Глава 1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ




САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Учебное пособие (для подготовки бакалавров)

 

Аннотация

 

В данном учебном пособии профессиональное ориентирование представлено как системная и комплексная помощь самоопределяющимся школьникам не только в традиционных профессиональных выборах, но и как помощь в нахождении своего места в обществе. При этом мы исходим из того, что важнейшая цель школы – это создание психолого-педагогических условии для формирования полноценных граждан страны, способных к эффективному труду на благо общества и к собственному развитию в любимой деле. В пособии обозначено соотношение профориентации и профессионального самоопределения, уточнены цели и задачи, критерии эффективности профориентации, а также рассмотрены различные «пространства» самоопределения и методы практической профориентации учащихся школ.

Учебное пособие предназначено для подготовки бакалавров к проведению профориентационной работы со школьниками, а также – всем реальным и потенциальным участникам системы профориентации.

 

Содержание:

 

 

Введение  
   
Глава 1. Самоопределение как высший уровень профориентации  
1.1.Соотношение понятий профориентация, профконсультирование, психология карьеры, профессиональный выбор  
1.2.Активность и активизация в профессиональном ориентировании  
1.3.Сущность профессионального самоопределения: самоопределение как результат и как процесс  
1.4.Схема построения личных профессиональных перспектив (ЛПП) как модель самоопределения  
1.5.Типичные ошибки, предрассудки и «мифы» профориентации  
Вопросы и задания к главе 1  
   
Глава 2. Предмет, цели и задачи профессиональной ориентации учащихся  
2.1.Оптант как субъект профессионального самоопределения  
2.2.Параметры оценки уровня развития субъекта профессионального самоопределения  
2.3.Этапы и кризисы развития субъекта профессионального самоопределения  
2.4.Профконсультант как субъект организации помощи самоопределяющейся личности  
2.5.Диалогичные взаимоотношения профконсультанта с оптантом как особый предмет профориентации  
2.6.Проблема внутреннего диалога самоопределяющейся личности  
2.7.Основные задачи профориентации и уровни их решения  
2.8.Главная (идеальная) цель профориентации  
2.9.Критерии и показатели эффективности профориентационной работы со школьниками  
2.10.Профориентация в системе управления человеческими ресурсами  
Вопросы и задания к главе 2.  
   
Глава 3. Психологические и социально-экономические «пространства» самоопределения учащихся  
3.1.Проблема взаимосвязи и взаимозависимости выборов  
3.2.Проблема многоплановости «пространств» самоопределения  
3.3.Варианты выборов профессионального труда  
3.4.Варианты выборов стиля и образа жизни  
3.5.Варианты выборов планирования профессионального развития  
3.6.Проблема выбора стереотипов и сценариев жизненного пути  
3.7. «Варианты жизни» в психологическом «пространстве» самоопределения личности.  
3.8.Проблема творческого планирования жизни и карьеры  
3.9.Образы счастья и успеха в профессиональном самоопределении  
3.10.Ключевые жизненные альтернативы самоопределения  
Вопросы и задания к главе 3.  
   
Глава 4. Психолого-педагогические методы профессионального ориентирования  
4.1.Сущность профориентационной методики  
4.2.Традиционные методы профориентационной работы  
4.3.Методы активизации профессионального (краткий обзор) и личностного самоопределения (краткий обзор)  
4.4.Особенности разработки и использования методик ценностно-смыслового самоопределения  
4.5.Основы самостоятельной модификации и проектирования профориентационных методик  
4.6.Основы самостоятельного составления программ профориентационной работы, планирования конкретных занятий и профконсультаций  
Вопросы и задания к главе 4.  
   
Глава 5. Основы взаимодействия школьного профконсультанта со смежными специалистами  
5.1.Профориентация как система  
5.2.Сущность взаимодействия, его виды и уровни  
5.3.Проблема координационного центра профориентационной системы  
5.4.Основы взаимодействия профконсультанта на уровне школы (с учителями, классными руководителями, завучем, директором и с другими психологами)  
5.5.Основы взаимодействия школы с работниками психологических центров  
5.6.Основы взаимодействия профконсультанта с родителями учащихся  
5.7.Основы взаимодействия с представителями учебных заведений и организаций  
5.8.Основы взаимодействия с местной властью и журналистами  
5.9.Основы взаимодействия с работниками медицинских организаций  
5.10.Основы взаимодействия с работниками правоохранительных органов  
5.11 Особенности взаимодействия в различных социо-культурных парадигмах профориентации, трудового обучения и воспитания  
Вопросы и задания главе 5.  
   
Заключение  
   
Список литературы  
   
Приложения  
Приложение 1. Опросник «Уточнение профиля обучения (УПО)»  
Приложение 2. Схемы анализа ситуации самоопределения (с задачами)  
Приложение 3. Схема альтернативного выбора (для индивидуальной работы)  
Приложение 4. Профориентационная игра с классом «Три судьбы»  
Приложение 5.Игровые профориентационные упражнения  
Приложение 6.Игра парами «Торг»  
7.Приложение 7.Профессьянс «Кто? Что? Где?» (для индивидуального консультирования)  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная эпоха характеризуется все более возрастающим вниманием к профессиональному ориентированию, трудовому обучению и воспитанию. Осознание актуальности профориентации, как это ни парадоксально, более выражено в менеджменте (в кадровой политике, в управлении персоналом, в управлении человеческими ресурсами и т.п.). Вероятно, это связано с тем, что в организациях приходится решать конкретные вопросы, организовывать эффективный труд, ориентировать персонал на карьеру и совершенствование в своей работе. В современном менеджменте именно «человеческий ресурс» рассматривается как важнейший фактор высокоэффективного производства. А главными качественными характеристиками человеческого ресурса являются образование, состояние здоровья и трудовая мотивация. По сути, многие направления работы с персоналом в организациях являются профориентационными, хоть и имеет иное название (профподбор и профотбор, аттестация, профадаптация, работа с резервом, повышение квалификации, ротация персонала, помощь в планировании карьеры, кадровый аудит и др.).

Если рассматривать общество как большую организацию (со специфическими задачами социально-экономического развития, со своими отраслями, сферами производства и т.п.), то, по логике вещей, именно профориентация должна быть основой всей кадровой политики и управления человеческими ресурсами. И, особенно важно, начинать такую работу с дошкольного и школьного периодов развития ребенка (формировать его как будущего полноценного гражданина своей страны, способного через профессиональный труд делать что-то полезное для общества). К сожалению, осознание актуальности профориентационной работы с детьми, школьниками и молодежью пока еще не достаточное. Поэтому, подготовка будущих специалистов по профориентации (проконсультантов, педагогов-психологов и др.) должна предполагать, кроме формирования у них теоретической и методической базы, еще и мотивационную готовность одушевленно работать в данном направлении и увлекать своей воодушевленностью других специалистов, организуя с ними эффективное взаимодействие.

Данное пособие предназначено для подготовки бакалавров. Здесь мы исходим из того, что в отличие от магистров, ориентированных на более углубленное изучение данного предмета, необходимо дать бакалаврам общие представления о профессиональном самоопределении и познакомить их с минимальным набором методических средств, необходимых для практической работы. Дальнейшая специализация по вопросам профессиональной ориентации школьников предполагает другие курсы (и спецкурсы) и более углубленное знакомство с профконсультационными методиками уже в рамках спецпрактикумов, практических занятий, методических семинаров и т.п.

Исходя из этого структура пособия включает пять глав. В первой главе самоопределение рассматривается как высший уровень профориентационной работы, когда у школьника формируется готовность самостоятельно и осознанно решать свои карьерные вопросы и делать ответственные жизненные выборы. Данный уровень условно противопоставляется работе профконсультанта в режиме диагностико-рекомендательной схемы, когда учащемуся просто даются обоснованные (психологом) рекомендации на основе предварительного психодиагностического обследования. Естественно, нельзя отрицать и диагностико-рекомендательную схему работы, но можно выделить и более интересные варианты профконсультационной помощи, выводящие школьника на уровень самоопределения.

Во второй главе уточняются предмет, цели и задачи профессиональной ориентации. На этой основе уточняются критерии и показатели эффективности профориентационной работы. Особенностью нашего подхода является то, что в качестве предмета мы рассматриваем не только самоопределяющегося школьника («оптанта» – по Е.А.Климову), но и всю систему взаимодействия (продуктивного диалога) профконсультанта (и других специалистов, участвующих в профориентационной работе) с самоопределяющимся школьником. А само это взаимодействие реализуется через специальные средства (методики, психолого-педагогические технологии), которые также становятся предметом специального рассмотрения.

В третьей главе рассматриваются различные «пространства» самоопределения, позволяющие лучше ориентироваться в возможных объектах и делать более обоснованные жизненные и профессиональные выборы. В данном пособии, помимо традиционных «пространств», основанных на типологиях профессий, выделаются ценностно-смысловые «пространства», основанные на выборах жизненной позиции, «вариантах жизни» (по В.Н.Дружинину), «ключевых альтернативах самоопределения» (ориентированных на сущностные ценности личности), и др. Также выделяются варианты планирования жизненных и профессиональных перспектив, начиная от шаблонных (выбор сценариев, стереотипов) и кончая творческими вариантами, основанными на готовности к рискам и «разумному компромиссу» на пути к успеху.

В четвертой главе рассматриваются психолого-педагогичесие методы профессионального ориентирования школьников. Дается обзор методов в соответствии с основными профориентационными задачами и направлениями работы (информационно-справочным, профдиагностическим, морально-эмоциональной поддержки учащегося, помощь в конкретных выборах и принятии решения, а также – помощь в планировании жизненных и профессиональных перспектив развития). При этом конкретные методики понимаются нами лишь как средства для достижения определенных целей и решения конкретных задач профконсультирования. Важный акцент делается на готовности психолога-педагога (профконсультанта) использовать эти методы. Выделяется также общая схема самостоятельного проектирования и модификации профконсультантом психолого-педагогических средств.

В пятой главе рассматриваются основы взаимодействия школьного профконсультанта (педагога-психолога) со смежными специалистами как в рамках самой школы (с администрацией, с педколлективом, с коллегами-психологами, с социальными педагогами…), так и со специалистами, представляющими различные социальные институты, готовыми к сотрудничеству в рамках системной профориентационной работы. Также особое внимание уделяется взаимодействию школьного профконсультунта с родителями учащихся. Навыки организации взаимодействия предполагают определенные менеджерские способности педагога-психолога (профконсультанта), которые, к сожалению, специально у них не формируются. Например, в программах подготовки педагогов и школьных психологов дисциплины по менеджменту и управлению либо вообще отсутствуют, либо представлены достаточно скромно. Поэтому, в данном пособии мы уделили этому аспекту профориентационой работы особое внимание.

В конце каждой главы даны задания и вопросы, которые можно использовать как для самоподготовки студентов, так и для обсуждения в рамках специально организованных семинаров. При этом, в качестве специальных заданий можно использовать и некоторые методики представленные в приложениях.

В приложениях даны методики для формирования общих представлений о профконсультационной практике и выработки у обучающихся бакалавров начальных навыков использования этих и подобных методов в работе со школьниками.

 

 

Глава 1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ВЫСШИЙ

УРОВЕНЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: