В профессиональном ориентировании




 

По большому счету, главная цель профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения. При пассивной позиции школьника профконсультант лишь предлагает ему готовые решения, и в этом случае работа строится по схеме «субъект-объектных» отношений. Здесь ни об активности, ни об активизации говорить не приходится: школьник выступает в роли ведомого «объекта». Здесь скорее можно говорить, вслед за Е.А.Климовым, о традиционной профориентации, когда клиента просто «ориентируют». А вот профессиональное «само-определение» предполагает переход к последующим уровням решения профконсультационных задач.

Но можно организовать работу в режиме реального диалога, взаимодействия психолога с клиентом по решению профориентационных проблем, когда они совместно размышляют над сложными вопросами. В данном случае реализуется схема «субъект-субъектных» отношений и можно уже говорить об «активизации» клиента через специально организованное взаимодействие и сотрудничество. Это можно назвать «совместной активностью».

Наконец, можно стремиться к тому, чтобы постепенно формировать у школьника готовность самостоятельно решать свои разнообразные профориентационные проблемы. Здесь уже можно говорить о формировании у клиента «внутренней активности», когда он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога. При этом схему взаимоотношений между психологом и клиентом можно обозначить как «объект-субъектную», когда профконсультант постепенно уступает клиенту свою инициативу, т.е. постепенно превращается из «субъекта» в более пассивного наблюдателя и советчика (почти в «объект»). А сам клиент из «объекта» психолого-педагогической помощи все больше превращается не просто в активизируемого «субъекта», а в «субъекта» со сформированной внутренней активностью, который может обойтись и без помощи психолога. Конечно, все это соотносится с почти идеальной ситуацией, но имея перед собой идеал, профконсультант хотя бы знает к чему надо стремиться в своей работе.

Если все-таки клиент проявит стремление стать настоящим субъектом построения своей профессиональной судъбы, то возникает вопрос: каким образом помочь ему занять активную позицию? Но тогда важно самим разобраться, что такое активная позиция? и какие методы могут считаться активизирующими? Многие ответы на данные вопросы найдут свое отражение в специальном пособии "Активные методы профессионального самоопределения», поэтому мы можем ответить на них лишь в самом общем виде.

Активная позиция самоопределяющегося человека предполагает: 1) готовность увидеть проблему самоопределения; 2) попытки самостоятельного ее решения; 3) готовность самому обратиться за помощью к профконсультанту; 4) готовность выполнять определенные требования взаимодействия с профконсультантом; 5) готовность самостоятельно совершать определенные действия за рамками профконсультации (по рекомендации психолога); 6) готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию (а также на ситуацию в обществе) несколько по-другому, что требует определенного мужества; 7) готовность пойти на определенные внутренние компромиссы как при работе с профконсультантом (например, ограничить себя во времени), так и при самостоятельном достижении конкретных профессиональных целей (например, отказаться от удовлетворения некоторых сиюминутных желаний ради достижения более важных целей) и т.п.

К сожалению, далеко не все клиенты готовы к такой позиции и тогда возникает необходимость «активизировать» их. Общая схема такой активизации:

1. Установление эмоционально-доверительного контакта с клиентом (важно не превратить это в «очаровывание» клиента своими методиками, своим «авторитетом» или своим обаянием).

2. Совместное уточнение проблемы клиента: здесь психолог мог бы использовать такие методы оценки ситуации самоопределения, которые не только будут понятны клиенту, но и помогут ему самому оценить свою ситуацию

3. Совместное решение проблемы клиента: здесь психолог-профконсультант может использовать такие средства, которые позволят клиенту увидеть как решается проблема, а по возможности и включиться в совместное ее решение

4. Совместное подведение итогов работы, для чего также желательно использовать методы, понятные и доступные клиенту.…

5. Своевременное снижение активности самого профконсультанта с тем, чтобы дать возможность самому клиенту решать свои проблемы, чтобы не «довлеть» над ним своим авторитетом.

Суть активизации заключается не столько в том, чтобы «очаровать» или даже заинтересовать клиента, но и в том, чтобы вооружить клиента средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того. чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, клиент постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы «передается» клиенту.

В итоге получается схема: изначальная активность профконсультанта – активизация клиента в совместной деятельности с психологом – активность самого клиента (при несколько ослабевающей инициативе профконсультанта).

Таким образом, активизация предполагает: 1) превращение пассивного клиента в активного, провоцирование его интереса (мотивации), размышлений, переживаний и даже ожиданий по поводу своей предстоящей жизни; 2) организация активности клиента, когда из хаотичных и не целенаправленных его карьерные действия превращаются в осознанные и целенаправленные, а еще лучше – основанные на прогнозировании рынка труда и планировании собственной ситуации самоопределения.

 

 

1.3.Сущность профессионального самоопределения:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: