Лекция 21. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ




 

МЕСТО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Мировое хозяйство, имеющее сложную иерархическую структуру, не может развиваться без определенных регулирующих начал. Масштабы национальных экономик и всего мирового хо­зяйства требуют координации или, по крайней мере, согласования противоречивых интересов его субъектов.

К исходу второго тысячелетия новой эры в мире накоплен не­малый опыт разрешения межгосударственных конфликтов в поли­тической и экономической сферах. В ряде случаев он был получен в результате разрушительного противостояния: только в XX в. че­ловечество прошло через две мировые войны, жесткую идеологи­ческую конфронтацию государств с различным общественным строем, результатом чего стали уничтожение значительной части богатства, созданного трудом многих поколений, и непроизводи­тельное использование ограниченных сырьевых, капитальных и трудовых ресурсов, перекосы в развитии экономики.

Тем не менее, в целом удалось найти формы организации экономического взаимодействия государств, которые способствуют Ускорению экономического роста, увеличению общественного бо­гатства, преодолению доставшегося в наследие от колониального пРошлого существенного отставания значительного числа разви-ающихся стран от экономически развитых. Такие формы созданы всего на двусторонней основе.

Однако мировое хозяйство по определению не может обойтись без регулирующих начал на уровне всего хозяйства, которые при­нимают различные организационные формы.

Эти формы многообразны. Имеется целый ряд двусторонних и многосторонних соглашений, регулирующих международные эко­номические отношения. Так, в мае 1992г. между странами Евро­пейского экономического сообщества и Европейской ассоциаци­ей свободной торговли было подписано и 1 января 1994г. вошло в силу соглашение о создании Европейского экономического про­странства (ЕЭП), основной целью которого являлось создание более благоприятных условий для движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов на экономическом пространстве двух интеграционных группировок.

Важную роль в регулировании мирового хозяйства играют раз­личные международные конференции и совещания. Некоторых из них проводятся нерегулярно, другие обрели более или менее по­стоянный характер. Кроме того, противоречивая целостность ми­рового хозяйства предполагает также формирование и развитие устойчивых институциональных форм его организации, важней­шей формой которой являются международные организации, в том числе экономические.

В мире насчитывается значительное число таких организаций. Некоторые из них наделены широкими функциями и действуют на уровне всего мирового хозяйства; деятельность других осуще­ствляется в отдельных сферах мирового хозяйства (например, в валютной или внешнеторговой); третьи объединяют страны, при­надлежащие к той или иной группе, например к промышленно развитым или развивающимся. Целый ряд международных эконо­мических организаций создан по отраслевому принципу (в каче­стве примера можно назвать организацию стран — экспортеров нефти ОПЕК).

Имеется также ряд особых международных экономических организаций, представляющих собой, по сути дела, интеграционные группировки. К ним относится, например, Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, Меркосур (Mercosur), Евразийское экономическое сообщество и др.

Хотя большинство международных экономических организаии не участвует непосредственно в производстве товаров или услуг их роль в регулировании рыночных отношений в последние годы существенно возросла, поскольку переход мировой экономики в новое качество — глобализацию — объективно требует усиления регулирующих начал.

Географически деятельность международных экономических организаций может охватывать как все мировое экономическое пространство, так и его отдельные регионы. В этой связи между­народные экономические организации можно подразделять на: универсальные и региональные.

Проблемы мирового хозяйства, перспективы его развития так­же являются предметом исследования целого ряда неформальных организаций, объединяющих ученых-специалистов различных стран. Не являясь, строго говоря, чисто экономическими органи­зациями, они, тем не менее, оказывают серьезное воздействие на разработку экономической политики.

Развитие международных экономических отношений, которое в конце XX в. приобрело более динамичный характер, самым не­посредственным образом воздействует и на всю систему междуна­родных экономических организаций, являющихся одним из опор­ных элементов мирового хозяйства.

Конечно, в мире, основанном на рыночных (капиталистиче­ских) формах хозяйствования, невозможно обеспечить подлинное равенство всех участников рынка. Это справедливо как для отдель­ных производителей, так и для отдельных стран и государств. Именно это служит одним из аргументов против участия в тех или иных международных экономических организациях. Однако такая позиция фактически резко сужает возможности обеспечения на­циональных экономических интересов, ибо, во-первых, в одиноч­ку сложнее противостоять коллективно вырабатываемому подходу, а во-вторых, страна лишается возможности влиять на принятие решений, от которых может во многом зависеть благополучие ее граждан. Необходимо усвоить простое, проверенное жизнью пра­вило: каждое государство отстаивает свои экономические интере­сы, поэтому принятие решений есть результат компромисса, кото­рый далеко не всегда приносит одинаковую выгоду всем его сторонам.

Центральное место в институциональной структуре современного мирового хозяйства занимают органы и организации, входя­щие в систему ООН.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫООН

ООН (United Nations — UN/ United Nations Organisation — UNO) как наиболее универсальная международная организация включает в себя целый ряд органов и международных организаций.

Экономические вопросы занимают видное место в деятельности Генеральной Ассамблеи (ГА — GA, General Assembly) ООН, наиболее представительного органа этой наиболее авторитетной междуна­родной организации.

В «Декларации тысячелетия», принятой в сентябре 2000г., го­сударства — члены ООН определили «Цели в области развития на пороге тысячелетия» (Millennium Development Goals), главной из ко­торых является необходимость сокращения масштабов бедности во всех ее проявлениях. Цели в области развития были разработаны на основе соглашений и резолюций международных конференций, организованных ООН в течение 90-х гг. XX в.

На 58-й сессии Генеральной Ассамблеи (2003) обсуждались важнейшие вопросы мировой экономики, в том числе предложе­ние о начале переговоров по глобальному экономическому сотруд­ничеству, ход реализации «Четвертого десятилетия развития ООН», различные аспекты устойчивого развития и др.

Экономические проблемы регулярно освещаются в докладах Генерального секретаря ООН. В качестве примера можно привес­ти доклад о состоянии и перспективах развития международной финансовой системы, представленный 57-й сессии ГА на основе резолюции 56/181 от 21 декабря 2001г.

В этом докладе, в частности, отмечается, что в 1997—2001 гг. имел место чистый отток финансовых ресурсов из развивающихся государств, хотя в наименее развитые страны имел место неболь­шой чистый приток. В докладе Генерального секретаря содержит­ся призыв увеличить размеры «официальной помощи развитию». Однако основное внимание уделено реформированию междуна­родной финансовой системы, необходимость которого стала оче­видной уже в конце XX в.

Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность этой организации, явля­ется Экономический и социальный совет (ЭКОСОС — ECOSOC, Economic and Social Council). В его компетенцию входят также гума­нитарные проблемы.

Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы пред­ставительства: Азия — 11, Африка — 14, Восточная Европа — 6, Западная Европа — 13, Латинская Америка — 10. Заседания Сове­та проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве.

Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством го­лосов, каждый член Совета имеет один голос, и ни одна страна-член не имеет права вето.

ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (экономического); Второго (социального); Третьего (по программам и сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих коми­тетов.

В составе Совета имеется ряд функциональных комиссий и по­стоянных комитетов, а также экспертных органов.

ЭКОСОС подотчетны 5 региональных комиссий ООН: Евро­пейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Эконо­мическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бан­гкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абе­ба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и со­циальная комиссия для Западной Азии (Бейрут, Ливан).

Региональные экономические комиссии занимаются изучени­ем экономических и социальных проблем соответствующих реги­онов и выработкой рекомендаций, а также осуществляют функции исследовательского, консультативного и информационно-анали­тического характера.

Так, Европейская экономическая комиссия (ЕЖ, Экономическая комиссия для Европы — Economic Commission for Europe, ECE), со­зданная ЭКОСОС в 1947 г., ставит своей главной целью укрепле­ние сотрудничества между европейскими государствами-членами. ЕЭК ведет экономические исследования аналитического характе­ра по общим проблемам, состоянию окружающей среды и жилищ­ных условий, статистике, устойчивому энергоснабжению, торгов­ле, промышленности и развитию предпринимательства, по про­блемам лесного комплекса и транспорта.

В 1964г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Конферен­цию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD). Штаб-квартира ЮН­КТАД находится в Женеве. Число членов организации превышает 190. Эта организация была призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и развитием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и промышленными товapaми, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолженности, передачи технологии развивающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.

ЮНКТАД взаимодействует как с правительствами стран-чле­нов, так и с различными органами ООН, неправительственными организациями, представителями частного капитала, научно-ис­следовательскими институтами и университетами в различных странах мира. Хотя ее решения не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового обществен­ного мнения, которое вынуждены учитывать и государственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД способствует развитию международной торговли путем налаживания равноправного со­трудничества между государствами.

ЮНКТАД стала одним из важных международных экономиче­ских форумов, рекомендации и решения, которого оказали суще­ственное воздействие на мировую торговлю. Однако возникнове­ние ВТО потребовало уточнения сферы и направлений деятельно­сти ЮНКТАД. На IX сессии этой организации, проходившей в 1996г., было решено, что ЮНКТАД следует сохранить как орган Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам торговли и развития. Ее задачей останется освещение происходящих в мировой экономике изменений в их связи с торговлей, инвестициями, техноло­гией, услугами и развитием. При этом она будет сотрудничать и координировать свою деятельность с ВТО и другими многосторон­ними учреждениями.

На X сессии ЮНКТАД в 2000г. (Бангкок, Таиланд) была под­тверждена роль этой организации в процессе интегрирования эко­номики развивающихся стран во всемирное хозяйство и в мировую торговую систему на здоровых и равноправных началах.

ЮНКТАД публикует целый ряд исследований, получивших ми­ровое признание, в частности Handbook of Trade and Development Statistics, World Investment Report.

В 166 странах мира осуществляет деятельность Программа развития ООН (ПРООН, United Nations Development Programme, UNDP). ПPOOH учреждена в 1965г. Штаб-квартира организации — в Нью-Йорке.

Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения.

В настоящее время ПРООН координирует усилия, направлен­ные на реализацию ориентиров развития, которые были определены ООН на третье тысячелетие, в частности снижение вдвое уровня бедности к 2015г.

ПРООН составляет и ежегодно публикует Доклад о развитии че­ловека (Human Development Report), который стал заметным явлени­ем среди публикаций международных организаций. Одним из глав­ных показателей докладов о развитии человека служит «индекс раз­вития человека» (Human Development Index), в котором обобщаются данные о трех основных показателях: а) продолжительность жизни здорового человека; б) уровень образования и в) уровень жизни.

Несмотря на определенную условность методики его расчета, он позволяет сопоставлять и до некоторой степени сравнивать уровни развития стран не только с точки зрения валового внутрен­него продукта, но и по более широкому кругу социально-эконо­мических показателей.

Экономический и социальный совет осуществляет согласование деятельности 18 специализированных учреждений ООН (табл.).

 

 

Таблица. Специализированные учреждения ООН

 

  Название на русском языке     Название на английском языке Год создания или учрежде­ния   Местопо­ложение
Международная организация труда, МОТ International Labour Organization, ILO     Женева
Продовольственная и сель­скохозяйственная организация Объединенных Наций, ФАО Food and Agriculture Organization of the United Nations, FAO     Рим
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, ЮHECKO   United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO     Париж
Всемирная организация здравоохранения, ВОЗ World Health Organization, WHO   Женева
Группа Всемирного банка Международный банк ре­конструкции и развития, МБРР Международная ассоциация развития World Bank Group   International Bank for Reconstruction and Development, IBRD   International Development I Association, IDA               Вашингтон     Вашингтон
Международная финан­совая корпорация, МФК International Finance Corporation, IFC   Вашингтон
  Многостороннее агентство по инвестиционным гаран­тиям, МИГА Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA       Вашингтон  
Международный центр по урегулированию инвестици­онных споров, МЦУИС International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID   Вашингтон
Международный валютный фонд, МВФ International Monetary Fund, IMF   Вашингтон
Международная организа­ция гражданской авиации, ИКАО International Civil Aviation Organization, ICAO   Монреаль
Всемирный почтовый союз, ВПС Universal Postal Union, UPU   Берн
Международный союз элек­тросвязи, МСЭ International Telecommunication Union, ITU   Женева
Всемирная метеорологичес­кая организация, ВМО World Meteorological Organization, WMO   Женева
Международная морская организация, ИМО International Maritime Organization, IMO   Лондон
Всемирная организация интеллектуальной собствен­ности, ВОИС World Intellectual Property Organization, WIPO   Женева
Международный фонд сельскохозяйственного разви­тия, МФСР International Fund for Agricultural Development, IFAD   Рим
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, ЮНИДО United Nations Industrial Development Organization, UNIDO   Вена

Рассмотрим деятельность некоторых специализированных уч­реждений ООН, играющих заметную роль в международных экономических отношениях. Как видно из таблицы, некоторые международные организации появились значительно раньше, чем ООН, и лишь много позже получили статус специализированных учреждений. К их числу относится, в частности, Международная организация труда (МОТ), ставшая первым специализированным учреждением, связанным с ООН, в 1946г.

МОТ осуществляет разработку международной политики и про­грамм в области трудовых отношений, принимает международные трудовые стандарты, способствует их принятию странами-члена­ми, оказывает содействие в организации профессиональной под­готовки и обучения.

МОТ имеет уникальный характер: в подготовке решений на равных условиях участвуют представители правительств, трудя­щихся и предпринимателей. Главный орган МОТ — Международ­ная конференция труда, где каждая страна представлена четырьмя делегатами (два от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей), созывается не реже одного раза в год (обычно в июне в Женеве). Каждый делегат голосует индивидуально. По­этому делегаты от трудящихся и предпринимателей могут голосо­вать против позиции, занимаемой делегатами от правительства, а также друг против друга.

Одним из самых крупных специализированных учреждений ООН является Продовольственная и сельскохозяйственная органи­зация ООН (ФАО), призванная решать задачи повышения уровня обеспеченности продовольствием, совершенствования условий жизни сельского населения, увеличения производительности тру­да в сельском хозяйстве. Число членов ФАО на середину 2003г. — 183 государства (почти все страны — члены ООН). Коллективным членом ФАО является также ЕС.

ФАО осуществляет мониторинг мирового сельского, лесного и рыбного хозяйства. В последние годы организация уделяет повы­шенное внимание проблемам обеспечения долговременного ус­тойчивого развития сельского хозяйства, увеличения производства продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности с учетом требований сохранения окружающей среды.

ФАО ежегодно публикует статистические ежегодники, в том числе о состоянии сельскохозяйственного производства и торгов­ли сельскохозяйственной продукцией. Наиболее известным является ежегодный Доклад о состоянии продовольствия и сельского хозяйства (The State of Food and Agriculture, SOFA). Большой объем сведений о состоянии сельского хозяйства в различных странах содержится в базе данных на сайте организации.

Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) статус специализированного учреждения ООН получила в 1985г. Число членов организации на середину 2003г. — 171.

Как явствует из названия, ЮНИДО призвана оказывать содей­ствие развивающимся странам и странам с переходной экономи­кой в реализации программ индустриализации и укрепления их промышленного потенциала. В последнее время организация так­же ставит своей целью способствовать укреплению позиций вы­шеуказанных стран в условиях усиления конкуренции в глобаль­ной экономике.

Основные усилия ЮНИДО направлены на мобилизацию зна­ний, навыков, информации и технологии для создания новых ра­бочих мест, конкурентоспособной экономики и экологически бе­зопасного и устойчивого экологического развития. Все это должно способствовать сокращению масштабов бедности в мире.

Деятельность ЮНИДО осуществляется в виде: а) интегриро­ванных (комплексных) программ; б) отдельных проектов. Интег­рированные программы представляют собой различные сочетания из имеющихся 8 модулей. Отдельные проекты охватывают 1 или 2 модуля.

Основным источником средств на осуществление проектов по линии ЮНИДО является Программа развития ООН. Однако оп­ределенная часть средств поступает в виде взносов стран-членов и спонсорской помощи.

В сфере атомной энергетики широкую известность приобрела деятельность Международного агентства по атомной энергии (МА­ГАТЭ, International Atomic Energy Agency), основанного в 1957г. как автономного учреждения под эгидой ООН. Штаб-квартира МА­ГАТЭ в Вене. Агентство превратилось в центральный межправи­тельственный орган научного и технического сотрудничества в области использования ядерной энергии. В последние годы значе­ние МАГАТЭ возросло в связи с увеличением числа ядерных про­грамм в различных странах мира.

В мировой финансово-банковской сфере видное место занима­ют специализированные учреждения ООН — МВФ и организации, входящие в Группу Всемирного банка.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

Международный валютный фонд (МВФ — Internationa Monetary Fund, IMF) создан по решению Бреттон-Вудской конференции 1944г. Членами МВФ могут быть только государства (184 государства на середину 2003г.). МВФ, являясь универсальной валютно-финансовой организацией, входит в систему ООН, но полностью ав­тономен в своих действиях.

Основными целями учреждения МВФ являлись стимулирова­ние международного валютного сотрудничества, достижение ста­бильности валютных курсов и упорядочение валютных режимов, оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту миро­вой торговли. Кроме того, новая организация должна была способ­ствовать процессу расширения и сбалансированного роста между­народной торговли, экономическому росту и повышению занятости. В случае возникновения затруднений с платежным балансом предусматривалось оказание на временной основе финансовой помощи.

Несмотря на развал в 70-х гг. Бреттон-Вудской и становление Ямайской валютной системы, МВФ в целом не только сохранил свои позиции, но в определенном смысле даже упрочил свое по­ложение, хотя и подвергался во многом обоснованной критике в первую очередь за то, что при разработке программ для той или иной страны не всегда должным образом учитывал ее особенно­сти.

В определенном смысле МВФ представляет собой уникальную организацию. Государства, обращающиеся за помощью в МВФ при возникновении финансовых сложностей, должны согласовать с Фондом программу оздоровления экономики и обязаны в случае ее принятия и оказания помощи со стороны Фонда ее выполнять. При невыполнении обязательств Фонд может (временно или окон­чательно) прекратить представление финансовых ресурсов, в чем не раз убеждались члены МВФ, в том числе и Россия.

Важность реализации достигнутых с МВФ договоренностей проявляется и в том, что целый ряд других международных орга­низаций в своих взаимоотношениях с заемщиками или должника­ми ориентируется на их договоренности именно с МВФ, поскольку в мировой экономике нет органа, который бы отслеживал ход осу­ществления принятых программ и мог применить санкции в случае их невыполнения.

Капитал МВФ представляет собой сумму взносов (так называ­емых квот) всех его членов. В настоящее время она превышает 210 млрд. специальных прав заимствования (СДР — Special Drawing rights), введенных в 1969г. Квота каждого нового члена в СДР определяется индивидуально с помощью ряда математических формул.

Государство, вступающее в МВФ, выплачивает часть своего взноса по квоте в виде резервных активов (иностранной валюты, приемлемой для МВФ, или СДР), а остальную часть — в собствен­ной валюте. Поскольку далеко не все страны — члены МВФ имеют сильные валюты, то на практике ресурсная база фонда существенно меньше, чем это может показаться на первый взгляд.

Одна единица СДР рассчитывается на основе корзины, состо­ящей из четырех наиболее распространенных в международных платежах валют — доллара США (45%), евро (29%), японской иены (15%) и английского фунта стерлингов (11%). Как видно, домини­рующее положение в корзине СДР, вступившей в силу с 1 января 2001г., занимает доллар США. Однако поскольку удельный вес валют пересчитывается, как правило, один раз в 5 лет, то не исклю­чено, что при следующем пересмотре валют удельный вес евро мо­жет несколько увеличиться. Это произойдет, если евро займет бо­лее прочные позиции в мировой валютной системе.

От величины квоты зависят: а) число голосов, которое имеет страна в МВФ; б) максимальный объем ресурсов, которые страна может получить от Фонда; в) доля страны при распределении СДР; г) порядок представительства в органах управления.

Число голосов, которое имеет член МВФ, рассчитывается сле­дующим образом: к базовым 250 голосам добавляется один голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поскольку квоты членов Фонда далеко не одинаковы, число голосов также разное. Наибольшая квота (17,46%), а следовательно, и наибольшее число голосов (17,14%), у США. При изменении квот меняется и число голосов, которыми располагает член Фонда.

Самые важные решения в МВФ требуют для принятия 85% го­лосов. Отсюда следует, что США могут их блокировать единолич­но. Однако и страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции. При принятии менее важных решений необходимо боль­шинство в 70% голосов, все остальные решения требуют простого большинства.

По сложившейся традиции директором-распорядителем МВФ является негражданин США (обычно европеец).

Ресурсы МВФ формируются в основном за счет квот, однако в случае необходимости МВФ может получать дополнительные ресурсы на основе постоянно действующего соглашения о займах с официальными кредиторами. В принципе, Фонд может заимство­вать средства и на частных рынках, однако этого на практике ни­когда не делалось.

При возникновении серьезных финансовых затруднений стра­на может обратиться в Фонд за помощью. МВФ не выступает ини­циатором предоставления ресурсов своим членам для решения финансовых затруднений.

Кредиты Фонда предоставляются как в рамках краткосрочных договоренностей (так называемые кредиты стэнд-бай) для преодо­ления трудностей урегулирования платежного баланса, носящих временный или циклический характер, так и в рамках среднесроч­ных договоренностей о расширенном кредитовании. Однако в большинстве случаев страна, обращающаяся за помощью, должна, во-первых, доказать действительную потребность в ресурсах Фон­да, а во-вторых, обосновать программу стабилизации или рефор­мирования экономики, чтобы Фонд мог убедиться в том, что «труд­ности урегулирования платежного баланса государства-члена будут преодолены в разумные сроки» (1. Финансовая организация и деятельность МВФ. Вашингтон: МВФ, 2001. С 44).

При этом страна должна согласо­вать с МВФ программу проведения мер, направленных на струк­турную перестройку экономики и разработку и проведение эконо­мической политики, способной в приемлемые сроки обеспечить достижение стабильного экономического роста страны.

В последние годы МВФ усилил внимание к проблемам менее развитых стран. С этой целью был осуществлен ряд изменений в механизме предоставления ресурсов этим странам. Кроме того, в 1996г. МВФ и Всемирный банк выступили с инициативой в от­ношении бедных стран с высоким уровнем задолженности, в ос­новном стран Африки. Предусматривается проведение согласо­ванных действий по снижению внешней задолженности этих стран до экономически приемлемого уровня.

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА

Ядром группы является Международный банк реконструкции и развития — МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), который вместе со своим филиалом — Меж­дународной ассоциацией развития образует так называемый Всемир­ный (Мировой) банк. В группу Всемирного банка помимо двух вышеназванных организаций входят также Международная фи­нансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестици­онным гарантиям и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Членом МБРР может быть только страна, вступившая в МВФ. Число членов МБРР на середину 2003г. — 184. Общий объем ре­сурсов, предоставленных с М0Мента начала операций, — 371 млрд. долл. США в том числе в 2002 финансовом году 11,5 млрд. Креди­ты банка выдаются в разных валютах в зависимости от потребности заемщика,

В конце 90-х годов в деятельности МБРР произошли серьезные изменения. Стремясь соответствовать своему лозунгу «Наша меч­та — мир без бедности», МБРР стал уделять значительно большее внимание проблемам развивающихся стран. Банк поддерживает усилия, направленные на достижение устойчивого развития, по­средством предоставления займов и гарантий, а также оказанием консультативных услуг.

В 90-е годы в адрес МБРР было высказано немало критических замечаний которые сводились в основном к тому, что некоторые проекты, осуществленные с помощью ресурсов Банка, нанесли ущерб окружающей среде. Банк также упрекали в том, что он не предпринимает усилий для развития частного сектора.

В целом МБРР проводит достаточно успешные банковские опе­рации и в Качестве позитивного достижения отмечает, что начиная с 1948г. всегда подучал чистую прибыль.

Хотя уставный капитал МБРР превышает 189,5 млрд. долл. США, однако оплаченный капитал составляет только около 11,5 млрд. долл. Поэтому МБРР является регулярным заемщиком на между­народных рынках капитала. Устав Банка не предполагает разовых или периодических обязательных взносов в капитал банка.

Число голосов, которое имеет тот или иной член МБРР, определяется его долей в уставном капитале банка. Самый крупный акционер МБРР - США (16,87% акций и 16,41% голосов). Япония имеет 8,08% акций и 7,87% голосов. Россия вступила в МБРР в 1992г. (2,85% акций и 2,79% голосов). Президент МБРР избирает­ся от США.

В связи с изменением приоритетов сократилась доля кредитных ресурсов, выделяемых МБРР на развитие энергетики и добываю­щей промышленности) и возросло значение таких секторов эко­номики, как государственное управление и финансы. Банк выде­ляет значительные средства на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПИД.

Переориентация деятельности МБРР на развивающиеся страны вызвала необходимость создания особой организации, которая могла бы предоставлять финансовые ресурсы на льготных усло­виях: не все развивающиеся страны имели возможность брать кре­диты в МБРР или в МФК по действовавшим в тот период процен­тным ставкам. Эту задачу и должна была выполнить созданная в 1960г. Международная ассоциация развития (MAP— International Development Association, IDA), которая предоставляет кредиты в ос­новном странам, которые по классификации ООН относятся к числу развивающихся.

Совокупный объем кредитования MAP за 1960—2002 гг. соста­вил 135 млрд. долл. MAP предоставляет беспроцентные кредиты на длительные сроки — 35-40 лет, при этом льготный период состав­ляет 10 лет.

Во Всемирном банке используются два критерия, на основании которых страна имеет право получать финансовые ресурсы от МБРР или MAP. Первый (основной) критерий устанавливает вер­хнее значение душевого национального дохода (НД). На 2003г. этот показатель определен в объеме 875 долл. США (по фактически достигнутому уровню НД в 2001г.). Второй критерий — степень кредитоспособности страны. Поэтому в исключительных случаях MAP может временно выделять ресурсы странам, душевой НД в которых выше уровня, определенного для данного года, но кото­рые не в состоянии брать кредиты в МБРР по причине слабой кредитоспособности. При этом такие страны должны проводить ак­тивную политику реструктуризации экономики. Исключение так­же сделано для некоторых небольших островных государств.

Таким образом, ряд стран имеет право получать ресурсы только от МБРР, другие страны — только от MAP (65 стран по итогам 2002 финансового года). Есть также небольшая группа государств, которые могут получать кредиты от обеих организаций.

Однако критерий кредитоспособности в отдельных случаях оказывается решающим. Так, Украина, где душевой доход в 2001г., по данным МБРР, равнялся 710 долл., имеет право получать ресурсы только от МБРР, а Азербайджан и Узбекистан (душевой доход в 2001г. 650 и 560 долл. США соответственно) — частично от МБРР и частично от MAP.

Основная часть финансовых средств MAP поступает в виде добровольных взносов государств-членов в рамках кампаний по сбору Добровольных пожертвований от государств-членов. В июле 2002г. в Лондоне были успешно завершены переговоры о 13-м пополнении ресурсов MAP. Общая сумма, которую предполагается израс­ходовать в течение трех лет (начиная с 1 июля 2002 г.), составит 18 млрд. СДР (около 23 млрд. долл. США). При этом предполагает­ся проводить мониторинг результатов осуществляемых на средства MAP программ. Некоторую часть средств MAP получает за счет возврата ранее выданных кредитов, а также из бюджета МБРР.

Сто семьдесят пять государств являются членами Международ­ной финансовой корпорации (МФК— International Finance Corporation, IFC). В 2002 финансовом году финансовые обязательства МФК составили свыше 3 млрд. долл. (204 объекта в 75 странах). Портфель обязательств — 21,6 млрд. долл. США (в том числе 6,5 млрд. долл. США в виде синдицированных кредитов).

МФК ставит своей целью содействие экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору. Поэтому она инвес­тирует средства в жизнеспособные частные предприятия в разви­вающихся странах и странах с переходной экономикой, а также предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, оказывает им консультативные услуги. МФК инвестирует в про­екты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций. Особенностью участия МФК в том или ином инвестиционном проекте является то, что она не принимает государственных гарантий, однако может оказать со­действие в осуществлении проекта, в котором государство имеет некоторую долю собственности, если создаваемое предприятие будет осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. МФК не может инвестировать в предприятие частного сектора в развивающейся стране более половины капитала предприятия или быть самым крупным акционером частного предприятия.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ, или МИГА — Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) за период своей деятельности выдало гарантий на общую сумму 10,6 млрд. долл. США, в том числе на 1,36 млрд. долл. в 2002 финан­совом году.

МИГА предоставляет иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с некоммерческими рисками. Кроме того, оно оказывает техническую помощь в распространении информации о возможностях для инвестирования средств. Агентство также ока­зывает посреднические услуги в урегулировании споров, связанных с инвестициями.

Общее число инвестиционных споров, принятых к рассмотре­нию Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС — International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID) с 1966г., достигло 103. В 2002 финансовом году их число составило 16.

МЦУИС обеспечивает международные механизмы урегулиро­вания и разрешения инвестиционных споров в арбитражном по­рядке, тем самым содействуя улучшению инвестиционного кли­мата и привлечению иностранных инвестиций. Авторитет Центра достаточно высок, и многие международные соглашения об инвес­тициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство именно в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и зако­нодательства, регулирующего иностранные инвестиции.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ (МНОГОСТОРОННИЕ) БАНКИ РАЗВИТИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: