ПОЛЬСКАЯ ШКОЛА И ДРУГИЕ ТЕЧЕНИЯВ КИНЕМАТОГРАФЕСТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ




Для кинематографа 60-е годы XX в. стали десятилетием грандиозных перемен. В Восточной Европе наиболее показательно в этом плане кино Польши, Чехословакии и Венгрии. В Польше кино послевоенного обновления получило название польская школа. Она возникла в середине 50-х гг. Юность молодых режиссёров пришлась на годы Второй мировой войны. В своих фильмах они пытались осмыслить трагические для всего человечества 40-е гг.

Анджей Вайда (родился в 1926 г.) дебютировал фильмом "Поколение" (1955 г.). В нём Вайда рассказало своих сверстниках, сражавшихся во время войны в подполье. В "Поколении", а затем в "Канале"(1957 г.), следующей картине режиссёра, действует характерный для польской школы герой. Окружённый фашистами подпольщик из "Поколения" бросается в пролёт лестницы, чтобы не попасть в руки врагов. После поражения Варшавского восстания 1944 г., поднятого подчинявшейся эмигрантскому польскому правительству в Лондоне подпольной армией, командир отряда, герой "Канала", пытается вывести бойцов по системе канализационных труб, но теряет отряд и возвращается под землю на его поиски.

Самая знаменитая картина Вайды - "Пепел и алмаз" (1958 г.). Её действие происходит в течение одного дня - 9 мая 1945 г. Война завершилась, однако герой фильма Мацек Хелмицкий, участник антикоммунистического подполья, совершает покушение на секретаря обкома партии, т. е. продолжает войну ради героизма - губительного не только для других, но и для него самого. Картина удостоилась многих престижных премий, а Збигнев Цибульский (1927-1967), исполнитель роли Мацека, стал кумиром молодёжи.

Во второй половине 70-х гг. в искусстве Польши возникло новое явление - кино морального беспокойства, выразившее подспудное, нарастающее недовольство порядками, царившими в стране.

Анджей Вайда.

Благодаря картинам "Человек из мрамора" (1976 г.) и "Человек из железа"(1981 г.) Вайда и здесь оказался ведущей фигурой. Первый фильм рассказывает о передовике производства, которого делают образцом для подражания. Вступившись за несправедливо обвинённого напарника, герой сталкивается с жестокостью органов госбезопасности и погибает во время забастовки. Дело погибшего отца продолжает во втором фильме его сын - член мятежного профсоюза "Солидарность". Вайда стал выразителем польского "взгляда на вещи".

Режиссёр Ежи Кавалерович (родился в 1922 г.) дебютировал раньше Вайды, но свои самые известные фильмы - "Мать Иоанна от ангелов"(1961 г.) и "Фараон" (1966 г.) -снял позднее. Он учился в Академии изобразительных искусств, поэтому его картины отличаются изысканностью художественного решения. Опыт художника потребовался Кавалеровичу и при постановке "Матери Иоанны..." и "Фараона", поскольку действие первой картины происходит в XVII в., а второй - в Древнем Египте. Режиссёру необходимо было выразительно воссоздать на экране реалии этих эпох.

Люцина Винницка в роли матери Иоанны в фильме "Мать Иоанна от ангелов."

Мать Иоанна - настоятельница монастыря. Церковные власти уверены, что в неё и монахинь вселились бесы. На самом же деле Иоанна бунтует против строгости монастырского уклада, ей хочется любви и простого человеческого счастья. Мать Иоанна - раба правил и предписаний; фараон Рамсес, герой другого фильма, стоит во главе государства - кажется, он должен чувствовать себя свободным. Однако на пути реформ, которые Рамсес хочет осуществить, встаёт каста жрецов. В столкновении с ней молодой правитель погибает. В бунте обоих героев против строго организованной системы слышится отзвук волновавшей польское общество дискуссии о благородной и непрактичной жертвенности.

Ежи Кавалерович.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: