Источники – правовые акты, содержащие в себе нормы права, регулирующие те или иные общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Классификация:
1. Конституционные (Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ).
2. Законодательные (Законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, акты палат Федерального Собрания РФ, региональные законы). Представляется, что акты палат Федерального Собрания хотя и издаются законодательными органами, однако за некоторым исключением свойств и силы законов не имеют.
3. Подзаконные (указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти и тоже самое в субъектах). Сюда же можно отнести акты избирательных комиссий (Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ). Центральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения избирательного законодательства, обязательные для исполнения.
4. Судебные (федеральный Конституционный Суд, региональные конституционные и уставные суды, суды общей юрисдикции). Представляется, что судебные акты могут быть источниками только в случаях формулирования ими общеобязательных правовых позиций, имеющих нормативное значение. По мнению отдельных авторов, этому критерию могут отвечать только акты конституционных судов. Нам же представляется, что «толковательная» природа данных актов, не при каких обстоятельствах не может претендовать на нормативное значение, значение формирования новых норм права. Однако деятельность Конституционного Суда РФ и практика реализации его решений свидетельствует о том, что данные решения порой создают новые правила поведения для субъектов конституционного права.
|
Примеры.
А) Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 г. № 19-П, п. 4 мотивировочной части:
«решения Конституционного Суда РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов».
Б) Постановление Европейского суда по правам человека от 26.07.2007 г. Дело «Баранкевич (Barankevich) против Российской Федерации»
«Государства должны воздерживаться от применения произвольных мер, могущих нарушить право на мирные собрания, учитывая значимость свободы собрания и объединения и ее тесную связь с демократией, требуются убедительные и непреодолимые причины для оправдания вмешательства в это право.
Индивидуальные интересы могут в определенных случаях подчиняться интересам группы, но демократия не означает простого главенства взглядов большинства: должно достигаться равновесие, обеспечивающее справедливое и надлежащее отношение к меньшинствам и отсутствие злоупотреблений доминирующим положением.
Задача властей заключается не в том, чтобы устранить причину беспокойства в нарушение принципа плюрализма, а в том, чтобы обеспечить терпимость друг к другу представителей противоборствующих групп.
Свобода собрания, провозглашенная в статье 11 Конвенции, защищает демонстрации, которые могут вызывать недовольство или оскорблять лиц, не разделяющих идеи или требования, которые отстаивают участники демонстрации.
Свобода исповедовать религию охватывает обращение в нее окружающих, более того, если допустить иное, эта статья в части «свободы менять религию или убеждения» могла бы остаться без применения».
|
5. Договорные (Федеративный договор; договоры о разграничении полномочий; вертикальные соглашения (между федеральными и региональными органами; горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами)).
6. Международные (общепризнанные принципы международного права, общепризнанные нормы международного права, международные договоры РФ).
Статья 15, часть 4 Конституции РФ говорит следующее:
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, международные источники состоят из:
• Общепризнанные принципы международного права
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств и др.).
|
• Общепризнанные нормы международного права
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
• Международные договоры Российской Федерации
7. Муниципальные (нормативные правовые акты органов местного самоуправления).
1) Уставы муниципальных образований
2) НПА представительных органов муниципальных образований.
3) НПА глав муниципальных образований.
1, 2, 3, 4 – делятся еще на федеральные и региональные.
8. Кроме прочего, О. Е. Кутафин выделяет в качестве источника конституционного права обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течении длительного времени. Примером может служить избрание заместителей Председателя Государственной Думы от имеющихся в ней фракций). Конституция РФ (ст. 131) говорит о таком источнике как «местные традиции». По мнению О. Е. Кутафина этот источник имеет своим носителем обычай. Возможность регулирования конституционных отношений обычаями допускает и Конституционный Суд РФ.
«Практика применения статьи 111 Конституции РФ обнаруживает различные подходы к реализации закрепленных в ней правомочий, включая одобрение предложенной кандидатуры Председателя Правительства РФ при первом же представлении, представление одного и того же кандидата трижды, а также применение согласительных процедур после двухкратного отклонения кандидата. Однако в дальнейшем не исключается возможность формирования конституционного обычая, основанного и на каком-либо одном варианте взаимодействия главы государства и Государственной Думы из допускаемых частью 4 статьи 111 Конституции РФ
и адекватных целям стабильного функционирования конституционного строя с учетом исторического контекста»
п. 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 11.12.98 г. № 28-П.
Также к иным источникам конституционного права можно отнести решения референдумов.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
6. Решение, принятое на референдуме субъекта РФ, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта РФ, местном референдуме».
В. Е. Чиркин выделяет следующие критерии классификации источников конституционного права:
1. по территории,
2. по содержанию,
3. по кругу участников,
4. по юридической силе.