Помощи самоопределяющейся личности




 

Иногда перед психологами (преподавателями, консультантами) возникает интересный вопрос, чем они как специалисты принципиально отличаются от «психологов-любителей»? Возможно с постановки этого вопроса по-настоящему и начинается развитие профессионала.

Примером эффективной профориентационной помощи психолога-любителя» может быть помощь в выборе профессии матери своему сыну или взаимная помощь в информировании о профессиях и учебных заведениях, в морально-эмоциональной поддержке и даже в трудоустройстве одноклассников друг другу и т.п.

И все-таки можно выделить основные отличия психолога-специалиста от «психолога-любителя»:

1. Теоретическая база у специалиста. Его знания систематизированные, обобщенные и, кроме того, у специалиста постепенно вырабатывается особый стиль мышления. Любитель может похвастаться, что «прочитал всего З.Фрейда» и даже привести красивые примеры из его книг, но суть З.Фрейда он, скорее всего не понял, т.к. он не знает других корифеев психологии и, поэтому, ему сложно оценить роль З.Фрейда в психологии и во всей культуре.

2. Использование психологом-профессионалом специальных средств – методик, которые «расширяют» возможности психолога, а иногда и «подстраховывают» его, например, когда психолог просто устает (любитель часто опирается на свое природное обаяние и жизненный опыт)

3. Особая ответственность у психолога-специалиста. Любителя обычно берет всю ответственность «на себя», а задача психолога более сложная сформировать чувство ответственности у самоопределяющегося подростка.

4. Психолог-специалист обычно включен в профессиональное сообщество и у него развивается профессиональное самосознание и самоуважение, тогда как психолог-любитель обычно лишен стабильных контактов с психологами и «варится в собственном соку» (даже если самостоятельно увлекается психологией и читает психологическую литературу). Включение в сообщество (в «профессиональную тусовку») позволяет психологу-специалисту обмениваться опытом с коллегами (особенно, в неформальном общении), быть в курсе методических новинок, а также получать морально-эмоциональную поддержку в случае неудач на работе…

5. Наличие у специалиста диплома и различных сертификатов, чего лишен любитель. Заметим, что для многих клиентов важно, чтобы с ними работал «дипломированный» специалист.

6. Особый профессиональный такт, развития профессиональная и человеческая этика у психолога-специалиста, суть которой в том, чтобы не лишать человека права быть субъектом своих выборов. Любители в большинстве случает демонстрируют тем людям, которым они помогают собственную «уверенность» и «напористость», их позиция: «Будь спокоен! Положись на меня!»…

7. Способность настоящего специалиста к саморазвитию (даже без специально организованных «переподготовок» и «учеб» за счет организации…).

8. Способность психолога-профессионала к самосохранению, т.е. развития профессиональная психогигиена труда, которой, к сожалению, специально почти не обучают в вузах.

9. Иммунитет против ненаучных, популистских методов, например, против использования работе с клиентами методов «астрологов» и «гадалок». Хотя иногда, для установления доверительного контакта с «астрологически-ориентированными» клиентами было бы неплохо продемонстрировать свои знания в этих областях (например, как бы невзначай заявить, что читали такого-то авторитета и были на лекциях такого-то), но только для того. чтобы потом перевести профконсультацию в русло научно-практической традиции.

Для понимания того, кем является «настоящий профконсультант» можно обратиться к понятию «модель специалиста ». А.К.Маркова выделяет следующие составляющие «модели специалиста»: а) профессиограмма деятельности специалиста; б) профессионально-должностные требования (ПДТ); в) квалификационный профиль (требования по разрядам, категориям) (Маркова, 1996, С.20-22).

При построении «модели специалиста» выделяют также следующие варианты модели:

1. Модель реально действующего, «готового» специалиста, которая включает в себя: а) модель деятельности специалиста (где выделяются цели, задачи, действия, операции…) и б) модель личности специалиста (где выделяются профессионально важные качества - ПВК).

1. Модель подготовки специалиста. Эти модели могут быть очень разнообразными в зависимости от опыта обучающегося (или переобучающегося) специалиста.

Заметим, что традиционно, когда психологи говорят о специалисте такой-то профессии, то больше внимания обращают именно на его качества. Для психолога обычно выделяют: коммуникативность, психическое здоровье, знание своего дела, жизненный опыт и даже остроумие (по оценкам и пожеланиям многих студентов). Но если бы профотбор на профессию «психолог» осуществлялся только по этим качествам, то скорее всего, такие люди как З.Фрейд, известный своим неуживчивым характером, был бы сразу же «забракован».

Таким образом, есть, видимо, что-то гораздо более важное, чем просто «необходимые качества». Для целого ряда творческих профессий важны мировоззренческая позиция, способность находить смысл в данной профессиональной деятельности. наконец, готовность совершить в рамках данной деятельности личностный поступок, будь то научное открытие или воля для противодействия профессиональным стереотипам своей «тусовки». Особенно это относится к гуманитарным профессиям, включая и профессию психолога-практика.

При рассмотрении вопроса, каким должен быть специалист по профессиональному самоопределению, можно обратиться к проблеме «имиджа психолога-профконсультанта ». Можно поставить вопрос так: должен ли психолог-профконсультант быть “узнаваемым” по каким-то специфическим признакам? - Скорее, да, т.к.: это “тоже” творческая профессия (а «творцы» любят выделяться, им это помогает в работе...); сам образ также способствует решению проблемы клиента (устанавливается большее доверие, клиент не тратит время на выяснение того, «настоящий» перед ним психолог или «не настоящий» …).

Следующий вопрос: какие признаки (или какое поведение), определяют «имидж» «настоящего» профконсультанта? – Многое зависит от того, что это за психолог: а) если он всего лишь “делает деньги”, то должен “нравиться” своей клиентуре (как, например, это делают многие «целители» и «психотерапевты»), для этого желательно уметь выглядеть «экстравагантным”; б) если профконсультант работает в организации или «на фирме», где свои правила поведения и одежды, то придется «соответствовать» этим правилам; в) если психолог служит идее, то обычно он держится скромнее; г) если профконсультант сами в себе не разобрались, то он обычно пробует разные варианты поведения (может сама одежда и пробное поведение что-то подскажут ему для нахождения своего «образа профессионала»...).

Имидж (авторитет, образ) профконсультанта может формироваться разными путями:

1. Стремлением к внешнему сходству с «настоящим» специалистом (каким видят его многие клиенты и коллеги-психологи, слава богу, для этого всегда есть множество примеров для подражания).

1. Успешная помощь клиентам также способствует повышению авторитета психолога-консультанта, у которого со временем может появиться «Имя», о таком профконсультанте «узнают» и хотят работать именно с ним…

1. О каких-то профконсультантах может создаваться «общественное мнение», некая «харизма», хотя сами он ничем особенным не выделяются. Как известно, в некоторых организациях или в определенной среде потенциальных клиентов хотят, чтобы у них работало побольше «выдающихся» специалистов…

Проблема имиджа заключается в том, что сам профконсультант как бы «разрывается» между стремлением соответствовать некому профессиональному стереотипу (чтобы вызывать доверие у клиентов, чтобы нравиться начальству и застрявшим в своем развитии коллегам-психологам), а с другой стороны, профконсультант – это творческая профессия, предполагающая творчество не только в мыслях, но и в поведении.

В любом случае, на первоначальных этапах профконсультирования лучше соответствовать имиджу «настоящего специалиста» (не разочаровывать клиентов), а уже на последующих этапах работы – стараться быть самим собой. Самое печальное, когда профконсультанту так понравится «производить впечатление» на очередного клиента, что он уже не в состоянии выйти из своего профессионального стереотипа, лишая себя возможности развиваться в своей профессии.

 

Основные концептуальные установки профконсультанта важны для лучшего осознания профконсультантом своего труда, для осознания того, что именно он делает в каждом конкретном случае. В целом, можно выделить три пары таких противоположных установок (см. Таблицу 2).

 

Таблица 2.

Основные концептуальные установки профконсультанта.

 

Критерии выделения установок Предполагается внутренне пассивный клиент и консультант Предполагается внутренне активный клиент и консультант
С точки зрения готовности человека к профессии Подбор человека к профессии (или профессии к человеку...), что предполагает уже что-то имеющееся и мало зависящее от самого человека... Подготовка и самоподготовка человека к труду, что предполагает и формирование готовности в самом труде (по Е.А.Климову), где у человека уже гораздо больше возможностей стать субъектом профессионального развития
С точки зрения психологии “полезности” и психологии “достоинства” (по А.Г.Асмолову) Профессиональное самоопределение как “Выгодная сделка”, т.е. наиболее “выгодная” продажа своих услуг на рынке труда, где человек превращается в “товар” для продажи (человек сам себя не с Профессиональное самоопределение как проявление творчества, достоинства и справедливости, для чего от человека требуется иногда определенное мужество и способность к неорд
  только “реализует”, сколько “продает”)... Смысл «выгодной сделки2 в том, чтобы продать не очень качественный товар (плохо подготовленного абитуриента или специалиста) как можно «дороже», т.е. устроиться как можно лучше… инарным поступкам...
С точки зрения стремления человека быть реальным субъектом самоопределения Профессиональное самоопределение как следование судьбе, року, предназначению (близко к “астрологическому” подходу...), где сам человек не столько самоопределяется, сколько следует своему “предназначению”... Профессиональное самоопределение как постоянное расширение возможностей клиента для освоения новых видов труда и способов жизнедеятельности, как “выход человека за рамки самого себя” (по В.Франклу).

 

Проблема возникает в том случае, когда профконсультант стремится работать, ориентируясь на установки, предполагающие уважение к клиенту, уважение его достоинства и субъектности, но сам клиент этому отчаянно сопротивляется под воздействием стереотипов общественного сознания и предрассудков.

Например, клиент убежден, что для жизненного успеха необходимо обязательно доказать кому-то свое превосходство, а может, и занять должность в фирме или место в престижном вузе, на которое реально претендует более подготовленный и достойный человека.

Примечательно, что подобные клиенты очень любят порассуждать о высоких материях, т.е. неблаговидные дела совершаются обычно на фоне благородных поз и разговоров. Когда во всем этом участвует профконсультант, то возникает сильное сомнение в том, будет ли способствовать такая работа его собственному личностному развитию. Естественно, напрямую заявлять клиенту, что он не прав категорически запрещается, т.к. ничего кроме обиды и неприязни с его стороны мы не получим. Здесь нужны более тонкие действия и чтобы их совершить нужно быть не только хорошим психотерапевтом, но и немного философом…

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: