СУЩНОСТЬ, ФОРМЫИ ЭТАПЫМЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.
В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны вступают друг с другом в существенно более интенсивные экономические отношения», чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.
Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что выражается в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов. Процесс такого интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции. Термин «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Поэтому когда мы говорим о международной экономиченомической интеграции, то имеем в виду сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное «срастание» их в единое экономическое целое. Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие.
1.Экономико-географические предпосылки: территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Однако при этом территориальную близость нельзя трактовать упрощенно. Например, в 1960г. была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, где присутствовал фактор территориальной близости, но совершенно не была развита инфраструктура транспорта и связи. Поэтому географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать и о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, и научно-технического потенциалов сближающихся стран.
|
2.Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.
3.Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки.
4.Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения.
|
Для политического руководства центральным является вопрос том, какие полномочия можно и нужно передать органам нового государственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.
Центральной проблемой международной экономической интеграции становится создание единого экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения товаров и услуг, факторов производства — рабочей силы и капитала. Логика развертывания процесса международной экономической интеграции выглядит таким образом: от свободы межстранового движения товаров и услуг — к свободе движения рабочей силы и капитала,
В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся структурные связи. Страны при этом переходят от преимущественно торгово-экономических связей к формам совместного международного производства и тесному финансово-инвестиционному взаимодействию. Обязательным условием осуществления международной экономической интеграции является динамичное развитие связей на микроуровне (на уровне фирм-производителей, торговых фирм, научно-технических организаций, банков, инвестиционных институтов, страховых организаций и т.д.). При этом спектр такого взаимодействия очень широк — от малого бизнеса до крупных ТНК.
|
Если на практике реализуются все отмеченные аспекты международной экономической интеграции, то в ходе этого процесса постепенно стирается, а затем и вовсе исчезает грань между внутренним и международным рынками формирующегося межгосударственного объединения и складывается уже новый, специфический «внутренний» рынок интеграционного объединения (союза) в целом.
Но это — «идеальная» картина развертывания процесса международной экономической интефации. На практике же он протекает вовсе не так просто, «линейно» (по восходящей линии), а сложно и противоречиво, поскольку в ходе его постоянно приходится разрешать противоречия между национальными экономическими интересами интефирующихся стран (и их политическими элитами). Поэтому важной для интефационного процесса проблемой является компромисс и согласие между участвующими в нем странами.
В целом процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень (и одновременно этап) в развитии процесса интернационализации экономической жизни. Международная экономическая интеграция — это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и «срастания» национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое.
Следует подчеркнуть, что в процессе международной экономической интефации заложен Офомный потенциал саморазвития, в основе которого лежит многовариантность использования име-юшихся в странах факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение «поля деятельности» за счет создания единого экономического пространства.
Первые тенденции развертывания процесса международной экономической интефации начали проявляться уже в 50—60-е гг. XX в. Так, в марте 1957г. был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) или, как его еще называли, Договор об «Общем рынке», на базе которого в настоящее время осуществляет свою деятельность Европейский союз. В 1958г. было подписано соглашение о свободной торговле и экономической интеграции между рядом государств Центральной Америки («Договор Тегусигальпы»). В 1959г. был создан Западно-Африканский валютный союз, в 1960г. — Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, а затем Центральноамериканский общий рынок. Число торговых и экономических союзов в мировой экономике возрастало и в отдельные годы доходило до 100, часть из которых затем прекращала свою деятельность, некоторые формально сохранялись, но экономическое взаимодействие в их рамках было не очень интенсивным.
К началу XXI в. в мире действовало более 80 различных региональных торговых и экономических организаций и союзов, но реально сути процесса международной экономической интефации соответствовал, прежде всего, ЕС, а также, в меньшей степени, НАФТА. В некоторых случаях процесс международной экономической интефации, по существу, только имитируется или термин «международная экономическая интефация» используется в ситуациях, когда собственно интеграционное взаимодействие отсутствует или же такие группировки и союзы не идут дальше начальных стадий данного процесса.
Исторический опыт свидетельствует о наличии нескольких обязательных этапов развертывания процесса международной экономической интефации (иногда эти этапы определяют как самостоятельные виды интеграционных объединений.
1.Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.
2.Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).
3.Формирование так называемого общего рынка — здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т.е. всех факторов производства. Идея общего рынка зародилась еще в марте 1957г. при подписании договора о создании ЕЭС.
4.Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:
- взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);
- взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;
- проведение странами единой экономической политики;
- создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;
- переход к единой валюте интеграционного сообщества — одна из наиболее сложных проблем данного этапа.
5.Завершающий этап — полная экономическая (а также политическая) интеграция.
На практике пройти четыре первых этапа процесса международной экономической интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС — EEC, European Economic Community) (ныне Европейский союз, ЕС—European Union, EU). (Впрочем, расширение состава стран — участниц ЕС и вступление в его состав еще 10 новых стран в мае 2004г., а затем, в январе 2007г. — еще двух стран, затрудняв решение этих проблем. В частности, осложнятся проблемы финансирования из единого бюджета ЕС его бедных регионов.)
Характерно, что практически в одно время с ЕЭС (в 1957г.) Европе была создана еще одна организация такого же типа — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ— EFTA, European Free trade Association), о которых еще в начале 60-х гг. говорили как о «равновеликих» интеграционных объединениях или «сравнимых величинах». Но если ЕЭС действительно удалось пройти все основные этапы процесса международной экономической интеграции, то ЕАСТ «остановилась» на первом этапе — этапе формирования зоны свободной торговли. В результате из семи первоначально входивших в ЕАСТ стран (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция) в этой организации остались лишь четыре (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Австрия, Финляндия и Швеция с 1991г. являются членами ЕС.
Учитывая то обстоятельство, что к настоящему времени только ЕС удалось пройти все основные стадии процесса международной экономической интеграции, рассмотрим более подробно практику западноевропейской экономической интеграции.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Идея объединения Европы возникла очень давно — еще в 1517г. об этом писал Эразм Роттердамский. В 1849г. мысль о создании «Соединенных Штатов Европы» развивал знаменитый французский писатель Виктор Гюго. Однако практически реализованы эти идеи были лишь во второй половине 50-х гг. XX в.
В 1957г. в момент создания Европейского экономического сообщества в него входили шесть стран (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург). К концу 2007г. ЕС представлял собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в составе которого были 27 европейских государств с населением более 450 млн. человек:
- Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (страны — родоначальницы ЕС);
- Великобритания, Ирландия и Дания (присоединились к Сообществу в 1973г.);
- Греция (вступила в Сообщество в 1981г.);
- Испания и Португалия (имеют членство в Сообществе с 1986г.);
- Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав Сообщества в 1995г.);
- Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в мае 2004г.);
- Болгария и Румыния (вошли в состав ЕС в январе 2007г.).
С расширением ЕС до 27 государств он еще более усиливается в экономическом и политическом отношении. Однако, несмотря на достигнутые успехи, в странах ЕС сохраняются проблемы, например, в некоторых из них значителен уровень безработицы. Актуальными остаются проблемы различий между странами ЕС в уровнях социально-экономического и научно-технического развития, сохранения отсталых и депрессивных районов. Не все страны — члены ЕС входили в состав зоны евро (Экономический и валютный союз). Расширение ЕС до 27 государств не снимает эти проблемы, а в определенной степени их усиливает.
Оценивая ЕС как наиболее успешную интеграционную группировку к началу XXI в., следует подчеркнуть, что процесс становления этого интеграционного объединения занял достаточно продолжительное время. Ему предшествовал подготовительный период. В 1945—1950гг. США начали осуществлять так называемый план Маршалла, связанный с экономической помощью западноевропейским странам. Для регулирования этой помощи в 1948г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1948г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерланды и Люксембург, в 1951г. — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Германия, Италия и три указанные страны Бенилюкса. Именно эти шесть стран в 1957г. подписали договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган — Комиссия ЕЭС — Евратом. В 1965г. произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС — Евратом. Были учреждены единый Совет и единая Комиссия Европейских сообществ (этот договор вступил в силу с 1 июля 1967г.).
На протяжении первых 10 лет своего развития ЕЭС (в составе первых шести стран-участниц — Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) находилось на первом этапе создания зоны свободной торговли и к таможенному союзу (второму этапу) перешло только в 1968г.
На практике между созданием зоны свободной торговли и таможенного союза существует «только одно» основное отличие — единый таможенный тариф, который добавляется к основным условиям зоны свободной торговли. Однако при этом создается единая для всех стран таможенного союза система внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Поэтому переход от зоны свободной торговли к таможенному союзу — это сложная, многолетняя работа по взаимному согласованию внешнеторговой (и торговой вообще) политики, а вместе с ней и отдельных элементов общей экономической политики.
Это действительно так, поскольку таможенный союз подразумевает не только единство таможенной территории, совокупность тарифных и нетарифных мер регулирования в отношении третьих стран, но и сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения). А это, в свою очередь, ставит вопрос о сближении в проведении государственной экономической политики в целом.
На стадии таможенного союза таможенные органы и службы, действующие на «внутренних» границах стран — участниц такого союза, упраздняются и их функции передаются таможенным службам на внешних границах союза.
ЕЭС находилось на стадии таможенного союза достаточно долго—с конца 60-х гг. вплоть до начала 90-х гг. XX в., постепенно развиваясь в направлении полноценного «общего рынка». Однако в реальной жизни с конца 70-х гг. в ЕЭС одновременно с продолжением процесса формирования единого таможенного пространства началось формирование единого валютно-финансового пространства.
В 1969г. было принято решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз. Однако из-за имевшихся в тот период противоречий между странами, а также начавшегося в 1973г. мирового топливно-сырьевого и энергетического кризиса, который негативно отразился на экономическом положении стран ЕЭС, реализовать эти решения не удалось.
В марте 1979г. была сформирована Европейская валютная система (EBQ с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами, а также с совместной расчетной валютой стран сообщества — ЭКЮ (ECU — European Currency Unit). Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран — членов Сообщества при их обмене друг на друга и на доллары от курса центральных банков этих государств (своего рода валютный коридор с максимально допустимыми отклонениями в 2,25%, который нередко называли «валютной змеей»).
Самым главным было то, что «Общий рынок» стал уже этапом действительного интеграционного «переплетения» национальных экономик западноевропейских стран — здесь они договаривались о свободном перемещении через границы не только товаров, но и услуг, а также таких факторов производства, как капитал и рабочая сила. Поскольку торговля услугами — одна из наиболее сложных (и «чувствительных» для национальных экономик) форм международного обмена (особенно в области финансов, страхования) то свободный международный обмен услугами и международное движение капитала свидетельствуют об очень высокой степени взаимного политического доверия между государствами.
В феврале 1986г. двенадцатью странами Сообщества был принят важный документ — Единый европейский акт, вступивший в силу в июле 1987г., которым предусматривалось создание к концу 1992г. единого внутреннего рынка стран Сообщества, т.е. экономического пространства, где отсутствуют внутренние границы и обеспечена свобода передвижения граждан, товаров, услуг и капиталов.
Существенный шаг в развертывании процесса западноевропейской интефации был сделан в феврале 1992 г., когда в г. Маастрихте (Нидерланды) был согласован Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор — Maastricht Treaty, Treaty on Monetary and Political Union), вступивший в силу в ноябре 1993г. после ратификации парламентами стран ЕС. В соответствии с этим договором с 1993г. вводилось единое гражданство ЕС, которое должно было существовать параллельно с национальным гражданством стран — членов ЕС. Вместе с тем формировался политический союз, что подразумевало осуществление интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренней политики стран ЕС (особенно в области борьбы с преступностью), сближение правовых систем отдельных стран, значительное повышение роли парламента ЕС.
Одной из основных задач Маастрихтского договора было завершение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза (ЭВС). При этом подчеркивалось, что Европейский валютный союз с единой для стран-участниц валютой — евро — будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем — так называемые «критерии конвергенции» или «Маастрихтские стандарты»:
- дефицит государственного бюджета вступающих в ЭВС стран может составлять не более 3% ВВП;
- накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП;
- уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступлению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень инфляции трех стран ЕС, добившихся самой низкой инфляции;
- соблюдение, по крайней мере, в течение двух лет установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов Европейской валютной системы (страны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны девальвировать по собственной инициативе курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого государства — члена ЕС);
- долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране не должны более чем на 2 процентных пункта отличаться от среднего уровня этих ставок, по крайней мере, трех стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя.
В октябре 1997г. был подписан Амстердамский договор, изменяющий Договор о ЕС, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты. Фактически Амстердамский договор представлял дополненный и скорректированный вариант Маастрихтского договора. Он подтверждает цели ЕС и дополнен соответствующим разделом, касающимся механизмов осуществления общей политики и политики безопасности.
В декабре 2000г. был подписан Ниццкий договор, изменяющий Договор о ЕС, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и ряд других, относящихся к ним актов. Этот договор внес определенные изменения в основные принципы и процедуры принятия решений квалифицированным большинством и блокирования их меньшинством. Ниццкий договор определил новые квоты для стран — членов ЕС, а также для стран — претендентов в основных органах ЕС — Совете ЕС и Европейском парламенте.
В мае 1998г. были определены 11 из 15 стран ЕС, которые соответствовали указанным «маастрихтским стандартам», с 1 января 1999г. ввели общую валюту — евро и начали участвовать в создании ЭВС или так называемой зоны евро (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция). 1 января 2001г. к ним присоединилась Греция. В январе 2007г. в состав зоны евро вошла Словения, и таким образом, ЭВС стал включать 13 стран — членов ЕС.
Экономика зоны евро является одной из крупнейших в мире, с которой сравнима лишь экономика США. Материальную основу зоны евро составляют ведущие промышленно развитые страны: Германия, Италия, Франция, Испания, на которые приходится более 80% ВВП стран, входящих в ЭВС.
С 1999г. начала действовать Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), а созданный Европейский центральный банк (ЕЦВ) начал использовать евро для формирования единой денежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировых валютных рынках, причем ее собственные операции на них проводятся только в евро.
Последний этап формирования зоны евро начался с 1 января 2002г., когда евро вошел в наличное обращение, при этом сначала обращался параллельно с национальными валютами стран — членов зоны евро, а затем последние постепенно уходили из обращения, обмениваясь на евро. С 1 июля 2002 г. национальные валюты были изъяты из обращения и осуществлен полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.
К концу 2007г. Великобритания не присоединилась к зоне евро, и роль мировых финансовых центров постепенно начинает переходить от Лондона к Франкфурту-на-Майне (где располагается ЕЦБ) и Парижу. В перспективе завершение формирования Экономического и валютного союза ЕС может изменить расстановку сил в мировой экономике в пользу «новой Европы» за счет некоторого ослабления позиций мировых лидеров — США и Японии.
В целом экономический потенциал стран, входящих в ЭВС, создает предпосылки для того, чтобы евро мог претендовать на роль одной из ведущих мировых валют. Однако относительно слабым местом для евро является отсутствие достаточно развитого финансового рынка, который был бы сопоставим с соответствующим рынком США (имеющим, по своей сути, глобальные масштабы). В ЕС наиболее развит финансовый рынок Великобритании, однако, в начале 2004г. эта страна не входила в зону евро.
Учитывая отмеченные обстоятельства, в перспективе многое будет зависеть от того, насколько динамично и качественно станет развиваться финансовый рынок зоны евро. При этом существенное значение будет иметь также соотношение динамики экономического развития не только в самой зоне евро и США, но и в странах, ориентированных на доллар (одна группа стран) и на евро (другая группа стран). И здесь достаточно сложно прогнозировать усиление влияния зоны евро. В частности, многие аналитики обрашают внимание на сравнительно более быстрый рост производства и международной торговли в странах Азии, валюты которых тяготеют к доллару. При этом характерна активизация политики США по взаимодействию со странами организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Кроме того, отношение к евро на мировых рынках в существенной мере будет зависеть от того, насколько успешно странам ЕС удастся справиться с проблемой формирования управляемой из общего центра единой финансово-экономической политики, а также от того, насколько далеко продвинется процесс политической консолидации этих стран и создания ими наднациональных структур управления и фактического превращения современного ЕС в образование федеративного типа (что представляет собой задачи уже завершающего этапа международной экономической интеграции). О том, насколько сложно решить проблемы политической консолидации стран ЕС, свидетельствует история Конституции Европейского союза, которая была принята странами ЕС в 2004г., но затем в 2005г. не была утверждена на национальных референдумах части этих государств (Франции и Нидерландов). В итоге в октябре 2007г. странами — членами Европейского союза было принято решение вместо Конституции ЕС заключить новое соглашение — так называемый Договор о реформах, который лишь вносит дополнения в уже существующие договора ЕС и не требует утверждения на национальных референдумах, а может быть одобрен только парламентами стран — членов ЕС.
В целом ясно, что изменения в соотношении доллара и евро на мировой экономической арене будут оказывать значительное воздействие на общее развитие и структуру мировой валютной системы. При этом существенное значение приобретает расширение ЕС за счет новых стран-участниц, а также — в его рамках — расширение ЭВС.
В мае 2004г. в состав ЕС вошли 10 новых стран-участниц: Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, а также Кипр и Мальта. Предпосылкой и основанием для вступления этих стран (прежде всего стран Центральной и Восточ-ной Европы) в ЕС является соответствие их экономик критериям, Установленным для стран — кандидатов на вступление в ЕС Европейским советом в Копенгагене в 1993г. Данные критерии основаны на уже отмечавшихся в данной главе Маастрихтских критериях (стандартах) 1992г.: дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП; государственный долг не должен превышать 60% ВВП; рост цен не может превышать более чем на 1,5 процентных пункта динамику цен на потребительские товары в странах-участницах с наименьшими темпами инфляции; размер долгосрочных процентных ставок не должен более чем на 2% превышать соответствующий уровень в странах-участницах с наименьшими процентными ставками; страна, вступающая в ЕС, должна не менее двух лет участвовать в «Механизме обменных курсов — II», предлагающем поддержание курса валюты страны по отношению к евро в пределах ±15%.
В соответствии с Копенгагенскими критериями вновь вступившие в ЕС государства должны «принять на себя обязательства членства в Экономическом и валютном союзе». Это означает, что на вновь принятые государства, к которым в январе 2007г. добавились еще и Болгария и Румыния, не распространяется положение о праве свободного выбора участия в ЭВС (в отличие, например, от Дании или Великобритании, являющихся членами ЕС, но не входящих в ЭВС (зону евро)).
Таким образом, поскольку для новых стран — членов ЕС участие в ЭВС становится составной частью их членства в ЕС, то эти страны сразу же после своего вступления должны присоединиться к ЭВС и Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ). Однако участие страны в ЭВС и ЕСЦБ не обязательно означает ее автоматическое членство в зоне евро, поскольку для этого страна должна, по меньшей мере, в течение двух лет продемонстрировать свое соответствие Маастрихтским стандартам, а также выполнить некоторые другие требования для подтверждения устойчивости своего экономического развития.
По истечении 2—3 лет после вступления новых стран в ЕС их центральные банки смогут стать участниками ЕСЦБ. В соответствии с Амстердамским договором (1997), который был принят в развитие Маастрихтского договора, страна-кандидат после вступления в ЕС становится членом зоны евро «с ограниченными правами» или «с изъятиями». Первой из вновь принятых стран возможностью вступления в ЭВС воспользовалась Словения, которая вошла в состав зоны евро в январе 2007г.
Россия должна в максимальной степени учитывать те новые условия мирохозяйственного развития, которые появились после завершения процесса формирования зоны евро, поскольку странь ЕС (вместе взятые) остаются крупнейшим внешнеторговым и экономическим партнером нашей страны (на их долю в 2006г. прилилось 52,7% внешнеторгового оборота и 70% иностранных инвестиций Российской Федерации).
В 90-е гг. доля европейских валют в обслуживании платежно-расчетных отношений России была относительно невелика (в сравнении с долями этих стран во внешнеторговом обороте). Завершение процесса формирования зоны евро изменяет ситуацию и ведет к значительному возрастанию позиций новой европейской валюты в России, а также других странах СНГ. С введением евро у России (как и у любой третьей страны, не входящей в зону евро) появилось большее поле для маневра в своей внешнеэкономической и валютной политике. С 1 февраля 2005г. Банк России официально ввел в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимость корзины двух валют — доллара США и евро в соотношении 0,9 долл. и 0,1 евро, а к февралю 2007г. это соотношение было доведено до 0,55 долл. и 0,45 евро. В валютных резервах РФ возрастает удельный вес евро и постепенно сокращается удельный вес доллара. Кроме того, Правительство России учитывает возрастание роли евро при решении проблем валютной структуры внешних заимствований и внешней торговли (где доля стран ЕС, как уже отмечалось, весьма значительна). В валютных резервах РФ возрастает удельный вес евро и постепенно сокращается удельный вес доллара. Кроме того, правительству России необходимо учитывать возрастание роли евро при решении проблем валютной структуры внешних заимствований и внешней торговли (где доля стран ЕС, как уже отмечалось, весьма значительна).
В целом страны — члены зоны евро (а более широко — страны ЕС) заинтересованы в том, чтобы евро укреплял свои позиции в России и других странах СНГ. Действительно, чтобы стать международной валютой в полной мере, евро должен, прежде всего, утвердиться и упрочить свое положение в качестве общеевропейской валюты. В связи с этим понятно стремление руководителей ЕС всемерно способствовать продвижению евро на российский рынок. Уже в мае 2001г. на саммите ЕС — Россия европейская сторона обратилась к Президенту РФ В.В. Путину с предложением перевести на евро торгово-экономические отношения между Россией странами ЕС. В целом, очевидно, что постепенное переключение России с доллара на евро было бы очень полезно для ЕС с точки зрения укрепления его позиций в мире и расстановки сил в диалоге «ЕС-США».
Однако в реальной практике проблема состоит в том, что тех регионов мира, где евро в перспективе может рассчитывать на широкое распространение, относительно немного. Это, прежде всего, сам ЕС (где имеются страны, еще не вошедшие в зону евро). Это страны Центральной и Восточной Европы — новые члены ЕС. Наконец, это страны Средиземноморья и Северной Африки (исторически длительное время ориентированные на ведущие западноевропейские страны). Поэтому Россия и страны СНГ представляют собой для евро огромную перспективную область. Хотя в настоящее время в России и других странах СНГ доллар сохраняет в целом свои приоритетные позиции, однако повышению роли евро в них могут способствовать следующие факторы:
- история долларизации экономики в России относительно непродолжительна, и если граждане РФ быстро освоили операции с долларом, то они смогут также быстро освоить операции с евро (главным здесь являются не сложившиеся привычки, а экономическая целесообразность);
- основной потенциал экономики РФ сконцентрирован в ее европейской части, и она исторически имеет многолетние экономические связи, прежде всего, с европейскими странами, при этом она не связана в такой же степени тесными экономическими связями с США (хотя США хотели бы этого достичь, например, расширяя поставки топливно-сырьевых ресурсов из России).
Поэтому в целом и Россия заинтересована в том, чтобы евро был стабильной и надежной валютой. Однако постепенное переключение с доллара на евро (даже в относительно ограниченных масштабах) — это сложный и длительный процесс. России стратегически полезнее диверсифицировать валютную структуру своих официальных резервов, банковских активов и внешнеэкономических операций (также как и диверсифицировать свою внешнюю торговлю в товарном и географическом отношении).
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ИНСТИТУТОВ ЕС
ЕС в настоящее время располагает целой системой институтов, обеспечивающих реализацию процесса международной экономической интеграции. Главными органами ЕС являются:
Европейский совет — фактически действует с 1974г., однако его статус официально был закреплен в 1986г. Единым европейск актом. В него входят руководители государств и правительств стран ЕС, а также Председатель Европейской комиссии. Европейский совет определяет общие политические ориентиры развития ЕС в соответствии с регламентом Европейский совет заседает два раза в год. На этих заседаниях обсуждаются общая ситуация и важнейшие проблемы ЕС, а также общее состояние мировой экономики и политики, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются соответствующие программы и решения стратегического характера. Если возникает необходимость, то созываются внеплановые заседания Совета для принятия решений по сложным актуальным проблемам. Принимаемые Европейским советом политические решения затем трансформируются в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.
Совет Европейского союза (Совет министров) является высшим законодательным органом ЕС. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет (совместно с Европарламентом) руководство бюджетом, заключает международные соглашения.
В состав Совета ЕС входят представители стран — членов ЕС в ранге министров национальных правительств. На практике фактически существует более 25 советов, занимающихся конкретными направлениями деятельности ЕС и объединяющих соответствующих министров стран-участниц (например, Совет по транспорту объединяет министров транспорта стран ЕС).
Европейская комиссия (Комиссия европейских сообществ — КЕС) — исполнительный орган ЕС, который разрабатывает законодательные предложения ЕС, как по собственной инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Европейского совета и направляет их в Совет. Комиссия следит за применением законодательных актов, принятых Советом, в случаях нарушений может применять санкции, например, передавать соответствующие Дела в Суд европейских сообществ.