Понятно, что оценивать уровень развития субъектности в профессиональном и личностном самоопределении достаточно сложно. Как известно, для решения столь сложных задач помогают простые модели самоопределения. В частности, мы воспользовались тремя основными составляющими профессионального выбора, выделенными Е.А.Климовым – тремя «китами» профориентации: «хочу (учет желаний личности), «могу» (учет ее возможностей) и «надо» (потребностями рынка) (Климов, 1990, С.7, 122-123).
Первая и вторая составляющие »(«хочу» и «могу») могут быть условно оценены по трем уровням выраженности: 1) высокий; 2) средний и 3) низкий. На соотношении этих трех составляющих и уровней их выраженности можно выделить шесть типов ориентаций личности. Например: 1 - высокая выраженность желаний и низкие возможности; 2 - высокая выраженность желаний и соответствующие высокие возможности; 3 - невысокая выраженность желаний и высокие возможности и т.п. Каждый из этих типов может быть отдельно описан. Реально, в профконсультационнной практике психологи пытаются выявить, насколько желания клиентов соответствуют их возможностям и, на этой основе, либо проводят коррекционную работу (пытаются сблизить, гармонизировать «хочу» и «могу»), либо пытаются свести к минимуму негативные последствия дисбаланса «хочу» и «могу».
Если в первом случае (попыток гармонизировать желания и возможности) предполагается работа в активизирующем режиме, с привлечением самого клиента, то в последнем случае профконсультации чаще проходят в директивном режиме, когда клиента просто убеждают в необходимости определенного (наиболее оптимального) выбора. В последнем случае сложно говорить о высоком уровне развития клиента как субъекта самоопределения, а директивность оказывается, к сожалению, вынужденной: ради интересов самого же клиента, который иначе может наделать глупости…
|
Более сложный анализ ситуации самоопределения предполагает учет ожиданий общества к определенным качествам и самой направленности самоопределяющегося индивида. Еще Э.Эриксон писал о важности осознания ожиданий от личности со стороны общества (Эриксон, 2000). При этом такие ожидания специфичны для каждого развития личности и отражают ценности данной культуры. Для личности эти ожидания конкретизируются в определенные задачи развития. Близкие идеи содержатся и в работах отечественных психологов (Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др.), когда в качестве важнейшего критерия возраста выделяется «новая социальная ситуация развития», которая также ставит перед человеком новые задачи развития.
Но возникает проблема: всегда ли человек способен понять эти ожидания, а если и поймет, то станет ли он решать соответствующие задачи, чтобы быть адекватным этим ожиданиям, чтобы быть принятым в обществе?… Заметим, что абсолютное следование ожиданиям не всегда способствует личностному развитию. Например, молодой самоопределяющийся человек осознает несовершенства того общества, в котором ему посчастливилось жить. Должен ли он непременно соответствовать идеалам и ценностям такого общества?... Здесь уместно вспомнить известную истину о том, что молодые должны стремиться быть в чем-то умнее, совершеннее зрелых людей, своих учителей… Таким образом, возможно и рассогласование, и даже конфликт между собственными представлениями личности о достойном развитии и ожиданиями со стороны общества. У Э.Эриксона выделен похожий конфликт: между «эго-идентичностью» и «социальной, групповой идентичностью» (Эриксон, 2000).
|
Если конкретизировать данное конфликтное развитие, то можно выделить следующие его варианты:
1.Имеется разные по своему содержанию ожидания от личности в школе, в профессиональном учебном заведении, на производстве, в личной жизни… Это объясняется недостаточной преемственностью образования и часто усугубляются в кризисные периоды развития общества при недостаточно устоявшейся системе ценностей. На этой основе можно было бы уточнить периодизацию развития личности, переходящей с этапа школьного обучения в профессиональные учебные заведения и, далее, на работу в организации.
2.Сам человек до конца не определился, на какую систему ценностей ему ориентироваться (что он вообще хочет в жизни). В таком случае, даже при устоявшейся системе ценностей личность может быть дезориентирована.
3.Для человека конкретная референтная группа важнее общих ценностей данного социума (общества), но таких групп у человека множество и в каждой из них – свои ценности. Человек часто меняет свои представления о достойном, о счастье, о своем предназначении, а то и вовсе - гонит от себя такие сложные рассуждения, ограничиваясь лишь сиюминутными удовольствиями. В этом случае, конфликт имеет скорее внутреннюю природу и не направлен против общества в целом. Но при этом также возможна общая дезориентация и непродуманные решения, рискованные как для благополучия личности (его карьеры и всей жизни), так и для окружающих людей (общества).
|
Часто такие конфликты порождают «кризисы разочарования» личности. Разочарования могут относиться к окружающему миру (ценностям общества или референтных групп), а также - к самой личности (разочарования в прежних идеалах и ценностях, в своих возможностях и т.п.). С одной стороны, разочарования являются основой для поиска новых ценностей и для саморазвития, когда по-старому жить невозможно. А с другой стороны, такие разочарования могут стать основой для излишних самобичеваний и деградации личности, когда старые ценности ее не устраивают, а новых она для себя еще не обнаружила или даже не собирается их искать. Здесь особенно нужна помощь психолога-профконсультанта, пытающегося активизировать личность на поиск новых ценностей и их согласования с ценностями культуры и конкретного социума.
Поэтому, осознание этих противоречий является основой для более грамотной психолого-педагогической помощи самоопределяющейся личности. Ниже представлена модель различных ориентаций личности, отражающая ее основные векторы развития и представления об ожиданиях со стороны общества (см. Рисунок 2). Разнонаправленность и сила ориентаций и ожиданий порождает конфликт. Само пространство самоопределения строится на двух системах координат: по вертикали выделяется ось «альтруизм – эгоизм», а по горизонтали ось «массовые ориентации – ориентация на самобытность, на уникальность». Мы считаем, что данные координаты наиболее важны и часто отражают сущность проблемы самоопределения в глобальном контексте поиска человеком своего места в обществе и культуре.
Мы считаем также, что данная модель должна строиться для каждой конкретной ситуации, на каждом отдельном этапе развития личности. Например, при осознании ожиданий на уровне конкретной школы надо быть готовым, что в каждой школе (и в каждом кассе) эти ожидания могут различаться… Аналогичные различия могут быть в каждом конкретном профессиональном учебном заведении, в организациях и т.п.
Альтруистическая ориентация | ||||
«Хочу» | ||||
Представление о востребованности «могу» в обществе | ||||
«Могу» | ||||
Эгоистическая ориентация | Представление о востребованности «хочу» в обществе | |||
Ориентация на массовые ценности | Ориентация на уникальность |
Рисунок 2. Модель различных ориентаций самоопределяющейся личности. Стрелки «хочу», «могу» указывают на вектор предполагаемого развития. Длина стрелок указывает на силу направленности личности. Стрелки представление о востребованнности «хочу» и «могу» отражают степень осознания личностью реальных ожиданий со стороны общества. Разнонаправленность стрелок указывает о степени конфликтности позиции личности.
То, в какой мере клиент готов к совместным (или самостоятельным) размышлениям по поводу конфликта своих «хочу» и «могу» с ожиданиями социума, а также – насколько он готов к поиску смягчения или гармонизации этих противоречий, и отражает, в целом, степень его зрелости как субъекта профессионального и личностного самоопределения.
Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные показатели (параметры) развития клиента как субъекта профессионального самоопределения:
1.Степень развитости и осознанности у личности (клиента) профессиональных склонностей (составляющая - «хочу»).
2.Степень развитости и осознанности реальных и перспектиных профессиональных способностей, а также способностей, необходимых для достижения карьерных целей (составляющая - «могу»).
3.Степень осознания личностью (клиентом) востребованности профессиональных стремлений в данном обществе (городе, регионе) и на данный момент. Составляющая «надо», применительно к составляющей «хочу» позволяет осознать степень их конфликтности (противоречивости).
4.Степень осознания востребованности профессиональных и карьерных способностей в данном обществе и на данный момент. Составляющая «надо», применительно к составляющей «могу» также позволяет осознать степень их конфликтности.
5.Степень стремления личности к гармонизации своих «хочу» и «могу» с ожиданиями со стороны общества («надо»), предполагающей разные варианты: 1) полное подчинение своих устремлений ожиданиям общества; 2) конфликт с обществом (вопрос: насколько он оправдан и чем он закончится для личности, или для общества?...); 3) эволюционное, постепенное взаимное согласование личных и общественных интересов (например, получение профессии, статуса в обществе и на этой основе преобразовании общества, его улучшение, без экстремизма, революций и потрясений…).