ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.




 

СУЩНОСТЬ, ФОРМЫИ ЭТАПЫМЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.

В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны вступают друг с другом в существенно более интенсивные экономические отношения», чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что выражается в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов. Процесс такого интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции. Термин «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Поэтому когда мы говорим о международной экономиченомической интеграции, то имеем в виду сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное «срастание» их в единое экономическое целое. Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие.

1.Экономико-географические предпосылки: территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-тех­ническая взаимодополняемость и способность к взаимной адапта­ции. Однако при этом территориальную близость нельзя тракто­вать упрощенно. Например, в 1960г. была создана Латиноамери­канская ассоциация свободной торговли, где присутствовал фактор территориальной близости, но совершенно не была развита инф­раструктура транспорта и связи. Поэтому географическую, терри­ториальную близость необходимо рассматривать с учетом разви­тости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать и о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, и научно-технического потенциалов сближающихся стран.

2.Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, на­циональных культурах, традициях и обычаях.

3.Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тес­но связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки.

4.Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их ру­ководства. Действительно, без учета последнего фактора экономи­ческое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образую­щегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необхо­димых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения.

Для политического руководства центральным является вопрос том, какие полномочия можно и нужно передать органам нового государственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответ­ствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.

Центральной проблемой международной экономической инте­грации становится создание единого экономического пространства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения товаров и услуг, факторов производства — рабочей силы и капитала. Логика развертывания процесса международной экономической интегра­ции выглядит таким образом: от свободы межстранового движения товаров и услуг — к свободе движения рабочей силы и капитала,

В результате между странами складываются устойчивые, регу­лярные и углубляющиеся структурные связи. Страны при этом переходят от преимущественно торгово-экономических связей к формам совместного международного производства и тесному фи­нансово-инвестиционному взаимодействию. Обязательным усло­вием осуществления международной экономической интеграции является динамичное развитие связей на микроуровне (на уровне фирм-производителей, торговых фирм, научно-технических орга­низаций, банков, инвестиционных институтов, страховых органи­заций и т.д.). При этом спектр такого взаимодействия очень ши­рок — от малого бизнеса до крупных ТНК.

Если на практике реализуются все отмеченные аспекты международной экономической интеграции, то в ходе этого процесса постепенно стирается, а затем и вовсе исчезает грань между внут­ренним и международным рынками формирующегося межгосу­дарственного объединения и складывается уже новый, специфи­ческий «внутренний» рынок интеграционного объединения (сою­за) в целом.

Но это — «идеальная» картина развертывания процесса международной экономической интефации. На практике же он проте­кает вовсе не так просто, «линейно» (по восходящей линии), а сложно и противоречиво, поскольку в ходе его постоянно прихо­дится разрешать противоречия между национальными экономи­ческими интересами интефирующихся стран (и их политическими элитами). Поэтому важной для интефационного процесса пробле­мой является компромисс и согласие между участвующими в нем странами.

В целом процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень (и одновре­менно этап) в развитии процесса интернационализации экономической жизни. Международная экономическая интеграция — это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и «срастания» нацио­нальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое.

Следует подчеркнуть, что в процессе международной экономи­ческой интефации заложен Офомный потенциал саморазвития, в основе которого лежит многовариантность использования име-юшихся в странах факторов экономического развития и их комби­нации, а также расширение «поля деятельности» за счет создания единого экономического пространства.

Первые тенденции развертывания процесса международной экономической интефации начали проявляться уже в 50—60-е гг. XX в. Так, в марте 1957г. был подписан договор о создании Евро­пейского экономического сообщества (ЕЭС) или, как его еще на­зывали, Договор об «Общем рынке», на базе которого в настоящее время осуществляет свою деятельность Европейский союз. В 1958г. было подписано соглашение о свободной торговле и экономиче­ской интеграции между рядом государств Центральной Америки («Договор Тегусигальпы»). В 1959г. был создан Западно-Африкан­ский валютный союз, в 1960г. — Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, а затем Центральноамериканский общий ры­нок. Число торговых и экономических союзов в мировой эконо­мике возрастало и в отдельные годы доходило до 100, часть из ко­торых затем прекращала свою деятельность, некоторые формально сохранялись, но экономическое взаимодействие в их рамках было не очень интенсивным.

К началу XXI в. в мире действовало более 80 различных регио­нальных торговых и экономических организаций и союзов, но ре­ально сути процесса международной экономической интефации соответствовал, прежде всего, ЕС, а также, в меньшей степени, НАФТА. В некоторых случаях процесс международной экономи­ческой интефации, по существу, только имитируется или термин «международная экономическая интефация» используется в ситу­ациях, когда собственно интеграционное взаимодействие отсут­ствует или же такие группировки и союзы не идут дальше началь­ных стадий данного процесса.

Исторический опыт свидетельствует о наличии нескольких обязательных этапов развертывания процесса международной экономической интефации (иногда эти этапы определяют как самостоятельные виды интеграционных объединений.

1.Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.

2.Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к тре­тьим странам (не входящим в данный таможенный союз).

3.Формирование так называемого общего рынка — здесь барь­еры снимаются не только для движения внутри группы стран то­варов и услуг, но и рабочей силы и капитала, т.е. всех факторов производства. Идея общего рынка зародилась еще в марте 1957г. при подписании договора о создании ЕЭС.

4.Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отме­ченным ранее критериям предыдущих этапов международной эко­номической интеграции здесь добавляются:

- взаимная адаптация экономических систем интегрирую­щихся государств (при этом к числу наиболее сложных от­носится проблема адаптации национальных систем налого­обложения);

- взаимное сближение (конвергенция) национальных эконо­мик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;

- проведение странами единой экономической политики;

- создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;

- переход к единой валюте интеграционного сообщества — одна из наиболее сложных проблем данного этапа.

5.Завершающий этап — полная экономическая (а также поли­тическая) интеграция.

На практике пройти четыре первых этапа процесса международ­ной экономической интеграции и перейти к решению задач завер­шающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сооб­ществу (ЕЭС — EEC, European Economic Community) (ныне Европей­ский союз, ЕС—European Union, EU). (Впрочем, расширение состава стран — участниц ЕС и вступление в его состав еще 10 новых стран в мае 2004г., а затем, в январе 2007г. — еще двух стран, затрудняв решение этих проблем. В частности, осложнятся проблемы финан­сирования из единого бюджета ЕС его бедных регионов.)

Характерно, что практически в одно время с ЕЭС (в 1957г.) Европе была создана еще одна организация такого же типа — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ— EFTA, European Free trade Association), о которых еще в начале 60-х гг. говорили как о «равновеликих» интеграционных объединениях или «сравнимых величинах». Но если ЕЭС действительно удалось пройти все основ­ные этапы процесса международной экономической интеграции, то ЕАСТ «остановилась» на первом этапе — этапе формирования зоны свободной торговли. В результате из семи первоначально входивших в ЕАСТ стран (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Фин­ляндия, Швейцария и Швеция) в этой организации остались лишь четыре (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Австрия, Финляндия и Швеция с 1991г. являются членами ЕС.

Учитывая то обстоятельство, что к настоящему времени только ЕС удалось пройти все основные стадии процесса международной экономической интеграции, рассмотрим более подробно практику западноевропейской экономической интеграции.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Идея объединения Европы возникла очень давно — еще в 1517г. об этом писал Эразм Роттердамский. В 1849г. мысль о со­здании «Соединенных Штатов Европы» развивал знаменитый французский писатель Виктор Гюго. Однако практически реали­зованы эти идеи были лишь во второй половине 50-х гг. XX в.

В 1957г. в момент создания Европейского экономического со­общества в него входили шесть стран (Германия, Италия, Фран­ция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург). К концу 2007г. ЕС представлял собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в составе которого были 27 евро­пейских государств с населением более 450 млн. человек:

- Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция (страны — родоначальницы ЕС);

- Великобритания, Ирландия и Дания (присоединились к Сообществу в 1973г.);

- Греция (вступила в Сообщество в 1981г.);

- Испания и Португалия (имеют членство в Сообществе с 1986г.);

- Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав Сообще­ства в 1995г.);

- Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в мае 2004г.);

- Болгария и Румыния (вошли в состав ЕС в январе 2007г.).

С расширением ЕС до 27 государств он еще более усиливается в экономическом и политическом отношении. Однако, несмотря на достигнутые успехи, в странах ЕС сохраняются проблемы, на­пример, в некоторых из них значителен уровень безработицы. Ак­туальными остаются проблемы различий между странами ЕС в уровнях социально-экономического и научно-технического раз­вития, сохранения отсталых и депрессивных районов. Не все страны — члены ЕС входили в состав зоны евро (Экономический и валютный союз). Расширение ЕС до 27 государств не снимает эти проблемы, а в определенной степени их усиливает.

Оценивая ЕС как наиболее успешную интеграционную группи­ровку к началу XXI в., следует подчеркнуть, что процесс становле­ния этого интеграционного объединения занял достаточно про­должительное время. Ему предшествовал подготовительный пери­од. В 1945—1950гг. США начали осуществлять так называемый план Маршалла, связанный с экономической помощью западноев­ропейским странам. Для регулирования этой помощи в 1948г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономиче­ского сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1948г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерлан­ды и Люксембург, в 1951г. — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Германия, Италия и три ука­занные страны Бенилюкса. Именно эти шесть стран в 1957г. под­писали договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган — Комиссия ЕЭС — Евратом. В 1965г. произошло сли­яние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС — Ев­ратом. Были учреждены единый Совет и единая Комиссия Евро­пейских сообществ (этот договор вступил в силу с 1 июля 1967г.).

На протяжении первых 10 лет своего развития ЕЭС (в составе первых шести стран-участниц — Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга) находилось на первом эта­пе создания зоны свободной торговли и к таможенному союзу (вто­рому этапу) перешло только в 1968г.

На практике между созданием зоны свободной торговли и таможенного союза существует «только одно» основное отличие — единый таможенный тариф, который добавляется к основным условиям зоны свободной торговли. Однако при этом создается единая для всех стран таможенного союза система внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к тре­тьим странам. Поэтому переход от зоны свободной торговли к та­моженному союзу — это сложная, многолетняя работа по взаим­ному согласованию внешнеторговой (и торговой вообще) политики, а вместе с ней и отдельных элементов общей экономи­ческой политики.

Это действительно так, поскольку таможенный союз подразу­мевает не только единство таможенной территории, совокупность тарифных и нетарифных мер регулирования в отношении третьих стран, но и сближение систем применения прямых и косвенных налогов (систем налогообложения). А это, в свою очередь, ставит вопрос о сближении в проведении государственной экономической политики в целом.

На стадии таможенного союза таможенные органы и службы, действующие на «внутренних» границах стран — участниц такого союза, упраздняются и их функции передаются таможенным служ­бам на внешних границах союза.

ЕЭС находилось на стадии таможенного союза достаточно дол­го—с конца 60-х гг. вплоть до начала 90-х гг. XX в., постепенно развиваясь в направлении полноценного «общего рынка». Однако в реальной жизни с конца 70-х гг. в ЕЭС одновременно с продол­жением процесса формирования единого таможенного простран­ства началось формирование единого валютно-финансового про­странства.

В 1969г. было принято решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз. Однако из-за имевшихся в тот период противоречий между странами, а также начавшегося в 1973г. мирового топливно-сырьевого и энергетического кризиса, который негативно отразился на эконо­мическом положении стран ЕЭС, реализовать эти решения не уда­лось.

В марте 1979г. была сформирована Европейская валютная сис­тема (EBQ с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами, а также с совместной расчетной валютой стран сообще­ства — ЭКЮ (ECU — European Currency Unit). Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран — членов Сообщества при их обмене друг на друга и на доллары от курса цент­ральных банков этих государств (своего рода валютный коридор с максимально допустимыми отклонениями в 2,25%, который нередко называли «валютной змеей»).

Самым главным было то, что «Общий рынок» стал уже этапом действительного интеграционного «переплетения» национальных экономик западноевропейских стран — здесь они договаривались о свободном перемещении через границы не только товаров, но и услуг, а также таких факторов производства, как капитал и рабочая сила. Поскольку торговля услугами — одна из наиболее сложных (и «чувствительных» для национальных экономик) форм между­народного обмена (особенно в области финансов, страхования) то свободный международный обмен услугами и международное движение капитала свидетельствуют об очень высокой степени взаимного политического доверия между государствами.

В феврале 1986г. двенадцатью странами Сообщества был при­нят важный документ — Единый европейский акт, вступивший в силу в июле 1987г., которым предусматривалось создание к концу 1992г. единого внутреннего рынка стран Сообщества, т.е. эконо­мического пространства, где отсутствуют внутренние границы и обеспечена свобода передвижения граждан, товаров, услуг и капи­талов.

Существенный шаг в развертывании процесса западноевропей­ской интефации был сделан в феврале 1992 г., когда в г. Маастрих­те (Нидерланды) был согласован Договор о Европейском союзе (Ма­астрихтский договор — Maastricht Treaty, Treaty on Monetary and Political Union), вступивший в силу в ноябре 1993г. после ратифи­кации парламентами стран ЕС. В соответствии с этим договором с 1993г. вводилось единое гражданство ЕС, которое должно было существовать параллельно с национальным гражданством стран — членов ЕС. Вместе с тем формировался политический союз, что подразумевало осуществление интегрированной внешней полити­ки, тесную увязку внутренней политики стран ЕС (особенно в области борьбы с преступностью), сближение правовых систем отдельных стран, значительное повышение роли парламента ЕС.

Одной из основных задач Маастрихтского договора было завер­шение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза (ЭВС). При этом подчеркивалось, что Европей­ский валютный союз с единой для стран-участниц валютой — евро — будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических сис­тем — так называемые «критерии конвергенции» или «Маастрихт­ские стандарты»:

- дефицит государственного бюджета вступающих в ЭВС стран может составлять не более 3% ВВП;

- накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП;

- уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступле­нию в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень инфляции трех стран ЕС, добившихся самой низкой инфляции;

- соблюдение, по крайней мере, в течение двух лет установ­ленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых ме­ханизмом валютных курсов Европейской валютной систе­мы (страны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны девальвировать по собственной инициативе курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого государства — члена ЕС);

- долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их уров­ню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране не должны более чем на 2 процентных пункта отличаться от среднего уровня этих ставок, по крайней мере, трех стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя.

В октябре 1997г. был подписан Амстердамский договор, изме­няющий Договор о ЕС, договоры, учреждающие Европейские со­общества, и некоторые относящиеся к ним акты. Фактически Ам­стердамский договор представлял дополненный и скорректиро­ванный вариант Маастрихтского договора. Он подтверждает цели ЕС и дополнен соответствующим разделом, касающимся механиз­мов осуществления общей политики и политики безопасности.

В декабре 2000г. был подписан Ниццкий договор, изменяющий Договор о ЕС, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и ряд других, относящихся к ним актов. Этот договор внес опреде­ленные изменения в основные принципы и процедуры принятия решений квалифицированным большинством и блокирования их меньшинством. Ниццкий договор определил новые квоты для стран — членов ЕС, а также для стран — претендентов в основных органах ЕС — Совете ЕС и Европейском парламенте.

В мае 1998г. были определены 11 из 15 стран ЕС, которые соответствовали указанным «маастрихтским стандартам», с 1 января 1999г. ввели общую валюту — евро и начали участвовать в создании ЭВС или так называемой зоны евро (Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция). 1 января 2001г. к ним присоединилась Греция. В январе 2007г. в состав зоны евро вошла Словения, и таким образом, ЭВС стал включать 13 стран — членов ЕС.

Экономика зоны евро является одной из крупнейших в мире, с которой сравнима лишь экономика США. Материальную основу зоны евро составляют ведущие промышленно развитые страны: Германия, Италия, Франция, Испания, на которые приходится более 80% ВВП стран, входящих в ЭВС.

С 1999г. начала действовать Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), а созданный Европейский центральный банк (ЕЦВ) начал использовать евро для формирования единой денежной по­литики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедрение евро на мировых валютных рынках, причем ее собственные операции на них проводятся только в евро.

Последний этап формирования зоны евро начался с 1 января 2002г., когда евро вошел в наличное обращение, при этом сначала обращался параллельно с национальными валютами стран — чле­нов зоны евро, а затем последние постепенно уходили из обраще­ния, обмениваясь на евро. С 1 июля 2002 г. национальные валюты были изъяты из обращения и осуществлен полный переход хозяй­ственного оборота стран-участниц на евро.

К концу 2007г. Великобритания не присоединилась к зоне евро, и роль мировых финансовых центров постепенно начинает пере­ходить от Лондона к Франкфурту-на-Майне (где располагается ЕЦБ) и Парижу. В перспективе завершение формирования Эко­номического и валютного союза ЕС может изменить расстановку сил в мировой экономике в пользу «новой Европы» за счет неко­торого ослабления позиций мировых лидеров — США и Японии.

В целом экономический потенциал стран, входящих в ЭВС, со­здает предпосылки для того, чтобы евро мог претендовать на роль одной из ведущих мировых валют. Однако относительно слабым местом для евро является отсутствие достаточно развитого финан­сового рынка, который был бы сопоставим с соответствующим рынком США (имеющим, по своей сути, глобальные масштабы). В ЕС наиболее развит финансовый рынок Великобритании, одна­ко, в начале 2004г. эта страна не входила в зону евро.

Учитывая отмеченные обстоятельства, в перспективе многое будет зависеть от того, насколько динамично и качественно станет развиваться финансовый рынок зоны евро. При этом существен­ное значение будет иметь также соотношение динамики экономи­ческого развития не только в самой зоне евро и США, но и в стра­нах, ориентированных на доллар (одна группа стран) и на евро (другая группа стран). И здесь достаточно сложно прогнозировать усиление влияния зоны евро. В частности, многие аналитики обрашают внимание на сравнительно более быстрый рост производ­ства и международной торговли в странах Азии, валюты которых тяготеют к доллару. При этом характерна активизация политики США по взаимодействию со странами организации Азиатско-Ти­хоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Кроме того, отношение к евро на мировых рынках в существен­ной мере будет зависеть от того, насколько успешно странам ЕС удастся справиться с проблемой формирования управляемой из общего центра единой финансово-экономической политики, а также от того, насколько далеко продвинется процесс политичес­кой консолидации этих стран и создания ими наднациональных структур управления и фактического превращения современного ЕС в образование федеративного типа (что представляет собой за­дачи уже завершающего этапа международной экономической ин­теграции). О том, насколько сложно решить проблемы политичес­кой консолидации стран ЕС, свидетельствует история Конституции Европейского союза, которая была принята странами ЕС в 2004г., но затем в 2005г. не была утверждена на национальных рефе­рендумах части этих государств (Франции и Нидерландов). В итоге в октябре 2007г. странами — членами Европейского союза было принято решение вместо Конституции ЕС заключить новое согла­шение — так называемый Договор о реформах, который лишь вно­сит дополнения в уже существующие договора ЕС и не требует утверждения на национальных референдумах, а может быть одоб­рен только парламентами стран — членов ЕС.

В целом ясно, что изменения в соотношении доллара и евро на мировой экономической арене будут оказывать значительное воз­действие на общее развитие и структуру мировой валютной систе­мы. При этом существенное значение приобретает расширение ЕС за счет новых стран-участниц, а также — в его рамках — расшире­ние ЭВС.

В мае 2004г. в состав ЕС вошли 10 новых стран-участниц: Вен­грия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эсто­ния, а также Кипр и Мальта. Предпосылкой и основанием для вступления этих стран (прежде всего стран Центральной и Восточ-ной Европы) в ЕС является соответствие их экономик критериям, Установленным для стран — кандидатов на вступление в ЕС Евро­пейским советом в Копенгагене в 1993г. Данные критерии основаны на уже отмечавшихся в данной главе Маастрихтских критериях (стандартах) 1992г.: дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП; государственный долг не должен превышать 60% ВВП; рост цен не может превышать более чем на 1,5 процентных пункта динамику цен на потребительские товары в странах-участницах с наименьшими темпами инфляции; размер долгосрочных процентных ставок не должен более чем на 2% пре­вышать соответствующий уровень в странах-участницах с наимень­шими процентными ставками; страна, вступающая в ЕС, должна не менее двух лет участвовать в «Механизме обменных курсов — II», предлагающем поддержание курса валюты страны по отноше­нию к евро в пределах ±15%.

В соответствии с Копенгагенскими критериями вновь вступив­шие в ЕС государства должны «принять на себя обязательства членства в Экономическом и валютном союзе». Это означает, что на вновь принятые государства, к которым в январе 2007г. доба­вились еще и Болгария и Румыния, не распространяется положе­ние о праве свободного выбора участия в ЭВС (в отличие, напри­мер, от Дании или Великобритании, являющихся членами ЕС, но не входящих в ЭВС (зону евро)).

Таким образом, поскольку для новых стран — членов ЕС учас­тие в ЭВС становится составной частью их членства в ЕС, то эти страны сразу же после своего вступления должны присоединиться к ЭВС и Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ). Од­нако участие страны в ЭВС и ЕСЦБ не обязательно означает ее автоматическое членство в зоне евро, поскольку для этого страна должна, по меньшей мере, в течение двух лет продемонстрировать свое соответствие Маастрихтским стандартам, а также выполнить некоторые другие требования для подтверждения устойчивости своего экономического развития.

По истечении 2—3 лет после вступления новых стран в ЕС их центральные банки смогут стать участниками ЕСЦБ. В соответ­ствии с Амстердамским договором (1997), который был принят в развитие Маастрихтского договора, страна-кандидат после всту­пления в ЕС становится членом зоны евро «с ограниченными пра­вами» или «с изъятиями». Первой из вновь принятых стран воз­можностью вступления в ЭВС воспользовалась Словения, которая вошла в состав зоны евро в январе 2007г.

Россия должна в максимальной степени учитывать те новые условия мирохозяйственного развития, которые появились после завершения процесса формирования зоны евро, поскольку странь ЕС (вместе взятые) остаются крупнейшим внешнеторговым и экономическим партнером нашей страны (на их долю в 2006г. прилилось 52,7% внешнеторгового оборота и 70% иностранных инвес­тиций Российской Федерации).

В 90-е гг. доля европейских валют в обслуживании платежно-расчетных отношений России была относительно невелика (в срав­нении с долями этих стран во внешнеторговом обороте). Заверше­ние процесса формирования зоны евро изменяет ситуацию и ведет к значительному возрастанию позиций новой европейской валюты в России, а также других странах СНГ. С введением евро у России (как и у любой третьей страны, не входящей в зону евро) появилось большее поле для маневра в своей внешнеэкономической и валют­ной политике. С 1 февраля 2005г. Банк России официально ввел в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимость корзины двух валют — доллара США и евро в соотношении 0,9 долл. и 0,1 евро, а к февралю 2007г. это соотношение было доведено до 0,55 долл. и 0,45 евро. В валютных резервах РФ возрас­тает удельный вес евро и постепенно сокращается удельный вес доллара. Кроме того, Правительство России учитывает возрастание роли евро при решении проблем валютной структуры внешних за­имствований и внешней торговли (где доля стран ЕС, как уже от­мечалось, весьма значительна). В валютных резервах РФ возраста­ет удельный вес евро и постепенно сокращается удельный вес дол­лара. Кроме того, правительству России необходимо учитывать возрастание роли евро при решении проблем валютной структуры внешних заимствований и внешней торговли (где доля стран ЕС, как уже отмечалось, весьма значительна).

В целом страны — члены зоны евро (а более широко — страны ЕС) заинтересованы в том, чтобы евро укреплял свои позиции в России и других странах СНГ. Действительно, чтобы стать между­народной валютой в полной мере, евро должен, прежде всего, утвер­диться и упрочить свое положение в качестве общеевропейской валюты. В связи с этим понятно стремление руководителей ЕС всемерно способствовать продвижению евро на российский рынок. Уже в мае 2001г. на саммите ЕС — Россия европейская сторона обратилась к Президенту РФ В.В. Путину с предложением пере­вести на евро торгово-экономические отношения между Россией странами ЕС. В целом, очевидно, что постепенное переключение России с доллара на евро было бы очень полезно для ЕС с точки зрения укрепления его позиций в мире и расстановки сил в диалоге «ЕС-США».

Однако в реальной практике проблема состоит в том, что тех регионов мира, где евро в перспективе может рассчитывать на широкое распространение, относительно немного. Это, прежде всего, сам ЕС (где имеются страны, еще не вошедшие в зону евро). Это страны Центральной и Восточной Европы — новые члены ЕС. На­конец, это страны Средиземноморья и Северной Африки (истори­чески длительное время ориентированные на ведущие западноев­ропейские страны). Поэтому Россия и страны СНГ представляют собой для евро огромную перспективную область. Хотя в настоя­щее время в России и других странах СНГ доллар сохраняет в це­лом свои приоритетные позиции, однако повышению роли евро в них могут способствовать следующие факторы:

- история долларизации экономики в России относительно непродолжительна, и если граждане РФ быстро освоили операции с долларом, то они смогут также быстро освоить операции с евро (главным здесь являются не сложившиеся привычки, а экономическая целесообразность);

- основной потенциал экономики РФ сконцентрирован в ее европейской части, и она исторически имеет многолетние экономические связи, прежде всего, с европейскими страна­ми, при этом она не связана в такой же степени тесными экономическими связями с США (хотя США хотели бы этого достичь, например, расширяя поставки топливно-сырьевых ресурсов из России).

Поэтому в целом и Россия заинтересована в том, чтобы евро был стабильной и надежной валютой. Однако постепенное пере­ключение с доллара на евро (даже в относительно ограниченных масштабах) — это сложный и длительный процесс. России страте­гически полезнее диверсифицировать валютную структуру своих официальных резервов, банковских активов и внешнеэкономиче­ских операций (также как и диверсифицировать свою внешнюю торговлю в товарном и географическом отношении).

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ИНСТИТУТОВ ЕС

ЕС в настоящее время располагает целой системой институ­тов, обеспечивающих реализацию процесса международной эко­номической интеграции. Главными органами ЕС являются:

Европейский совет — фактически действует с 1974г., однако его статус официально был закреплен в 1986г. Единым европейск актом. В него входят руководители государств и правительств стран ЕС, а также Председатель Европейской комиссии. Европейский совет определяет общие политические ориентиры развития ЕС в соответствии с регламентом Европейский совет заседает два раза в год. На этих заседаниях обсуждаются общая ситуация и важнейшие проблемы ЕС, а также общее состояние мировой экономики и политики, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются соответствующие программы и решения стратегиче­ского характера. Если возникает необходимость, то созываются внеплановые заседания Совета для принятия решений по сложным актуальным проблемам. Принимаемые Европейским советом по­литические решения затем трансформируются в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.

Совет Европейского союза (Совет министров) является высшим законодательным органом ЕС. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической по­литики государств-членов, осуществляет (совместно с Европарламентом) руководство бюджетом, заключает международные согла­шения.

В состав Совета ЕС входят представители стран — членов ЕС в ранге министров национальных правительств. На практике фак­тически существует более 25 советов, занимающихся конкретными направлениями деятельности ЕС и объединяющих соответству­ющих министров стран-участниц (например, Совет по транспорту объединяет министров транспорта стран ЕС).

Европейская комиссия (Комиссия европейских сообществ — КЕС) — исполнительный орган ЕС, который разрабатывает зако­нодательные предложения ЕС, как по собственной инициативе, так и по поручению Европейского парламента или Европейского со­вета и направляет их в Совет. Комиссия следит за применением законодательных актов, принятых Советом, в случаях нарушений может применять санкции, например, передавать соответствующие Дела в Суд европейских сообществ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: