(ЛПП) как модель самоопределения
Данная схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать и в практической работе, и при разработке новых методов профориентации. В основе данной схемы ЛПП положена схема, предложенная Е.А.Климовым (1983; 1990 и др.), только существенно дополненная ценностно-смысловыми компонентами (см. Таблицу 1).
В левой части таблицы – компоненты схемы построения ЛПП, а в правой – соответствующие вопросы для работы клиентами. Если работа проводится с классом, то каждый вырывает обычный тетрадный листочек, подписывает его, проставляет номер очередного вопроса и сразу же выписывает ответ (обычно на весь опросник затрачивается около 30-35 минут). После этого результаты определенным образом обрабатываются (см. ниже).
Если это индивидуальная профконсультация, то психолог-консультант может вставлять вопросы схемы построения ЛПП в беседу с клиентом. Обращаем внимание, что лучше при этом ориентироваться на сами компоненты, которые, во-первых, полнее по своему содержанию и, во-вторых, в большей степени учитывают позитивные характеристики ситуации данного клиента (например, в вопросе 8, справа спрашивается о недостатках, а компонент 8, слева – акцент делает на возможности и достоинств клиента…). Естественно, и в опроснике для работы с классом, и в индивидуальной беседе-профконсультации формулировка вопросов может видоизменяться при сохранении главного их смысла.
Таблица 1.
Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).
Компоненты ЛПП | Опросник по схема построения ЛПП (ответы пишутся на листочках: проставляются номера вопросов и сразу дается ответ) |
1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения) | 1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему? |
2. Осознание необходимости профессионального образования после школы | 2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться? |
3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения | 3. Когда в России жить станет лучше? |
4. Знание мира профессионального труда (макро-информационная основа самоопределения) | В виде задания: три буквы (м, н, с) – за три минуты написать профессии, начинающиеся с этих букв. Если всего – более 17 профессий, то это уже неплохо. |
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями | Кем бы Вы хотели стать (по профессии) через 20-30 лет? |
6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели) | 6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте… |
7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы… (микро-информационная основа выбора) | 7. В виде задания: выписать три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии и три – связанных с обучением в ВУЗе или в колледже… |
8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей | 8. Что в Вас самих может помешать Вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя – надо поконкретнее). |
Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей) | 9. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)? |
10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям | 10. Кто и что могут помешать Вам в достижении целей? |
11. Знание о путях преодоления внешних препятствий | 11. Как Вы собираетесь преодолевать эти препятствия? |
12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту) | 12. Есть ли у вас резервные варианты выбора? |
13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда | 13. В чем вы вообще видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего Вы хотите приобретать профессию и работать |
14. Начало практической реализации ЛПП | 14. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов (писать о том, что Вы хорошо учитесь нельзя: что Вы делаете сверх хорошей учебы…)? |
|
|
Возможны разные варианты обработки результатов (по опроснику ЛПП):
1) Первый вариант: Листочки собираются и психолог сам оценивает качество ответов. Ниже представлены ориентировочные критерии оценок (по каждому вопросу):
1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой...);
4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
2) Второй вариант: Сначалаучащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбираются 1-2 анонимные работы и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, оценивает их и сравнивает с самооценками школьников…
|
Вполне возможно и использование более дифференцированной школа (например 7-балльной или даже 9-балльной), где каждый такой балл должен был бы быть описан. Но опыт показывает, что и 5-балльная шкала так же позволяет в целом оценивать качество ответов подростков (педагоги хорошо знают, что когда оцениваешь массивы письменных работ, то на общем фоне довольно быстро вырабатывается навык выделения и оценивания более качественных и менее качественных ответов). Заметим также, что данный опросник совсем не претендует на высокую точность оценок и скорее служит для общего знакомства с данной группой подростков, а также для актуализации
Если внимательно посмотреть на данную схему ЛПП, то в ней так или иначе представлена почти вся психология. Это означает, что настоящая профориентация – это очень сложная и развернутая по времени работа. Если профориентационная помощь оказывается в течение 30-40 минут, их собственных размышлений о своих профессиональных и жизненных перспективах, то обычно такую «помощь» называют «профанацией »…