Лекция 19. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ И ДРУГИЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ




В качестве другого примера (в сравнении с ЕС) международной экономической интеграции можно назвать НАФТА — Североаме­риканское соглашение о свободной торговле (NAFTA, North American Free Trade Agreement), которое действует с января 1994г.

Предпосылки формирования торгового и экономического со­юза в Северной Америке складывались задолго до официального создания НАФТА. Так, фактически первым официальным шагом в данном направлении послужил принятый в США еще в 1947г. план Эббота, который имел своей целью поддержку и стимулиро­вание инвестиций корпораций США в экономику Канады. Позд­нее (в 1959г.) США и Канадой было заключено соглашение о сов­местном военном производстве, которое помимо всего привело к внедрению американских военных стандартов в производство во­енной техники в Канаде.

Собственно движению в направлении создания зоны свободной торговли этих двух стран способствовало заключение в 1965г. со­глашения между США и Канадой о либерализации торговли про­дукцией автомобилестроения. Понятно, что заключение такого рода соглашения в области автомобилестроения неизбежно спо­собствовало существенной активизации связей предприятий дру­гих отраслей, тесно связанных с автомобилестроением.

Развитие же связей в «треугольнике» США, Канада и Мексика стало активизироваться с конца 70-х гг. XX в. Первым шагом в этом направлении стало создание энергетического союза указан­ное государств. При этом уже в 1979г, конгрессом США была при­нята директива в адрес президента США о необходимости в законе о торговых соглашениях рассмотреть перспективы создания Севе­роамериканской зоны свободной торговли.

Исторически подписанию соглашению НАФТА предшествова­ло подписание в 1988г. Канадой и США соглашения о свободной торговле этих двух стран (CUSFTA). В соответствии с этим согла­шением на протяжении 10 лет США и Канада должны были сфор­мировать зону свободной торговли. В 1992г. было подписано со­глашение между США, Канадой и Мексикой о создании Северо­американской зоны свободной торговли.

При этом каждой из стран при создании НАФТА преследовались свои интересы. Для США эти интересы были связаны, прежде всего, с их общей геополитической стратегией, в экономической области ориентированной на то, чтобы обеспечить свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций за рубежом, защиту прав интеллектуальной собствен­ности, рост международной конкурентоспособности американских товаров на основе объединения высоких технологий и инвестиций, имеющихся в США, с дешевой рабочей силой и относительно де­шевыми природными ресурсами Канады и Мексики. Результатом этого должны были стать новые региональные сравнительные пре­имущества. Для Канады подписание соглашения НАФТА было связано не только с сохранением основных положений и преиму­ществ соглашения CUSFTA, но и с созданием условий для свобод­ного доступа своих товаров, услуг и инвестиций на рынок Мексики, а затем — в перспективе — и на развивающиеся рынки стран Ла­тинской Америки. Интересы Мексики были связаны с решением задач завершения экономических реформ и модернизации эконо­мики страны. Как показали последующие события, эти задачи в значительной мере удалось решить. Достаточно сказать, что если раньше, по существу, весь экспорт Мексики был связан с экспор­том нефти, то к настоящему времени эта страна является уже нетто-экспортером промышленных товаров. Иными словами, Мексике удалось решить стоящие перед многими странами мира (в том чис­ле, как отмечалось в настоящем учебнике, и России) задачи дивер­сификации своего экспорта. В рамках переговоров о создании НАФТА Мексика добивалась обеспечения надежного доступа сво­их товаров на рынок США (что требовало снятия американской стороной соответствующих барьеров — тарифных и нетарифных). Кроме того, перед Мексикой стояли задачи увеличения притока иностранных инвестиций, в том числе речь шла и о фактическом возвращении в страну ранее ушедших из нее капиталов (здесь просматривается прямая аналогия с современной ситуацией в России). Создание благоприятного инвестиционного климата в Мексике должно было привлечь иностранный капитал не только из США и Канады, но и из третьих стран (вне НАФТА).

Соглашение НАФТА обладает определенной спецификой по сравнению с подписанным в 1957г. соглашением о создании Евро­пейского экономического сообщества («Общего рынка»), на базе которого сформировался современный ЕС. Дело в том, что это было первое торгово-экономическое соглашение, подписанное, с одной стороны, двумя высокоразвитыми странами (США и Кана­дой), а с другой — развивающейся страной (какой в момент под­писания соглашения была Мексика). Во-вторых, НАФТА можно рассматривать как своего рода «асимметричное» соглашение. В центре экономической «конструкции» этого соглашения оказы­ваются США, а экономическое взаимодействие Канады и Мекси­ки выглядит значительно слабее, чем взаимодействие США и Ка­нады и США и Мексики.

Основными целями соглашения НАФТА были:

- снятие барьеров в торговле и содействие свободному дви­жению товаров и услуг между подписавшими соглашение странами;

- установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

существенное увеличение возможностей для инвестирова­ния в странах — членах НАФТА;

- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран НАФТА;

- выполнение и применение данного соглашения для урегу­лирования торговых споров;

- в перспективе рассматривалась возможность расширения рамок данного соглашения за счет подключения к нему но­вых стран-участниц.

Соглашение НАФТА предусматривало программу устранения тарифных барьеров, которая была рассчитана на четыре этапа:

1.Часть барьеров снималась сразу же после подписания согла­шения.

2.Вторую группу барьеров должны были снять в течение пяти лет.

3.Барьеры на третью группу товаров предполагалось снять через 10 лет.

4.Оставшуюся часть барьеров намечалось снять через 15 лет с момента действия соглашения (на этом последнем этапе барьеры предполагалось снять для наиболее чувствительных для стран товаров: для Мексики это зерно, порошковое молоко и фасоль, дя Канады — молочные продукты и птица, для США — фрукты и овощи).

В целом очень важным достижением НАФТА явилось устране­ние дискриминации в отношении мексиканских товаров на рынках США и Канады, а Мексика в свою очередь отменила импортные лицензии по товарам из США и Канады.

Одной из особенностей НАФТА явилось то, что, несмотря на заявленную в соглашении полную либерализацию торговли, в нем были сделаны определенные исключения. Так, Мексике удалось сохранить ограничения на иностранные инвестиции (на практи­ке — на инвестиции США) в свою нефтяную промышленность. Отметим, что в нефтяной промышленности Мексики до сих пор очень велика роль государства (государство обладает исключитель­ным правом на инвестиции в данную отрасль).

Важно то, что НАФТА пошло дальше первого этапа реализации интеграционного процесса — зоны свободной торговли. Здесь не только были сняты таможенные барьеры и другие ограничения для экспорта и импорта товаров стран — участниц соглашения, но и были созданы условия для свободного движения товаров, а также услуг, рабочей силы, капиталов. Огромное значение для НАФТА имело включение в соглашение раздела, посвященного торговле услугами. Это было особенно актуально для Мексики, поскольку начиная с 80-х гг. услуги уже составляли более 50% ВВП этой страны, а уровень занятости в этой сфере превышал 60%. НАФТА охватывает все виды услуг (включая и финансовые услуги). Одна­ко при этом было сделано достаточно много исключений по от­дельным видам услуг, которые не охватывались соглашением НА­ФТА. Это касалось авиационных и морских перевозок, инжини­ринга, издательского дела, коммерческого образования, рекламы, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. По существу, уже к концу 90-х гг. были отработаны общие подходы предоставления национальных режимов для осуществления пря­мых иностранных инвестиций.

Кроме того, в рамках НАФТА имеются договоренности:

- о защите интеллектуальной собственности;

- по гармонизации технических стандартов, санитарных норм и др.;

- по формированию механизма разрешения споров (анти­демпинговые проблемы, субсидии и др.).

В перспективе (через 10—12 лет) актуальными станут вопросы практического слияния рынков стран — участниц НАФТА. Одна­ко в рамках этого соглашения еще отсутствуют организационные структуры, подобные Комиссии европейских сообществ, Европарламенту, Суду ЕС, Европейскому центральному банку и т.д., хотя определенная институциональная структура в НАФТА существует. Это относится к таким органам НАФТА, как Комиссия по свобод­ной торговле; различные комитеты (по торговле товарами, по тор­говле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фито-санитарному контролю; по стандартам; по малому бизнесу; по финансовым услугам); рабочие группы по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хо­зяйства, по торговле и конкуренции (всего 30 различных комитетов и рабочих групп). Главным институтом НАФТА является Комис­сия по свободной торговле на уровне министров торговли США, Канады и Мексики. Однако принципиальным моментом является то, что в НАФТА, в отличие от ЕС, нет каких-либо наднациональ­ных органов.

В целом же НАФТА находится на начальных стадиях интегра­ционного процесса по сравнению с ЕС. Поэтому еще рано гово­рить об успешности и завершенности процесса международной экономической интеграции в рамках этого соглашения.

В последние годы руководство США предпринимает усилия для распространения принципов НАФТА на все страны Америки и подписания соответствующего соглашения всеми странами этого континента. Речь идет о попытках создания так называемой Аме­риканской зоны свободной торговли (Free Trade Area of the Americas — FTAA), которая могла бы объединить 34 страны Север­ной и Южной Америки. На совещании этих 34 стран в 2003г. было принято решение разработать и принять до января 2005г. (когда, по проектам, должна начать функционировать FTAA) рамочное соглашение, цель которого — очертить минимальный круг достиг­нутых договоренностей.

Однако к середине 2004г. эти попытки успеха не имели, хотя в декабре 2003г. США завершили переговоры с четырьмя странами Центральной Америки (Гватемалой, Никарагуа, Сальвадором и Гондурасом) о создании Центрально-Американской зоны свобод­ной торговли (Central American Free Trade Agreement — CAFTA). Как только это соглашение вступит в силу, более 80% потребительских пРомышленных товаров производства США начнет поставляться в Указанные страны беспошлинно. Через 10 лет уже 100% этих товаров будет поставляться беспошлинно. Однако беспошлинная торговля сельскохозяйственной продукцией между этими страна­ми начнется только через 18 лет. В то время как США добились того, чтобы центральноамериканские государства открыли доступ к их сектору услуг, сами Соединенные Штаты отказываются пол­ностью либерализовать доступ на свой внутренний рынок сельско­хозяйственных товаров. Таким образом, в данном соглашении достаточно отчетливо проявляется политика «двойных стандартов» США по отношению к своим партнерам по переговорам.

Вместе с тем идеи CAFTA не были поддержаны Коста-Рикой — наиболее благополучной в экономическом отношении страной Центральной Америки.

США пока отказываются включить в обсуждаемое в рамках про­екта FTAA соглашение вопрос об аграрных субсидиях, на чем наста­ивают их латиноамериканские партнеры по переговорам. Отмена или снижение таких субсидий не отвечает интересам американских производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. При этом Бразилия и другие латиноамериканские страны хотели бы исключить из переговоров вопросы защиты прав на интеллек­туальную собственность, охраны патентов, а также инвестиционных стандартов и норм трудового права. Таким образом, первоначально поставленные США амбициозные задачи формирования Амери­канской зоны свободной торговли пока еще решить не удается.

Поскольку цель создания FTAA в ближайшей перспективе ока­зывается труднодостижимой, переговоры теперь будут направлены на заключение двусторонних соглашений о свободной торговле, учитывающих интересы Соединенных Штатов и возможности от­дельных стран. (При этом подобные соглашения, естественно, не будут обязательны для всех 34 американских государств, с которы­ми велись переговоры о создании FTAA.) Инициатива проведения более гибких переговоров исходит от Бразилии, которая не готова в настоящее время заключить всеобъемлющее соглашении о созда­нии Американской зоны свободной торговли. США ведут такие двусторонние переговоры с Перу, Колумбией, Эквадором, Боли­вией и Панамой. Уже достигнуто такое соглашение с Чили, завер­шаются переговоры США с Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором, Никарагуа и Коста-Рикой. Эти страны надеются, что двусторонние переговоры с США о свободной торговле помогут им решить дол­говые проблемы (прежде всего в отношении тех же самых США).

В последние годы, учитывая тенденции глобализации мировой экономики, как возможный вариант развития в перспективе рассматривается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА. Однако эти перспективы выглядят в настоящее время весьма туманными, учитывая имеющиеся противоречия между ЕС и США (особенно после завершения формирования зоны евро). Сами руководители ЕС, в свою очередь, в 2004г. вели переговоры о свободной торговле с торговой группировкой MERCOSUR, в со­став которой входят Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай.

В настоящее время в мировой экономике действуют и другие (помимо ЕС и НАФТА) интеграционные (по крайней мере, по за­явленным задачам) и торгово-экономические союзы. Прежде все­го, обращает внимание своеобразный вариант интеграционного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Имен­но в этом регионе уже с рубежа 80—90-х гг. наблюдается разверты­вание интеграционных процессов на региональном и субрегио­нальном уровнях. При этом на субрегиональном уровне разверты­вается так называемая «фактическая» интеграция, не основанная на крупномасштабных межгосударственных соглашениях. Эти процессы, следуя терминологии экспертов ЮНКТАД, реализуют­ся в «треугольниках экономического роста» (economic growth triangles). К примерам такого рода треугольников можно отнести треугольник в составе Сингапура, малайзийского штата Джохар и индонезийской провинции Риау. По существу, в АТР субрегио­нальная интеграция превалирует над региональной, поскольку на этом (субрегиональном) уровне в меньшей степени проявляются негативные факторы и меньше разрыв в уровнях экономического развития между участвующими сторонами.

В настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе дей­ствуют три субрегиональные группировки — в Юго-Восточной Азии — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН — AFTA, ASEAN Free Trade Area) и на юге Тихоокеанского бассейна — АН-ЗСЕРТА (или короче - СЕР, CER - ANZCERTA - Australia - New Zealand Closer Economic Relations Trade Agreement) и Южно-Тихо­океанский Форум (Pacific Forum).

АСЕАН в настоящее время объединяет такие страны, как Син­гапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины (с 1967г.), Бруней (с 1984г.), Вьетнам (с 1995г.), Лаос и Союз Мьянма (с 1997г.), Камбоджа (с 1998г.). Начав с формирования зоны пре­ференциальной торговли и сотрудничества в строительстве ряда совместных производственных объектов, страны АСЕАН с 1992г. Приступили к созданию зоны свободной торговли, а с 1998г. — к Формированию Свободной инвестиционной зоны (ASEAN Unvestment Area). Успехи, в целом достигнутые в решении указанных проблем, позволили этим странам принять в 1997г. стратегический план действий «АСЕАН: взгляд в 2020г.», в котором были опреде­лены стратегические долгосрочные цели организации по форми­рованию общего рынка и введению общерегиональной валюты (таким образом, АСЕАН фактически стремится повторить те этапы процесса международной экономической интеграции, которые ранее были пройдены ЕС).

Зона свободной торговли Австралии и Новой Зеландии начала формироваться почти 40 лет назад — в 1966г. При этом во взаим­ной торговле между этими странами были отменены пошлины и количественные ограничения (квотирование). Уже к концу 70-х гг. около 80% взаимной торговли промышленными товарами этих стран осуществлялось на беспошлинной основе. В 1983г. данными странами было подписано новое соглашение, которое, собственно, и дало этой группировке ее нынешнее название — АНЗСЕРТА. К 1990г. здесь была сформирована зона свободной торговли товара­ми и услугами на базе ликвидации пошлин и количественных огра­ничений, согласования и гармонизации нетарифных барьеров, существенной либерализации взаимной торговли услугами (за ис­ключением сферы телекоммуникаций, финансов и морского транспорта). Позднее был подписан еще ряд соглашений, связан­ных с обеспечением свободной миграции граждан этих стран на основе гармонизации социальных норм и унификации медицин­ского страхования. Характерной особенностью АНЗСЕРТА явля­ется то, что она стала первой в мире зоной свободной торговли, распространившейся на сельскохозяйственную продукцию и услуги. В перспективе эти страны планируют создание общего рынка, взяв за основу схему и исторический опыт его формирова­ния в ЕС.

Южно-Тихоокеанский Форум (Pacific Forum), функционирую­щий с 1971г., объединяет 13 малых островных государств и терри­торий. Главными препятствиями, которые сдерживают развитие эффективного экономического сотрудничества между ними, явля­ются крайне низкий уровень экономического развития этих стран, однотипность и монокультурность экономических структур и экс­порта. Этими странами в 1980г. было подписано соглашение о взаимном региональном торгово-экономическом сотрудничестве с Австралией и Новой Зеландией. На его основе была создана зона преференциальной торговли на невзаимной основе (товары из раз­вивающихся стран Южно-Тихоокеанского Форума, за исключением сахара, ввозятся на рынки Австралии и Новой Зеландии бес­пошлинно). В 1999г. страны Форума приняли решение о форми­ровании зоны свободной торговли в течение 10 лет для товаров и в течение 20 лет — для услуг.

Идеи интеграции на региональном уровне стран АТР стали релизоваться лишь на рубеже 80—90-х гг. В 1989г. была создана пер­вая межправительственная экономическая организация Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества — АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation Forum — APEC). Она объ­единяет в настоящее время такие страны, как США, Канада, Япо­ния, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, КНР (вклю­чая Сянган), Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Вьетнам, Перу, Россия. Основными целями Форума АТЭС являлись: содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепле­ние открытой многосторонней системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвес­тиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответ­ствии с нормами ВТО. Помимо того что АТЭС базируется на ме­ханизме консультаций и принципов открытого регионализма, недискриминации, здесь присутствует еще и принцип «ВТО плюс», который означает, что программы либерализации и углубления сотрудничеств в АТЭС должны не только соответствовать нормам ВТО, но и по возможности опережать по срокам реализацию ана­логичных решений ВТО.

Фактически Форум АТЭС представляет собой попытку форми­рования самой крупной в мире зоны свободной торговли. Но при этом присутствует целый ряд противоречий, осложняющих реше­ние поставленных данной группировкой задач. Это связано, прежде всего, с сохраняющейся дифференциацией входящих в Форум АТЭС стран с точки зрения социально-экономического и полити­ческого развития. В Форуме АТЭС отсутствуют взаимные обяза­тельства, связывающие страны при выполнении принятых ими совместных решений (что делает эту группировку достаточно «аморфным» образованием). Внутри АТЭС существует несколько Различных субрегиональных группировок — АСЕАН, НАФТА, АНЗСЕРТА, зоны свободной торговли между Чили и Канадой, Чили и Мексикой.

Наша страна является членом Форума АТЭС с 1998г. Однако при позитивных аспектах этого участия имеются и определенные Негативные стороны данного процесса. Поскольку экономика России (и прежде всего Дальнего Востока и Сибири, наиболее тесно взаимодействующих с другими странами АТР) пока еще не обла­дает высокой конкурентоспособностью, либерализация взаимной торговли со странами Форума АТЭС и открытие для них россий­ского рынка может привести к вытеснению с него отечественной продукции иностранными фирмами-конкурентами. В связи с этим правительством РФ должны быть разработаны и реализованы продуманные меры по поддержке отечественных производителей при взаимодействии со странами АТЭС и выработана долгосрочная государственная стратегия в этом направлении внешнеэкономи­ческой политики.

Попытки реализации процессов международной экономиче­ской интеграции предпринимаются и в других регионах мира. Так, например, в Африке они начались еще в 60-е гг. XX в., когда на этом континенте возникло около 40 самых различных междуна­родных организаций экономического и финансового профиля. В их числе можно отметить Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки (Customs and Economic Union of Central Africa — CEUCA), созданный в 1964г. Габоном, Камеруном, Конго, Цент­рально-Африканской Республикой и Чадом для формирования общего рынка государств Центральной Африки (синоним названия этой организации — UDEAC, Union Douaniere et Economique de I'Afrique Centrale — ЮДЕАК). Были созданы также Совет согласия, объединяющий Бенин, Того, Нигер, Верхнюю Вольту, Берег Слоновой Кости, Восточно-Африканское Сообщество (East African Community — ЕАС), объединяющее Кению, Уганду и Танзанию. В За­падной Африке действует Экономическое сообщество западно­африканских стран (Economic Community of West African States — ECOWAS). В 1993г. был подписан договор о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки в Общий рынок Восточной и Южной Африки. В 1992г. было со­здано Сообщество развития Юга Африки, в которое входят 12 стран Африки.

В целом интеграционные процессы на Африканском континен­те протекают весьма непросто, что связано, прежде всего, с крайне низким уровнем развития большинства африканских стран. По­этому некоторые из них, например страны Северной Африки или страны зоны франка, видят свои перспективы в более активном взаимодействии с развитыми странами, и прежде всего со страна­ми ЕС.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1.Какие цели преследовали США, Канада и Мексика при создании НАФТА?

2.Покажите принципиальные различия в реализации процесса международной экономической интеграции в рамках ЕС и НАФТА.

3.С какими противоречиями связаны попытки создания Зоны свободной тор­говли Америки?

4.Охарактеризуйте специфику осуществления процессов международной эко­номической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

5.В чем состоят принципиальные различия в развертывании интеграционных процессов в ЕС и Форуме АТЭС?

6.Покажите специфику и сложности реализации процессов международной экономической интеграции в Африке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: