Анализ проблем реализации процессов международной экономической интеграции в современной мировой экономике будет неполным без рассмотрения проблем экономического взаимодействия в рамках СНГ. Вместе с тем это взаимодействие обладает существенной спецификой по сравнению с процессами международной экономической интеграции, протекающими в других интеграционных союзах, группировках и т.д. (прежде всего с международной экономической интеграцией в рамках ЕС). Подобная специфика проистекает из того факта, что эти страны ранее составляли единое государство — СССР, имели единое политическое, экономическое, научно-техническое, социальное, культурное и тому подобное пространство, которое было разрушено, и теперь предпринимаются попытки в совершенно новых условиях и с учетом комплекса связанных с этим противоречий сформировать на новой политической и экономической основе эффективно действующую интеграционную группировку.
СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991г., затем к нему присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии (которые в мае 2004г. вошли в состав ЕС). Таким образом, к концу 2007г. в состав СНГ входили 12 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП к концу 90-х гг. составляла 3%.
При создании СНГ государства — учредители этой организации ставили следующие задачи:
- провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками;
|
- исходя из того, что единое союзное государство (СССР) и его единый народно-хозяйственный комплекс существовали длительное время, создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, информационное, гуманитарное пространство. Для нашей страны деятельность СНГ имеет приоритетное значение, поскольку речь идет о сотрудничестве с соседними государствами (ближним зарубежьем), составлявшими ранее единое союзное государство. Основными целями России при сотрудничестве в рамках СНГ являются:
- сохранение и укрепление геополитических позиций России в современном мире;
- обеспечение доступа к сырьевым ресурсам других стран СНГ (например, от 70 до 100% потребностей РФ в отдельных видах цветных и редкоземельных металлов покрывается за счет поставок из других стран СНГ;
- значительна роль других стран СНГ в поставках в Россию хлопка, черных металлов, некоторых видов продовольственных товаров);
- сохранение своих позиций на рынках готовой продукции стран СНГ (прежде всего машин и оборудования), так как если эти рынки будут потеряны, то вернуться на них в дальнейшем будет крайне сложно;
- актуальной для Российской Федерации является проблема существенной активизации российского экспорта услуг на экономическом пространстве СНГ — не только транспортных и туристических, но и финансовых, консалтинговых, научно-технических и других высокотехнологичных видов услуг;
- СНГ является «полем» деятельности российского капитала и его возможной экспансии в перспективе (здесь особое значение имеет деятельность российских транснациональных финансово-промышленных групп, банков, предприятий с участием российского капитала);
|
- СНГ имеет важное значение с точки зрения функционирования российской инфраструктуры транспорта и связи (ведущие в страны дальнего зарубежья нефте- и газопроводы, железнодорожные пути проходят по территории некоторых стран СНГ, а авиатрассы — в их воздушном пространстве);
- гуманитарные цели — сохранение традиционной свободы передвижения граждан в рамках СНГ; сохранение и укрепление общего культурного, образовательного, информационного пространства;
- поддержка русскоязычного населения за рубежом; обеспечение недискриминации, предотвращение массовой миграции населения в Россию из других стран СНГ, координация действий в борьбе с преступностью.
Следует подчеркнуть, что и другие страны СНГ заинтересованы в эффективном экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Россией. У них сохраняется производственно-технологическое единство с промышленным комплексом России, они теснейшим образом связаны с топливно-энергетическим комплексом нашей страны, высока зависимость этих государств от транзита через территорию РФ, многие их них заинтересованы в экспорте своей продукции (особенно сельскохозяйственной) в Россию. В Российской Федерации работает значительная часть трудоспособного населения ряда стран СНГ, что в некоторой степени решает проблемы безработицы в них. Сохраняет свое значение и кредитование стран СНГ со стороны России.
|
Эта взаимная заинтересованность нашла свое отражение в целом ряде соглашений, которые были подписаны странами — членами СНГ:
- сентябрь 1993г. — Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ за исключением Украины, являющейся его ассоциированным членом; апрель 1994г. — Соглашение о создании зоны свободной торговли (подписано всеми 12 странами — членами СНГ); октябрь 1994г. — Соглашение о создании платежного союза; январь 1995г. — Соглашение о создании Таможенного союза, в который к началу 2001г. вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан; апрель 1997г. — Договор о Союзе Белоруссии и России; декабрь 1999г. — Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии; октябрь 2000г. — Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС); сентябрь 2003г. — Соглашение о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) с участием Белоруссии, Казахстана, России и Украины; октябрь 2007г. — Соглашение о создании Таможенного союз Белоруссии, Казахстана и России.
Следует обратить внимание на то, что в самой хронологии принятия указанных документов видна определенная противоречивость и непоследовательность с точки зрения логики осуществления интефационного процесса (сначала создание зоны свободной торговли, затем таможенного союза, общего рынка и в конце — экономического и валютного союза). В СНГ всеми странами сначала был подписан Договор о создании Экономического союза, затем Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение же о создании Таможенного союза, а затем Евразийского экономического сообщества было подписано лишь пятью странами СНГ. Соглашение о формировании единого экономического пространства подписали четыре государства СНГ (Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина). В 2007г. тремя странами СНГ — Белоруссией, Казахстаном и Россией — было подписано соглашение о создании Таможенного союза.
К началу XXI в. в результате непоследовательности действий и сохраняющихся существенных различий в интересах стран-членов СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно выполнило свою первую задачу — сделать минимальными политические издержки становления суверенитета бывших союзных республик. Однако вторую задачу — создание эффективно действующего экономического Содружества и реальное осуществление в его рамках процесса международной экономической интеграции — решить в полной мере не удается.
Проблема состоит в том, что исторически, начиная с 1991г., произошло «наложение» двух процессов: 1) распада СССР и его негативных последствий и 2) трансформационного спада (связанного с переходом во всех странах СНГ от централизованной экономики к рыночной).
Результатом этого явилось резкое сокращение взаимных экономических связей стран — членов СНГ. Так, в 1992—2000 гг. их взаимный товарооборот сократился со 138 млрд. до 59 млрд. долл., при этом падение товарооборота в 1,5—2 раза опережало сокращение производства. Удельный вес взаимного товарооборота стран СНГ в общем объеме их внешней торговли сократился в 1991— 1998гг. в 2,7 раза (с 78,6 до 31%). Если в 1990г. в межреспубликанский обмен (в фаницах бывшего СССР) было вовлечено примерно 1/4 ВВП нынешних стран СНГ, то в конце 90-х гг. — только 1/10. о 1994—1996 гг. (когда был заключен ряд отмеченных выше важных соглашений) сокращение объемов взаимной торговли стран СНГ есколько уменьшилось, однако затем вновь увеличилось.
В 2000-е гг. торговый оборот России с другими странами СНГ растет, однако их доля во внешней торговле России сокращается. Если в 1996—2000 гг. на страны СНГ приходилось 20,9% внешнеторгового оборота России, то в 2006г. этот показатель сократился до 14,7% (хотя в стоимостном выражении объем торговли России со странами СНГ увеличился в 2001-2006 гг. в 2,5 раза). В 2000-2006 гг. произошло также уменьшение удельного веса стран СНГ в российской торговле услугами — с 21,4 до 14,7%.
Помимо тенденции спада взаимной торговли стран СНГ и уменьшения взаимозависимости и взаимодополняемости национальных экономик этих стран проявились и другие негативные тенденции:
- во многих странах СНГ происходит смена приоритетов в сфере внешнеэкономической деятельности на рынки третьих стран (не входящих в состав СНГ) (так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2006г. прямые накопленные инвестиции в экономику стран СНГ составляли лишь 7,6% общего объема прямых инвестиций РФ за рубежом);
- ведущие промышленно развитые страны (особенно США и Германия) и их экономические и военно-политические группировки (ЕС, НАТО), а также некоторые международные финансово-экономические организации, где указанные страны играют определяющую роль, осуществляют селективную политику по отношению к конкретным странам СНГ, противопоставляя их друг другу и фактически разваливая СНГ;
- усиливаются различия между странами СНГ по уровню социально-экономического развития, характеру функционирования хозяйственных механизмов (одни из стран СНГ в большей степени осуществили рыночные преобразования в экономике, чем другие);
- у многих стран СНГ резко возрос внешний долг по отношению к России, и сокращение этого долга для них очень проблематично;
- внутри Содружества (помимо Союза России и Белоруссии, Евразийского Экономического Сообщества, а также группировки четырех стран (Белоруссии, Казахстана, России и Украины) в рамках Единого экономического пространства; образовались субрегиональные объединения — Центрам но-Азиатский союз (Казахстан, Киргизия, Узбекиста
Таджикистан), группировка ГУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Украиной и Молдавией предпринимались попытки создать свой Таможенный союз.
На практике в настоящее время ни одна из стран СНГ не выступает за прекращение его деятельности и не выходит из его состава. Сохранение СНГ поддерживается большинством населения стран — участниц этой организации. Однако неопределенными остаются дальнейшие цели и приоритеты Содружества, а принятые в рамках этой организации решения зачастую не выполняются. Так, например, в рамках СНГ принято около 1000 всевозможных документов, в том числе и концептуального характера (в частности, «Концепция экономического интеграционного развития» в 1997г.). Однако страны СНГ до сих пор не пришли к устраивающей их всех модели экономического взаимодействия, которая была бы эффективна в условиях мировой экономики XXI в. Не разработаны также правовые и организационные аспекты сотрудничества. Отсутствует единая (или хотя бы согласованная) внешняя политика стран СНГ по отношению к третьим странам и их группировкам. Конкурируя друг с другом на рынках стран, не входящих в СНГ, они лишаются значительных прибылей.
Одной из характерных тенденций сотрудничества в рамках СНГ является развитие «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции (экономического сотрудничества). Как уже отмечалось, в рамках Содружества сложились такие межгосударственные объединения, как Союзное государство России и Белоруссии («двойка»), Таможенный союз Белоруссии, ЕврАзЭС, Центрально-Азиатский союз, ГУАМ и др.
Наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ является Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, Договор, о создании которого был подписан в декабре 1999г. Этому Договору предшествовало подписание этими странами в 1995г. Соглашения о Таможенном союзе (к которому затем в период 1995-1999гг. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан). При этом вопросы формирования единого таможенного пространства в целом наиболее успешно решались именно во взаимоотношениях России и Белоруссии.
В апреле 1996г. был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России. В соответствии с ним создавалась новая миграционная организация со своей системой органов управления бюджетом, целями и задачами. Однако Сообщество не претендовало на статус нового государства. Его участники сохраняли свой государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность. Однако они обязывались согласовывать свою внешнюю, оборонную политику и решение проблем безопасности. В области экономики Соглашением намечалось создание единого экономического пространства, эффективно функционирующего общего рынка, свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В социальной и гуманитарной области Россия и Белоруссия поставили задачи обеспечения равных прав граждан двух стран при получении образования, трудоустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий, введения единых стандартов социальной защиты, обеспечения равных прав физических лиц на приобретение имущества в собственность и др. Был создан Высший Совет Сообщества, Исполнительный комитет, Парламентское Собрание.
Этот Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России оказал существенное воздействие на дальнейшее развитие объединительных процессов между Белоруссией и Россией. Им были зафиксированы основные параметры сотрудничества — тесное взаимодействие в сфере политики, экономики, в социальной сфере при сохранении независимой государственности стран-партнеров. Задачи создания единого государства этим договором не рассматривались вообще.
В апреле 1997г. руководители России и Белоруссии подписали Договор о Союзе Белоруссии и России.
И, наконец, в декабре 1999г. был подписан Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь.
При подписании договора о Союзном государстве Российской Федерации и Республики Беларусь были поставлены задачи создания союзного государства при сохранении национального суверенитета его государств-участников с формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Белоруссия остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях, а также свои обязательства и права по международным договорам.
Союзное государство России и Белоруссии (при сохранении этими странами суверенитета, независимости, международной правосубъектности и своего государственного устройства) обладает уже всеми признаками государственности, территорией и границами, гражданством, определенной структурой органов власти. Целями Союзного государства являются формирование единого экономического пространства, осуществление единой социальной политики, проведение согласованной внешней и оборонной политики.
В октябре 2000г. был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. В начале 2006г. в состав ЕврАзЭС вошел также Узбекистан. ЕврАзЭС было призвано заменить Таможенный союз пяти указанных стран. Задачами нового объединения являются:
- завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли;
- формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
- выработка согласованной позиции государств — членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями; создание унифицированной системы таможенного регулирования.
Основная цель ЕврАзЭС — создание единого экономического пространства на территории пяти указанных стран. Принятие решений в ЕврАзЭС осуществляется на основе стандартной международной процедуры: количество голосов каждой страны пропорционально доли средств, внесенных ею в бюджет сообщества, а эти средства, в свою очередь, пропорциональны экономическому потенциалу страны.
Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год — на уровне глав правительств. Постоянно действующие органы ЕврАзЭС — Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея, Суд Сообщества.
По решению Межгосударственного совета в странах — членах Сообщества могут открываться представительства Интеграционного комитета.
В сентябре 2003г. Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной было подписано соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). При этом предполагается обеспечить в перспективе свободу движения в рамках ЕЭП товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Соглашение предполагает «формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, согласование таможенно-тарифной и макроэкономической политики, а также выравнивание цен на энергоносители в странах-участницах». Однако приоритет Евросоюза в интеграционной политике Украины в значительной мере тормозит реализацию проекта формирования ЕЭП. Серьезным обстоятельством, осложняющим развитие экономических отношений России и Украины (а тем более их интеграционного взаимодействия), является несогласованность сроков и условий присоединения каждой из них к Всемирной торговой организации. Украина демонстрирует свою заинтересованность в создании зоны свободной торговли (ЗСТ) и одновременно принципиальную неготовность к участию в формировании таможенного союза на едином экономическом пространстве (который создают Россия, Белоруссия и Казахстан).
В целом, несмотря на все отмеченные негативные тенденции и сложности современного экономического положения, возможности повышения эффективности взаимного экономического сотрудничества и на этой основе перехода к динамичному экономическому росту в странах СНГ сохраняются. Для этого нужны политическая воля и соответствующие последовательные шаги со стороны руководителей стран Содружества, а также активизация связей хозяйствующих субъектов этих стран на микроуровне.
Если бы удалось восстановить единое экономическое пространство этих государств, то они могли бы без дополнительных инвестиций резко увеличить масштабы и повысить эффективность производства в базовых отраслях. На этой основе можно было бы создать предпосылки экономического роста сначала во взаимосвязанных отраслях, а затем в национальных экономиках в целом, решить такие острые проблемы, как безработица, повышение уровня жизни населения стран СНГ, значительная часть которого живет ниже черты бедности. Кроме того, хорошо известно, что именно внутренняя торговля является основным фактором успешного развития всех региональных экономических группировок. У стран СНГ в этой области имеются значительные резервы, если в СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внешней торговли составляет 31%, то в НАФТА аналогичный показатель — около 50%, а в ЕС — более 60%. Реализация возможностей действительного осуществления процесса международной экон мической интеграции в рамках СНГ может стать существенны фактором их экономического развития.
Определенным этапом в развитии экономического сотрудничества стран СНГ стал саммит руководителей этих стран в октябре 2007г. в Душанбе, где была принята Концепция развития СНГ, в которой были сформулированы принципы будущего развития Содружества. Значительное место в данном документе отводится вопросам упорядочения и унификации структур и принципов работы СНГ. При этом в качестве основных направлений деятельности СНГ в рамках экономического сотрудничества были определены, прежде всего, создание зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование согласно принципам ВТО, а также либерализация условий торговли и отмена действующих ограничений, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции. Кроме того, были поставлены задачи разработки согласованной линии в использовании энергетических ресурсов и транспортных услуг; развития общих рынков, в первую очередь сельскохозяйственной продукции; многостороннего сотрудничества в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов; углубления сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов. При этом фактом остается является формирование интеграционного ядра Содружества, в качестве которого в настоящее время по существу выступает ЕврАзЭС. Здесь действительно реализуются, а не только прокламируются идеи интеграционного взаимодействия стран СНГ (хотя и в ограниченном формате). Стремление руководства указанных стран Сообщества форсировать переход к более высокому уровню интеграционного взаимодействия в рамах ЕврАзЭС проявилось в подписании в октябре 2007г. тремя членами Сообщества (Россией, Казахстаном и Белоруссией) соглашения о создании таможенного союза.
Перспективы интеграционного взаимодействия стран СНГ в значительной степени зависят от повышения активности деятельности российских корпораций и банков на экономическом пространстве Содружества. В некоторых случаях отдельные сделки с Участием российских компаний по стоимости превосходят официальные данные. Так, по данным Росстата, накопленные инвестиции России в Казахстане на конец 2006г. составили 45 млн. долл., в то время, как только одна сделка «ВымпелКома» по покупке казахского оператора превысила 400 млн. долл. Таким образом, статистические расхождения носят нередко кратный характер. Все большую роль в реализации совместных проектов в регионе СНГ могут играть совместные межгосударственные кредитные учреждения, и здесь свою существенную роль должно сыграть создание Банка развития стран СНГ. Позитивной оценки заслуживает и учреждение в 2006г. двустороннего российско-казахстанского Евразийского банка развития (ЕАБР), который будет представлять ресурсы для долгосрочного финансирования проектов, реализуемых как в частном, так и в государственном секторе в рамках стран ЕврАзЭС.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1.Покажите основные этапы становления СНГ, охарактеризуйте основные принятые при этом договоры и соглашения.
2.В чем причины того, что экономическое взаимодействие государств в рамках СНГ не приобрело в полной мере черты международной экономической интеграции?
3.Укажите верное суждение.
Зона свободной торговли — это:
а) часть территории страны, в которой установлен особый режим хозяйственной деятельности;
б) группа стран, которые отменяют таможенные пошлины во взаимной торговле;
в) группа стран, которые устанавливают общий тариф по отношению к третьим странам;
г) страна/страны, которые отменяют таможенные тарифы.
4.Покажите особенности формирования Союзного государства Белоруссии и России на фоне общего процесса экономического взаимодействия в рамках СНГ.
5.Какие страны входят в состав Евразийского экономического сообщества, каковы цели и задачи этой группировки?
6.Какие страны входят в состав Единого экономического пространства, каковы цели создания этой экономической группировки?