Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация «за один присест» – это «профанация»). Профконсультация предполагает не только традиционное «планирование», но и своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом профориентационной помощи является не только содействование конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы). Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим целям. А также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.
Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовность рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции» – по В.Франклу)…
Критерии и показатели эффективности профориентационной
Работы со школьниками
|
Проблема критериев оценки эффективности профориентационной работы разрабатывается давно (Вершинин, 1990; Климов, 1983; Пряжникова, Пряжников, 2005, С.303-306; Пряжников, Румянцева, 2010 и др.). К сожалению, существующие критерии во многом несовершенны, и пока это самый болезненный (нерешенный) вопрос не только профориентации, но и все практической психологии.
Нерешенность проблемы критериев приводит к взаимному непониманию между: профконсультантами и клиентами (школьниками и их родителями), профконсультантами и руководством различных образовательных учреждений, профконсультантами и руководителями предприятий, профоконсультантами и местной властью (отвечающей за кадровую политику), а также – между самими профконсультантами, придерживающимися разных взглядов на сущность профориентационной помощи…
Сами критерии должны давать ответ на вопрос, насколько успешно решаются поставленные задачи и достигаются сами цели профориентации? Соответственно, критерии являются производными от четко сформулированных целей и задач.
При этом, именно цели выступают важнейшим условием создания системы профориентационной работы на уровне страны в целом, регионов, отраслей и конкретных психолого-педагогических учреждений (школ, психологических центров, профессиональных учебных заведений), где могут работать профконсультанты (см. Пряжников, 2010, С.6-18).
Для сегодняшнего дня характерна некоторая фрагментарность всей кадровой политики в стране, и как следствие, - фрагментарность профориентационной работы со школьниками.
|
Мы считаем, что при разработке новых (и совершенствовании имеющихся) критериев оценки эффективности профориентационной работы со школьниками необходимо ориентироваться на перспективу создания действительно системной и комплексной кадровой политики страны. Сами критерии эффективности также должны быть системными и комплексными. При этом можно кратко обозначить основные ориентиры и требования к системе таких критериев:
1. Соотнесенность с главными задачами кадровой политики государства. Даже, если на сегодняшний день они четко и не сформулированы, то специалисты по профориентации в своих проектах (концепциях) могут предложить свое видение этих целей.
2. Опира на принцип преемственности профориентационной работы, трудового воспитания и обучения. В частности, необходимо разрабатывать критерии, специфичные для разных уровней такой работы:
1) по дошкольному трудовому воспитанию;
2) по школьной профориентации (при этом различать критерии для начальной и средней школы, для старшеклассников и выпускников школы);
3) по собственно профессиональной подготовке, где также следует различать разные уровни профессионального образования: колледжи и вузы, разные уровни вузовской подготовки (бакалавриат и магистратуру), а также – отдельные критерии по содействию трудоустройству выпускников;
4) профориентационная помощь для работающих специалистов (в рамках кадровой политики организаций – через управление персоналом);
5) для незанятого населения и безработных (через систему служб занятости);
6) для управления миграционными процессами (включая и внешнюю, и внутреннюю миграцию);
|
6) для пенсионеров, способных трудиться
Выделение разных уровней профориентационной работы должно строиться на основе идеи управления человеческим ресурсом, что позволит лучше осознать специфику школьной профориентации. Например, нерешенность некоторых задач предшествующих уровней заставляет расширять задачи вышестоящего уровня, и наоборот. Учитывая то, что реально профориентационной работой на многих уровнях не занимаются, можно предположить, что именно школьная профориентация на начальных этапах создания общей системы должна взять на себя больше задач, но по мере развития этой системы, часть задач передавать на другие уровни. При этом специфично школьные задачи должны уточниться и углубляться (становится более сложными).
3.Реализовать принцип системности, предполагающий участие всех социальных институтов в профориентационной работе со школьниками: школ, семьи, профессиональных учебных заведений, организаций и предприятий, медицинских учреждений, средств массовой информации (СМИ), психологических центров (государственных и негосударственных), служб занятости, правоохранительных учреждений, общественных организаций и др.. Это предполагает уточнение для каждого социального института специфических задач и разработку соответствующих критериев их эффективности, ориентированных на общую цель.
4.Принцип комплексности, предполагающий работу по следующим основным направлениям: профинформирование, профдиагностика, морально-эмоциональную поддержка самоопределяющимся школьникам, помощь в конкретных профессиональных выборах и помощь в планировании перспектив дальнейшей жизни. Соответственно, по каждому направлению также должны быть выделены критерии эффективности. Развитость по каждому из этих критериев (параметров) можно также рассматривать и как особую «профориентационную компетентность» школьника, о чем сейчас модно говорить… Поскольку именно принцип комплексности ближе к решению конкретных практических задач профориентации, выделим примерные параметры оценивания эффективности работы по каждому из направлений:
1) Профинформационная работа:
- полнота представлений о мире профессий (в основе – системные знания и умение группировать профессии по различным признакам);
- точность знания профессий (особенно, наиболее популярных и востребованных);
- знание ситуации на рынке труда;
- готовность прогнозировать развитие рынка труда (и потребности в тех или иных профессиях);
- знание учебных заведений по подготовке тех или иных специальностей;
- знание особенностей поступления в вузы и колледжи;
- представление о местах трудоустройства после приобретения конкретных профессий и окончания конкретных учебных заведений;
- знание путей подготовки к профессии;
- знание основных внешних и внутренних препятствиях на пути к профессиональным целям;
- знание основных ошибок, совершаемых при выборе профессии и планировании перспектив своего развития и др.
2.Профдиагностика:
- представление о своих намерениях, ценностях и смыслах;
- представление о дальних, ближних и ближайших профессиональных и жизненных целях (умение соотносить эти цели, делать их взаимодополняющими)
- представление о своих возможностях и недостатках (личностных характеристиках, особенностей характера и темперамента, психофизиологических и двигательных характеристиках и т.п.);
- представление о своей готовности использовать возможности (достоинства) и преодолевать недостатки;
- представление о своей жизненной и карьерной ситуации – «ситуации самоопределения» (по Е.А.Климову), т.е. насколько она облегчает или затрудняет достижение профессиональных целей);
- представление о способах использования преимуществ своей ситуации самоопределения и о способах преодоления ограничении этой ситуации.
3) Морально-эмоциональная поддержка:
- оптимистичный взгляд на свое будущее (основанный на вере в свою готовность преодолеть любые преграды на пути к цели);
- умение
- готовность к самообладанию в сложных ситуациях профессионального, жизненного и личностного самоопределения (умение не унывать, держать себя в руках, концентрироваться на главном);
- умение учиться на своих и чужих ошибках (мудрое отношение к ошибкам и неудачам);идти на определенные (разумные) компромиссы, когда «вынужденно» приходится делать совсем не то, о чем мечтал (например, готовится к дурацким экзаменам или выполнять нелепые правила и условности в родном учебном заведении и т.п.) – и все это ради достижения главной цели;
- умение помогать своим друзьям, родным и близким (по принципу, «когда кому-то помогаешь, меньше переживаешь и собственные проблемы»);
- нравственная состоятельность выборов, т.е. уверенность в этической правомерности своих намерений (заметим, что сомнения в этом случае могут деморализовать самоопределяющуюся личность);
- владение приемами саморегуляции в трудных ситуациях (практическое самообладание);
- умение выделять жизненные и карьерные приоритеты для данного момента и данной ситуации развития;
- знание специалистов (или психологических центров), куда можно обратиться за морально-эмоциональной поддержкой и др.
4) Помощь в принятии решении и конкретных выборах:
- владение приемами обоснованного выбора;
- учет основных факторов выбора;
- соответствие целей и средств (возможностей), т.е. реалистичность выбора;
- умение обосновывать и отстаивать правомерность своих выборов;
- готовность к волевому усилию в случае выбора равноценных альтернатив;
- этическая правомерность выбора (соответствие моральным нормам, закону и собственным нравственным представлениям самоопределяющегося подростка и его ближайшего окружения).
5) Помощь в планировании перспектив своего развития:
- логическая преемственность действий по достижению целей;
- умение разбивать цели на более простые и понятные задачи (карьерные шаги);
- умение выделять альтернативные варианты планов;
- умение выделять наиболее оптимальные варианты планов (из набора альтернатив);
- умение совмещать в своих планах профессиональные, жизненные и личностные цели (стремиться к минимизации противоречий между ними);
- умение самостоятельно реализовывать свои намерения (особенно, делать первые, наиболее сложные самостоятельные шаги) и др.
Из приведенных примеров видно, что некоторые критерии по разным направлениям работы могут совпадать, что свидетельствует том, что вся работа взаимосвязана и направления выделятся лишь для удобства анализа, самоанализа, т.е. для оценивания и самооценивания. К сожалению, даже выделенных параметров достаточно много и всеми ими пользоваться вряд ли получится. В этом случае, можно выделить наиболее важные («работающие») параметры и ориентироваться именно на них.
Понятно, что для реального использования этих параметров необходимо еще выделить по каждому из них: 1) систему показателей (через что проявляются эти параметры); 2) расписать эти показатели по уровням проявления (т.е. по каждому уровню выделить показатели, чтобы можно было определить, на каком уровне развития находится данный учащийся) и 3) разработать сами процедуры оценивания (через опросники, тесты, задания, данные наблюдения и беседы, через самоотчеты учащихся и т.п.). Некоторые из таких процедур можно найти в различных профориентационных пособиях, а многие – еще предстоит разработать. Также замечено, что эти процедуры лучше использовать не только как «чисто» диагностическое средство, но как реальные методы психолого-педагогического воздействия на учащихся. При этом диагностика (и оценивание эффективности работы) должны в идеале осуществляться в режиме формирующего эксперимента.
5.Принцип взаимодействия психологов и педагогов с клиентами и заказчиками, предполагающий их активизацию и направленный на формировании у клиентов готовности к самоопределению. Здесь также можно разработать специальные критерии и показатели такой активности (и клиентов, и профконсультантов), а также – уровни готовности к взаимодействию.
6.Принцип простоты и доступности методов профориентационной работы, позволяющий организовывать реальное взаимодействие профконсультантов с клиентами. Данный принцип позволяет оптимизировать работу и организовывать более эффективное взаимодействие, основанное на «обратной связи» с клиентом, а также – дискуссий и спорам по наиболее важным позициям, когда всем участникам взаимодействия понятно, что происходит и они имеют возможность на равных высказывать свои мнения и оценки. Соответственно, можно было бы разрабатывать критерии и показатели для оценки «используемости» профориентационных методов и программ.
7.Принцип индивидуального подхода и совместного творчества с клиентами, предполагающий возможность выделения с клиентами новых критериев, учитывающих индивидуальные особенности клиентов – в разумных пределах.
8.Принцип этической состоятельности критериев, т.е. соотнесенность оказываемой помощи с правовыми и моральными нормами, а также – соотнесенность с представлениями о «достойных» выборах самого клиента и профконсультанта.
9.Принцип взаимодополнения разных систем оценки эффективности работы, например:
1) разумное сочетание количественных критериев, отражающих изменения (улучшения) в психических характеристиках клиента, его поведении и достижениях, которые можно измерить математически и качественных критериев, отражающих изменения в сознании клиента и его готовности самостоятельно решать профориентационные задачи, которые не поддаются математическому измерению, но которые можно описать словесно;
2) сочетание оперативных критериев, позволяющих производить оценку непосредственно в ходе работы и долгосрочных критериев, ориентированных на перспективу и предполагающих успех в обозримом будущем;
3) разумное сочетание платных и бесплатных форм профориентационной помощи. При этом необходимость платных форм помощи связана с недостаточным уровнем развития профориентации как важного элемента государственной кадровой политики, и соответственно, по мере развития этой политики (осознания властью необходимости вкладывать средства в развитие и распределении трудового ресурса страны), значимость платных форм будет сокращаться. Но пока это неизбежно.
Говоря об эффективности профориентационной работы и способах оценки такой эффективности, следует помнить о том, что чисто «экономический» подход здесь не всегда уместен. Если в экономике, эффективность обычно оценивают как оптимизацию различных затрат, необходимых для производства единицы продукции, то в психолого-педагогической профконсультационной помощи различные варианты «экономии» средств не позволят осуществлять эту помощь качественно. Например, не следует экономить время на профориентационную работу, ведь за одну короткую консультацию вряд ли удастся рассмотреть все сложные вопросы, связанные с самоопределением и планированием жизни. Тем более, что во всех направлениях психологического консультирования и психотерапии с клиентом работают на длительной основе (многократные встречи в течение нескольких недель или месяцев). Соответственно, оценивая эффективность такой растянутой по времени работы, можно было бы делать это поэтапно, выделив специфические задач каждого этапа и разработав соответствующие критерии и показатели, отражающие «прогресс» в профориентационной подготовке клиента.
Кроме того, можно выделить критерии официальные, требуемые для составления отчетов и профориентационной работе, и критерии реальные - для самого профконсультанта, которые он мог бы использовать для самооценки своего труда и самосовершенствования. Понятно, что профконсультант вправе самостоятельно выделять ориентиры своего профессионального самосовершенствования, соотносимые с общими целями профориентации и иметь право не сообщать об этом другим людям (руководству, коллегам, клиентам) до тех пор, пока сам не посчитает нужным это сделать.