательно проводим это жертвоприношение. Довольный нашей ягьей, Индра посылает обильные дожди. Другие полубоги с удовольствием принимают наше подношение в виде гхи и в благодарность сохраняют то, что мы имеем, и обеспечивают нас всем необходимым. Писания говорят, что человек, почитающий эту традицию, становится славным и в конце жизни возносится на небеса. По благословению полубогов человек обретает покой и благоденствие. Те, кто пренебрегают поклонением полубогам, не могут обрести покой и благоденствие.
Выслушав эти горькие слова, Кришна мягко улыбнулся, чтобы скрыть Свои чувства и затем опроверг представление Нанды. Красноречие Кришны изумило враджаваси и доставило им удовольствие. Кришна очаровал всех слушателей Своей рассудительной речью:
|
— В этом смысле ваши действия не оправданы. Карма становится причиной рождения, поддержания и смерти всех живых существ. Не полубоги, а деяния человека определяют его судьбу. Поэтому мудрые не поклоняются полубогам. Человек может выпросить у полубогов много желаемых благ. Но последние не дадут больше того, что человек заслужил своими благочестивыми и неправедными поступками. Только те, кто не владеет чувствами, предполагают, что полубоги могут наградить их большими благами, чем они заслуживают.
Вы можете сказать, что Сверхдуша побуждает действовать живые существа. Но это не так, поскольку каждый движим собственной обусловленной природой. Желания и индивидуальная природа живого существа подталкивают его к действию. Причем же здесь Сверхдуша, высший повелитель? Даже Сам Господь лично не занимается созиданием, поддержанием и уничтожением Вселенной. Вся эта деятельность управляется тремя Гунами материальной природы: благостью, страстью и невежеством. И совсем необязательно, что дожди выпадают благодаря поклонению Индре, который, если его удовлетворить, посылает дождевые тучи. Во время муссонного сезона постоянно льют дожди. Но нельзя сказать, что это он проливает их. На самом деле, муссонные дожди вызывают в людях печаль, скорбное настроение, слабость и истощение. Поэтому дождь не является милостью того, кого можно удовлетворить. Разве моря и океаны поклоняются Индре? Конечно, нет, ведь у них воды предостаточно. Так почему же Индра дает им столько воды? Побуждаемые гуной страсти, тучи орошают всю Землю дождями вместе с океанами и морями и так поддерживают все живое. Поэтому необязательно поклоняться Индре, ведь дожди выпадают и без него.
|
Брахман поддерживает свое существование, изучая Веды и передавая ведическое знание другим, кшатрий поддерживает свое существование защитой подданных и правлением царством, вайшья — торговлей и земледелием, а шудра — служением другим. Профессиональные обязанности вайшьи делятся на четыре вида деятельности: сельское хозяйство, торговля, забота о коровах и накопление богатств. Из четырех видов деятельности мы заботимся о коровах. Ни в прошлом, ни в настоящем мы не зависели от урожая зерна в нашей деревне. Поэтому эта ягья для нас не имеет никакой ценности. Мы естественным образом живем в лесу, разводим скот и пасем коров на лугах и холмах. Мы не привязаны к какому-то одному месту, поэтому, зачем нам проводить поклонение Индре, которое не основывается на наставлениях писаний?
О отец! Ты всеми почитаем и миролюбив. Поверь Моим словам, нам не грозит никакая опасность. Давай со всей пышностью проведем поклонение холму Говардхану со всеми атрибутами и подношениями, собранными для жертвоприношения Индре. Ведь эта великая гора не просто называется Говардханом, она на самом деле способна приумножить (вардхана) благополучие и радость наших коров (го). Принесите побольше молока и сделайте превосходные сладости, такие как сладкий рис. Приготовьте множество вкусных блюд и красочные пироги. Принесите сосуды с гхи, медом и нектарными напитками. Приготовьте океаны йогурта, пахты и свежего масла. Пусть у нас будут горы и горы сладостей и изобилие шикхарини-расалы. Пригласите брахманов и накормите их до полного удовлетворения, чтобы они могли только смеяться и излучать гирлянды своих счастливых улыбок. Небесные сокровищницы нектара в этот момент покажутся им совсем незначительными. Позовите жрецов провести огненное жертвоприношение и раздайте брахманам отборных коров. С чистым сердцем угощайте и кормите брахманов. Вы должны удовлетворить всех, раздавая горы пищи (аннакута): дал, разнообразные овощные и сладкие блюда, всевозможные пироги и бесконечные озера сладкого риса. Затем нужно предложить Гири-Говардхану падью и другие подношения. Накормив брахманов, пусть каждый будет доволен пищей, включая собак и собакоедов. Пусть повсюду звучит приятная музыка бхери, раковин, мриданг, литавр и других инструментов. Сведущие брахманы начнут ягью с произношения благоприятных мантр. Все вокруг наполнится этими благоприятствующими звуками.
Согласно наставлениям шастр, вы должны обойти Гирираджа. чтобы завершить поклонение. Украсив себя звонкими драгоценностями, приятными для слуха, мужчины должны облачиться в богатые одежды, чтобы даже небожители не переставали восторгаться. Домохозяйки также должны прийти на этот праздник, сияя добрыми улыбками. Пригласите искусных певцов, танцоров, танцовщиц и музыкантов. Пусть они поют, танцуют и играют на винах, флейтах и мридангах. Пусть ученые брахманы, раздающие бесценные благословения, возглавят шествие на воловьих повозках.
Вы, которые имеете смелость бросить вызов даже Господу Индре, живущему тысячелетия, должны радостно обойти вокруг холма Говардхана вместе с коровами, быками и телятами. Не думайте, что Гирирадж не сможет удовлетворить ваши желания. Скоро Говардхан исполнит все ваши желания и прославится как Махендра. Он великодушно вознаградит вас и увенчает все ваши усилия успехом. О папа! Если ты веришь Мне, то можешь последовать Моему совету.
Внимательно выслушав Кришну, Нанда Махараджа и другие старейшины Вриндавана согласились с Его доводами. Они сошлись на том, что поклонение Говардхану удовлетворит все их желания. Действуя как ачарья ягьи, Кришна побудил враджаваси поклоняться Гирираджу со всеми атрибутами, предназначенными для поклонения Индре. И это, конечно, разъярило царя небес.
Вриндаван гремел благоприятной музыкой, ведические гимны разносились повсюду, достигая неба. Враджаваси пребывали в блаженстве, а вместе с ними и все живые существа радовались при поклонении холму Говардхану. Слушая пение женщин, кукушки пытались вторить им. Слух достиг своего предназначения, внимая этим благоприятным звукам. Коровы были увешаны драгоценными украшениями. Их рога сверкали золотом, на спинах красовались шелковые попоны, а на шеях — жемчужные ожерелья и колокольчики. Телята, видя своих матерей, так богато украшенных, возбужденно прыгали возле них.
Нанда Махараджа принес необходимые атрибуты из дома для поклонения холму Говардхану. Он начал пуджу, предложив стопам Гирираджа падью (воду), чтобы омыть их. Полный вдохновения, он повелел возвести холм Аннакуту с высокими пиками, которые радовали всех. Срединный пик холма напоминал корону из белой камфары. Разноцветные пироги установили по бокам холма Аннакуты, которые походили на камни и валуны. У подножия холма поставили глиняные горшки с молоком, йогуртом и сладким рисом. Там были также цветные сабджи, озера дала и ароматные супы.
Залитый жидким гхи, холм Аннакута напоминал золотую гору Кайлас, поблескивающую после дождя. Различные виды фруктов и цветов легли красивым убранством по краям холма. Когда Нанда Махараджа увидел богатство Аннакуты, благоухающего ароматами гвоздики, камфары и кардамона, он преисполнился почтения к Шри Гирираджу, царю гор. Шри Хари счастливо улыбался при виде поразительной горы Аннакуты, соперничающей с пиками горы Сумеру. И тут внезапно игривый, обожающий развлечения Кришна принял гигантскую форму и встал на вершине холма Говардхана. Он сделал это, чтобы разгневать Индру и вселить веру в пастухов.
Наблюдая за этой гигантской формой, блистающей подобно тысяче солнц, Кришна, в то же время остававшийся среди пастухов в Своем изначальном облике, окинул всех благородным взглядом и сказал:
— О, вы только посмотрите! Поклоняясь холму Говардхану с любовью и только ему одному предлагая все подношения, вы добились его благосклонности. Говардхан, император среди гор, предстал перед вами в своем сияющем человеческом образе. Смотрите, смотрите! Огромный рот Гирираджа напоминает глубокую пещеру. Несмотря на его большой рот, лицо его прекрасно, как полная луна. Обычно деревья служат ему руками, но сейчас у него две изящные руки, сверкающие драгоценными браслетами. Обычно тяжелые утесы покрывают его тело, но сейчас он принял эту приятную форму. Взгляните, как его чудное тело возвышается над неподвижными существами! Кроме того, его неподвижная форма состоит из изумрудов, но в то же время она выглядит как его могучая грудь. Зубы его подвижной формы сверкают словно рубины, а шафрановый цвет минералов на его неподвижной форме напоминает цвет его привлекательных губ. Если сравнить эти две подвижную и неподвижную формы Говардхана, обе они излучают одинаковое сияние. Говардхан отвечает взаимностью на вашу глубокую любовь. Взгляните! Он распростер руки, украшенные драгоценными браслетами, он очень голоден. Этот холм явился как личность, чтобы исполнить ваши желания! Теперь выразите ему почтение.
После этих слов Кришна и жители Вриндавана склонились перед воплощенной формой холма Говардхана. Удивительно! Кришна кланялся самому Себе. Когда пастухи, их жены и другие враджаваси увидели эту сияющую, словно солнце форму, они сложили ладони над головой и произнесли: «Намо! Намо! Намо!» Под наплывом чувств любви и восторга они пустились в пляс. Радостно поклоняясь холму Говардхану, они осознали, что Говардхан — живая личность.
Из храмов, где обычно проводилось поклонение полубогам, гремела музыка и повсюду плясали ликующие танцоры. Небесные киннари присоединились к ним в сладостном танце. Опьяненные музыкой и пением, враджаваси забыли себя в этом пышном празднике поклонения холму Говардхану. Говардхан явился причиной всеобщей радости и счастья. Он с любовью принял искреннее поклонение Нанды Махараджи и проявил свой человекоподобный образ. Любой, кто слушает о славе Гири-Говардхана, непостижимой для обычных людей, освободится от всех несчастий и бед.
Враджараджа Нанда, отец Кришны, врага демонов, завершил благоприятное поклонение Гирираджу обильным угощением брахманов и всех обитателей Вриндавана, включая собак. Он щедро одарил подарками певцов и танцоров. Каждый на празднике получил в дар драгоценные камни и роскошные одежды. Вне себя от радости враджаваси обходили вокруг холма Говардхана и оживленно беседовали.
Искусные музыканты играли превосходные раги. Негромкие, приятные звуки бхери, дхаков и литавр наполняли атмосферу умиротворением и безмятежностью. Красиво разукрашенные узорами из кункумы мальчики-пастушки шли позади музыкантов. Посохами они бойко погоняли разноцветных коров, увешанных золотом и драгоценностями.
Вторая группа талантливых музыкантов играла на флейтах и винах. За ними следовали сладкоголосые певцы и неутомимые танцоры, движущиеся рядами друг за другом. Гопи с сияющими от счастья лицами ехали на воловьих повозках, не уступающих золотым колесницам богов. Они пели о своих играх с Кришной.
Хари, устраняющий любые препятствия, смеялся и шутил со Своими друзьями во время обхождения холма Говардхана. Друзья Кришны, всегда всецело доверяющие Ему, чувствовали себя бесстрашно и уверенно. Нанда Махараджа с приятно пахнущей гирляндой на шее шествовал позади мальчиков вместе со старшими пастухами Вриндавана. На лице его играла счастливейшая улыбка.
Согласуясь с наставлениями писаний, они раздавали пожертвования брахманам в различных местах вокруг Гирираджа. То блаженство, которое затопляло враджаваси, когда они обходили холм Говардхан, не поддается описанию. Хотя крохотная по размерам, душа способна наслаждаться неизмеримым счастьем. Непрерывная музыка дхаков и литавр, славных на Земле и на небе, усиливала блаженство парикрамы.
Вскоре они достигли берегов Ямуны (которая в то время текла рядом с Говардханом). В этот прославленный день бхратридвития-титхи, который очень дорог Ямуне и ее брату Ямараджу, они решили принять благоприятное омовение. Бхратридвития-титхи — день, когда сестры молятся за благополучие и процветание своих братьев. Сунанда-деви, благонравная дочь Упананды, пригласила своего двоюродного брата Дамодару (Кришну), всегда счастливого и победоносного, отпраздновать бхратридвития-титхи. Дамодара, пленяющий красотой всех живых существ, радостно принял приглашение Сунанды. Сердце Его переполняли чувства любви к Его дорогой сестре. Желая удовлетворить Кришну и Его друзей, она принялась служить, подавая им напитки и сладости. Халадхара и мальчики смаковали вкусные лакомства, пока Бату, непревзойденный шутник, угощал очарователя всего мира своими остроумными шутками, приумножая всеобщее веселье.
Бату саркастически заметил:
— О друг! О сокрушитель демона Агхи! Почему глупый творец не создал каждые титхи как бхратридвития-титхи? О друг мой, носящий на груди знак Шриватса, нам так хочется, чтобы каждый год пролетал как день. Почему у Тебя только одна такая добрейшей души сестра Сунанда? Было бы здорово, если бы Ты имел много таких добрых сестер, которые баловали бы нас каждый день превосходными лакомствами и угощениями на протяжении всего года! Если бы это случилось, счастью нашему не было бы конца! Волнующий праздник Говардхана уже прошел. И хотя на празднике высились горы пищи и непрестанно лились реки напитков, и хотя я всем известный едок, тем не менее я не чувствовал такого блаженства от пищи, как сегодня на бхратридвития-титхи!
Кришна, похищающий сердца всех Своими дивными качествами, наслаждался шутками Бату во время еды. Затем Дамодара и Сунанда обменялись чувствами взаимной любви, даря друг другу богатую одежду, драгоценности и золотые украшения, что поразило всех. Так они отметили бхратридвития-титхи.
А тем временем царь небес Индра негодовал от возмущения и кипел гневом оттого, что враджаваси так бесцеремонно пренебрегли им. Сейчас мы опишем, как Индра пытался отомстить жителям Вриндавана, наслав на них вселенские дожди. Восседая среди полубогов, Индра был раздосадован и крайне недоволен тем, что враджаваси отказались проводить ему жертвоприношение.
В пылу гнева помрачневший Индра изрек:
— Вы только посмотрите! Не удивительно ли? Мудрые, рассудительные пастухи, а повели себя как животные, которых они пасут. Они остановили индра-пуджу, послушавшись какого-то несмышленого ребенка. Даже богини учености преклоняются предо мной, воспевая мне славу, а эти неотесанные пастухи, ни на минуту не задумываясь, отвергли поклонение мне. Какое чудовищное высокомерие, какая неслыханная дерзость! О добродетельные пастухи! Без всякой боязни вы решили пойти по неправедному пути. Но я покажу вам, как долго это продлится! Этот глупый, надменный, болтливый мальчишка нанес мне страшное оскорбление! Вы провозгласили Его исполнителем ваших желаний и процветающей жизни, но скоро вы узнаете, какой Он ваш истинный и неизменный доброжелатель!
Жаждущий мщения, разгневанный Индра на мгновение задумался, как наказать враджаваси. И тут он в порыве гнева призвал могучие, разрушительные вселенские тучи Самвартака. Представ перед своим повелителем, тучи загромыхали:
— Что прикажешь, наш господин? Мы готовы исполнить твое повеление.
Чтобы вдохновить своих слуг, Индра посмотрел на них с любовью и пониманием, а затем обратился к ним:
— О мои стремительные, игривые, славные тучи Самвартака, щедро проливающие вселенские дожди! Ваше могущество наполняет меня гордостью и силой. Ради моего удовлетворения немедленно исполните мой приказ! Вы способны разрушить все творение. Но сейчас вам предстоит уничтожить только незначительное селение. Ступайте, сотрясите землю громом и молниями, затопите Вриндаван и уничтожьте эту деревню!
Способные наводнить всю Вселенную, Самвартака и другие слуги Индры гордой поступью отправились исполнять волю своего господина. Первая гряда туч появилась в небе, напоминая огромное скопление зеленого мха, и, заслонив солнце, погрузила Вриндаван в кромешную тьму. Простираясь от Расаталы до Сваргалоки, эти страшные тучи казались дымящимся дыханием гигантского змея. Стремительно надвигаясь издалека, грозные тучи, способные играючи разрушить даже гору Кедара, быстро заволокли небо. Густые черные облака появились точно исполинские небесные слоны, охраняющие четыре стороны света. Эти зловещие тучи грозно нависли над землей. Другая гряда туч была подобна горе Майнака, сыну Гималаев, постоянно расширяющемуся и свободно летающему в небесном пространстве без страха быть рассеченным миллионами молний Индры. Еще одна неимоверно гигантская гряда облаков появилась словно вторая гора Лока-лока. Острые пики этих туч росли все выше и выше и одновременно раздавались вширь. Когда все вереницы тяжелых туч сгустились вместе, они покрыли все планетные системы жутким мраком. Даже острейшим мечом нельзя было разрубить густую пелену свинцовых туч, которая нависла над Вриндаваном.
Три мира, казалось, возникли из тьмы, созданной этими постоянно растущими тучами. Оболочки Вселенной почернели, словно их вымазали сажей с закопченного горшка. Однако всемирные беспорядки и нависшая угроза туч Самвартака не затрагивали Вриндаван, который постоянно омывался в луноподобных лучах, исходящих от драгоценных ногтей со стоп Кришны.
После земли, воды, огня, воздуха и прочего есть десятый элемент, известный как андха-тамаса (кромешная тьма). Все живое и неживое будто застывает в оцепенении благодаря этому элементу. Казалось, что весь мир погрузился во тьму и лишился способности видеть. Вода лилась из куполообразной оболочки Вселенной настолько стремительно, что непрекращающиеся потоки неслись словно яростная, бушующая река, прорвавшая дамбу. Подобного не случалось еще никогда. Неистовый ливень лил и лил с неба, напоминая бесконечные ветви баньяна.
Коровы приютили своих телят под попонами, спускающимися на их шеи. В страхе от ужасного ливня коровы закрыли глаза и опустили хвосты. Они дрожали всем телом, и от дождя кожа на их спинах распухла. Изнывая от мучений и боли, коровы глазами искали прибежища у Кришны.
Дождь хлестал по рогам быков и рикошетом бил в их большие горбы. Разбиваясь на мельчайшие капли, похожие на жемчужины, вода скатывалась на землю по их широким мускулистым спинам. Свирепый ливень раздражал и изводил быков. При виде стремительных потоков дождя, падающих с неба как колонны толщиною в банановое дерево, пастухи Вриндавана посчитали, что наступил конец света. Едва не теряя рассудок от ужаса и страданий, они обратились к Кришне, одаривающему счастьем каждого:
— О Кришна! Кришна! Ты всегда спасал нас и одаривал счастьем. Посмотри, какое бедствие обрушилось на нас! Ты же Господь Гокулы, защити, защити нас! Взгляни! Ослепительные молнии ударяют в землю, как раздвоенные языки разъяренной змеи! Страшный град сыплет с неба, угрожая гибелью деревьям и всему живому. А молнии, впиваясь в воду, кажутся пылающим огнем многоголовых змей. Тучи с оглушительными раскатами грома заливают всё колоннами дождя. Вода, кругом вода, все превращается в океан разрушения! Скоро земля скроется под водою, и вместе с нею утонем и мы. Оглянись, посмотри, что творится вокруг! Коровы пытаются защитить собственными телами своих телят от яростного града. Со слезами на глазах они говорят Тебе: «О Кришна! Однажды Ты спас нас от страшного лесного пожара, пожалуйста, спаси и сейчас нас от этого ужасного ливня!»
Посмотри, как страдают быки! Огромные градины бьют по их горбам и разлетаются, падая на землю, словно жемчуг. С красными от ярости глазами быки, насквозь промокшие, бросают гневные взгляды на небо. Нет конца их страданиям! Это опустошение кажется каким-то бедствием, которое мы не в силах остановить. Только Ты способен защитить нас! Поэтому мы предаемся Тебе! Мы Твои дорогие, близкие родственники, пожалуйста, спаси нас!
Выслушав их жалобные речи и видя, как страдают Его коровы, Кришна, чьи глаза напоминали цветущие лотосы, понял:
— Это гнев Индры.
Полным сочувствия голосом, сладким как мед, Кришна успокоил Своих друзей и близких:
— Не бойтесь! Это бедствие совсем не бедствие, как голод для того, кто принял роскошный пир. Любой, занимаясь преданным служением, может легко устранить все возникшие трудности. Киннары и полубоги прекрасно знают это. Для вашего блага Я сейчас явлю особую игру, чтобы разрушить непомерную гордыню Индры.
Наслаждающийся нектарными расами, Кришна пленял всех Своей сладостной красотой. Даже не затянув потуже пояс, Кришна выказал полное безразличие к ярости обозленного Индры и без всякой натуги поднял холм Говардхан левой рукой, как ребенок поднимает гриб, или слон — охапку травы.
Раздался раскатистый грохот, эхом пронесшийся в пространстве, когда Кришна отделил от земли огромную гору. Эхо звучало подобно пронзительным детским воплям, будто вырвалось из сотни пещер. Тот раскатистый, страшный, пронзительный грохот при поднятии Говардхана сокрушил гордость слонов, хранителей восьми сторон света, достиг оболочек Вселенной, нарушил долгую медитацию Господа Брахмы на Сатьялоке и прервал шумный праздник на Паталалоке, где дряхлотелые старухи распивали вино мадхвика.
Гирирадж оттого, что к нему прикоснулась лотосная рука Кришны, задрожал экстатическим смехом в виде цветов, осыпающихся с деревьев. Казалось, те цветы сыпались в честь победы Гирираджа и поражения Индры. Возрастая все выше и выше, острые пики Гирираджа рассекли зловещие тучи, разрезав их на куски. Деревья на вершинах Гирираджа бросали вызов деревьям в небесных садах Индры. Львы, обитающие на вершине холма Говардхана, по ошибке приняли нависшие тучи за стаю слонов. Своими острыми когтями они разорвали в клочья тех воздушных гигантов. И в ужасе все облака тут же разбежались.
Увидев Кришну, поднявшего Гирираджа одной левой рукой, гора Кайлас затрепетала от страха и подумала:
— О, посмотрите! Кто заслонил все небо? Как такое могло случиться?
Гора Сумеру была в панике. Слоны, хранители сторон света, от ужаса попрыгали в Манаси-Гангу. Гирирадж служил Гокуле в роли драгоценного зонтика, которого не могли поколебать ни свирепые бури, ни разящие молнии Индры. Сохраняя равновесие на изящной, словно сапфир, руке Кришны, Гирирадж изливал на всех приятное сияние. Мерцающие потоки проливного дождя, льющиеся со всех сторон, казались жемчужными реками.
Удерживая на левой руке Гирираджа, Кришна, покоряющий весь мир безукоризненным поведением, успокаивал общину пастухов:
— О матери! Не беспокойтесь! О отцы! Не волнуйтесь! О друзья! Не сомневайтесь в Моих способностях! Гирирадж не упадет с Моей руки. Вы видели, как он принял ваше поклонение. И вы думаете ему трудно парить в воздухе? Хотя Гирирадж кажется огромной неподвижной горой, он полностью трансцендентен к этому материальному миру. Посмотрите, какой он легкий! Даже ребенок, такой как Я, может без труда поднять и держать его в воздухе. О! Взгляните! Гирирадж полностью независим, он сам держится по собственной сладкой воле. А Я — просто орудие в его руках. Он очень легкий. Поэтому соберите весь ваш скарб и идите скорее под холм. Нет разницы между деревней Вриндавана и долиной, раскинувшейся под Гирираджем. Здесь вы будете в полной безопасности. В конце кальпы каждый в этом творении расстается со своим грубым телом и покоится в животе Нараяны в тонком теле. Однако, находясь в животе Нараяны, душе недоступно счастье, но в животе Гирираджа вы будете счастливы.
Когда Я поднял Говардхан, отвалилась огромная глыба земли и сформировала естественную границу между стеной вокруг периметра Гирираджа. Эта стена будет сдерживать потоки дождя. Забудьте на время о своих садах и прежнем жилище. Пусть теперь это место станет источником радости для коров, гопов и гопи.
Вереница заверяющих слов Говардхана-дхари вышла, как прекрасное ожерелье, сделанное из нектара Его звонкого голоса. Старшие гопы тут же успокоились, выпив сладкий напиток слов Кришны. Взяв с собою богатства, коров, детей, жен и брахманов, сияющих счастьем и благородством, пастухи вступили в чудную долину под Гири-Говардханом. Приняв там прибежище, все враджаваси исполнились восхищения и заулыбались от счастья. Перед их взором предстала сияющая долина под Говардханом, которая была необычайно красива и легко умещала бесчисленных коров, животных и всех их членов семьи. Долина изобиловала всеми чувственными объектами для глаз, осязания, вкуса и т.д. Это дивное место блистало чистотой и богатством, превосходящим богатства подземной райской планеты Сутала. Там были поля, богатые зеленеющим ячменем, и множество озер с кристально чистой водой.
Коровы стояли на окраине возникшего поселения и паслись на лугу со свежей травой. Враджаваси группами умиротворенно стояли туг и там. Некоторые пастухи разговаривали с брахманами, а почтенные женщины стояли со своими дочерьми. Радхика и другие видные юные замужние гопи столпились вместе позади всех. Близкие друзья Кришны, такие как Бату, оставались рядом с Ним, а Нанда, Яшода и Баларама находились перед Кришной. Так враджаваси наслаждались счастьем в близком общении с Кришной. Они больше не чувствовали страха перед наводнением Индры, которое грозило затопить весь мир. Проливной дождь, падающий с громыхающих туч, метающих молнии, шумел подобно струям воды, льющимся из больших кувшинов.
Хотя все враджаваси стояли в разных местах, их взгляды и сердца были обращены к лотосному лицу Гиридхари. Каждому казалось, что Кришна смотрит на него. Желая помочь младшему брату Баларамы, благородные брахманы щедро одарили Его благословениями.
Кришна низошел на Землю, чтобы явить Свои трансцендентные игры и сокрушить гордость демонов и полубогов. Когда Кришна держал холм Говардхан, Его окружали любящие друзья и родственники. Пользуясь возможностью близкого общения с Кришной, они смотрели на Него со счастливыми лицами, молились за Его благополучие или с любовью вдыхали аромат Его головы. Рохини в порыве материнской любви крепко обняла своего сына Балараму, который всегда одаривает счастьем Своих родителей.
Покорные гопи и их противоположности, подобные Радхике, счастливо улыбались, бросая любящие взгляды на Кришну. Гопи всегда развлекаются с Кришной и наслаждаются с Ним любовными играми в лесах Вриндавана. Пристально глядя на Кришну, они напоминали охваченных жаждой птиц чакори, непрестанно пьющих божественное сияние Его луноподобного лица. С немигающими глазами они любовались Кришной и обнимали Его в своих сердцах. Пока Кришна держал холм Говардхан, все упивались праздником общения с Ним.
Чтобы поддержать и приободрить своего любимого друга Кришну, Мадхумангала сказал:
— О друг! О благожелатель мира! Послушай, что я скажу Тебе. Благодаря моему брахма-теджасу (духовной силе) я облегчу Твои страдания. Когда рядом с Тобой Твой друг, зачем Тебе мучить Себя поднятием Говардхана? О лотосоокий! Просто прикажи мне, и я буду держать эту гору своим превосходным золотым посохом. Должно быть, Ты утомился, держа этот холм. Поэтому отдохни немного, а я подержу за Тебя Гирираджа.
Затем Враджешвари Яшода обратилась к своему сыну:
— Мое дорогое дитя! Ты всегда поступаешь своенравно. Ведь многие годы мы поклонялись Индре, а теперь Ты остановил это поклонение. Пренебрежение полубогами не принесет нам никакого блага. Разве можно обрести счастье, выказывая враждебность демонам или полубогам? Как мы сможем жить счастливо здесь, враждуя с полубогами или асурами?
Хотя Кришна неистощим и вечно пребывает в блаженстве, Яшода думала, что Он изнемогает от усталости. В пылу материнской любви она потянулась к Нему, чтобы нежно коснуться лотосной руки Кришны, которой Он держал холм.
Яшода сказала:
— Боже мой! Твоя нежная рука — как свежее масло! Как такая рука может выдержать невыносимую тяжесть этой огромной горы без помощи и поддержки других? О Гирирадж! Пожалуйста, будь сострадателен к моему сыну и даруй Ему благословение! Если ты на самом деле почитаемое всеми божество, то стань невесомым, чтобы Кришна не испытывал никаких страданий. О великодушный! Все поступки моего сына не расходятся с наставлениями писаний и святых.
Бату воскликнул:
— Что вы такое говорите, мама! Разве может Кришна страдать? Что хорошего для нас в этом гневе Индры? Он, как зверь, бесчеловечно наслал на нас страшные тучи и ужасные молнии. Но сейчас мы можем оценить сладость, которую Кришна явил в этой игре, подняв холм Говардхан. Если бы Индра не разгневался, нам не улыбнулась бы удача увидеть это необычное зрелище собственными глазами.
Яшода ответила Бату:
— О смельчак! Держать огромную гору над головой ты называешь это сладостью? Ведь, подняв могучего Гирираджа, мой сын страдает и может даже стать калекой. Ты только посмотри! Прекрасные кудри прилипли ко лбу Кришны от жаркой испарины. Лицо Его побледнело, как лотос, увядший от снега. Его руки и стопы покраснели. Как может сердце матери, о Шива, Шива, вынести такие муки?
Кришна сказал:
— Мама! Да ведь это же просто забава! Ты беспокоишься обо Мне из-за такого пустяка. Посмотри, Гирирадж сам держится в воздухе. Я же до этого говорил, что Гирирадж полностью независим, он сам держится в воздухе по своей сладкой воле. А Я — просто орудие в его руках.
Яшода отвечала:
— Сынок! Может это и правда. Но разве Ты не устал так долго стоять здесь, удерживая огромную гору на одной руке? Я поверю Твоим словам, если Говардхан сам поднимется и будет парить в воздухе без помощи Твоей лотосной руки.
Бату вмешался:
— О царица Вриндавана! Разве вы не знаете, что эта великая гора держится на лотосной руке Кришны благодаря силе моих мантр и моему брахма-теджасу? Поэтому мой дорогой друг не чувствует никакой боли, удерживая холм Говардхан. Это естественно, поскольку все благосклонно расположены к Господу их сердца.
Яшода сказала:
— Бату! Что за вздор ты несешь! Я пылаю в огне тревоги и беспокойств за своего сына. Он всегда склонен действовать по собственной прихоти и не слушается добрых советов. А тебе все веселье да шутки!
Нанда Махараджа прервал Яшоду:
— Зачем ты ругаешь Бату? В этом мире только опытный человек, владеющий искусством тонких отношений с людьми, говорит приятные слова, чтобы приободрить другого в таком тяжелом положении. Поэтому, учитывая время и обстоятельства, Бату сказал подходящие слова. Кроме того, наш любимый сын очень ценит советы Бату.
Тем временем остальные враджаваси стояли вокруг Гиридхари (Кришны), любуясь Его красотой. Из любви к Кришне безгрешные враджаваси преступили общепринятые приличия и громко беседовали между собой о Его чарующей красоте.
Один из враджаваси сказал:
— До этого мы никогда не замечали, насколько прекрасен Кришна! Он — само украшение Земли. Посмотрите, как привлекательно изогнутое в трех местах тело Кришны! С левой стороны Его растянутого живота исчезли три красивые складки. Его правая пятка приподнята, а левая стопа будто целует землю. Его красивое левое колено слегка округлилось, а талия нежно изогнулась. Его гирлянда и тонкий чадар переместились в левую сторону. Приятно видеть, как Он без напряжения держит огромный холм Своей сильной левой рукой. Его большой палец правой руки утонул в сверкающей красной ткани, обернутой вокруг Его бедер. Посмотрите, в каком восторженном настроении Кришна бросает любящие взгляды на нас, как Его глаза перебегают от одного враджаваси к другому. Пыльца с увлажненных росой голубых лотосов, покоящихся на Его ушах, отражается на Его щеках. Хотя Кришна, должно быть, устал, держа Гирираджа, Он радует нас нектаром Своей улыбки. Сегодня Его очаровательное лицо блистает даже ярче, чем прежде.
Другой враджаваси сказал:
— Посмотрите! Кришна стоит уже долгое время без движения, а Его ножные колокольчики, которые разрушают ложную гордость и освобождают от всякой опасности, сейчас загадочно молчат, точно потеряли дар речи. Хотя они не спят, они похожи на парочку влюбленных лебедей, спящих у голубых лотосов. Они поглощены безмолвной медитацией подобно осознавшим себя мудрецам. Но, когда Кришна поднял Гирираджа, их медитация прервалась, и они немного зазвенели. Полубоги восславили этот приятный звон и спустились с небес, чтобы служить ему. Но, увидев полубогов, ножные колокольчики Кришны вновь замолчали, боясь даже слегка пошевелиться.
Кто-то сказал:
— О! Взгляните на Кришну! Невозмутимо удерживая Гирираджа на одной руке, Он в другой руке держит Свою игривую флейту. Прижимая ее к губам, Кришна заиграл сладкую мелодию только для того, чтобы развеселить нас.
В этот момент Бату сказал с тревогой:
— О друг мой! Не играй на флейте! Как Ты сможешь защитить Своих друзей, если вдруг Гирирадж упадет с Твоей руки, услышав волнующие напевы Твоей флейты? Ведь Твоя флейта известна своей разрушительной силой. Едва услышав песнь Твоей флейты, горы плавятся и обращаются в реки, а реки каменеют. О друг! Не делай этого! Она может натворить столько бед.
Мальчики-пастушки сказали: