Ограничения прав и свобод личности.




Конституция РФ позволяет ограничивать права и свободы личности. Данная возможность не является неограниченной или беспредельной, ее рамки установлены также Конституцией РФ.

«Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Кроме «ограничения» в тексте Конституции РФ используются также термины «умаление», «отрицание», «отмена». Если термины «отрицание» и «отмена» ясны при их соотношении с «ограничением» и означают полное не восприятие существования права или прекращение действия права, то термин «умаление» по своей сути, как и «ограничение» означает частичное вторжение в область права или свободы личности, прекращение действия какой-либо из части права или свободы. Но вот в чем проблема «умаление» Конституцией РФ запрещено вообще, а «ограничение» допустимо с соблюдением определенных условий.

1. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 1, 2 ст. 55 Конституции РФ).

Практика Конституционного Суда РФ по толкованию данных норм Конституции РФ является неоднозначной. В решениях Суда встречаются следующие подходы к трактовке понятия «умаление конституционных прав и свобод ».

1) Умаление есть разновидность ограничения. При этом видовой характер умаления может заключаться в следующем:

а) умаление есть чрезмерное ограничение – такое ограничение, которое вторгается в основное содержание права; допускающее «какое-либо существенное нарушение права»[1]; «осуществление такого регулирования, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания»[2].

б) умаление есть недопустимое ограничение – бессрочное ограничение права («на неопределенный срок»[3]).

в) умаление есть несоразмерное ограничение – «ограничения конституционных прав, которые не вызываются необходимостью защиты социальных ценностей, перечисленных в статье 55 (часть 3) Конституции РФ»[4]; «ограничение прав и свобод человека и гражданина, не соответствующее целям защиты конституционно значимых ценностей и интересов»[5].

г) умаление есть ограничение прав, которые не подлежат ограничению вообще. Права, указанные в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ «не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах»[6].

2) Умаление есть разновидность отрицания. Отрицание права означает не признание его государством. Это может проявляться в не закреплении данного права нормативно (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ) или в косвенном или фактическом непризнании права. Последнее и является умалением и проявляется в следующем:

а) умаление есть невозможность реализации права, в частности это может произойти в случае «установления жесткого приоритета» исполнения одной конституционной обязанности над другой (например, платить налоги и платить заработную плату), что повлечет невозможность реализации прав и законных интересов тех или других групп граждан (права работников на зарплату или соответственно права других граждан на законное финансирование (зарплата бюджетников, льготы и др.) за счет уплачиваемых налогов через бюджет)[7].

б) умаление возникает и в случае «отсутствия корреспондирующей праву гражданина обязанности государственных органов » [8].

Ограничение конституционных прав и свобод в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ должно отвечать определенным требованиям:

1) Нормативный акт, которым допустимо вводить ограничения прав - это федеральный закон. Однако это не означает, что всегда само ограничение права должно содержаться в федеральном законе. Зачастую федеральный закон только предусматривает возможность ограничения прав и условия введения таких ограничений. Примером могут служить меры уголовно-процессуального принуждения, которые предусматриваются УПК РФ, а применяются соответствующими государственными органами и должностными лицами (следователем, судьей и т. д.). Не могут предусматривать возможность ограничения прав и свобод своими актами Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

2) Ограничение должно быть необходимым для защиты соответствующих конституционных ценностей – «только в той мере, в какой это необходимо» – ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. «Необходимость» означает наличие причинно-следственной связи между защитой соответствующей конституционной ценности из перечня ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ограничением права или свободы. Здесь необходимо ответить на три вопроса.

Во-первых, влечет ли ограничение права защиту конституционной ценности или нет? Только ответ «безусловно влечет защиту» позволяет переходить к следующему вопросу.

Во-вторых, является ли ограничение права наименьшим из возможных ограничений для защиты конституционных ценностей? К примеру, ФКЗ «О чрезвычайном положении» определил это так: «меры… влекущие изменение (ограничение)… прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения» (п. 1 ст. 28). По сути, здесь речь идет о запрете на злоупотребление возможностью ограничивать права[9].

В-третьих, соразмерно ли ограничение права защищаемой конституционной ценности или нет? Не наносит ли ограничение права больший вред, чем благо, создаваемое реализацией цели[10]?

«Использование формулы "иные действия" в запретительных целях делает открытым и перечень видов противоправной предвыборной агитации, допускает расширительное толкование понятия и видов запрещенной агитации и тем самым не исключает произвольное применение данной нормы. Такое расширительное толкование, связанное с основаниями дисциплинарной и административной ответственности представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности, несовместимо с юридическим равенством, а также принципом соразмерности устанавливаемых ограничений конституционно одобряемым целям и ведет к нарушению свободы средств массовой информации» (п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30.10.03 г. № 15-П).

3) Ограничение возможно только в конституционно закрепленных в ч. 3 ст. 55 целях. В иных целях ограничение прав и свобод будет несоразмерным ограничением, а значит умалением прав или свободы, что в силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ не допускается. В этой связи следует сказать о том, что практика применения ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ пошла по пути восприятия данных норм в рассматриваемом свете как единого механизма.

Защищаемыми конституционными целями являются:

а) основы конституционного строя – данные основы сформулированы в главе первой Конституции РФ.

б) нравственность – оценочная категория, означающая, духовные качества, этические нормы, которыми руководствуется человек. В качестве защищаемой может быть только общественная нравственность.

в) здоровье – правильная, нормальная деятельность организма человека, его полное физическое и психическое благополучие.

г) права и законные интересы других лиц. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Отграничение этой нормы от ч. 3 ст. 55 Конституции РФ осуществляется по следующему критерию. Часть 3 ст. 17 – направлена на установление баланса между правами и свободами разных лиц и, по сути, определяет субстанционально внешние границы самого права. Часть 3 ст. 55 – направлена же на защиту одного права или свободы за счет ограничения другого права или свободы.

д) обеспечение обороны страны и безопасности государства. Под обороной страны понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории[11]. Безопасность государства – состояние защищенности жизненно важных интересов государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы государства - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития государства. К основным объектам безопасности государства относятся - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность[12].

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства может вводиться военное положение. Пункт 4 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30.01.02 г. № 1-ФКЗ гласит:. «В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности»[13].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: