МЕСТО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, имеющее сложную иерархическую структуру, не может развиваться без определенных регулирующих начал. Масштабы национальных экономик и всего мирового хозяйства требуют координации или, по крайней мере, согласования противоречивых интересов его субъектов.
К исходу второго тысячелетия новой эры в мире накоплен немалый опыт разрешения межгосударственных конфликтов в политической и экономической сферах. В ряде случаев он был получен в результате разрушительного противостояния: только в XX в. человечество прошло через две мировые войны, жесткую идеологическую конфронтацию государств с различным общественным строем, результатом чего стали уничтожение значительной части богатства, созданного трудом многих поколений, и непроизводительное использование ограниченных сырьевых, капитальных и трудовых ресурсов, перекосы в развитии экономики.
Тем не менее, в целом удалось найти формы организации экономического взаимодействия государств, которые способствуют Ускорению экономического роста, увеличению общественного богатства, преодолению доставшегося в наследие от колониального пРошлого существенного отставания значительного числа разви-ающихся стран от экономически развитых. Такие формы созданы всего на двусторонней основе.
Однако мировое хозяйство по определению не может обойтись без регулирующих начал на уровне всего хозяйства, которые принимают различные организационные формы.
Эти формы многообразны. Имеется целый ряд двусторонних и многосторонних соглашений, регулирующих международные экономические отношения. Так, в мае 1992г. между странами Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциацией свободной торговли было подписано и 1 января 1994г. вошло в силу соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), основной целью которого являлось создание более благоприятных условий для движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов на экономическом пространстве двух интеграционных группировок.
|
Важную роль в регулировании мирового хозяйства играют различные международные конференции и совещания. Некоторых из них проводятся нерегулярно, другие обрели более или менее постоянный характер. Кроме того, противоречивая целостность мирового хозяйства предполагает также формирование и развитие устойчивых институциональных форм его организации, важнейшей формой которой являются международные организации, в том числе экономические.
В мире насчитывается значительное число таких организаций. Некоторые из них наделены широкими функциями и действуют на уровне всего мирового хозяйства; деятельность других осуществляется в отдельных сферах мирового хозяйства (например, в валютной или внешнеторговой); третьи объединяют страны, принадлежащие к той или иной группе, например к промышленно развитым или развивающимся. Целый ряд международных экономических организаций создан по отраслевому принципу (в качестве примера можно назвать организацию стран — экспортеров нефти ОПЕК).
Имеется также ряд особых международных экономических организаций, представляющих собой, по сути дела, интеграционные группировки. К ним относится, например, Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, Меркосур (Mercosur), Евразийское экономическое сообщество и др.
|
Хотя большинство международных экономических организаии не участвует непосредственно в производстве товаров или услуг их роль в регулировании рыночных отношений в последние годы существенно возросла, поскольку переход мировой экономики в новое качество — глобализацию — объективно требует усиления регулирующих начал.
Географически деятельность международных экономических организаций может охватывать как все мировое экономическое пространство, так и его отдельные регионы. В этой связи международные экономические организации можно подразделять на: универсальные и региональные.
Проблемы мирового хозяйства, перспективы его развития также являются предметом исследования целого ряда неформальных организаций, объединяющих ученых-специалистов различных стран. Не являясь, строго говоря, чисто экономическими организациями, они, тем не менее, оказывают серьезное воздействие на разработку экономической политики.
Развитие международных экономических отношений, которое в конце XX в. приобрело более динамичный характер, самым непосредственным образом воздействует и на всю систему международных экономических организаций, являющихся одним из опорных элементов мирового хозяйства.
Конечно, в мире, основанном на рыночных (капиталистических) формах хозяйствования, невозможно обеспечить подлинное равенство всех участников рынка. Это справедливо как для отдельных производителей, так и для отдельных стран и государств. Именно это служит одним из аргументов против участия в тех или иных международных экономических организациях. Однако такая позиция фактически резко сужает возможности обеспечения национальных экономических интересов, ибо, во-первых, в одиночку сложнее противостоять коллективно вырабатываемому подходу, а во-вторых, страна лишается возможности влиять на принятие решений, от которых может во многом зависеть благополучие ее граждан. Необходимо усвоить простое, проверенное жизнью правило: каждое государство отстаивает свои экономические интересы, поэтому принятие решений есть результат компромисса, который далеко не всегда приносит одинаковую выгоду всем его сторонам.
|
Центральное место в институциональной структуре современного мирового хозяйства занимают органы и организации, входящие в систему ООН.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫООН
ООН (United Nations — UN/ United Nations Organisation — UNO) как наиболее универсальная международная организация включает в себя целый ряд органов и международных организаций.
Экономические вопросы занимают видное место в деятельности Генеральной Ассамблеи (ГА — GA, General Assembly) ООН, наиболее представительного органа этой наиболее авторитетной международной организации.
В «Декларации тысячелетия», принятой в сентябре 2000г., государства — члены ООН определили «Цели в области развития на пороге тысячелетия» (Millennium Development Goals), главной из которых является необходимость сокращения масштабов бедности во всех ее проявлениях. Цели в области развития были разработаны на основе соглашений и резолюций международных конференций, организованных ООН в течение 90-х гг. XX в.
На 58-й сессии Генеральной Ассамблеи (2003) обсуждались важнейшие вопросы мировой экономики, в том числе предложение о начале переговоров по глобальному экономическому сотрудничеству, ход реализации «Четвертого десятилетия развития ООН», различные аспекты устойчивого развития и др.
Экономические проблемы регулярно освещаются в докладах Генерального секретаря ООН. В качестве примера можно привести доклад о состоянии и перспективах развития международной финансовой системы, представленный 57-й сессии ГА на основе резолюции 56/181 от 21 декабря 2001г.
В этом докладе, в частности, отмечается, что в 1997—2001 гг. имел место чистый отток финансовых ресурсов из развивающихся государств, хотя в наименее развитые страны имел место небольшой чистый приток. В докладе Генерального секретаря содержится призыв увеличить размеры «официальной помощи развитию». Однако основное внимание уделено реформированию международной финансовой системы, необходимость которого стала очевидной уже в конце XX в.
Главным органом ООН, координирующим всю экономическую, социальную и культурную деятельность этой организации, является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС — ECOSOC, Economic and Social Council). В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы.
Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год. В Совете установлены следующие нормы представительства: Азия — 11, Африка — 14, Восточная Европа — 6, Западная Европа — 13, Латинская Америка — 10. Заседания Совета проходят поочередно в Нью-Йорке и Женеве.
Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов, каждый член Совета имеет один голос, и ни одна страна-член не имеет права вето.
ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (экономического); Второго (социального); Третьего (по программам и сотрудничеству). Все члены Совета входят в каждый из этих комитетов.
В составе Совета имеется ряд функциональных комиссий и постоянных комитетов, а также экспертных органов.
ЭКОСОС подотчетны 5 региональных комиссий ООН: Европейская экономическая комиссия (Женева, Швейцария), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок, Таиланд), Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба, Эфиопия), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (Сантьяго, Чили), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Бейрут, Ливан).
Региональные экономические комиссии занимаются изучением экономических и социальных проблем соответствующих регионов и выработкой рекомендаций, а также осуществляют функции исследовательского, консультативного и информационно-аналитического характера.
Так, Европейская экономическая комиссия (ЕЖ, Экономическая комиссия для Европы — Economic Commission for Europe, ECE), созданная ЭКОСОС в 1947 г., ставит своей главной целью укрепление сотрудничества между европейскими государствами-членами. ЕЭК ведет экономические исследования аналитического характера по общим проблемам, состоянию окружающей среды и жилищных условий, статистике, устойчивому энергоснабжению, торговле, промышленности и развитию предпринимательства, по проблемам лесного комплекса и транспорта.
В 1964г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD). Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Число членов организации превышает 190. Эта организация была призвана рассматривать весь комплекс вопросов, связанных с международной торговлей и развитием, включая принципы обмена и торговли сырьевыми и промышленными товapaми, финансирование проектов развития, вопросы внешней задолженности, передачи технологии развивающимся странам. Значительное внимание ЮНКТАД уделяла положению наименее развитых стран.
ЮНКТАД взаимодействует как с правительствами стран-членов, так и с различными органами ООН, неправительственными организациями, представителями частного капитала, научно-исследовательскими институтами и университетами в различных странах мира. Хотя ее решения не носят обязательного характера, они играют большую роль в формировании мирового общественного мнения, которое вынуждены учитывать и государственные органы. В целом деятельность ЮНКТАД способствует развитию международной торговли путем налаживания равноправного сотрудничества между государствами.
ЮНКТАД стала одним из важных международных экономических форумов, рекомендации и решения, которого оказали существенное воздействие на мировую торговлю. Однако возникновение ВТО потребовало уточнения сферы и направлений деятельности ЮНКТАД. На IX сессии этой организации, проходившей в 1996г., было решено, что ЮНКТАД следует сохранить как орган Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам торговли и развития. Ее задачей останется освещение происходящих в мировой экономике изменений в их связи с торговлей, инвестициями, технологией, услугами и развитием. При этом она будет сотрудничать и координировать свою деятельность с ВТО и другими многосторонними учреждениями.
На X сессии ЮНКТАД в 2000г. (Бангкок, Таиланд) была подтверждена роль этой организации в процессе интегрирования экономики развивающихся стран во всемирное хозяйство и в мировую торговую систему на здоровых и равноправных началах.
ЮНКТАД публикует целый ряд исследований, получивших мировое признание, в частности Handbook of Trade and Development Statistics, World Investment Report.
В 166 странах мира осуществляет деятельность Программа развития ООН (ПРООН, United Nations Development Programme, UNDP). ПPOOH учреждена в 1965г. Штаб-квартира организации — в Нью-Йорке.
Основная задача этой организации определена как содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического положения.
В настоящее время ПРООН координирует усилия, направленные на реализацию ориентиров развития, которые были определены ООН на третье тысячелетие, в частности снижение вдвое уровня бедности к 2015г.
ПРООН составляет и ежегодно публикует Доклад о развитии человека (Human Development Report), который стал заметным явлением среди публикаций международных организаций. Одним из главных показателей докладов о развитии человека служит «индекс развития человека» (Human Development Index), в котором обобщаются данные о трех основных показателях: а) продолжительность жизни здорового человека; б) уровень образования и в) уровень жизни.
Несмотря на определенную условность методики его расчета, он позволяет сопоставлять и до некоторой степени сравнивать уровни развития стран не только с точки зрения валового внутреннего продукта, но и по более широкому кругу социально-экономических показателей.
Экономический и социальный совет осуществляет согласование деятельности 18 специализированных учреждений ООН (табл.).
Таблица. Специализированные учреждения ООН
Название на русском языке | Название на английском языке | Год создания или учреждения | Местоположение |
Международная организация труда, МОТ | International Labour Organization, ILO | Женева | |
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, ФАО | Food and Agriculture Organization of the United Nations, FAO | Рим | |
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, ЮHECKO | United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO | Париж | |
Всемирная организация здравоохранения, ВОЗ | World Health Organization, WHO | Женева | |
Группа Всемирного банка Международный банк реконструкции и развития, МБРР Международная ассоциация развития | World Bank Group International Bank for Reconstruction and Development, IBRD International Development I Association, IDA | Вашингтон Вашингтон | |
Международная финансовая корпорация, МФК | International Finance Corporation, IFC | Вашингтон | |
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, МИГА | Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA | Вашингтон | |
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, МЦУИС | International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID | Вашингтон | |
Международный валютный фонд, МВФ | International Monetary Fund, IMF | Вашингтон | |
Международная организация гражданской авиации, ИКАО | International Civil Aviation Organization, ICAO | Монреаль | |
Всемирный почтовый союз, ВПС | Universal Postal Union, UPU | Берн | |
Международный союз электросвязи, МСЭ | International Telecommunication Union, ITU | Женева | |
Всемирная метеорологическая организация, ВМО | World Meteorological Organization, WMO | Женева | |
Международная морская организация, ИМО | International Maritime Organization, IMO | Лондон | |
Всемирная организация интеллектуальной собственности, ВОИС | World Intellectual Property Organization, WIPO | Женева | |
Международный фонд сельскохозяйственного развития, МФСР | International Fund for Agricultural Development, IFAD | Рим | |
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, ЮНИДО | United Nations Industrial Development Organization, UNIDO | Вена |
Рассмотрим деятельность некоторых специализированных учреждений ООН, играющих заметную роль в международных экономических отношениях. Как видно из таблицы, некоторые международные организации появились значительно раньше, чем ООН, и лишь много позже получили статус специализированных учреждений. К их числу относится, в частности, Международная организация труда (МОТ), ставшая первым специализированным учреждением, связанным с ООН, в 1946г.
МОТ осуществляет разработку международной политики и программ в области трудовых отношений, принимает международные трудовые стандарты, способствует их принятию странами-членами, оказывает содействие в организации профессиональной подготовки и обучения.
МОТ имеет уникальный характер: в подготовке решений на равных условиях участвуют представители правительств, трудящихся и предпринимателей. Главный орган МОТ — Международная конференция труда, где каждая страна представлена четырьмя делегатами (два от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей), созывается не реже одного раза в год (обычно в июне в Женеве). Каждый делегат голосует индивидуально. Поэтому делегаты от трудящихся и предпринимателей могут голосовать против позиции, занимаемой делегатами от правительства, а также друг против друга.
Одним из самых крупных специализированных учреждений ООН является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), призванная решать задачи повышения уровня обеспеченности продовольствием, совершенствования условий жизни сельского населения, увеличения производительности труда в сельском хозяйстве. Число членов ФАО на середину 2003г. — 183 государства (почти все страны — члены ООН). Коллективным членом ФАО является также ЕС.
ФАО осуществляет мониторинг мирового сельского, лесного и рыбного хозяйства. В последние годы организация уделяет повышенное внимание проблемам обеспечения долговременного устойчивого развития сельского хозяйства, увеличения производства продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности с учетом требований сохранения окружающей среды.
ФАО ежегодно публикует статистические ежегодники, в том числе о состоянии сельскохозяйственного производства и торговли сельскохозяйственной продукцией. Наиболее известным является ежегодный Доклад о состоянии продовольствия и сельского хозяйства (The State of Food and Agriculture, SOFA). Большой объем сведений о состоянии сельского хозяйства в различных странах содержится в базе данных на сайте организации.
Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) статус специализированного учреждения ООН получила в 1985г. Число членов организации на середину 2003г. — 171.
Как явствует из названия, ЮНИДО призвана оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в реализации программ индустриализации и укрепления их промышленного потенциала. В последнее время организация также ставит своей целью способствовать укреплению позиций вышеуказанных стран в условиях усиления конкуренции в глобальной экономике.
Основные усилия ЮНИДО направлены на мобилизацию знаний, навыков, информации и технологии для создания новых рабочих мест, конкурентоспособной экономики и экологически безопасного и устойчивого экологического развития. Все это должно способствовать сокращению масштабов бедности в мире.
Деятельность ЮНИДО осуществляется в виде: а) интегрированных (комплексных) программ; б) отдельных проектов. Интегрированные программы представляют собой различные сочетания из имеющихся 8 модулей. Отдельные проекты охватывают 1 или 2 модуля.
Основным источником средств на осуществление проектов по линии ЮНИДО является Программа развития ООН. Однако определенная часть средств поступает в виде взносов стран-членов и спонсорской помощи.
В сфере атомной энергетики широкую известность приобрела деятельность Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ, International Atomic Energy Agency), основанного в 1957г. как автономного учреждения под эгидой ООН. Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене. Агентство превратилось в центральный межправительственный орган научного и технического сотрудничества в области использования ядерной энергии. В последние годы значение МАГАТЭ возросло в связи с увеличением числа ядерных программ в различных странах мира.
В мировой финансово-банковской сфере видное место занимают специализированные учреждения ООН — МВФ и организации, входящие в Группу Всемирного банка.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
Международный валютный фонд (МВФ — Internationa Monetary Fund, IMF) создан по решению Бреттон-Вудской конференции 1944г. Членами МВФ могут быть только государства (184 государства на середину 2003г.). МВФ, являясь универсальной валютно-финансовой организацией, входит в систему ООН, но полностью автономен в своих действиях.
Основными целями учреждения МВФ являлись стимулирование международного валютного сотрудничества, достижение стабильности валютных курсов и упорядочение валютных режимов, оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. Кроме того, новая организация должна была способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли, экономическому росту и повышению занятости. В случае возникновения затруднений с платежным балансом предусматривалось оказание на временной основе финансовой помощи.
Несмотря на развал в 70-х гг. Бреттон-Вудской и становление Ямайской валютной системы, МВФ в целом не только сохранил свои позиции, но в определенном смысле даже упрочил свое положение, хотя и подвергался во многом обоснованной критике в первую очередь за то, что при разработке программ для той или иной страны не всегда должным образом учитывал ее особенности.
В определенном смысле МВФ представляет собой уникальную организацию. Государства, обращающиеся за помощью в МВФ при возникновении финансовых сложностей, должны согласовать с Фондом программу оздоровления экономики и обязаны в случае ее принятия и оказания помощи со стороны Фонда ее выполнять. При невыполнении обязательств Фонд может (временно или окончательно) прекратить представление финансовых ресурсов, в чем не раз убеждались члены МВФ, в том числе и Россия.
Важность реализации достигнутых с МВФ договоренностей проявляется и в том, что целый ряд других международных организаций в своих взаимоотношениях с заемщиками или должниками ориентируется на их договоренности именно с МВФ, поскольку в мировой экономике нет органа, который бы отслеживал ход осуществления принятых программ и мог применить санкции в случае их невыполнения.
Капитал МВФ представляет собой сумму взносов (так называемых квот) всех его членов. В настоящее время она превышает 210 млрд. специальных прав заимствования (СДР — Special Drawing rights), введенных в 1969г. Квота каждого нового члена в СДР определяется индивидуально с помощью ряда математических формул.
Государство, вступающее в МВФ, выплачивает часть своего взноса по квоте в виде резервных активов (иностранной валюты, приемлемой для МВФ, или СДР), а остальную часть — в собственной валюте. Поскольку далеко не все страны — члены МВФ имеют сильные валюты, то на практике ресурсная база фонда существенно меньше, чем это может показаться на первый взгляд.
Одна единица СДР рассчитывается на основе корзины, состоящей из четырех наиболее распространенных в международных платежах валют — доллара США (45%), евро (29%), японской иены (15%) и английского фунта стерлингов (11%). Как видно, доминирующее положение в корзине СДР, вступившей в силу с 1 января 2001г., занимает доллар США. Однако поскольку удельный вес валют пересчитывается, как правило, один раз в 5 лет, то не исключено, что при следующем пересмотре валют удельный вес евро может несколько увеличиться. Это произойдет, если евро займет более прочные позиции в мировой валютной системе.
От величины квоты зависят: а) число голосов, которое имеет страна в МВФ; б) максимальный объем ресурсов, которые страна может получить от Фонда; в) доля страны при распределении СДР; г) порядок представительства в органах управления.
Число голосов, которое имеет член МВФ, рассчитывается следующим образом: к базовым 250 голосам добавляется один голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поскольку квоты членов Фонда далеко не одинаковы, число голосов также разное. Наибольшая квота (17,46%), а следовательно, и наибольшее число голосов (17,14%), у США. При изменении квот меняется и число голосов, которыми располагает член Фонда.
Самые важные решения в МВФ требуют для принятия 85% голосов. Отсюда следует, что США могут их блокировать единолично. Однако и страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции. При принятии менее важных решений необходимо большинство в 70% голосов, все остальные решения требуют простого большинства.
По сложившейся традиции директором-распорядителем МВФ является негражданин США (обычно европеец).
Ресурсы МВФ формируются в основном за счет квот, однако в случае необходимости МВФ может получать дополнительные ресурсы на основе постоянно действующего соглашения о займах с официальными кредиторами. В принципе, Фонд может заимствовать средства и на частных рынках, однако этого на практике никогда не делалось.
При возникновении серьезных финансовых затруднений страна может обратиться в Фонд за помощью. МВФ не выступает инициатором предоставления ресурсов своим членам для решения финансовых затруднений.
Кредиты Фонда предоставляются как в рамках краткосрочных договоренностей (так называемые кредиты стэнд-бай) для преодоления трудностей урегулирования платежного баланса, носящих временный или циклический характер, так и в рамках среднесрочных договоренностей о расширенном кредитовании. Однако в большинстве случаев страна, обращающаяся за помощью, должна, во-первых, доказать действительную потребность в ресурсах Фонда, а во-вторых, обосновать программу стабилизации или реформирования экономики, чтобы Фонд мог убедиться в том, что «трудности урегулирования платежного баланса государства-члена будут преодолены в разумные сроки» (1. Финансовая организация и деятельность МВФ. Вашингтон: МВФ, 2001. С 44).
При этом страна должна согласовать с МВФ программу проведения мер, направленных на структурную перестройку экономики и разработку и проведение экономической политики, способной в приемлемые сроки обеспечить достижение стабильного экономического роста страны.
В последние годы МВФ усилил внимание к проблемам менее развитых стран. С этой целью был осуществлен ряд изменений в механизме предоставления ресурсов этим странам. Кроме того, в 1996г. МВФ и Всемирный банк выступили с инициативой в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности, в основном стран Африки. Предусматривается проведение согласованных действий по снижению внешней задолженности этих стран до экономически приемлемого уровня.
ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА
Ядром группы является Международный банк реконструкции и развития — МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), который вместе со своим филиалом — Международной ассоциацией развития образует так называемый Всемирный (Мировой) банк. В группу Всемирного банка помимо двух вышеназванных организаций входят также Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
Членом МБРР может быть только страна, вступившая в МВФ. Число членов МБРР на середину 2003г. — 184. Общий объем ресурсов, предоставленных с М0Мента начала операций, — 371 млрд. долл. США в том числе в 2002 финансовом году 11,5 млрд. Кредиты банка выдаются в разных валютах в зависимости от потребности заемщика,
В конце 90-х годов в деятельности МБРР произошли серьезные изменения. Стремясь соответствовать своему лозунгу «Наша мечта — мир без бедности», МБРР стал уделять значительно большее внимание проблемам развивающихся стран. Банк поддерживает усилия, направленные на достижение устойчивого развития, посредством предоставления займов и гарантий, а также оказанием консультативных услуг.
В 90-е годы в адрес МБРР было высказано немало критических замечаний которые сводились в основном к тому, что некоторые проекты, осуществленные с помощью ресурсов Банка, нанесли ущерб окружающей среде. Банк также упрекали в том, что он не предпринимает усилий для развития частного сектора.
В целом МБРР проводит достаточно успешные банковские операции и в Качестве позитивного достижения отмечает, что начиная с 1948г. всегда подучал чистую прибыль.
Хотя уставный капитал МБРР превышает 189,5 млрд. долл. США, однако оплаченный капитал составляет только около 11,5 млрд. долл. Поэтому МБРР является регулярным заемщиком на международных рынках капитала. Устав Банка не предполагает разовых или периодических обязательных взносов в капитал банка.
Число голосов, которое имеет тот или иной член МБРР, определяется его долей в уставном капитале банка. Самый крупный акционер МБРР - США (16,87% акций и 16,41% голосов). Япония имеет 8,08% акций и 7,87% голосов. Россия вступила в МБРР в 1992г. (2,85% акций и 2,79% голосов). Президент МБРР избирается от США.
В связи с изменением приоритетов сократилась доля кредитных ресурсов, выделяемых МБРР на развитие энергетики и добывающей промышленности) и возросло значение таких секторов экономики, как государственное управление и финансы. Банк выделяет значительные средства на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПИД.
Переориентация деятельности МБРР на развивающиеся страны вызвала необходимость создания особой организации, которая могла бы предоставлять финансовые ресурсы на льготных условиях: не все развивающиеся страны имели возможность брать кредиты в МБРР или в МФК по действовавшим в тот период процентным ставкам. Эту задачу и должна была выполнить созданная в 1960г. Международная ассоциация развития (MAP— International Development Association, IDA), которая предоставляет кредиты в основном странам, которые по классификации ООН относятся к числу развивающихся.
Совокупный объем кредитования MAP за 1960—2002 гг. составил 135 млрд. долл. MAP предоставляет беспроцентные кредиты на длительные сроки — 35-40 лет, при этом льготный период составляет 10 лет.
Во Всемирном банке используются два критерия, на основании которых страна имеет право получать финансовые ресурсы от МБРР или MAP. Первый (основной) критерий устанавливает верхнее значение душевого национального дохода (НД). На 2003г. этот показатель определен в объеме 875 долл. США (по фактически достигнутому уровню НД в 2001г.). Второй критерий — степень кредитоспособности страны. Поэтому в исключительных случаях MAP может временно выделять ресурсы странам, душевой НД в которых выше уровня, определенного для данного года, но которые не в состоянии брать кредиты в МБРР по причине слабой кредитоспособности. При этом такие страны должны проводить активную политику реструктуризации экономики. Исключение также сделано для некоторых небольших островных государств.
Таким образом, ряд стран имеет право получать ресурсы только от МБРР, другие страны — только от MAP (65 стран по итогам 2002 финансового года). Есть также небольшая группа государств, которые могут получать кредиты от обеих организаций.
Однако критерий кредитоспособности в отдельных случаях оказывается решающим. Так, Украина, где душевой доход в 2001г., по данным МБРР, равнялся 710 долл., имеет право получать ресурсы только от МБРР, а Азербайджан и Узбекистан (душевой доход в 2001г. 650 и 560 долл. США соответственно) — частично от МБРР и частично от MAP.
Основная часть финансовых средств MAP поступает в виде добровольных взносов государств-членов в рамках кампаний по сбору Добровольных пожертвований от государств-членов. В июле 2002г. в Лондоне были успешно завершены переговоры о 13-м пополнении ресурсов MAP. Общая сумма, которую предполагается израсходовать в течение трех лет (начиная с 1 июля 2002 г.), составит 18 млрд. СДР (около 23 млрд. долл. США). При этом предполагается проводить мониторинг результатов осуществляемых на средства MAP программ. Некоторую часть средств MAP получает за счет возврата ранее выданных кредитов, а также из бюджета МБРР.
Сто семьдесят пять государств являются членами Международной финансовой корпорации (МФК— International Finance Corporation, IFC). В 2002 финансовом году финансовые обязательства МФК составили свыше 3 млрд. долл. (204 объекта в 75 странах). Портфель обязательств — 21,6 млрд. долл. США (в том числе 6,5 млрд. долл. США в виде синдицированных кредитов).
МФК ставит своей целью содействие экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору. Поэтому она инвестирует средства в жизнеспособные частные предприятия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, а также предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, оказывает им консультативные услуги. МФК инвестирует в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций. Особенностью участия МФК в том или ином инвестиционном проекте является то, что она не принимает государственных гарантий, однако может оказать содействие в осуществлении проекта, в котором государство имеет некоторую долю собственности, если создаваемое предприятие будет осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. МФК не может инвестировать в предприятие частного сектора в развивающейся стране более половины капитала предприятия или быть самым крупным акционером частного предприятия.
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ, или МИГА — Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) за период своей деятельности выдало гарантий на общую сумму 10,6 млрд. долл. США, в том числе на 1,36 млрд. долл. в 2002 финансовом году.
МИГА предоставляет иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с некоммерческими рисками. Кроме того, оно оказывает техническую помощь в распространении информации о возможностях для инвестирования средств. Агентство также оказывает посреднические услуги в урегулировании споров, связанных с инвестициями.
Общее число инвестиционных споров, принятых к рассмотрению Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС — International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID) с 1966г., достигло 103. В 2002 финансовом году их число составило 16.
МЦУИС обеспечивает международные механизмы урегулирования и разрешения инвестиционных споров в арбитражном порядке, тем самым содействуя улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций. Авторитет Центра достаточно высок, и многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство именно в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ (МНОГОСТОРОННИЕ) БАНКИ РАЗВИТИЯ