Принцип демократического политического режима (ст. 1 Конституции РФ).




– источник власти – единый многонациональный народ России;

– публичная власть и формы ее организации – элементы самоорганизации народа (опосредованная или представительная демократия);

– непосредственная власть народа (прямая демократия) – выборы, референдум, собрания, сходы, конференции, обращения.

Демократический политический режим означает, что изначально власть в государстве принадлежит всецело народу, учредителю данного объединения людей. Отсюда конституционное положение о том, что единственным источником власти является народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). Но это лишь одна сторона демократии. Другая сторона касается вопроса о том, кто и в каком объеме может или должен осуществлять власть народа в государстве. Здесь возможно два варианта. Во-первых, сам народ, реализуя свою власть, может принимать решения направленные на регулирование жизни общества и отдельных людей (непосредственная демократия, осуществляемая например, через референдумы). И, во-вторых, когда народ создает специальные властные институты, именуемые органами и должностными лицами государства или местного самоуправления (опосредованная или представительная демократия). В последнем случае публичные органы и должностные лица выступают в качестве представителей народа. Они получают свою власть от народа, действуя по его доверию. Аналогия с гражданско-правовым институтом доверенности вполне оправданна и вот почему.

Чертами доверенности являются в частности следующие: предоставление возможности осуществлять части или всех полномочий доверителя (тот, кто выдает доверенность); невозможность осуществления поверенным (тот, кому выдается доверенность) полномочий ему не переданных, или отсутствующих у доверителя; строго ограниченный срок действия доверенности. Так и в отношения между народом и его представителями – органами власти. Они, во-первых, получают в виде собственной компетенции часть власти народа; во-вторых, больше чем им передал народ, они осуществлять не могут, это уже захват власти (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ) и в этом проявляется строго разрешительный характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; и, в-третьих, все органы государственной власти, избираемые народом, имеют срок своей деятельности, по истечении которого подлежат переизбранию.

Однако следует отметить, что наше государство все же нельзя назвать как государство, основанное на демократии. Одним из примеров этому можно назвать сформулированный Конституционным Судом РФ институт «скрытых» полномочий Президента РФ. Существо указанного института сводится к тому, что Президент РФ может осуществлять не только прямо указанные в Конституции РФ полномочия, составляющие его компетенцию, но и те которые он сможет вывести сам из общих положений Конституции РФ. «Конституция РФ определяет вместе с тем, что Президент РФ действует в установленном Конституцией порядке. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83–89 Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.» (п. 4. мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 г. № 10-П).

Принцип разделения государственной власти (ст. 10 Конституции РФ).

– самостоятельность органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

– баланс самостоятельности властей обеспечивается системой сдержек и противовесов;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти разных ветвей

Принцип федеративного территориального устройства (ст. 1, 5 Конституции РФ).

Вбирает в себя также следующие принципы:

а) принцип равноправия субъектов РФ (ч. 1, 5 ст. 5 Конституции РФ);

б) принцип государственной целостности (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ);

в) принцип единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ);

г) принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ);

д) принцип равноправия и самоопределения народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).

Принцип республиканской формы правления (ст. 1 Конституции РФ).

– власть сменяется на основе периодических выборов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: