Непосредственная (прямая) демократия - способ осуществления публичной власти непосредственно самим народом путем принятия им публично-властных решений.
Наиболее распространёнными формами прямой демократии являются:
· Народное голосование (референдум);
· Народное обсуждение — мероприятие, проводимое с целью выявления мнения граждан по какому либо вопросу (публичные слушания, опросы и т.п)
· Народная правотворческая (законотворческая) инициатива;
· Императивный депутатский мандат — право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них;
Референдум – форма непосредственного выражения власти народа, заключающаяся в голосовании граждан по важным вопросам жизни общества и государства, результаты которого а) обязательны для их рассмотрения органами публичной власти или б) обязательны для всех и действуют непосредственно (прямо). В Российской Федерации решения принятые на референдуме имеют обязательное значение и дополнительного утверждения для применения не требуют.
Референдум как форма непосредственного выражения власти народом:
1. Одна из форм реализации народом своей власти.
2. Одна из форм и гарантий демократии.
3. Неотъемлемое право народа, вытекающее из учредительной власти народа в отношении органов публичной власти.
4. Средство взаимодействия гражданского общества и публичной власти, а также влияния гражданского общества на органы публичной власти.
5. Форма непосредственного правового регулирования народом общественных отношений.
|
6. Референдум как одна из высших непосредственных форм выражения власти народа является основой конституционного строя Российской Федерации.
Виды референдума:
І. По юридической силе:
1) консультативный референдум (опрос, плебисцит) – проводится для выявления мнения народа по какому-либо вопросу. Обязательного значения не имеет, но его результаты должны учитываться органами публичной власти при выработке политики, принятии правовых актов, совершении иных властных действий в силу принципа народовластия и предназначения органов публичной власти – служить народу.
2) властный (обязательный) референдум – его решения имеют обязательное значение для всех органов публичной власти, должностных лиц, объединений, граждан.
ІІ. По уровню проведения:
1) общефедеральный референдум (всероссийский, референдум Российской Федерации).
2) региональный референдум (референдум субъекта РФ).
3) местный референдум (муниципальный референдум, референдум муниципального образования).
ІІІ. По содержанию выносимых на референдум вопросов:
1) законодательный референдум – проводится с целью принятия законов.
2) «территориальный» референдум – решение вопросов изменения территориального устройства (объединение, присоединение, разделение, выделение различного уровня территориальных единиц (субъектов РФ, муниципальных образований)).
3) референдум по решению иных важных вопросов жизни общества и государства.
ІV. По количеству голосований по одному и тому же вопросу:
1) основной.
2) повторный – голосование второй раз по одному и тому же вопросу.
|
Референдум является важнейшим конституционно-правовым институтом и в качестве одной из высшей формы непосредственного выражения власти народа является основой конституционного строя Российской Федерации.
Нормы, регулирующие институт референдума, можно по их предмету подразделить на две группы:
1) регулирующие сущностные (материальные) стороны референдума, его понятие, вопросы, выносимые на референдум, последствия проведения референдума.
2) регулирующие вопросы проведения референдума, его процессуальную часть (инициатива, назначение, голосование, создание органов проводящих референдум и т. д.).
Нормативное регулирование института референдума:
1) Конституция РФ, закрепляющая референдум в качестве формы непосредственного выражения власти народа. Конституция РФ также предусматривает принятие федерального конституционного закона по вопросу порядка назначения референдума Президентом РФ (п. «в» ст. 84).
2) Общий для всех видов референдумов нормативный правовой акт, выступающий в роли кодекса или основ законодательства о референдумах в Российской Федерации – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.02 г. № 67-ФЗ [1].
3) Специальные законы о референдумах: а) Российской Федерации (Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.04 г. № 5-ФКЗ); б) субъектов РФ; в) муниципальных образований. Законы о региональном и местном референдумах принимают соответствующие законодательные органы субъектов РФ. В ряде субъектов РФ вопросы референдума субъекта РФ и местного референдума регламентируются одним законом. Так, в Свердловской области принят и действует Областной закон от 17.04.2006 г. № 20-ОЗ «О референдуме Свердловской области и местных референдумах в Свердловской области» [2].
|
По общему правилу все специальные законы о референдумах должны соответствовать федеральному закону от 12.06.02 г. № 67-ФЗ. Однако поскольку Конституция РФ предусматривает принятие по вопросу о порядке назначения референдума Президентом РФ федерального конституционного закона, постольку федеральный закон от 12.06.02 г. № 67-ФЗ применяется в части непротиворечащей федеральному конституционному закону «О референдуме РФ» от 28.06.04 г. № 5-ФКЗ в части его конституционного предмета – «порядок назначения референдума Президентом РФ». Однако упомянутый ФКЗ содержит нормы, касающиеся не только порядка назначения референдума Российской Федерации, но и в целом регулирует институт референдума Российской Федерации. В силу презумпции соответствия нормативных актов актам большей юридической силы до соответствующего судебного решения, необходимо в случае коллизий федерального закона и федерального конституционного закона применять последний.