Голливудским фильмам 1946 год принёс огромный кассовый успех. Число кинозрителей достигало девяноста миллионов человек в неделю — рекордная цифра за всю историю существования американской «фабрики грёз ». Однако спустя не сколько месяцев время расцвета сменилось кризисом.
ГОДЫКРИЗИСА
Серьёзно повредило американскому кинопроизводству телевидение, ставшее для кино конкурентом номер один. Во второй половине 40-х зрители стали реже посещать кинотеатры. Всё больше людей проводили вечера перед телевизорами, количество которых с 1948 по 1952 г. возросло в США в шестьдесят раз. Стоимость производства картин резко возросла.
Кроме того, в 1949 г. Верховный суд США вынес вердикт, по которому студии лишались права владеть собственными кинотеатрами, из-за чего они теряли гарантированный прокат. Производство кинофильмов — дорогостоящее занятие. В таких условиях картины перестали окупаться. В 50-х гг. производство фильмов сократилось вдвое, многие деятели кино остались не у дел. Кинематографисты покидали киностудии и становились независимыми продюсерами и режиссёрами. В середине 30х гг. в Голливуде было восемь крупных кинофирм: «Метро Голдвин Майер», «Уорнер бразерс», «XX век Фоке», «Парамаунт», РКО, «Коламбия пикчерс», «Юнивёрсл» и «Юнайтед артисте». Производственные объединения, не входившие в эти гиганты, считались независимыми. Независимые продюсеры 30х гг., как Уолт Диснейи Дэвид Селзник, сами финансировали и ставили свои картины, а для их проката обращались к ведущим кинофирмам. Так действовали многие независимые продюсеры, по явившиеся в 40—50х гг. Независимый продюсер и режиссёр Чарли Чаплин владел большим пакетом акций компании «Юнайтед артисте», которая занималась прокатом его картин. Многие режиссёры, подобно итальянским неореалистам, обратились к насущным проблемам общества. Они использовали в своих картинах истории из жизни обыкновенных людей, предпочитая снимать типажей и малоизвестных актёров. Из американских независимых отечественному зрителю больше прочих известен Стэнли Крамер, фильмы которого часто демонстрировались в Советском Союзе.
|
КАРДИОГРАММА СОВРЕМЕННОГО КИНО
ЗАОКЕАНСКАЯ КИНОДЕРЖАВА. ЗРЕЛИЩЕ ИЛИ ИСКУССТВО?
Американское кино 60х гг. XX столетия переживало своеобразную "пересменку": актёры и режиссёры, создававшие прежде славу Голливуда, сходили со сцены. Новые добивались успехов, но не дорастали до популярности "старой гвардии". Положение осложнялось победным шествием телевидения. По этой причине с на чала 50х до конца 60х гг. количество кинотеатров в США уменьшилось почти на треть. Это еще сравнительно благополучная цифра: в некоторых странах посещаемость падала на восемьдесят процентов. Кроме того, менялся состав публики: её основу начали составлять "яппи" (сокращённо от англ, young urbanprofessionals - буквально "молодые городские профессионалы"), т. е. работники всевозможных фирм и компаний. Перед новыми кинематографистами встала задача вернуть кино популярность, а кинотеатрам - зрителей. Её решили художники, которых называют вторым поколением "нового Голливуда".
МАСТЕРА КИНОФАНТАСТИКИ
Самых известных мастеров кино фантастики четверо: Джордж Лукас(родился в 1944 г.), Стивен Спилберг (родился в 1947 г.), Фрэнсис Форд Коппола (родился в 1939 г.),Мартин Скорсезе (родился в 1942 г.).Иногда их объединяют шутливым прозвищем moviebrat (англ, буквально "киноотродье", "киноотпрыски"). Они получили специальное кинематографическое образование, и знания в области истории и теории кино оказали воздействие на их режиссерский стиль. Эти мастера снимали кино разных жанров. Скорее предпочитал мелодраматические повествования, Коппола - боевики и мистические римейки (от англ, remake - "переделывать","делать заново") - переснятые фильмы, Лукас и Спилберг - фантастику. Картины Копполы "Крестный отец" (1972 г.) и Спилберга "Челюсти" (1975 г.) открыли новую эру в кино Америки - эпоху так называемых блокбастеров.
|
Стивен Спилберг. |
Многие художники ждут признания десятилетиями. Лукас же в тридцать три года не просто прославился своей третьей картиной - знаменитыми "Звёздными война ми" (1977 г.), а навсегда вошёл в историю кино. Успех "Звёздных войн" был ошеломляющим, доходы от проката в десятки раз превысили средства, за траченные на постановку. Картина потребовала от режиссёра огромных усилий, поэтому Лукас, не отличающийся крепким здоровьем, заявил, что продолжение "Звёздных войн" будут снимать другие режиссёры, а он займётся общим руководством. Первоначально предполагалось снять девять фильмов об истории "звёздных войн"; после первой ленты появилось ещё две: "Империя на носит ответный удар" (1980 г., режиссёр Ирвин Кершнер) и "Возвращение Джидая" (1983 г., режиссёр Ричард Маркуанд).
Кадры из киноэпопеи "Звездные войны" |
Через некоторое время Лукас пообещал, что новые картины выйдут к двадцатилетнему юбилею первой части. И только в 1999 г. появились сообщения о том, что продолжение готово. Фильм "Звездные войны. Эпизод 1. Скрытая угроза" появился летом того же года.
|
Стивен Спилберг родился в семье инженера компьютерщика и пианистки, предки которой приехалив США из России. К фантастике он обратился намного раньше и первого успеха добился за два года до "Звёздных войн". Картины Спилберга отличаются от фэнтези Лукаса. Фильм "Челюсти" (1975 г.), принёсший режиссёру известность, сделан в жанре фильма ужасов. В таких кинолентах действуют зловещие существа: мертвецы, встающие из могил, зомби, чудовища, но гигантская акула, нападающая на людей в фильме Спилберга, среди них не встречалась.
Невиданный персонаж настолько поразил воображение публики, что по явилось три продолжения картины и подражания ей вроде "Челюстей Сатаны" (1981 г.), где акулу заменил гигантский змей. Чудовища в фильмах ужасов олицетворяют злые, разрушительные страсти; спилберговская акула выражала их так же, как динозавры и другие ящеры в "Парке юрского периода" (1993 г.). За первые десять дней проката в Америке эта картина принесла около ста двадцати миллионов долларов дохода и скоро стала одной из самых кассовых лент истории мирового кино. "Парк юрского периода" впечатляет не пред сказуемостью сюжета и реалистическими спецэффектами. Некоторые динозавры даже изготовлены в натуральную величину.
О космических пришельцах повествуют два фильма Спилберга: "Тесные контакты третьего рода" (1978 г.) и "Инопланетянин" (1982 г.) - наиболее значительная, по мнению американской критики, картина. В ней рассказывается о ребятах, которые спасают от злых взрослых трогательное существо - лопоухого, большеглазого пришельца из космоса, как спасали бы, например, любую беззащитную зверушку. Фильм подкупает своей чистотой и благородством персонажей.
Киноленты Спилберга об археологе Индиане Джонсе выказывают весьма отдалённое родство с фильма ми Лукаса, поскольку связаны с жанром единственно тем, что археолог борется за вещи древние, необыкновенные - за ковчег, хранящий скрижаль с заповедями, которые Господь передал пророку Моисею на горе Синай ("Искатели потерянного ковче га", I98i г.), или за Грааль, священный сосуд, в который, по преданию, со брали кровь распятого Христа ("Индиана Джонс и последний крестовый поход", 1989 г.). В основу картин лег ли приключенческие сериалы 30х гг. Образ нового крестоносца придумал Джордж Лукас, но сам не стал разрабатывать находку, а передал Спилбергу.
Кадр из фильма "Инопланетянин" |
Этот подарок - свидетельство тесной связи "киноотпрысков" между собой. Спилберг воспользовался им мастерски: выплеснул на экран череду захватывающих приключений героя. В 90-х гг., после "Парка юрского периода", режиссёр отошёл от фантастики. Его картины "Список Шиндлера" (1993 г.) и "Спасая рядового Райана" (1998 г.), повествующие о Второй мировой войне, пользуются успехом, однако американская критика называет их "взрослыми" в отличие от прежних, фантастических, которые, по её мнению, пред назначены для детей всех возрастов - от пяти до восьмидесяти. Кинофантастика - это наглядное выражение, с одной стороны, подсознательных страхов, а с другой - надежд и устремлений зрителя. Главные особенности таких фильмов - блеск вымысла, динамика действия, состоящего из погонь, опасностей, драк, любовных похождений и комических ситуаций. Всё, что требуется от зрителя, - насладиться специально сделанным для него действом.
ФРЭНСИС ФОРД КОППОЛА
Среди художников, прославивших "новый Голливуд", самая сложная судьба у Фрэнсиса Форда Копполы. Если его творческий путь изобразить в виде диаграммы, то линия на ней сначала будет долго и плавно подниматься, затем стремительно и резко подскочит вверх, и сразу же опустится, долго будет тянуться на нижнем уровне и наконец опять подскочит. Коппола начал раньше других членов "кино отпрысков": первую - дешёвую по бюджету и не получившую признания - картину режиссёр поставил в 196 3 г.
Кадр из фильма "Крестный отец" |
Его фильмы 60-х - это пологий подъём; пики же приходятся на 70-е гг. Копполу не привлекала фантастика, как Лукаса и Спилберга; вершина ми его творчества стали эпические повествования. Традиционный киноэпос - это широкое полотно, изображающее жизнь нескольких поколений какого-либо рода, или картина масштабного исторического события, воссозданная через много образные судьбы людей, в нём участвующих. Сюжеты эпических фильмов Копполы построены по тому же рецепту. Он сын итальянских эмигрантов, поэтому вполне естественно, что три части картины "Крестный отец" (1972, 1974 и 1990 гг.) рассказывают об истории рода его бывших соотечественников. Чтобы защитить знакомых и близких от несправедливости и вымогательства на новой родине за океаном, глава рода - дон Вито Корлеоне создаёт мафиозную "семью". Она растёт и крепнет, и дону Вито приходится воевать с другими "семьями", претендующими на владения Корлеоне. В американском кино всегда была широко представлена гангстерская тема. Но никто до Копполы не подходил к ней эпически, т. е. не изображал "производство" преступлений как любую другую деятельность и не показывал людей, причиной нравственного падения которых становилось убийство ради убийства, а не те непомерные желания, какие обычно испытывали герои гангстерских лент. Новизна подхода к теме и предопределила успех "Крёстного отца".
Иная разновидность эпоса лежит в основе картины "Апокалипсис сегодня" (1979 г.), ещё одной - может быть, самой высокой - вершины в творчестве режиссёра. Фильм представляет широкое полотно войны во Вьетнаме (1965-1973 гг.), состоящее из деталей, которые появляются походу путешествия капитана армейской разведки, посланного в глухие места на границе с Камбоджей. Там обосновался командир, вышедший из подчинения армейским властям и проповедующий жестокость как норму жизни. Кинематографисты и критики встретили картину доброжелательно, фильм был выдвинут на премию "Оскар" в восьми номинациях и получил две премии: за операторскую работу и звуковое оформление. Однако в прокате он не оправдал затраченные средства, что привело режиссёра на грань банкротства.
Как раз после полупровала "Апокалипсиса..."и произошло нечто вроде застоя в творчестве Копполы: больше десятилетия он снимал скромные, недорогие ленты, не имевшие успеха и не поправившие его финансовое положение. Владельцы студий были готовы разочароваться в режиссёре, но третьей частью "Крёстного отца" Коппола доказал, что способен снова завоевать публику, а лентой "Дракула Брэма Стокера" (1992 г.) закрепил свой успех. В этом фильме вампир, герой известного "черного романа" ирландского писателя, предстаёт не кровожадным монстром, а существом, страдающим из-за утра ты души и своего бунта против Бога.
Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера". В роли Дракулы - Гэри Олдмэн. |
"ОСКАР"
Кинематографическая премия "Оскар", пожалуй, самая старая в мире. Её решили учредить в 1927 г. и первый раз присудили в 1929 г. по итогам предыдущего сезона. Тогда ещё не раздавали знаменитые позолоченные статуэтки длиной в тринадцать с половиной дюймов, изображающие мужскую фигуру с мечом в одной руке и коробкой плёнки - в другой. Статуэтки появились в 1931 г., тогда же они и получили своё имя. По голливудской легенде, секретарша Американской академии кинематографических искусств и наук (англ. Academy of Motion Picture Arts andSciences - AMPAS), присуждающей призы, увидев фигурку, восторженно воскликнула, что изображённый человек очень похож на её дядю Оскара.
Присутствовавшие при этом газетчики под хватили реплику дамы и растиражировали её в своих изданиях, заставив тем самым окрестить безымянную скульптуру. Теперь уже никто не называет приз "премией Американской академии кинематографических искусств и наук", как гласит официальный титул; все говорят просто: "Оскар". Кандидатов на премию выдвигают по секциям (их двенадцать) - например, режиссёры называют тех режиссёров, кого они считают лучшими в данном году, при чём обязательно несколько имён, а не одно; операторы выдвигают операторов и т. д. Затем происходит общее тайное голосование по предложенным кандидатурам, в котором участвуют все члены академии - их количество колеблется от четырех с половиной до пяти тысяч человек. Статистики подсчитали, что счастливчики, удостоенные "Оскара", могут дополнительно собрать в прокате до двадцати миллионов долларов. К чести организаторов, всё происходит в достаточной степени открыто - церемония награждения стала со временем пышным зрелищем, которое телевидение транслирует чуть ли не на весь мир.
МАРТИН СКОРСЕЗЕ
Скорсезе занимает среди movie brat особое место - как бы в стороне: в отличие от других "киноотпрысков" он не привязан к Голливуду. Иногда режиссёр там работает, но предпочитает Нью-Йорк - город, где родился и вырос. Как и Коппола, Скорсезе происходит из семьи итальянских эмигрантов. Его детство прошло в нью-йоркском квартале "Маленькая Италия"; впечатления детских лет легли в основу многих фильмов режиссёра. "Фирменный продукт" Скорсезе - картины, которые можно назвать биографическими. Режиссёр начал творческий путь биографиями своих земляков по "Маленькой Италии". Героями киноленты "Кто стучится в мою дверь"(1969 г.; первый полнометражный фильм Скорсезе) и картины "Злые улицы" (1973 г.), которая принесла ему известность, являются юноши итало-американцы, вступающие в жизнь и сталкивающиеся с её жестокостью. Ещё более биографичен "Бешеный бык" (1980 г.) - история жизни реального лица, боксёра, чем пиона США в среднем весе, - от его дебюта до нравственного падения после ухода с ринга. Самые знаменитые из биографий Скорсезе - "Таксист" (1976 г.), завоевавший главный приз Каннского фестиваля, и вызвавшее нападки верующих "Последнее искушение Христа" (1988 г.).
Роберт Де Ниро в фильме "Таксист" |
Герой первой ленты - ветеран вьетнамской войны. У него расшатана нервная система, он страдает бессонницей, поэтому работает таксистом по ночам, когда зло, уже не опасаясь солнечного света, выползает на улицы Нью-Йорка. Таксист как губка впитывает это зло; ему кажется, что ночные улицы переполнены наркоманами, насильниками, грабителями. Не вы держав нервного напряжения, он устраивает кровавую бойню, спасая от гангстеров сбежавшую из дома тринадцатилетнюю девочку. Эта роль прославила юную исполнительницу Джоди Фостер, ныне одну из самых ярких звёзд Голливуда. По существу, во всех кино биографиях Скорсезе героев искушает кто-то или что-то - одни поддаются искушению, как таксист, другие же преодолевают его, как Христос в "Последнем искушении...".
ДЖЕЙМС БОНД
Первый фильм о супершпионе, имеющем "вид на убийство", т. е. получившем право физически уничтожать противника, был снят в 1962 г. - ровно через десять лет после того, как Иен Ланкастер Флеминг (1908-1964), английский писатель, придумавший бонда, опубликовал свою первую книгу. Знатоки оружия и разведки обсуждали экипировку Бондаи методы его "работы". Даже американский президент Джон Кеннеди стал страстным почитателем супершпиона. Тем не менее лишь кино сделало его легендарным - только когда Бонд по явился на экране, его назвали "образ новым героем послевоенного мира". Своё тело одалживали герою пять актёров; самым лучшим среди них - как бы эталонным Бондом - признан шотландец Шон Коннери (настоящее имя Томас, родился в 1930 г.), первый исполнитель роли.
Кадр из фильма "Живешь только дважды". Джеймс Бонд - Шон Коннери. |
До сих пор вышло восемнадцать фильмов о супершпионе (при том, что Флеминг написал лишь тринадцать романов); в каждом из них действие развивается по одинаковой схеме: безумный злодей готовит гигантское по масштабам и дерзости преступление - например, собирается завладеть атомной бомбой, сделать радио активным весь золотой запас США или похитить космический спутник. Злодей захватывает Бонда, вступившего с ним в борьбу, но тому удаётся спастись с помощью влюбившейся в него девушки - помощницы злодея (или иначе с ним связанной). Если одну и ту же историю рассказывают восемнадцать раз и она не приедается, значит, дело не в сюжете, а в настроениях, волнующих публику, которые усиливаются и активизируются понравившимися сюжетами. Социологи и критики связывают успех "бондианы" с тем, что в 60-х гг. начался новый этап научно-технической революции: человечество вышло в космос, появилось видео, компьютеры и т. д. В "бондиане" на технику покушаются лишь злодеи, которые не способны без неё обрести могущество. Бонд прекрасно владеет техникой, но может обойтись и без неё - супершпион побеждает благодаря своим физическим данным, опыту и мужеству. С помощью молодца, полагающегося только на собственные силы, зрители изживают свой страх перед неизведанностью перспектив, которые открыла научно-техническая революция.
ЛАЙЗА МИННЕЛЛИ
Актёрская культура досталась Лайзе Миннелли (родилась в 1947 г.) по наследству от отца, известного режиссёра Винсента Миннелли, прославившегося своими киномюзиклами, и от матери - знаменитой актрисы Джуди Гарленд, звезды, взошедшей на голливудском небосклоне в конце 30-х гг. "Передача по наследству" отнюдь не образное выражение: маленькая Лайза уже в три года появилась вместе с родителями на съёмочной площадке, а в семнадцать уже выступала с матерью на сиене как профессиональная певица.
Весь накопленный опыт актриса с предельной силой реализовала в мюзикле "Кабаре" (1972 г.), где сыграла эстрадную певичку Салли, выступающую в Берлине начала 30-х гг., когда фашизм уже уверенно шёл к власти. В картине Лайза Миннелли продемонстрировала все свои дарования - певицы, танцовшицы и незаурядной драматической актрисы. Эта роль - вершина творческого пути Миннелли в кино. После "Кабаре" она снимается редко, предпочитая концертную деятельность.
"ТИТАНИК". КИНОВЕРСИИ
Одна из самых трагических катастроф в истории мореплавания – гибель 14 апреля 1912 г. английского океанского лайнера "Титаник" давно волновала воображение кинематографистов, и экранные версии катастрофы постоянно колебались от строгой ре конструкции фактов до всевозможных фантазий. Образцом реконструкции долго считалась английская картина "Незабываемая ночь" (1958 г.). В 1995 г. о "Титанике" сняли доку ментальную ленту, а через год появилась художественная, поставленная режиссером Робертом Либерманом с популярным актёром Джорджем Скоттом в роли капитана корабля. Картина принадлежит к тому жанру, который в Америке называют "документальная драма", и скрупулезно прослеживает перипетии трагического рейса, когда "Титаник", столкнувшись с айсбергом, затонул через два часа сорок минут, унеся с собой жизни более чем полутора тысяч человек из двух тысяч двухсот семи находившихся на борту.
Кадр из фильма "Титаник". Режиссер Дж. Кэмерон. |
Обе ленты превзошёл вышедший в 1997 г. "Титаник" Джеймса Кэмеро на (родился в 1954 г.), ставивший рекорды кассовых сборов и увенчанный целой россыпью "Оскаров". Кэмерон принадлежит к числу корифеев современного Голливуда. Его ставят в один ряд с Лукасом и Спилбергом, хотя Кэмерон принадлежит уже к следующему поколению режиссёров. В его картинах, предшествовавших "Титанику", - в фантастическом "Терминаторе"(1984 г.) и его продолжении "Терминатор2" (1991 г.), в комедийном боевике "Правдивая ложь" (1994 г.) не измен но снимался Арнольд Шварценеггер. "Титаник" же вывел на голливудский небосклон новую звезду первой вели чины - Леонардо Ди Каприо (родился в 1974 г.).