Приложение 5.Игровые профориентационные упражнения




 

Игра «Ассоциация».

Цель этой игры – в легкой увлекательной форме выявить существенные особенности различных профессий. Игра основана на известном ассоциативном принципе, когда загадываемый объект (в нашем случае – профессия) отгадывается не с помощью прямых, наводящих вопросов (например, каковы условия?, каковы орудия труда? и т.п.), а с помощью несколько отвлеченных ассоциаций (с каким цветомассоциируется профессия?, с каким запахом?, с каким временем года? и т.п.). Опыт показывает, что так вполне можно отгадывать самые разные объекты, а сами занятия проходят в увлекательной йформе и даже развивают воображение участников.

Игра рассчитана на работу с классом, а по времени может занимать от 20 до 40 минут. Желательно иметь доску с мелом.

Процедура игры включает следующие этапы:

1.Ведущийй называет игру («Ассоциация» и говорит, что в ней с помощью ассоциативнвых вопросоы мы будет отгадывать различные профессии. Далее он предлагает на добровольной основе стать главными игроками трем желающим, сказав при этом, что будет несколько отгадываний и многие потом смогут побывать в роли отгадывающих.

2. Далее все участники знакомятся с инструкцией: «Отгадывание профессий будет проходить с использованием ассоциативных вопросов. Смысл ассоциативного вопроса в том, что нельзя спрашивать об условиях труда, об используемых средствах, об одежде работающих и т.п. Иными словами, нельзя задавать «правильные» вопросы. Сами вопросы должны быть несколько отвлеченными. Например, можно спросить: «С каким животным ассоциируется профессия?». Давайте поупражняемся: С каким животным может ассоциироваться профессия инспектор ГИБДД?... С каким животным может ассоциироваться профессия вахтера?... Или можно спросить: «С каким видом общественного транспорта (с какой частью тела, с какой планетой, с каким блюдлом, с каким напитком и т.п.) ассоциируется профессия такая-то?»...

Потом отгадывающие должны будут выйти в коридор и придумать там по три интересных ассоциативных вопроса (всего – шесть на отгадывающую группу). А оставшиеся участники должны будут загадать какую-то профессию. Когда отгадывающие придут, каждый из них сможет по очереди задать классу свои вопросы (при этом лучше обращаться к конкретным участникам). И по их ответам отгадывающая группа назовет свои варианты отгадки (каждый отгадывающий назовет по одному варианту – всего будет три варианта отгадки). Если хотя бы один вариант окажется верным, то считается, что группа профессию отгадала. А потом, когда загаданная профессия будет всем известна, будет организовано краткое обсуждение, насколько ответы были правильными, насколько они вообще позволяли отгадать профессию».

3.Перед тем, как выводить отгадывающих в коридор, можно предложить им назвать возможные ассоциативные вопросы. Это делается для того, чтобы убедиться, что они поняли суть принципа ассоциации в этой игре. Опыт показывает, что если они этого сразу не поймут, в игре могут возникнуть недоразумения.

4.Отгадывающие выходят в коридор и придумывают там свои вопросы. Опыт показывает, что никто из учащихся не убегает, тем более, что времени на все это отводится мало (максимум 2-3 минуты).

В это же время (2-3) минуты остальные участники в классе выбирают интересующую их профессию. Чтобы отпимизировать этот выбор ведущий предлагает назвать три профессии, а потом выбрать наиблолее интересную из этих трех. На доске выписывать эти профессии не рекомендуется, т.к. даже после того, как они в спешке будут стерты, могут остаться контуры этих профессий и отгадывающие быстро это заметят.

5.Приглашаются отгадывающие. Если некоторые отгадывающие так и не придумают вопросы, ведущий должен пригласить их в класс и сказать: «Придумаете в ходе игры». Ни в коем случае нельзя растягивать игру, иначе теряется динамика и процедура становится скучной. Лучше, когда они просто становятся перед доской, т.к. если усадить их на стулья, то это занимает какое-то время, расслабляет и даже мешает придумывать интересные варианты. Кроме того, игра проходит достаточно быстро и дополнительные рассаживания и вставания также понижают динамику и общий эмоциональный настрой данной игры.

6. Задаются вопросы. Лучше это делать следующим образом. Очередной отгадывающий спрашивает конкретного участника в классе и тот сразу же отвечает. Понятно, что ответ должен быть верным, но при этом напрямую не намекать на профессию. Например, загадана профессия «врач-терапевт», и на вопрос, «с каким запахом ассоциируется данная профессия» участник в классе отвечает: «С запахом лекарства», то это считается явной подсказкой. При этом можно было бы ответить примерно так: «Со спиртом» (хотя и это близко к подсказке, но не так явно. как «лекарство»), «С утренней свежестью» (кабинеты стерильные), «С запахом мылом» (врачи часто моют руки) и т.п. Ведущий каждый вопрос и соответствующий ответ кратко выписывает на доске (это понадобится для последующего обсуждения).

7.Когда выписаны шесть вопросов и шесть ответов, ведущий предлагает трем главным участникам отгадать профессию. При этом каждый может предложить по одному варианту (всего – три на группу отгадывающих), которые затем также выписываются на доске.

8.Далее ведущий спрашивает у класса: «Отгадали или нет?». И класс решает, насколько удачно отгадывающие выполнили свою задачу. Здесь может возникнуть проблема: отгадывающие называют загаданную профессию не точно или называют что-то очень близкое к этой профессии. Например, загадали профессию «космонавт». А отгадали «летчик-испытатель». Понятно, что эти профессии достаточно близки, но окончательное решение принимает сам класс.

9.Затем начинается наиболее ответственный этап – обсуждение ответов (которые остаются выписанными на доске). Порядок обсуждения следующий. Сначала ведущий спрашивает у того, кто задал первый вопрос: «Вы. Зная теперь, какую профессию загадали, можете сказать, насколько удачным (точным) был данный вам ответ?». Если ответ удачный, то переходим ко второму вопросу и соответствующему ответу и т.д. Если сам отгадывающий говорит, что ответ не удачный, ведущий просит того, кто дал этот ответ, пояснить, как этот ответ соотносится с загаданной профессией. Если пояснение убедительное, то переходим к следующим ответам. Если не убедительное, то сам отгадывающий должен сказать, какой ответ на его ассоциативный вопрос был бы более удачным, не забыв и сам объяснить, почему.

Все это важно для того, чтобы через ассоциативные вопросы выйти на обсуждение реальных характеристик профессии. Например, если для профессии «высокопоставленный чиновник» называется цвет – серый, то иногда можно услышать и такое объяснение: «Чиновники часто берут взятки, т.е. серьезно нарушают закон. Поэтому у многих из них есть риск оказаться за решеткой. А у милиционеров-охранников цвет - серый». В чем-то здесь можно и поспорить, а чем-то и согласиться... Опыт показывает, что через ассоциативные вопросы и ответы можно организовать довольно живое обсуждение по наиболее существенным характеристикам загаданной профессии. Причем, такое обсуждение проходит легко, откровенно и довольно эффективно, что и позволяет часто достигать главную цель данной игры.

10.Если большинство ответов оказались верными, а отгадывающие так и не назвали правильного варранта, то считается, что они проиграли. Если большинство ответов оказались не удачными, то отгадывающие не виноваты. И тогда уже сам класс решает, выиграли они или нет, в зависимости от интересности их вопросов и их собственных вариантов возможных ответов на свои же вопросы (когда ответы других участников уже были «забракованы»). В этом случае класс может также признать, что никто не выиграл («ничья»).

11.Далее игра повторяется уже с другими участниками и с другой загаданной профессией.

Опыт показывает, что за одну игру можно попробовать загадать три профессии (это как раз и займет 30-40 минут). В дальнейшем участники могут утомиться и тогда с ними следует провести другую методику (если, например, приходится проводить занятия на сдвоенном уроке).

 

«День из жизни профессионала… («Сон из жизни…»)

 

Смысл игрового упражнения - повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих - от 6-8 до 15-20. Время - от 15 до 25 минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника - фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок - дом - постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным “ради хохмы”, дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немного (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

 

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже немного уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

 

Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение, но уже на тему “Сон из жизни...” такого-то специалиста. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти “мистической” ситуации, связанной с загадочным миром снов...

 

Данные упражнения оказываются интересными и полезными даже при работе со специалистами. Например, в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение “Один рабочий день из жизни профконсультанта”, а затем - “Сон из жизни профконсультанта”.

Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профконсультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы “День из жизни безработного” и “Сон из жизни безработного”(выпускника школы эпохи “демократических преобразований” и безработного взрослого из той же эпохи...).

 

5.2.8.«Круг судьбы» [20].

 

Цель игрового упражнения - повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.

Методика рассчитана на работу в круге. Количество участников - от 8-10 до 15-20. Время проведения - от 25 до 40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:

1. Участники рассаживаются в круг и ведущий “загадочным голосом” рассказывает такую примерно притчу: “Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: “Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года... “, или “Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет... “. Далее ведущий может спросить у группы: “Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?”. Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека”[21].

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человека, который в наше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то... - по типу “комсомольско-молодежной биографии”), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, почти не выходя из своего дома...). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими “веселыми ребятами-суперменами”...). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему...“[22].

3. Ведущий называет первое событие, например, “наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками”. Далее, остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, т.е. дать каждому участнику возможность назвать и по второму событию.

4. Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.

5. Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя...

6. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно...).

7. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы том игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игроки оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту - 75 лет!). Нередко группа высказывает желание, “еще разок попробовать”. Но часто и после второго проигрывания (даже с несколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излишне фантазировать и многие потом сами заявляют, что “все это не похоже на правду - чушь какая-то (или “...мрак какой-то”)... “. Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.

8. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров...). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

9. Немного подумав, участники игры по очереди называют такие события. Задача ведущего - не столько критиковать (а многие по прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

10. Можно даже предложить участникам “задание на дом”: “Если у Вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойненько подумать, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни”.

 

11. Если позволяет время, после завершения игры попросить игроков на отдельных листочках выписать 15-20 основных событий жизни некого воображаемого героя (мальчика или девочки - определяет сам игрок), который так же окончил школу в настоящее время и прожил (по паспорту) 75 лет, после чего внизу каждый должен просто написать, сколько же он прожил в психологическом смысле. Опыт показывает, что это дополнительное задание выполняется большинством игроков очень серьезно и заинтересованно.

 

По опыту проведения данной игры, типичный сценарий жизни примерно такой (для девушек): после школы поступает в институт (часто в экономический или юридический); в институте знакомится с парнем, встречается (иногда появляется ребенок); ссорится с парнем; знакомится с иностранцем (реже с “новым русским”) и, почти всегда, - уезжает за границу (Европа-Америка); как ни удивительно, часто возвращается через некоторое время в Россию; далее очень просто - устраивается на работу, работает...; иногда - снова женится, создает семью; очень часто - появляются внуки; часто ближе к старости - пишет мемуары; умирает обычно в окружении любящих детей и внуков. Для молодых людей (парней) жизненный сценарий примерно такого же плана, только чаще едут не за границу, а в Сибирь или на Дальний Восток, а потом “открывают свое дело” и зарабатывают огромные деньги (“состояния”) Иногда случается, что главный герой получает богатое наследство, но часто его “проматывает”. Нередко на каком-то этапе (ближе к зрелому возрасту) спиваются, ссорятся с сыном, но потом обычно мирятся и также умирают в окружении любящих родственников... Таким образом, можно предположить, что даже в коллективном рассказе часто проецируются (проявляются) реальные проблемы, присутствующие в типичных отношениях подростков с родителями и сверстниками. И хотя игра служит не столько для проекции и рефлексии этих отношений, но совсем не учитывать (недооценивать) этого при ее проведении не следует.

Особую осторожность надо проявлять при проведении данной игры со взрослыми людьми, ведь у них проекция собственных проблем и собственной жизни может оказаться еще более выраженной, чем даже у подростков. Особый такт надо проявлять при оценке качества жизни главных героев (при назывании психологического времени, характеризующего насыщенность и общую ценность смоделированной в игре жизни). Иногда ведущему следует даже немного подыграть участникам, самому назвав больше психологических лет для главного героя, чем он того заслуживает. Если у подростков основная жизнь впереди и что-то еще можно изменить, то у многих взрослых игроков часть жизни уже прожита и не каждому приятно осознать, что немалая часть жизни прошла банально и неинтересно (человек так и не сумел найти для себя особый смысл своего существования, он просто жил как все, жил, как бы являясь “чьей-то тенью”[23]...).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Берг В. Карьера - суперигра. – М.: АО Интерэксперт, 1998. – 272 с.

2. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии.- М.: Мысль, 1990.- 220 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с.

4. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации// Вопросы психологии, 1988, №1, с. 77-82.

5. Братусь Б.С. Психология в моей жизни (интервью с Б.С.Братусем)// Мир психологии и психология в мире, 1994, №0, С.74-85.

6. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. – М.: Знание, 1995. – 64 с.

7. Вершинин С.И. Как оценивать эффективность профориентации школьников// Школа и производство. 1990, №6, С.17-18.

8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка// Мир психологии и психология в мире, 1995, №3, С. 21-28.

9. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.- Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.

10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990.- 528 с.

11. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. – 432 с.

12. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» (под ред. С.Н.Чистяковой). – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.

13. Дружинин В.Н. Варианты жизни. – СПб.: Питер, 2010. – 156 с.

14. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 576 с.

15. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2006. – 240 с.

16. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.

17. Карасев Л.В. Философия смеха. - М.: Росс. госуд. ун-т, 1996.- 224 с.

18. Кибанов А.Я.Баткаева И.А, Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 524 с.

19. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М.: Знание, сер. “Педаг. и психол.”, 1983, №2.- 95 с.

20. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

21. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.

22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

23. Климов Е.А.Основы психологии. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

24. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

25. Климов Е.А. Пути в профессионализм. – М.: МПСИ, Флинта, 2003. – 320 с.

26. Крсноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2008. – 159 с.

27. Кун Т. Структура научных революций. – Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж им. И.А.Бодуэна де Куртена, 1996. – 296 с.

28. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (отв. ред. А.Ф.Кудряшов).- Петрозаводск: “Петроком”, 1992.- 318 с.

29. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с.

30. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. – 702 с.

31. Миллс Р. Властвующая элита.- М.: Изд-во иностранная литература, 1959.- 543 с.

32. Михайлов И.В. О профориентационной работе во Франции// Вопросы психологии, 1977, №5, С.158-163.

33. Московичи С. Машина, творящая богов. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. – 560 с.

34. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. – М.: Совершенство, 1997. – 320 с.

35. Общая психодиагностика (под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина).- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 204 с.

36. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М.: Наука, 1991.- 408 с.

37. Павлова О.И. Содержание и организация профессиональной ориентации учащихся общей средней школы Франции: Автореф. дисс… канд.пед.н.. – М., 2007. – 21 с.

38. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

39. Петухов В.В.Природа и культура. – М.: Тривола. – 1996. – 160 с.

40. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. (сост. Д.Я.Райгородский). – Самара: БАХРАХ, 1999. – 668.

41. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии// Школа и производство, 1993, №4, С.20-22.

42. Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении// Вопросы психологии, 1987, №4, С.92-99.

43. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации/ Под ред. Е.А. Климова.- Пермь: Пермский гос. педаг. ин-т, 1989. – 70 с.

44. Пряжников Н.С. Профконсультация как взаимодействие консультанта и оптанта// Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1989, №2, С.54-66.

45. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М.: МГУ, 1991. – 87 с.

46. Пряжников Н.С. Карточная профориентационная игра “Или-Или”.- М.: Госкомтруд СССР, 1991.- 24 с.

47. Пряжников Н.С. Эколого-экономическая карточная игра “Бизнес-Мусор”. Методические рекомендации. - М.: Институт молодежи, 1992. - 45 с.

48. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.

49. Пряжников Н.С. Психология элитарности. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 512 с.

50. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: Изд-во “Институт практич. психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002. – 400 с.

51. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Академия, 2005. – 496 с.

52. Пряжников Н.С. Образование и бизнес// Психология в вузе, 2007, №1, С.92-108.

53. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

54. Пряжников Н.С. Страх, осторожность и ответственность в деятельности психолога// Журнал практического психолога, 2009, №6, С.143-166.

55. Пряжников Н.С. Перспективы развития профориентации в системе кадровой политики государства/ Проблемы профориентационной работы в современных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-26 марта 2010 г. /Под ред. В.И.Загвязинского и др. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного ун-та, 2010. – 224 с.

56. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Критерии эффективности в общей системе профориентационной работы со школьниками/ Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе: Материалы 3-ей Всероссийской научно-практичесой конференции (2-3 ноября 2010 г.). – Курск, 2010, С.17-21.

57. Пэнсон М., Пеэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии// Социология. 1995, Т.5-6, с.190-212.

58. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

59. Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество// Вопросы психологии, 1992, №1, С.98-105.

60. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология в школе/ Хрестоматия по социальной психологии (составит. Т.В.Кутасова).- М.: Междунар. педагогич. академия, 1993, С.212-217.

61. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – 536 с.

62. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. – М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2006. – 424 с.

63. Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении: становление и развитие проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (28-30 мая 2007 года)/ Под общ. Ред. С.Н.Чистяковой. – М.: МЭСИ, 2007. – 296 с.

64. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Пособие для учителя /С.Н.Чистякова. П.С.Лернер, Н.Ф.Родичев и др. (Под ред. С.Н.Чистяковой). – М.: 2005. - 160 с.

65. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. - М.: Прогресс, 1987.- 368 с.

66. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.

67. Степаньянц М.Т. Справедливость и демократия// Вопросы философии, 1996, №3, с. 143-150.

68. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во МГУ, 1983.- 284 с.

69. Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда/ История советской психологии труда. Тексты. (20-30-е годы ХХ века) (Под ред. В.П.Зинченко, В.М.Мунипова, О.Г.Носковой). - М.: Изд-во МГУ, 1983.- 360 с.

70. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. – К.: «Просвита», 1996. – 404 с.

71. Татищев В.Н. Избранные произведения.- Л., 1979.

72. Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников// Вопросы психологии, 1990, №5, с. 150-157.

73. Фельденкрайз М. Понимание при делании/ Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике (сост. В.Ю. Баскаков).- М.: НПО “Психотехника”, 1993, С.44-87.

74. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

75. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс. 1990. – 336 с.

76. Фромм Э. Человек для себя. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с.

77. Фролова М.А. Политическая стратификация. - М.: Изд-во “Института практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995.- 108 с.

78. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 108 с.

79. Чистякова С.Н.. Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. – Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса. – М.: Академия, 2004. – 96 с.

80. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – СПб.: Ювента, 1999. – 436 с.

81. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с.

82. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности/ Психология личности. Тексты (под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея).- М.: Изд-во МГУ, 1982, С.55-59.

83. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.

84. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с.

85. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс; Универс, 1994.- 336 с.

86. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 480 с.

87. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 772 с.

 

 


[1] Заметим, что разрыв в доходах самых богатых и самых бедных в России последнего времени только увеличивается и является одним из самых позорных в мире. Например, даже в период последнего мирового экономического кризиса (2008-2010 гг.) число долларовых миллиардеров в Москве значительно выросло и исчисляется несколькими десятками человек (называют цифру примерно в 70 миллиардеров).

[2] Есть все основания полагать, что сложные технологии освоения иностранных языков кому-то просто выгодны, т.к. позволяют примитивным педагогам зарабатывать немалые деньги на различных сомнительных языковых курсах, на репетиторстве и т.п. В итоге у обучающихся формируется ложная ориентация на обучение как непременно трудоемкое и бессмысленное занятие, но при этом - неизбежное и даже повышающую самооценку у тех, кто учится ради учебы, а не ради того, чтобы использовать язык (или другие средства труда) для решения реальных жизненных и профессиональных проблем.

[3] - По поводу игры “Бизнес-Мусор” нам прямо сказали в одном из издательств: “Замените название игры, а то спонсоры-предприниматели, финансирующие издательскую деятельность, могут обидеться...”.

[4] - С основными психометрическими правилами и нормами при конструировании и использовании психодиагностических средств можно познакомиться в книгах: Общая психодиагностика (под ред А.А.Бодалева, В.В.Столина).- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 304 с.; Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. – М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.

[4] - см., например, Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (под ред. А.Ф.Кудряшова).- Петрозаводск: Петроком, 1992.- 318 с.

 

[6] Опыт показывает, что если во главе такой организации находятся люди, осознающие значимость кадровой политики (и профориентации как ее важнейшей основы), то многие системные проблемы решаются легче и проще. Особенно, учитывая более богатый опыт кадровой работы в серьезных организациях по сравнению с системами, управляемыми местной властью… Объяснятся это тем, что если организация не будет серьезно заниматься профориентацией, то ее конкурентные возможности ослабнут…

[7] -Например, во Франции координация профориентационной работы осуществяляется на уровне Министерства труда и занятости, Министерства образования и Министерства здравоохранения. На общегосударственном уровне это координируется Национальным Бюро Информации по Образованию и Профессии (ONISEP). На академическом уровне за эти вопросы отвечает Академическая служба информации и ориентации, а также – Региональное Представительство ONISEP. На уровне департаментов за профориентацию отвечают Центры информации и ориентации, а также - Департаментское представительство ONISEP. На местном уровне эту работу организуют в конкретных учебных заведениях (колледжах и лицеях), где часто в обязательном порядке учащимся читаются куры по ориентированию и карьере (Павлова, 2007, С.15)..

[8] Нам даже известны случаи, когда некоторые родители сами занимаются коммерческим профконсультированием и иногда предлагают свои услуги (или услуги своих центров) на платной основе. Понятно, что каждый раз все это должно рассматриваться с учетом реальных обстоятельств, но увлекаться этим мы не советуем. Как уже отмечалось, важнейшее преимущество школы в том, что профориентационная работа там проводится бесплатно, столько, колько нужно…,а при платном консультировании приходится считать каждый час, что сильно ограничивает возможности свободной, творческо работы со школьниками…

[9] К сожалению, в последнее время в условиях колоссальной коррумпированности современного российского общества иногда бывают случаи превращения этих олимпиад в средство награждения призовыми местами отпрысков влиятельных начальников данного города или региона, чтобы в дальнейшем они на льготных условиях поступали на бюджетные места в престижные вузы… Но хочется надеяться, что это лишь отдельные случаи и что в целом, школьные олимпиады явление очень позитивное (особенно как средство компенсации существующее системы отбора через единый государственный экзамен – ЕГЭ)…

[10] Заметим, что подобные задачи-ситуации легко может составить любой педагог или психолог, работающий с подростками. Главное, чтобы в этих ситуациях отражались основные факторы выбора профессии и чтобы эти задачи-ситуации не были слишком громоздкими.

1. [11] Если верить декларациям высших руководителей страны, представленных в Интернете (см., например, https://nnm-club.ru/forum/viewtopic.php?t=322306 от 29.06.2011), то за период 2010 года доход Премьер-министра В.В.Путина составил 5 миллионов 42 тысячи рублей, а доход Президента РФ Д.А.Медведева - 3 миллиона 378 тысяч рублей. Если сравнить это даже с месячными доходами наших олигархов-плутократов в десятки миллионов рублей (см. https://socialedu.ru/doc-isk/prog-diagnostiki.doc от 22.11.2010), то возникает серьезное недоумение. А ведь есть еще и долларовые миллиардеры, число которых в России достигло 101 человека (по данным журнала «Форбс» на 16 апреля 2011 г. (см. https://www.amic.ru/news/147205/ от 29.06.2011 г.).

[12] - Данный перечень факторов является достаточно универсальным и может использоваться как для профконсультации выпускников школ (больше ориентирующихся на первоначальный выбор профессии и учебных заведений), так и для работы со взрослыми клиентами (больше рассматривающих варианты трудоустройства или смены профессии).

[13] - При использовании схемы часто можно сталкиваться с ситуациями. когда аргументы психолога лишь “частично” убедят в чем-то клиента и тогда в таблице вполне допускается вместо ошибочных баллов-оценок выписывать “компромиссные баллы”, как бы находящиеся где-то посредине между первоначальным баллом клиента и уточненным баллом психолога. Важно понимать, что абсолютно “объективных” оценок почти не бывает и речь идет лишь о степени приближения к реальности.

[14] - Данные характеристики используются в консультациях, где основная проблема - помощь в выборе учебного заведения. Но если среди вариантов клиента имеются и связанные с дальнейшим обучением, и с трудоустройством на работу, то тогда приходится рассматривать полные наборы мотивационных факторов.

[15] - Данные характеристики больше подходят для консультаций, где решается вопрос о том, где именно работать клиенту (взрослому или выпускнику).

[16] - Данная группа характеристик особенно важна для случаев, когда профессия еще не выбрана (включая случаи выбора профессионального заведения, когда обучение предполагает работу по тем или иным профессиям). Менее значимо использование данной группы факторов в работе со взрослыми клиентами. уже имеющими профессию, совершенно не собирающимися ее менять и лишь подыскивающими другое место работы. Хотя, например, для большинства клиентов службы занятости (безработных) актуальным является вопрос смены имеющихся специальностей и приобретение новых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: