Профессионального самоопределения




 

Понятно, что оценивать уровень развития субъектности в профессиональном и личностном самоопределении достаточно сложно. Как известно, для решения столь сложных задач помогают простые модели самоопределения. В частности, мы воспользовались тремя основными составляющими профессионального выбора, выделенными Е.А.Климовым – тремя «китами» профориентации: «хочу (учет желаний личности), «могу» (учет ее возможностей) и «надо» (потребностями рынка) (Климов, 1990, С.7, 122-123).

Первая и вторая составляющие »(«хочу» и «могу») могут быть условно оценены по трем уровням выраженности: 1) высокий; 2) средний и 3) низкий. На соотношении этих трех составляющих и уровней их выраженности можно выделить шесть типов ориентаций личности. Например: 1 - высокая выраженность желаний и низкие возможности; 2 - высокая выраженность желаний и соответствующие высокие возможности; 3 - невысокая выраженность желаний и высокие возможности и т.п. Каждый из этих типов может быть отдельно описан. Реально, в профконсультационнной практике психологи пытаются выявить, насколько желания клиентов соответствуют их возможностям и, на этой основе, либо проводят коррекционную работу (пытаются сблизить, гармонизировать «хочу» и «могу»), либо пытаются свести к минимуму негативные последствия дисбаланса «хочу» и «могу».

Если в первом случае (попыток гармонизировать желания и возможности) предполагается работа в активизирующем режиме, с привлечением самого клиента, то в последнем случае профконсультации чаще проходят в директивном режиме, когда клиента просто убеждают в необходимости определенного (наиболее оптимального) выбора. В последнем случае сложно говорить о высоком уровне развития клиента как субъекта самоопределения, а директивность оказывается, к сожалению, вынужденной: ради интересов самого же клиента, который иначе может наделать глупости…

Более сложный анализ ситуации самоопределения предполагает учет ожиданий общества к определенным качествам и самой направленности самоопределяющегося индивида. Еще Э.Эриксон писал о важности осознания ожиданий от личности со стороны общества (Эриксон, 2000). При этом такие ожидания специфичны для каждого развития личности и отражают ценности данной культуры. Для личности эти ожидания конкретизируются в определенные задачи развития. Близкие идеи содержатся и в работах отечественных психологов (Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др.), когда в качестве важнейшего критерия возраста выделяется «новая социальная ситуация развития», которая также ставит перед человеком новые задачи развития.

Но возникает проблема: всегда ли человек способен понять эти ожидания, а если и поймет, то станет ли он решать соответствующие задачи, чтобы быть адекватным этим ожиданиям, чтобы быть принятым в обществе?… Заметим, что абсолютное следование ожиданиям не всегда способствует личностному развитию. Например, молодой самоопределяющийся человек осознает несовершенства того общества, в котором ему посчастливилось жить. Должен ли он непременно соответствовать идеалам и ценностям такого общества?... Здесь уместно вспомнить известную истину о том, что молодые должны стремиться быть в чем-то умнее, совершеннее зрелых людей, своих учителей… Таким образом, возможно и рассогласование, и даже конфликт между собственными представлениями личности о достойном развитии и ожиданиями со стороны общества. У Э.Эриксона выделен похожий конфликт: между «эго-идентичностью» и «социальной, групповой идентичностью» (Эриксон, 2000).

Если конкретизировать данное конфликтное развитие, то можно выделить следующие его варианты:

1.Имеется разные по своему содержанию ожидания от личности в школе, в профессиональном учебном заведении, на производстве, в личной жизни… Это объясняется недостаточной преемственностью образования и часто усугубляются в кризисные периоды развития общества при недостаточно устоявшейся системе ценностей. На этой основе можно было бы уточнить периодизацию развития личности, переходящей с этапа школьного обучения в профессиональные учебные заведения и, далее, на работу в организации.

2.Сам человек до конца не определился, на какую систему ценностей ему ориентироваться (что он вообще хочет в жизни). В таком случае, даже при устоявшейся системе ценностей личность может быть дезориентирована.

3.Для человека конкретная референтная группа важнее общих ценностей данного социума (общества), но таких групп у человека множество и в каждой из них – свои ценности. Человек часто меняет свои представления о достойном, о счастье, о своем предназначении, а то и вовсе - гонит от себя такие сложные рассуждения, ограничиваясь лишь сиюминутными удовольствиями. В этом случае, конфликт имеет скорее внутреннюю природу и не направлен против общества в целом. Но при этом также возможна общая дезориентация и непродуманные решения, рискованные как для благополучия личности (его карьеры и всей жизни), так и для окружающих людей (общества).

Часто такие конфликты порождают «кризисы разочарования» личности. Разочарования могут относиться к окружающему миру (ценностям общества или референтных групп), а также - к самой личности (разочарования в прежних идеалах и ценностях, в своих возможностях и т.п.). С одной стороны, разочарования являются основой для поиска новых ценностей и для саморазвития, когда по-старому жить невозможно. А с другой стороны, такие разочарования могут стать основой для излишних самобичеваний и деградации личности, когда старые ценности ее не устраивают, а новых она для себя еще не обнаружила или даже не собирается их искать. Здесь особенно нужна помощь психолога-профконсультанта, пытающегося активизировать личность на поиск новых ценностей и их согласования с ценностями культуры и конкретного социума.

Поэтому, осознание этих противоречий является основой для более грамотной психолого-педагогической помощи самоопределяющейся личности. Ниже представлена модель различных ориентаций личности, отражающая ее основные векторы развития и представления об ожиданиях со стороны общества (см. Рисунок 2). Разнонаправленность и сила ориентаций и ожиданий порождает конфликт. Само пространство самоопределения строится на двух системах координат: по вертикали выделяется ось «альтруизм – эгоизм», а по горизонтали ось «массовые ориентации – ориентация на самобытность, на уникальность». Мы считаем, что данные координаты наиболее важны и часто отражают сущность проблемы самоопределения в глобальном контексте поиска человеком своего места в обществе и культуре.

Мы считаем также, что данная модель должна строиться для каждой конкретной ситуации, на каждом отдельном этапе развития личности. Например, при осознании ожиданий на уровне конкретной школы надо быть готовым, что в каждой школе (и в каждом кассе) эти ожидания могут различаться… Аналогичные различия могут быть в каждом конкретном профессиональном учебном заведении, в организациях и т.п.

 

Альтруистическая ориентация        
        «Хочу»
         
  Представление о востребованности «могу» в обществе  
        «Могу»
Эгоистическая ориентация     Представление о востребованности «хочу» в обществе      
  Ориентация на массовые ценности   Ориентация на уникальность

 

 

Рисунок 2. Модель различных ориентаций самоопределяющейся личности. Стрелки «хочу», «могу» указывают на вектор предполагаемого развития. Длина стрелок указывает на силу направленности личности. Стрелки представление о востребованнности «хочу» и «могу» отражают степень осознания личностью реальных ожиданий со стороны общества. Разнонаправленность стрелок указывает о степени конфликтности позиции личности.

 

То, в какой мере клиент готов к совместным (или самостоятельным) размышлениям по поводу конфликта своих «хочу» и «могу» с ожиданиями социума, а также – насколько он готов к поиску смягчения или гармонизации этих противоречий, и отражает, в целом, степень его зрелости как субъекта профессионального и личностного самоопределения.

Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные показатели (параметры) развития клиента как субъекта профессионального самоопределения:

1.Степень развитости и осознанности у личности (клиента) профессиональных склонностей (составляющая - «хочу»).

2.Степень развитости и осознанности реальных и перспектиных профессиональных способностей, а также способностей, необходимых для достижения карьерных целей (составляющая - «могу»).

3.Степень осознания личностью (клиентом) востребованности профессиональных стремлений в данном обществе (городе, регионе) и на данный момент. Составляющая «надо», применительно к составляющей «хочу» позволяет осознать степень их конфликтности (противоречивости).

4.Степень осознания востребованности профессиональных и карьерных способностей в данном обществе и на данный момент. Составляющая «надо», применительно к составляющей «могу» также позволяет осознать степень их конфликтности.

5.Степень стремления личности к гармонизации своих «хочу» и «могу» с ожиданиями со стороны общества («надо»), предполагающей разные варианты: 1) полное подчинение своих устремлений ожиданиям общества; 2) конфликт с обществом (вопрос: насколько он оправдан и чем он закончится для личности, или для общества?...); 3) эволюционное, постепенное взаимное согласование личных и общественных интересов (например, получение профессии, статуса в обществе и на этой основе преобразовании общества, его улучшение, без экстремизма, революций и потрясений…).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: