Конституционно-правовые нормы: понятие, виды




Нормативный правовой акт – изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения),
1) обязательные для неопределенного круга лиц,
2) рассчитанные на неоднократное применение и
3) действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.03 г. № 3 // РГ. 25.01.03 г. № 15).

Конституционно-правовые нормы – правовые нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Особенности конституционно-правовых норм:
1. Учредительный характер.
2. Большое количество декларативных норм и норм-принципов.
3. Особенность структуры конституционно-правовой нормы – мало санкций (М. С. Саликов).
4. По предмету – много общерегулятивных норм.
5. Приоритетное положение по отношению к нормам других отраслей.
6. Большое количество норм требуют отраслевого развития (в частности, по правам человека).
Виды конституционно-правовых норм:
Для удобства восприятия виды указаны по содержанию в том или ином правовом акте.
1. По юридической силе:
Федеральные:
– Конституция РФ,
– закон Российской Федерации о поправках в Конституцию Российской Федерации,
– решения (правовые позиции) Конституционного Суда РФ (в настоящее время стали появляться мнения отдельных авторов о нормативной природе правовых позиций Конституционного Суда РФ (например, С. Э. Несмеянова). Представляется, что подобный взгляд не соответствует принципу разделения властей, где судебная власть вершит правосудие, а законодательная занимается нормотворчеством, а также законодательному предназначению Конституционного Суда РФ – «толковать» право, а не «создавать» его. Но при этом необходимо иметь в виду, что современная практика деятельности Конституционного Суда РФ свидетельствует о формулировании в решениях Конституционного Суда РФ новых правил поведения, которые в силу общеобязательности решений Суда приобретают характер норм права.
– общие принципы и нормы международного права,
– федеральные конституционные законы,
– федеральные законы,
– указы Президента РФ. Кроме специально установленных предметов президентского нормативного регулирования, Президент РФ также в силу своих дискреционных (прямо не ограниченных, высокоусмотрительных) полномочий вправе издавать указы по вопросам, требующим принятия законов, при этом они имеют силу закона, но действуют до принятия соответствующего закона,
– постановления Правительства РФ. В силу принципа разделения властей постановления Правительства РФ могут содержать нормы права исключительно в случая предусмотренных Конституцией РФ или законами (ФКЗ «О правительстве РФ» указывает также на нормативные указы Президента РФ). Такое нормотворчество получило в науке название - «делегированное законодательство»,
– акты федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время нормотворческими полномочиями наделяются только министерства РФ (агентства и службы такими полномочиями не обладают). При этом, министерства принимают нормативные акты только в случаях указанных в нормативных актах более высокого уровня и в пределах реализации нормотворческих полномочий Правительства РФ.
Региональные:
– конституции и уставы субъектов РФ,
– законы субъектов РФ,
– нормативные акты высшего должностного лица субъекта РФ и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Муниципальные:
– устав муниципального образования,
– акты органов местного самоуправления.
Что касается соотношения по юридической силе федеральных, региональных, муниципальных норм то выделение такого критерия деления весьма условно, поскольку по юридической силе приоритет норм определяется их предметом. Так если муниципальная норма принята по предмету исключительно своего регулирования, то все остальные нормы (включая федеральные и субъектов РФ) должны ей соответствовать (не противоречить) по данному предмету регулирования, если вообще допустимо принятие таковых.
2. По территории действия:
– федеральные,
– субъекта РФ,
– муниципального образования.
3. По методу правового регулирования:
– диспозитивные,
– императивные.
4. По назначению в механизме правового регулирования:
– материальные,
– процессуальные.
5. По характеру предписания:
– управомочивающие,
– запрещающие,
– обязывающие.
6. По функции:
регулятивные,
охранительные.
7. Также выделяют (А. Н. Кокотов):
– дефинитивные (дают легальные понятия терминов),
– нормы-цели,
– нормы-принципы;
– гарантийные (устанавливают гарантии прав),
– коллизионные (устанавливают приоритет действия той или иной нормы в случае противоречия нескольких норм между собой),
– оперативные (регулируют введение в действие, отмену актов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: