В качестве другого примера (в сравнении с ЕС) международной экономической интеграции можно назвать НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA, North American Free Trade Agreement), которое действует с января 1994г.
Предпосылки формирования торгового и экономического союза в Северной Америке складывались задолго до официального создания НАФТА. Так, фактически первым официальным шагом в данном направлении послужил принятый в США еще в 1947г. план Эббота, который имел своей целью поддержку и стимулирование инвестиций корпораций США в экономику Канады. Позднее (в 1959г.) США и Канадой было заключено соглашение о совместном военном производстве, которое помимо всего привело к внедрению американских военных стандартов в производство военной техники в Канаде.
Собственно движению в направлении создания зоны свободной торговли этих двух стран способствовало заключение в 1965г. соглашения между США и Канадой о либерализации торговли продукцией автомобилестроения. Понятно, что заключение такого рода соглашения в области автомобилестроения неизбежно способствовало существенной активизации связей предприятий других отраслей, тесно связанных с автомобилестроением.
Развитие же связей в «треугольнике» США, Канада и Мексика стало активизироваться с конца 70-х гг. XX в. Первым шагом в этом направлении стало создание энергетического союза указанное государств. При этом уже в 1979г, конгрессом США была принята директива в адрес президента США о необходимости в законе о торговых соглашениях рассмотреть перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли.
Исторически подписанию соглашению НАФТА предшествовало подписание в 1988г. Канадой и США соглашения о свободной торговле этих двух стран (CUSFTA). В соответствии с этим соглашением на протяжении 10 лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли. В 1992г. было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской зоны свободной торговли.
|
При этом каждой из стран при создании НАФТА преследовались свои интересы. Для США эти интересы были связаны, прежде всего, с их общей геополитической стратегией, в экономической области ориентированной на то, чтобы обеспечить свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций за рубежом, защиту прав интеллектуальной собственности, рост международной конкурентоспособности американских товаров на основе объединения высоких технологий и инвестиций, имеющихся в США, с дешевой рабочей силой и относительно дешевыми природными ресурсами Канады и Мексики. Результатом этого должны были стать новые региональные сравнительные преимущества. Для Канады подписание соглашения НАФТА было связано не только с сохранением основных положений и преимуществ соглашения CUSFTA, но и с созданием условий для свободного доступа своих товаров, услуг и инвестиций на рынок Мексики, а затем — в перспективе — и на развивающиеся рынки стран Латинской Америки. Интересы Мексики были связаны с решением задач завершения экономических реформ и модернизации экономики страны. Как показали последующие события, эти задачи в значительной мере удалось решить. Достаточно сказать, что если раньше, по существу, весь экспорт Мексики был связан с экспортом нефти, то к настоящему времени эта страна является уже нетто-экспортером промышленных товаров. Иными словами, Мексике удалось решить стоящие перед многими странами мира (в том числе, как отмечалось в настоящем учебнике, и России) задачи диверсификации своего экспорта. В рамках переговоров о создании НАФТА Мексика добивалась обеспечения надежного доступа своих товаров на рынок США (что требовало снятия американской стороной соответствующих барьеров — тарифных и нетарифных). Кроме того, перед Мексикой стояли задачи увеличения притока иностранных инвестиций, в том числе речь шла и о фактическом возвращении в страну ранее ушедших из нее капиталов (здесь просматривается прямая аналогия с современной ситуацией в России). Создание благоприятного инвестиционного климата в Мексике должно было привлечь иностранный капитал не только из США и Канады, но и из третьих стран (вне НАФТА).
|
Соглашение НАФТА обладает определенной спецификой по сравнению с подписанным в 1957г. соглашением о создании Европейского экономического сообщества («Общего рынка»), на базе которого сформировался современный ЕС. Дело в том, что это было первое торгово-экономическое соглашение, подписанное, с одной стороны, двумя высокоразвитыми странами (США и Канадой), а с другой — развивающейся страной (какой в момент подписания соглашения была Мексика). Во-вторых, НАФТА можно рассматривать как своего рода «асимметричное» соглашение. В центре экономической «конструкции» этого соглашения оказываются США, а экономическое взаимодействие Канады и Мексики выглядит значительно слабее, чем взаимодействие США и Канады и США и Мексики.
|
Основными целями соглашения НАФТА были:
- снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между подписавшими соглашение странами;
- установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
существенное увеличение возможностей для инвестирования в странах — членах НАФТА;
- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран НАФТА;
- выполнение и применение данного соглашения для урегулирования торговых споров;
- в перспективе рассматривалась возможность расширения рамок данного соглашения за счет подключения к нему новых стран-участниц.
Соглашение НАФТА предусматривало программу устранения тарифных барьеров, которая была рассчитана на четыре этапа:
1.Часть барьеров снималась сразу же после подписания соглашения.
2.Вторую группу барьеров должны были снять в течение пяти лет.
3.Барьеры на третью группу товаров предполагалось снять через 10 лет.
4.Оставшуюся часть барьеров намечалось снять через 15 лет с момента действия соглашения (на этом последнем этапе барьеры предполагалось снять для наиболее чувствительных для стран товаров: для Мексики это зерно, порошковое молоко и фасоль, дя Канады — молочные продукты и птица, для США — фрукты и овощи).
В целом очень важным достижением НАФТА явилось устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров на рынках США и Канады, а Мексика в свою очередь отменила импортные лицензии по товарам из США и Канады.
Одной из особенностей НАФТА явилось то, что, несмотря на заявленную в соглашении полную либерализацию торговли, в нем были сделаны определенные исключения. Так, Мексике удалось сохранить ограничения на иностранные инвестиции (на практике — на инвестиции США) в свою нефтяную промышленность. Отметим, что в нефтяной промышленности Мексики до сих пор очень велика роль государства (государство обладает исключительным правом на инвестиции в данную отрасль).
Важно то, что НАФТА пошло дальше первого этапа реализации интеграционного процесса — зоны свободной торговли. Здесь не только были сняты таможенные барьеры и другие ограничения для экспорта и импорта товаров стран — участниц соглашения, но и были созданы условия для свободного движения товаров, а также услуг, рабочей силы, капиталов. Огромное значение для НАФТА имело включение в соглашение раздела, посвященного торговле услугами. Это было особенно актуально для Мексики, поскольку начиная с 80-х гг. услуги уже составляли более 50% ВВП этой страны, а уровень занятости в этой сфере превышал 60%. НАФТА охватывает все виды услуг (включая и финансовые услуги). Однако при этом было сделано достаточно много исключений по отдельным видам услуг, которые не охватывались соглашением НАФТА. Это касалось авиационных и морских перевозок, инжиниринга, издательского дела, коммерческого образования, рекламы, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. По существу, уже к концу 90-х гг. были отработаны общие подходы предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций.
Кроме того, в рамках НАФТА имеются договоренности:
- о защите интеллектуальной собственности;
- по гармонизации технических стандартов, санитарных норм и др.;
- по формированию механизма разрешения споров (антидемпинговые проблемы, субсидии и др.).
В перспективе (через 10—12 лет) актуальными станут вопросы практического слияния рынков стран — участниц НАФТА. Однако в рамках этого соглашения еще отсутствуют организационные структуры, подобные Комиссии европейских сообществ, Европарламенту, Суду ЕС, Европейскому центральному банку и т.д., хотя определенная институциональная структура в НАФТА существует. Это относится к таким органам НАФТА, как Комиссия по свободной торговле; различные комитеты (по торговле товарами, по торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фито-санитарному контролю; по стандартам; по малому бизнесу; по финансовым услугам); рабочие группы по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства, по торговле и конкуренции (всего 30 различных комитетов и рабочих групп). Главным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли США, Канады и Мексики. Однако принципиальным моментом является то, что в НАФТА, в отличие от ЕС, нет каких-либо наднациональных органов.
В целом же НАФТА находится на начальных стадиях интеграционного процесса по сравнению с ЕС. Поэтому еще рано говорить об успешности и завершенности процесса международной экономической интеграции в рамках этого соглашения.
В последние годы руководство США предпринимает усилия для распространения принципов НАФТА на все страны Америки и подписания соответствующего соглашения всеми странами этого континента. Речь идет о попытках создания так называемой Американской зоны свободной торговли (Free Trade Area of the Americas — FTAA), которая могла бы объединить 34 страны Северной и Южной Америки. На совещании этих 34 стран в 2003г. было принято решение разработать и принять до января 2005г. (когда, по проектам, должна начать функционировать FTAA) рамочное соглашение, цель которого — очертить минимальный круг достигнутых договоренностей.
Однако к середине 2004г. эти попытки успеха не имели, хотя в декабре 2003г. США завершили переговоры с четырьмя странами Центральной Америки (Гватемалой, Никарагуа, Сальвадором и Гондурасом) о создании Центрально-Американской зоны свободной торговли (Central American Free Trade Agreement — CAFTA). Как только это соглашение вступит в силу, более 80% потребительских пРомышленных товаров производства США начнет поставляться в Указанные страны беспошлинно. Через 10 лет уже 100% этих товаров будет поставляться беспошлинно. Однако беспошлинная торговля сельскохозяйственной продукцией между этими странами начнется только через 18 лет. В то время как США добились того, чтобы центральноамериканские государства открыли доступ к их сектору услуг, сами Соединенные Штаты отказываются полностью либерализовать доступ на свой внутренний рынок сельскохозяйственных товаров. Таким образом, в данном соглашении достаточно отчетливо проявляется политика «двойных стандартов» США по отношению к своим партнерам по переговорам.
Вместе с тем идеи CAFTA не были поддержаны Коста-Рикой — наиболее благополучной в экономическом отношении страной Центральной Америки.
США пока отказываются включить в обсуждаемое в рамках проекта FTAA соглашение вопрос об аграрных субсидиях, на чем настаивают их латиноамериканские партнеры по переговорам. Отмена или снижение таких субсидий не отвечает интересам американских производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. При этом Бразилия и другие латиноамериканские страны хотели бы исключить из переговоров вопросы защиты прав на интеллектуальную собственность, охраны патентов, а также инвестиционных стандартов и норм трудового права. Таким образом, первоначально поставленные США амбициозные задачи формирования Американской зоны свободной торговли пока еще решить не удается.
Поскольку цель создания FTAA в ближайшей перспективе оказывается труднодостижимой, переговоры теперь будут направлены на заключение двусторонних соглашений о свободной торговле, учитывающих интересы Соединенных Штатов и возможности отдельных стран. (При этом подобные соглашения, естественно, не будут обязательны для всех 34 американских государств, с которыми велись переговоры о создании FTAA.) Инициатива проведения более гибких переговоров исходит от Бразилии, которая не готова в настоящее время заключить всеобъемлющее соглашении о создании Американской зоны свободной торговли. США ведут такие двусторонние переговоры с Перу, Колумбией, Эквадором, Боливией и Панамой. Уже достигнуто такое соглашение с Чили, завершаются переговоры США с Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором, Никарагуа и Коста-Рикой. Эти страны надеются, что двусторонние переговоры с США о свободной торговле помогут им решить долговые проблемы (прежде всего в отношении тех же самых США).
В последние годы, учитывая тенденции глобализации мировой экономики, как возможный вариант развития в перспективе рассматривается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА. Однако эти перспективы выглядят в настоящее время весьма туманными, учитывая имеющиеся противоречия между ЕС и США (особенно после завершения формирования зоны евро). Сами руководители ЕС, в свою очередь, в 2004г. вели переговоры о свободной торговле с торговой группировкой MERCOSUR, в состав которой входят Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай.
В настоящее время в мировой экономике действуют и другие (помимо ЕС и НАФТА) интеграционные (по крайней мере, по заявленным задачам) и торгово-экономические союзы. Прежде всего, обращает внимание своеобразный вариант интеграционного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Именно в этом регионе уже с рубежа 80—90-х гг. наблюдается развертывание интеграционных процессов на региональном и субрегиональном уровнях. При этом на субрегиональном уровне развертывается так называемая «фактическая» интеграция, не основанная на крупномасштабных межгосударственных соглашениях. Эти процессы, следуя терминологии экспертов ЮНКТАД, реализуются в «треугольниках экономического роста» (economic growth triangles). К примерам такого рода треугольников можно отнести треугольник в составе Сингапура, малайзийского штата Джохар и индонезийской провинции Риау. По существу, в АТР субрегиональная интеграция превалирует над региональной, поскольку на этом (субрегиональном) уровне в меньшей степени проявляются негативные факторы и меньше разрыв в уровнях экономического развития между участвующими сторонами.
В настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе действуют три субрегиональные группировки — в Юго-Восточной Азии — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН — AFTA, ASEAN Free Trade Area) и на юге Тихоокеанского бассейна — АН-ЗСЕРТА (или короче - СЕР, CER - ANZCERTA - Australia - New Zealand Closer Economic Relations Trade Agreement) и Южно-Тихоокеанский Форум (Pacific Forum).
АСЕАН в настоящее время объединяет такие страны, как Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины (с 1967г.), Бруней (с 1984г.), Вьетнам (с 1995г.), Лаос и Союз Мьянма (с 1997г.), Камбоджа (с 1998г.). Начав с формирования зоны преференциальной торговли и сотрудничества в строительстве ряда совместных производственных объектов, страны АСЕАН с 1992г. Приступили к созданию зоны свободной торговли, а с 1998г. — к Формированию Свободной инвестиционной зоны (ASEAN Unvestment Area). Успехи, в целом достигнутые в решении указанных проблем, позволили этим странам принять в 1997г. стратегический план действий «АСЕАН: взгляд в 2020г.», в котором были определены стратегические долгосрочные цели организации по формированию общего рынка и введению общерегиональной валюты (таким образом, АСЕАН фактически стремится повторить те этапы процесса международной экономической интеграции, которые ранее были пройдены ЕС).
Зона свободной торговли Австралии и Новой Зеландии начала формироваться почти 40 лет назад — в 1966г. При этом во взаимной торговле между этими странами были отменены пошлины и количественные ограничения (квотирование). Уже к концу 70-х гг. около 80% взаимной торговли промышленными товарами этих стран осуществлялось на беспошлинной основе. В 1983г. данными странами было подписано новое соглашение, которое, собственно, и дало этой группировке ее нынешнее название — АНЗСЕРТА. К 1990г. здесь была сформирована зона свободной торговли товарами и услугами на базе ликвидации пошлин и количественных ограничений, согласования и гармонизации нетарифных барьеров, существенной либерализации взаимной торговли услугами (за исключением сферы телекоммуникаций, финансов и морского транспорта). Позднее был подписан еще ряд соглашений, связанных с обеспечением свободной миграции граждан этих стран на основе гармонизации социальных норм и унификации медицинского страхования. Характерной особенностью АНЗСЕРТА является то, что она стала первой в мире зоной свободной торговли, распространившейся на сельскохозяйственную продукцию и услуги. В перспективе эти страны планируют создание общего рынка, взяв за основу схему и исторический опыт его формирования в ЕС.
Южно-Тихоокеанский Форум (Pacific Forum), функционирующий с 1971г., объединяет 13 малых островных государств и территорий. Главными препятствиями, которые сдерживают развитие эффективного экономического сотрудничества между ними, являются крайне низкий уровень экономического развития этих стран, однотипность и монокультурность экономических структур и экспорта. Этими странами в 1980г. было подписано соглашение о взаимном региональном торгово-экономическом сотрудничестве с Австралией и Новой Зеландией. На его основе была создана зона преференциальной торговли на невзаимной основе (товары из развивающихся стран Южно-Тихоокеанского Форума, за исключением сахара, ввозятся на рынки Австралии и Новой Зеландии беспошлинно). В 1999г. страны Форума приняли решение о формировании зоны свободной торговли в течение 10 лет для товаров и в течение 20 лет — для услуг.
Идеи интеграции на региональном уровне стран АТР стали релизоваться лишь на рубеже 80—90-х гг. В 1989г. была создана первая межправительственная экономическая организация Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества — АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation Forum — APEC). Она объединяет в настоящее время такие страны, как США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, КНР (включая Сянган), Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Вьетнам, Перу, Россия. Основными целями Форума АТЭС являлись: содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепление открытой многосторонней системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО. Помимо того что АТЭС базируется на механизме консультаций и принципов открытого регионализма, недискриминации, здесь присутствует еще и принцип «ВТО плюс», который означает, что программы либерализации и углубления сотрудничеств в АТЭС должны не только соответствовать нормам ВТО, но и по возможности опережать по срокам реализацию аналогичных решений ВТО.
Фактически Форум АТЭС представляет собой попытку формирования самой крупной в мире зоны свободной торговли. Но при этом присутствует целый ряд противоречий, осложняющих решение поставленных данной группировкой задач. Это связано, прежде всего, с сохраняющейся дифференциацией входящих в Форум АТЭС стран с точки зрения социально-экономического и политического развития. В Форуме АТЭС отсутствуют взаимные обязательства, связывающие страны при выполнении принятых ими совместных решений (что делает эту группировку достаточно «аморфным» образованием). Внутри АТЭС существует несколько Различных субрегиональных группировок — АСЕАН, НАФТА, АНЗСЕРТА, зоны свободной торговли между Чили и Канадой, Чили и Мексикой.
Наша страна является членом Форума АТЭС с 1998г. Однако при позитивных аспектах этого участия имеются и определенные Негативные стороны данного процесса. Поскольку экономика России (и прежде всего Дальнего Востока и Сибири, наиболее тесно взаимодействующих с другими странами АТР) пока еще не обладает высокой конкурентоспособностью, либерализация взаимной торговли со странами Форума АТЭС и открытие для них российского рынка может привести к вытеснению с него отечественной продукции иностранными фирмами-конкурентами. В связи с этим правительством РФ должны быть разработаны и реализованы продуманные меры по поддержке отечественных производителей при взаимодействии со странами АТЭС и выработана долгосрочная государственная стратегия в этом направлении внешнеэкономической политики.
Попытки реализации процессов международной экономической интеграции предпринимаются и в других регионах мира. Так, например, в Африке они начались еще в 60-е гг. XX в., когда на этом континенте возникло около 40 самых различных международных организаций экономического и финансового профиля. В их числе можно отметить Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки (Customs and Economic Union of Central Africa — CEUCA), созданный в 1964г. Габоном, Камеруном, Конго, Центрально-Африканской Республикой и Чадом для формирования общего рынка государств Центральной Африки (синоним названия этой организации — UDEAC, Union Douaniere et Economique de I'Afrique Centrale — ЮДЕАК). Были созданы также Совет согласия, объединяющий Бенин, Того, Нигер, Верхнюю Вольту, Берег Слоновой Кости, Восточно-Африканское Сообщество (East African Community — ЕАС), объединяющее Кению, Уганду и Танзанию. В Западной Африке действует Экономическое сообщество западноафриканских стран (Economic Community of West African States — ECOWAS). В 1993г. был подписан договор о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки в Общий рынок Восточной и Южной Африки. В 1992г. было создано Сообщество развития Юга Африки, в которое входят 12 стран Африки.
В целом интеграционные процессы на Африканском континенте протекают весьма непросто, что связано, прежде всего, с крайне низким уровнем развития большинства африканских стран. Поэтому некоторые из них, например страны Северной Африки или страны зоны франка, видят свои перспективы в более активном взаимодействии с развитыми странами, и прежде всего со странами ЕС.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1.Какие цели преследовали США, Канада и Мексика при создании НАФТА?
2.Покажите принципиальные различия в реализации процесса международной экономической интеграции в рамках ЕС и НАФТА.
3.С какими противоречиями связаны попытки создания Зоны свободной торговли Америки?
4.Охарактеризуйте специфику осуществления процессов международной экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
5.В чем состоят принципиальные различия в развертывании интеграционных процессов в ЕС и Форуме АТЭС?
6.Покажите специфику и сложности реализации процессов международной экономической интеграции в Африке.