САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Учебное пособие (для подготовки бакалавров)
Аннотация
В данном учебном пособии профессиональное ориентирование представлено как системная и комплексная помощь самоопределяющимся школьникам не только в традиционных профессиональных выборах, но и как помощь в нахождении своего места в обществе. При этом мы исходим из того, что важнейшая цель школы – это создание психолого-педагогических условии для формирования полноценных граждан страны, способных к эффективному труду на благо общества и к собственному развитию в любимой деле. В пособии обозначено соотношение профориентации и профессионального самоопределения, уточнены цели и задачи, критерии эффективности профориентации, а также рассмотрены различные «пространства» самоопределения и методы практической профориентации учащихся школ.
Учебное пособие предназначено для подготовки бакалавров к проведению профориентационной работы со школьниками, а также – всем реальным и потенциальным участникам системы профориентации.
Содержание:
Введение | |
Глава 1. Самоопределение как высший уровень профориентации | |
1.1.Соотношение понятий профориентация, профконсультирование, психология карьеры, профессиональный выбор | |
1.2.Активность и активизация в профессиональном ориентировании | |
1.3.Сущность профессионального самоопределения: самоопределение как результат и как процесс | |
1.4.Схема построения личных профессиональных перспектив (ЛПП) как модель самоопределения | |
1.5.Типичные ошибки, предрассудки и «мифы» профориентации | |
Вопросы и задания к главе 1 | |
Глава 2. Предмет, цели и задачи профессиональной ориентации учащихся | |
2.1.Оптант как субъект профессионального самоопределения | |
2.2.Параметры оценки уровня развития субъекта профессионального самоопределения | |
2.3.Этапы и кризисы развития субъекта профессионального самоопределения | |
2.4.Профконсультант как субъект организации помощи самоопределяющейся личности | |
2.5.Диалогичные взаимоотношения профконсультанта с оптантом как особый предмет профориентации | |
2.6.Проблема внутреннего диалога самоопределяющейся личности | |
2.7.Основные задачи профориентации и уровни их решения | |
2.8.Главная (идеальная) цель профориентации | |
2.9.Критерии и показатели эффективности профориентационной работы со школьниками | |
2.10.Профориентация в системе управления человеческими ресурсами | |
Вопросы и задания к главе 2. | |
Глава 3. Психологические и социально-экономические «пространства» самоопределения учащихся | |
3.1.Проблема взаимосвязи и взаимозависимости выборов | |
3.2.Проблема многоплановости «пространств» самоопределения | |
3.3.Варианты выборов профессионального труда | |
3.4.Варианты выборов стиля и образа жизни | |
3.5.Варианты выборов планирования профессионального развития | |
3.6.Проблема выбора стереотипов и сценариев жизненного пути | |
3.7. «Варианты жизни» в психологическом «пространстве» самоопределения личности. | |
3.8.Проблема творческого планирования жизни и карьеры | |
3.9.Образы счастья и успеха в профессиональном самоопределении | |
3.10.Ключевые жизненные альтернативы самоопределения | |
Вопросы и задания к главе 3. | |
Глава 4. Психолого-педагогические методы профессионального ориентирования | |
4.1.Сущность профориентационной методики | |
4.2.Традиционные методы профориентационной работы | |
4.3.Методы активизации профессионального (краткий обзор) и личностного самоопределения (краткий обзор) | |
4.4.Особенности разработки и использования методик ценностно-смыслового самоопределения | |
4.5.Основы самостоятельной модификации и проектирования профориентационных методик | |
4.6.Основы самостоятельного составления программ профориентационной работы, планирования конкретных занятий и профконсультаций | |
Вопросы и задания к главе 4. | |
Глава 5. Основы взаимодействия школьного профконсультанта со смежными специалистами | |
5.1.Профориентация как система | |
5.2.Сущность взаимодействия, его виды и уровни | |
5.3.Проблема координационного центра профориентационной системы | |
5.4.Основы взаимодействия профконсультанта на уровне школы (с учителями, классными руководителями, завучем, директором и с другими психологами) | |
5.5.Основы взаимодействия школы с работниками психологических центров | |
5.6.Основы взаимодействия профконсультанта с родителями учащихся | |
5.7.Основы взаимодействия с представителями учебных заведений и организаций | |
5.8.Основы взаимодействия с местной властью и журналистами | |
5.9.Основы взаимодействия с работниками медицинских организаций | |
5.10.Основы взаимодействия с работниками правоохранительных органов | |
5.11 Особенности взаимодействия в различных социо-культурных парадигмах профориентации, трудового обучения и воспитания | |
Вопросы и задания главе 5. | |
Заключение | |
Список литературы | |
Приложения | |
Приложение 1. Опросник «Уточнение профиля обучения (УПО)» | |
Приложение 2. Схемы анализа ситуации самоопределения (с задачами) | |
Приложение 3. Схема альтернативного выбора (для индивидуальной работы) | |
Приложение 4. Профориентационная игра с классом «Три судьбы» | |
Приложение 5.Игровые профориентационные упражнения | |
Приложение 6.Игра парами «Торг» | |
7.Приложение 7.Профессьянс «Кто? Что? Где?» (для индивидуального консультирования) |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпоха характеризуется все более возрастающим вниманием к профессиональному ориентированию, трудовому обучению и воспитанию. Осознание актуальности профориентации, как это ни парадоксально, более выражено в менеджменте (в кадровой политике, в управлении персоналом, в управлении человеческими ресурсами и т.п.). Вероятно, это связано с тем, что в организациях приходится решать конкретные вопросы, организовывать эффективный труд, ориентировать персонал на карьеру и совершенствование в своей работе. В современном менеджменте именно «человеческий ресурс» рассматривается как важнейший фактор высокоэффективного производства. А главными качественными характеристиками человеческого ресурса являются образование, состояние здоровья и трудовая мотивация. По сути, многие направления работы с персоналом в организациях являются профориентационными, хоть и имеет иное название (профподбор и профотбор, аттестация, профадаптация, работа с резервом, повышение квалификации, ротация персонала, помощь в планировании карьеры, кадровый аудит и др.).
Если рассматривать общество как большую организацию (со специфическими задачами социально-экономического развития, со своими отраслями, сферами производства и т.п.), то, по логике вещей, именно профориентация должна быть основой всей кадровой политики и управления человеческими ресурсами. И, особенно важно, начинать такую работу с дошкольного и школьного периодов развития ребенка (формировать его как будущего полноценного гражданина своей страны, способного через профессиональный труд делать что-то полезное для общества). К сожалению, осознание актуальности профориентационной работы с детьми, школьниками и молодежью пока еще не достаточное. Поэтому, подготовка будущих специалистов по профориентации (проконсультантов, педагогов-психологов и др.) должна предполагать, кроме формирования у них теоретической и методической базы, еще и мотивационную готовность одушевленно работать в данном направлении и увлекать своей воодушевленностью других специалистов, организуя с ними эффективное взаимодействие.
Данное пособие предназначено для подготовки бакалавров. Здесь мы исходим из того, что в отличие от магистров, ориентированных на более углубленное изучение данного предмета, необходимо дать бакалаврам общие представления о профессиональном самоопределении и познакомить их с минимальным набором методических средств, необходимых для практической работы. Дальнейшая специализация по вопросам профессиональной ориентации школьников предполагает другие курсы (и спецкурсы) и более углубленное знакомство с профконсультационными методиками уже в рамках спецпрактикумов, практических занятий, методических семинаров и т.п.
Исходя из этого структура пособия включает пять глав. В первой главе самоопределение рассматривается как высший уровень профориентационной работы, когда у школьника формируется готовность самостоятельно и осознанно решать свои карьерные вопросы и делать ответственные жизненные выборы. Данный уровень условно противопоставляется работе профконсультанта в режиме диагностико-рекомендательной схемы, когда учащемуся просто даются обоснованные (психологом) рекомендации на основе предварительного психодиагностического обследования. Естественно, нельзя отрицать и диагностико-рекомендательную схему работы, но можно выделить и более интересные варианты профконсультационной помощи, выводящие школьника на уровень самоопределения.
Во второй главе уточняются предмет, цели и задачи профессиональной ориентации. На этой основе уточняются критерии и показатели эффективности профориентационной работы. Особенностью нашего подхода является то, что в качестве предмета мы рассматриваем не только самоопределяющегося школьника («оптанта» – по Е.А.Климову), но и всю систему взаимодействия (продуктивного диалога) профконсультанта (и других специалистов, участвующих в профориентационной работе) с самоопределяющимся школьником. А само это взаимодействие реализуется через специальные средства (методики, психолого-педагогические технологии), которые также становятся предметом специального рассмотрения.
В третьей главе рассматриваются различные «пространства» самоопределения, позволяющие лучше ориентироваться в возможных объектах и делать более обоснованные жизненные и профессиональные выборы. В данном пособии, помимо традиционных «пространств», основанных на типологиях профессий, выделаются ценностно-смысловые «пространства», основанные на выборах жизненной позиции, «вариантах жизни» (по В.Н.Дружинину), «ключевых альтернативах самоопределения» (ориентированных на сущностные ценности личности), и др. Также выделяются варианты планирования жизненных и профессиональных перспектив, начиная от шаблонных (выбор сценариев, стереотипов) и кончая творческими вариантами, основанными на готовности к рискам и «разумному компромиссу» на пути к успеху.
В четвертой главе рассматриваются психолого-педагогичесие методы профессионального ориентирования школьников. Дается обзор методов в соответствии с основными профориентационными задачами и направлениями работы (информационно-справочным, профдиагностическим, морально-эмоциональной поддержки учащегося, помощь в конкретных выборах и принятии решения, а также – помощь в планировании жизненных и профессиональных перспектив развития). При этом конкретные методики понимаются нами лишь как средства для достижения определенных целей и решения конкретных задач профконсультирования. Важный акцент делается на готовности психолога-педагога (профконсультанта) использовать эти методы. Выделяется также общая схема самостоятельного проектирования и модификации профконсультантом психолого-педагогических средств.
В пятой главе рассматриваются основы взаимодействия школьного профконсультанта (педагога-психолога) со смежными специалистами как в рамках самой школы (с администрацией, с педколлективом, с коллегами-психологами, с социальными педагогами…), так и со специалистами, представляющими различные социальные институты, готовыми к сотрудничеству в рамках системной профориентационной работы. Также особое внимание уделяется взаимодействию школьного профконсультунта с родителями учащихся. Навыки организации взаимодействия предполагают определенные менеджерские способности педагога-психолога (профконсультанта), которые, к сожалению, специально у них не формируются. Например, в программах подготовки педагогов и школьных психологов дисциплины по менеджменту и управлению либо вообще отсутствуют, либо представлены достаточно скромно. Поэтому, в данном пособии мы уделили этому аспекту профориентационой работы особое внимание.
В конце каждой главы даны задания и вопросы, которые можно использовать как для самоподготовки студентов, так и для обсуждения в рамках специально организованных семинаров. При этом, в качестве специальных заданий можно использовать и некоторые методики представленные в приложениях.
В приложениях даны методики для формирования общих представлений о профконсультационной практике и выработки у обучающихся бакалавров начальных навыков использования этих и подобных методов в работе со школьниками.
Глава 1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ
УРОВЕНЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ