Лекция 20. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН - ЧЛЕНОВ СНГ




Анализ проблем реализации процессов международной экономической интеграции в современной мировой экономике будет неполным без рассмотрения проблем экономического взаимодей­ствия в рамках СНГ. Вместе с тем это взаимодействие обладает существенной спецификой по сравнению с процессами междуна­родной экономической интеграции, протекающими в других ин­теграционных союзах, группировках и т.д. (прежде всего с между­народной экономической интеграцией в рамках ЕС). Подобная специфика проистекает из того факта, что эти страны ранее составляли единое государство — СССР, имели единое политическое, экономическое, научно-техническое, социальное, культурное и тому подобное пространство, которое было разрушено, и теперь предпринимаются попытки в совершенно новых условиях и с уче­том комплекса связанных с этим противоречий сформировать на новой политической и экономической основе эффективно дей­ствующую интеграционную группировку.

СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в де­кабре 1991г., затем к нему присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии (кото­рые в мае 2004г. вошли в состав ЕС). Таким образом, к концу 2007г. в состав СНГ входили 12 стран: Азербайджан, Армения, Бе­лоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП к концу 90-х гг. составляла 3%.

При создании СНГ государства — учредители этой организации ставили следующие задачи:

- провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками;

- исходя из того, что единое союзное государство (СССР) и его единый народно-хозяйственный комплекс существо­вали длительное время, создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, ин­формационное, гуманитарное пространство. Для нашей страны деятельность СНГ имеет приоритетное зна­чение, поскольку речь идет о сотрудничестве с соседними государ­ствами (ближним зарубежьем), составлявшими ранее единое со­юзное государство. Основными целями России при сотрудничестве в рамках СНГ являются:

- сохранение и укрепление геополитических позиций России в современном мире;

- обеспечение доступа к сырьевым ресурсам других стран СНГ (например, от 70 до 100% потребностей РФ в отдель­ных видах цветных и редкоземельных металлов покрыва­ется за счет поставок из других стран СНГ;

- значительна роль других стран СНГ в поставках в Россию хлопка, черных металлов, некоторых видов продовольственных това­ров);

- сохранение своих позиций на рынках готовой продукции стран СНГ (прежде всего машин и оборудования), так как если эти рынки будут потеряны, то вернуться на них в даль­нейшем будет крайне сложно;

- актуальной для Российской Федерации является проблема существенной активизации российского экспорта услуг на экономическом пространстве СНГ — не только транспорт­ных и туристических, но и финансовых, консалтинговых, научно-технических и других высокотехнологичных видов услуг;

- СНГ является «полем» деятельности российского капитала и его возможной экспансии в перспективе (здесь особое значение имеет деятельность российских транснациональ­ных финансово-промышленных групп, банков, предпри­ятий с участием российского капитала);

- СНГ имеет важное значение с точки зрения функциониро­вания российской инфраструктуры транспорта и связи (ве­дущие в страны дальнего зарубежья нефте- и газопроводы, железнодорожные пути проходят по территории некоторых стран СНГ, а авиатрассы — в их воздушном пространстве);

- гуманитарные цели — сохранение традиционной свободы передвижения граждан в рамках СНГ; сохранение и укрепление общего культурного, образовательного, информаци­онного пространства;

- поддержка русскоязычного населе­ния за рубежом; обеспечение недискриминации, предо­твращение массовой миграции населения в Россию из других стран СНГ, координация действий в борьбе с пре­ступностью.

Следует подчеркнуть, что и другие страны СНГ заинтересованы в эффективном экономическом и научно-техническом сотрудни­честве с Россией. У них сохраняется производственно-технологи­ческое единство с промышленным комплексом России, они тес­нейшим образом связаны с топливно-энергетическим комплексом нашей страны, высока зависимость этих государств от транзита через территорию РФ, многие их них заинтересованы в экспорте своей продукции (особенно сельскохозяйственной) в Россию. В Российской Федерации работает значительная часть трудоспо­собного населения ряда стран СНГ, что в некоторой степени ре­шает проблемы безработицы в них. Сохраняет свое значение и кредитование стран СНГ со стороны России.

Эта взаимная заинтересованность нашла свое отражение в це­лом ряде соглашений, которые были подписаны странами — чле­нами СНГ:

- сентябрь 1993г. — Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ за исключением Украины, являющейся его ассоциированным членом; апрель 1994г. — Соглашение о создании зоны свободной тор­говли (подписано всеми 12 странами — членами СНГ); октябрь 1994г. — Соглашение о создании платежного союза; январь 1995г. — Соглашение о создании Таможенного союза, в который к началу 2001г. вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан; апрель 1997г. — Договор о Союзе Белоруссии и России; декабрь 1999г. — Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии; октябрь 2000г. — Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС); сентябрь 2003г. — Соглашение о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) с участием Белоруссии, Казахстана, России и Украины; октябрь 2007г. — Соглашение о создании Таможенного союз Белоруссии, Казахстана и России.

Следует обратить внимание на то, что в самой хронологии при­нятия указанных документов видна определенная противоречи­вость и непоследовательность с точки зрения логики осуществле­ния интефационного процесса (сначала создание зоны свободной торговли, затем таможенного союза, общего рынка и в конце — экономического и валютного союза). В СНГ всеми странами сна­чала был подписан Договор о создании Экономического союза, затем Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглаше­ние же о создании Таможенного союза, а затем Евразийского эко­номического сообщества было подписано лишь пятью странами СНГ. Соглашение о формировании единого экономического про­странства подписали четыре государства СНГ (Белоруссия, Казах­стан, Россия и Украина). В 2007г. тремя странами СНГ — Бело­руссией, Казахстаном и Россией — было подписано соглашение о создании Таможенного союза.

К началу XXI в. в результате непоследовательности действий и сохраняющихся существенных различий в интересах стран-членов СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно ус­пешно выполнило свою первую задачу — сделать минимальными политические издержки становления суверенитета бывших союз­ных республик. Однако вторую задачу — создание эффективно действующего экономического Содружества и реальное осуще­ствление в его рамках процесса международной экономической интеграции — решить в полной мере не удается.

Проблема состоит в том, что исторически, начиная с 1991г., произошло «наложение» двух процессов: 1) распада СССР и его негативных последствий и 2) трансформационного спада (связан­ного с переходом во всех странах СНГ от централизованной эко­номики к рыночной).

Результатом этого явилось резкое сокращение взаимных экономических связей стран — членов СНГ. Так, в 1992—2000 гг. их взаимный товарооборот сократился со 138 млрд. до 59 млрд. долл., при этом падение товарооборота в 1,5—2 раза опережало сокраще­ние производства. Удельный вес взаимного товарооборота стран СНГ в общем объеме их внешней торговли сократился в 1991— 1998гг. в 2,7 раза (с 78,6 до 31%). Если в 1990г. в межреспубликан­ский обмен (в фаницах бывшего СССР) было вовлечено пример­но 1/4 ВВП нынешних стран СНГ, то в конце 90-х гг. — только 1/10. о 1994—1996 гг. (когда был заключен ряд отмеченных выше важных соглашений) сокращение объемов взаимной торговли стран СНГ есколько уменьшилось, однако затем вновь увеличилось.

В 2000-е гг. торговый оборот России с другими странами СНГ рас­тет, однако их доля во внешней торговле России сокращается. Если в 1996—2000 гг. на страны СНГ приходилось 20,9% внешнеторго­вого оборота России, то в 2006г. этот показатель сократился до 14,7% (хотя в стоимостном выражении объем торговли России со странами СНГ увеличился в 2001-2006 гг. в 2,5 раза). В 2000-2006 гг. произошло также уменьшение удельного веса стран СНГ в российской торговле услугами — с 21,4 до 14,7%.

Помимо тенденции спада взаимной торговли стран СНГ и уменьшения взаимозависимости и взаимодополняемости нацио­нальных экономик этих стран проявились и другие негативные тенденции:

- во многих странах СНГ происходит смена приоритетов в сфере внешнеэкономической деятельности на рынки третьих стран (не входящих в состав СНГ) (так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2006г. прямые накопленные инвестиции в экономику стран СНГ составляли лишь 7,6% общего объема прямых инвестиций РФ за рубежом);

- ведущие промышленно развитые страны (особенно США и Германия) и их экономические и военно-политические группировки (ЕС, НАТО), а также некоторые международ­ные финансово-экономические организации, где указан­ные страны играют определяющую роль, осуществляют се­лективную политику по отношению к конкретным странам СНГ, противопоставляя их друг другу и фактически разва­ливая СНГ;

- усиливаются различия между странами СНГ по уровню со­циально-экономического развития, характеру функциони­рования хозяйственных механизмов (одни из стран СНГ в большей степени осуществили рыночные преобразования в экономике, чем другие);

- у многих стран СНГ резко возрос внешний долг по отно­шению к России, и сокращение этого долга для них очень проблематично;

- внутри Содружества (помимо Союза России и Белоруссии, Евразийского Экономического Сообщества, а также группировки четырех стран (Белоруссии, Казахстана, России и Украины) в рамках Единого экономического пространства; образовались субрегиональные объединения — Центрам но-Азиатский союз (Казахстан, Киргизия, Узбекиста

Таджикистан), группировка ГУАМ (Грузия, Украина, Уз­бекистан, Азербайджан, Молдавия). Украиной и Молдави­ей предпринимались попытки создать свой Таможенный союз.

На практике в настоящее время ни одна из стран СНГ не высту­пает за прекращение его деятельности и не выходит из его состава. Сохранение СНГ поддерживается большинством населения стран — участниц этой организации. Однако неопределенными остаются дальнейшие цели и приоритеты Содружества, а принятые в рамках этой организации решения зачастую не выполняются. Так, например, в рамках СНГ принято около 1000 всевозможных документов, в том числе и концептуального характера (в частности, «Концепция экономического интеграционного развития» в 1997г.). Однако страны СНГ до сих пор не пришли к устраивающей их всех модели экономического взаимодействия, которая была бы эффек­тивна в условиях мировой экономики XXI в. Не разработаны также правовые и организационные аспекты сотрудничества. Отсутствует единая (или хотя бы согласованная) внешняя политика стран СНГ по отношению к третьим странам и их группировкам. Конкурируя друг с другом на рынках стран, не входящих в СНГ, они лишаются значительных прибылей.

Одной из характерных тенденций сотрудничества в рамках СНГ является развитие «разноуровневой» и «разноскоростной» инте­грации (экономического сотрудничества). Как уже отмечалось, в рамках Содружества сложились такие межгосударственные объ­единения, как Союзное государство России и Белоруссии («двой­ка»), Таможенный союз Белоруссии, ЕврАзЭС, Центрально-Ази­атский союз, ГУАМ и др.

Наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ являет­ся Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, Договор, о создании которого был подписан в декабре 1999г. Этому Договору предшествовало подписание этими странами в 1995г. Соглашения о Таможенном союзе (к которому затем в период 1995-1999гг. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан). При этом вопросы формирования единого таможенного про­странства в целом наиболее успешно решались именно во взаимо­отношениях России и Белоруссии.

В апреле 1996г. был подписан Договор об образовании Сообще­ства Белоруссии и России. В соответствии с ним создавалась новая миграционная организация со своей системой органов управления бюджетом, целями и задачами. Однако Сообщество не претендовало на статус нового государства. Его участники сохраняли свой государственный суверенитет, независимость и территори­альную целостность. Однако они обязывались согласовывать свою внешнюю, оборонную политику и решение проблем безопасности. В области экономики Соглашением намечалось создание единого экономического пространства, эффективно функционирующего общего рынка, свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В социальной и гуманитарной области Россия и Белоруссия поставили задачи обеспечения равных прав граждан двух стран при получении образования, трудоустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий, введения еди­ных стандартов социальной защиты, обеспечения равных прав физических лиц на приобретение имущества в собственность и др. Был создан Высший Совет Сообщества, Исполнительный комитет, Парламентское Собрание.

Этот Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России оказал существенное воздействие на дальнейшее развитие объеди­нительных процессов между Белоруссией и Россией. Им были за­фиксированы основные параметры сотрудничества — тесное взаи­модействие в сфере политики, экономики, в социальной сфере при сохранении независимой государственности стран-партнеров. За­дачи создания единого государства этим договором не рассматри­вались вообще.

В апреле 1997г. руководители России и Белоруссии подписали Договор о Союзе Белоруссии и России.

И, наконец, в декабре 1999г. был подписан Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Бела­русь.

При подписании договора о Союзном государстве Российской Федерации и Республики Беларусь были поставлены задачи созда­ния союзного государства при сохранении национального сувере­нитета его государств-участников с формированием союзных го­сударственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Белоруссия остаются полноправными членами междуна­родного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях, а также свои обязательства и права по международ­ным договорам.

Союзное государство России и Белоруссии (при сохранении этими странами суверенитета, независимости, международной правосубъектности и своего государственного устройства) облада­ет уже всеми признаками государственности, территорией и границами, гражданством, определенной структурой органов власти. Целями Союзного государства являются формирование единого экономического пространства, осуществление единой социальной политики, проведение согласованной внешней и оборонной по­литики.

В октябре 2000г. был заключен Договор об учреждении Евра­зийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. В начале 2006г. в состав ЕврАзЭС вошел также Узбекистан. ЕврАзЭС было призвано заменить Таможенный союз пяти указан­ных стран. Задачами нового объединения являются:

- завершение оформления в полном объеме режима свобод­ной торговли;

- формирование единого таможенного тарифа и единой сис­темы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

- выработка согласованной позиции государств — членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО и другими меж­дународными экономическими организациями; создание унифицированной системы таможенного регулирования.

Основная цель ЕврАзЭС — создание единого экономического пространства на территории пяти указанных стран. Принятие ре­шений в ЕврАзЭС осуществляется на основе стандартной между­народной процедуры: количество голосов каждой страны пропор­ционально доли средств, внесенных ею в бюджет сообщества, а эти средства, в свою очередь, пропорциональны экономическому по­тенциалу страны.

Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный со­вет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год — на уровне глав правительств. Постоянно действующие органы ЕврАзЭС — Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Суд Сообщества.

По решению Межгосударственного совета в странах — членах Сообщества могут открываться представительства Интеграцион­ного комитета.

В сентябре 2003г. Белоруссией, Казахстаном, Россией и Укра­иной было подписано соглашение о формировании Единого эко­номического пространства (ЕЭП). При этом предполагается обеспечить в перспективе свободу движения в рамках ЕЭП товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Соглашение предполагает «формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, согласование таможенно-тарифной и макроэкономической поли­тики, а также выравнивание цен на энергоносители в странах-участницах». Однако приоритет Евросоюза в интеграционной полити­ке Украины в значительной мере тормозит реализацию проекта формирования ЕЭП. Серьезным обстоятельством, осложняющим развитие экономических отношений России и Украины (а тем бо­лее их интеграционного взаимодействия), является несогласован­ность сроков и условий присоединения каждой из них к Всемир­ной торговой организации. Украина демонстрирует свою заинте­ресованность в создании зоны свободной торговли (ЗСТ) и одновременно принципиальную неготовность к участию в форми­ровании таможенного союза на едином экономическом простран­стве (который создают Россия, Белоруссия и Казахстан).

В целом, несмотря на все отмеченные негативные тенденции и сложности современного экономического положения, возможно­сти повышения эффективности взаимного экономического со­трудничества и на этой основе перехода к динамичному экономи­ческому росту в странах СНГ сохраняются. Для этого нужны по­литическая воля и соответствующие последовательные шаги со стороны руководителей стран Содружества, а также активизация связей хозяйствующих субъектов этих стран на микроуровне.

Если бы удалось восстановить единое экономическое про­странство этих государств, то они могли бы без дополнительных инвестиций резко увеличить масштабы и повысить эффективность производства в базовых отраслях. На этой основе можно было бы создать предпосылки экономического роста сначала во взаимо­связанных отраслях, а затем в национальных экономиках в целом, решить такие острые проблемы, как безработица, повышение уровня жизни населения стран СНГ, значительная часть которого живет ниже черты бедности. Кроме того, хорошо известно, что именно внутренняя торговля является основным фактором ус­пешного развития всех региональных экономических группиро­вок. У стран СНГ в этой области имеются значительные резервы, если в СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внеш­ней торговли составляет 31%, то в НАФТА аналогичный показа­тель — около 50%, а в ЕС — более 60%. Реализация возможностей действительного осуществления процесса международной экон мической интеграции в рамках СНГ может стать существенны фактором их экономического развития.

Определенным этапом в развитии экономического сотрудниче­ства стран СНГ стал саммит руководителей этих стран в октябре 2007г. в Душанбе, где была принята Концепция развития СНГ, в которой были сформулированы принципы будущего развития Содружества. Значительное место в данном документе отводится вопросам упорядочения и унификации структур и принципов ра­боты СНГ. При этом в качестве основных направлений деятельно­сти СНГ в рамках экономического сотрудничества были опреде­лены, прежде всего, создание зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование согласно принципам ВТО, а также либерализация условий торговли и отмена действующих ограничений, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продук­ции. Кроме того, были поставлены задачи разработки согласован­ной линии в использовании энергетических ресурсов и транспорт­ных услуг; развития общих рынков, в первую очередь сельскохо­зяйственной продукции; многостороннего сотрудничества в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов; углубления сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежно­сти энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов. При этом фактом остается является фор­мирование интеграционного ядра Содружества, в качестве которо­го в настоящее время по существу выступает ЕврАзЭС. Здесь действительно реализуются, а не только прокламируются идеи интеграционного взаимодействия стран СНГ (хотя и в ограниченном формате). Стремление руководства указанных стран Сообщества форсировать переход к более высокому уровню интеграционного взаимодействия в рамах ЕврАзЭС проявилось в подписании в ок­тябре 2007г. тремя членами Сообщества (Россией, Казахстаном и Белоруссией) соглашения о создании таможенного союза.

Перспективы интеграционного взаимодействия стран СНГ в значительной степени зависят от повышения активности деятель­ности российских корпораций и банков на экономическом про­странстве Содружества. В некоторых случаях отдельные сделки с Участием российских компаний по стоимости превосходят офици­альные данные. Так, по данным Росстата, накопленные инвести­ции России в Казахстане на конец 2006г. составили 45 млн. долл., в то время, как только одна сделка «ВымпелКома» по покупке ка­захского оператора превысила 400 млн. долл. Таким образом, ста­тистические расхождения носят нередко кратный характер. Все большую роль в реализации совместных проектов в регионе СНГ могут играть совместные межгосударственные кредитные учреждения, и здесь свою существенную роль должно сыграть со­здание Банка развития стран СНГ. Позитивной оценки заслужи­вает и учреждение в 2006г. двустороннего российско-казахстанс­кого Евразийского банка развития (ЕАБР), который будет пред­ставлять ресурсы для долгосрочного финансирования проектов, реализуемых как в частном, так и в государственном секторе в рамках стран ЕврАзЭС.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1.Покажите основные этапы становления СНГ, охарактеризуйте основные при­нятые при этом договоры и соглашения.

2.В чем причины того, что экономическое взаимодействие государств в рамках СНГ не приобрело в полной мере черты международной экономической инте­грации?

3.Укажите верное суждение.

Зона свободной торговли — это:

а) часть территории страны, в которой установлен особый режим хозяйствен­ной деятельности;

б) группа стран, которые отменяют таможенные пошлины во взаимной торгов­ле;

в) группа стран, которые устанавливают общий тариф по отношению к третьим странам;

г) страна/страны, которые отменяют таможенные тарифы.

4.Покажите особенности формирования Союзного государства Белоруссии и России на фоне общего процесса экономического взаимодействия в рамках СНГ.

5.Какие страны входят в состав Евразийского экономического сообщества, ка­ковы цели и задачи этой группировки?

6.Какие страны входят в состав Единого экономического пространства, каковы цели создания этой экономической группировки?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: